Биография « Горноалтайская епархия Русской Православной Церкви Московский Патриархат. Не было идеи поставить там часовню

- Не будет преувеличением сказать, что не только верующие нашей епархии, но и все жители республики Алтай с большим интересом следили за ходом визита Святейшего Патриарха Кирилла в страны Латинской Америки, во время которого Вы были в составе сопровождающей делегации. Владыка, для чего была предпринята эта поездка?

Надо понимать, что большинство православных в странах Латинской Америки - это русские эмигранты и их потомки. Это исторически сложилось в ходе тех потрясений, которые пережили Россия и мир в 20-м веке. Для людей, которые давно, а возможно и никогда не были в России, но сохраняют свою веру, консолидируются вокруг православных храмов, увидеть своего Предстоятеля - это очень большая поддержка и укрепление. Непросто оставаться православным среди католического общества с совершенно другим менталитетом, обычаями, традициями, другими представлениями, укорененными в привычках, в сознании. Очень сложно там быть свидетелями Православной веры, соблюдать свои традиции, свои праздники, свои посты, отстаивать свое вероучение. И личное присутствие, пусть и короткое Святейшего Патриарха - очень укрепляет.

Кроме того, эта поездка была призвана привлечь внимание мировой общественности к гонениям на христиан на Ближнем Востоке, где сегодня разрушаются храмы, монастыри, целые города и селения, с немыслимой жестокостью уничтожаются те, кто исповедует Христа. Так в Ираке в начале 21 века насчитывалось более полутора миллионов христиан, а сейчас их число сократилось более чем в десять раз. Такие же гонения происходят и в Сирии.

Во время поездки по странам Латинской Америки Святейший возносил молитвы о «братиях и сестрах наших, на Ближнем Востоке и во иных землех гонимых». С особым чувством эта молитва воспринималась на совместных богослужениях с клириками Антиохийского патриархата, имеющего своим центром город Дамаск. От тех гонений, которое устраивает т.н. Исламское Государство, наиболее страдают именно христиане Антиохийского Патриархата.

- Владыка, расскажите о наиболее ярких впечатлениях от поездки.

Самый яркий след оставило общение со Святейшим Патриархом Кириллом, его рассказы о миссионерских поездках по Латинской Америке. Оказывается, будучи митрополитом, он неоднократно бывал в необжитых, диких местах: часто без сопровождения и с минимумом багажа - портфельчик, подрясник, куртка и скуфья... слушая рассказы Святейшего о его поездках в районы боевых действий с гуманитарной помощью в Юго-Восточной Азии - в Лаосе, во Вьетнаме, я дивился его мужеству.

Глубокое впечатление оставило отношение к Святейшему Патриарху Кириллу руководства Республики Куба. Рауль Кастро ежедневно встречался с ним на протяжении всех трех дней визита, принимая у себя во дворце, посещая богослужения, совершаемые Святейшим Патриархом, участвуя вместе с ним в других мероприятиях. Сотрудники российского посольства, которые сопровождали нашу делегацию во все время путешествия на Кубе, говорили, что ни к кому из лидеров зарубежных стран не относился Рауль Кастро с таким вниманием.

Большое впечатление на меня произвел рассказ Святейшего о том, как появился на Кубе храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Много лет назад именно Патриарх Кирилл, тогда еще митрополит, беседуя с Фиделем Кастро, предложил ему построить православный храм как памятник российско-кубинской дружбы. Чтобы со всех судов, входящих в Гаванский порт, были видны его золотые купола.

Эта идея нашла понимание со стороны Фиделя Кастро, со стороны руководства Республики Куба. В 2004 году состоялось освящение закладного камня, которое ознаменовалось грандиозным многотысячным крестным ходом. Ничего подобного со времени революции в Гаване не было. Руководство Республики Куба, партийные и государственные деятели приняли тогда участие в этом событии. Строительство полностью финансировала кубинская сторона, Патриархия участвовала только во внутреннем благоукрашении храма.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Гаване митрополит Кирилл освятил в 2008 году, а во время нынешней поездки мы все вместе служили в этом храме. Действительно, он находится на возвышенном месте и хорошо виден с бухты города Гаваны. И конечно, если бы не личное участие, инициатива, деятельность Святейшего Патриарха - то этого храма сейчас в Гаване не было бы.

Литургия в храме Казанской Божией Матери в Гаване

С непосредственным участием Святейшего связано не только строительство этого храма, но и освящение и строительство десятков других храмов в Латинской Америке. Например, когда мы служили молебен в храме мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро, оказалось, что именно в этот день, 10 лет назад митрополит Кирилл освятил этот храм. И сама передача храма Московскому Патриархату была осуществлена при личном участии митрополита Кирилла.

И храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сан-Пауло - ранее католический костел - был передан Московскому Патриархату при личном участии митрополита Кирилла.

Владыка, особый интерес вызывает посещение Святейшим храма Живоначальной Троицы на арктической российской полярной станции Беллинсгаузен. Храма, который был построен непосредственно при Вашем участии.

Станция Беллинсгаузен - часть моей жизни, поэтому возвращаться туда снова и снова для меня волнительно и радостно. Мне довелось строить этот храм в Антарктиде, в нем служить, зимовать первую зимовку. Примечательно, что этот храм был срублен на Алтае, где я теперь совершаю свое архипастырское служение.

Сейчас, через 12 лет после строительства, Святейший посетил храм Живоначальной Троицы - Патриаршее подворье в Антарктиде - где отслужил молебен и заупокойную литию о почивших полярниках. Святейший был очень тепло принят полярниками, ему показали, какие работы совершаются на станции, какие ведутся научные наблюдения, какие есть лаборатории.

На арктической российской полярной станции Беллинсгаузен

На станции в этот момент находились некоторые из тех полярников, с кем мне довелось зимовать: Евгений Воднев - инженер дизельной станции и Руслан Александрович Елисеев - мой бывший старший звонарь, который, зимуя со мной на станции, отвечал за колокольный звон. Тогда он еще не был крещен и не хотел принимать крещение, мотивируя это тем, что и он, и вся его семья - мусульмане. А, спустя некоторое время, сам приехал в Горно-Алтайск и попросил о крещении. И мы его крестили в Макариевском храме с именем Роман. Было радостно увидеть его вновь во время нашей поездки в Антарктиду.

Владыка, еще одна важная составляющая поездки Святейшего по странам Латинской Америки - встреча с Римском папой Франциском. Сам факт встречи был очень по-разному воспринят православными христианами. Как Вы считаете, почему это так?

После печальных событий 1054 года, когда легат Римского папы кардинал Гумберт положил на престол храма святой Софии писание с анафемой (проклятием) против Восточной Церкви, католики стали смотреть на православных, как на раскольников, схизматиков. И относились враждебно и к православным мирянам, и тем более, к православному духовенству. Во время крестовых походов - походов под именем Христа - католические рыцари грабили православные храмы, иконы использовали как дрова для костров, могли заехать на лошади в храм, не считая, что это храм, допускали множество других бесчинств, вели себя хуже варваров-язычников. Это отношение сохранялось столетиями.

Мы хорошо помним, что на Чудском озере со стороны немецких рыцарей был католический орден. И это противостояние - «кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» - стало символическим на долгие годы. Также можно вспомнить роль Папы Пия XII в поддержке фашистского режима в Германии.

Поэтому любые контакты с католиками, даже не богослужебные, рассматриваются многими как заигрывание с врагом, предательство отцов и дедов, с оружием в руках защищавших от католиков нашу страну и нашу веру.

И момент здесь, действительно, очень тонкий. Для некоторых очень болезненно видеть, что православный Патриарх обнимается с Римским папой. И нужно иметь рассудительность и мудрость, и большую твердость, чтобы различать, где ничего общего между нами нет и быть не может, а где можно сотрудничать.

Многие высказывают недоумение, почему на встречу с Римским папой не было получено благословение прошедшего недавно Архиерейского Собора?

Устав Русской Православной Церкви дает Святейшему право посещения всех епархий Церкви как в России, так и за границей, и право представлять там Русскую Православную Церковь, встречаясь с государственными, общественными и религиозными деятелями. В Межрелигиозном совете России, присутствуют лидеры различных религиозных объединений страны и обсуждаются очень разные вопросы, касающиеся общественной жизни.

Встреча с Римским папой носила частный характер и не сопровождалась никакими молитвами - ни совместными, ни раздельными - вообще никакими. Во время встречи между креслами Патриарха и папы стоял православный крест. Там, где подписывали Декларацию, была икона. Не обсуждалось никаких вопросов о вере, чтобы никому не дать никакого повода для злословия.

Очевидно, что без непосредственного участия Святейшего Патриарха и Римского папы невозможно было принять документ о том, что уния больше не рассматривается католиками, как средство объединения. А это очень важный документ.

- А какие вопросы обсуждались в ходе встречи?

Еще раз повторю, что на этой встрече не обсуждались ни вопросы объединения, ни вопросы вероучения. На этой встрече обсуждались вопросы защиты общехристианских ценностей - общих, как для православных, так и для католиков. Например, для нас ценность семья и брак, и для католиков тоже. Для нас ценна каждая человеческая жизнь, даже находящаяся во утробе матери, и для католиков тоже. Поэтому мы можем встречаться и принимать совместные решения, декларации против абортов, против однополых браков, против гонений на христиан на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии. Это вполне уместно и не нарушает чистоты нашей веры.

Понятно, что такой шаг расценивается некоторыми очень настороженно, возникают подозрения, что это только первый шаг, а потом начнутся унии, объединения. Я думаю, что такие подозрения беспочвенны.

Была достигнута договоренность относительно унии, о том, что римо-католики более не рассматривают унию как средство к объединению. Исторически же сложившиеся униатские приходы, например, на Украине, остаются как некая историческая данность, но впредь такая деятельность по обращению православных в католичество посредством унии прекращается.

Как находившийся в составе официальной делегации я был представлен Римскому папе, получил от него сувениры и энциклику . На меня папа произвел впечатление искренне верующего человека, который в рамках своих возможностей пытается сделать что-то доброе, полезное и хорошее.

Тем не менее, хочется подчеркнуть, что католики - это католики, а православные - это православные. Мы совершенно чужие. Самое большее, что может быть, на мой взгляд, общего - это позиция по защите общих ценностей - семьи, брака, права жить согласно своим традициям.

Мы храним свою веру и свидетельствуем о ней всему миру.

Владыка, сейчас много разговоров и готовящееся Всеправославном соборе. На Ваш взгляд, насколько необходим этот Собор и не несет ли он в себе какой-то угрозы для чистоты Веры?

Такой Собор давно уже необходим. Многие вопросы каждая Поместная Церковь решает по-своему. Нужна какая-то консолидация, общее мнение по многим и многим вопросам. Например, есть непонимание по вопросу как предоставлять автокефалию, или до сих пор не определено кто на каком месте находится в диптихах.

- Почему раньше Соборы созывались регулярно, а потом их созывать прекратили?

Реальность была таковой, что очень сложно было всех собрать на Собор. А отсутствие возможности быть на Соборе порождает расколы. Мы знаем, что так отделилась от Вселенской Церкви церковь Армянская. Из-за войны ее представители не смогли быть на Халкидонском Соборе. А потом в Армению пришли монофизиты, осужденные Халкидонским собором и оклеветали Собор, говоря, что он уклонился в несторианство. В результате произошел раскол, преодолеть который не удалось до сегодняшнего дня.

Поэтому если сегодня у представителей Православных Церквей есть возможность собираться, договариваться и обсуждать различные вопросы друг с другом - это необходимо делать.

Материалы, которые готовятся к Всеправославному Собору, все опубликованы. Более того, последнее совещание которое проходило в Шамбези в последних числах января приняло решение, что на Соборе не могут быть поставлены иные вопросы, кроме озвученных. Тем самым будет невозможно навязать Собору какие-то новые, не продуманные решения.

А опубликованные решения находятся в открытом доступе, все они видны и они получили одобрение Архиерейского Собора, который проходил в Москве и Собор признал, что, вопросы, выносимые на Всеправославный Собор, никак не угрожают чистоте нашей веры.

Подводя итоги, хочется еще раз сказать, что вероучительных истин нашей Святой Церкви никто не ставит под сомнение. Во всяком случае, я это могу сказать о Первоиерархе Русской Православной Церкви. И на вопрос: «ересь ли католицизм?» - можно и нужно твердо отвечать: «да, разумеется, ересь».

Точно также можно и нужно с уверенностью утверждать, что ничего хорошего нет, и не может быть в экуменизме. Но нужно не путать совместные молитвы с инославными, запрещенные Святыми Соборами и Святыми отцами и свидетельство перед внешними о нашей вере, которое мы призваны осуществлять.

- Что бы Вы, Владыко, пожелали нашим читателям в начале Великого поста?

Хочу просить у всех святых молитв, чтобы такое непростое событие, как будущий Всеправославный Собор прошло мирно и созидательно, чтобы Господь благословил всех участников Собора, и все они засвидетельствовали истины, хранимые вот уже более 2000 лет в лоне Православной Церкви.

Также всех призываю усердно подвизаться в течение Великого поста, чтобы очистить свое сердце и достойно подготовить себя к великому и спасительному Дню Воскресения Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Дата рождения : 8 августа 1974 г.
Дата хиротонии: 10 ноября 2013 г.
Дата пострига : 13 апреля 1995 г.
Страна : Россия.
Биография : Родился 8 августа 1974 г. в Москве. Крещен в детстве.В 1981-1991 гг. обучался в средней школе. В школьные годы пел и читал на клиросе в московском храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.В 1991-1995 гг. обучался в Московской духовной семинарии.

В 1994 г. зачислен в братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

13 апреля 1995 г. наместником лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с именем Каллистрат в честь св. мч. Каллистрата. В обители нес послушания экскурсовода, певчего и регента.

В 1995-1999 гг. обучался в Московской духовной академии.

В 1997-2000 гг. - инструктор в детском центре образования «Пересвет». В 2000-2002 гг. - регент в скиту св. равноап. Марии Магдалины в пос. Лоза.

17 марта 2002 г. в Троицком соборе Данилова монастыря г. Москвы Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен во пресвитера.

В 2002-2003 гг. служил в Троицком скиту на о. Анзер Соловецкого архипелага.

В 2003 г. принимал участие в строительстве храма Живоначальной Троицы - Патриаршего подворья в Антарктиде. Дважды зимовал на антарктической научной станции «Беллинсгаузен».

С 2007 г. - устроитель монашеского скита и пасеки при нем в Усть-Коксинском районе Республики Алтай. Ответственный за организацию служения в храме Живоначальной Троицы - Патриаршем подворье в Антарктиде.

В 2008 г. окончил Государственный колледж технологии и управления «Колледжный комплекс» Московской области.

Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 112) избран епископом Горноалтайским и Чемальским.

Наречен во епископа 29 октября 2013 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 10 ноября за Божественной литургией в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

4 декабря 2017 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

Образование: 1995 г. - Московская духовная семинария.1999 г. - Московская духовная академия.2008 г. - Государственный колледж технологии и управления «Колледжный комплекс» Московской области.

Епархия: Горноалтайская епархия; (Правящий архиерей);

Научные труды, публикации: Слово архимандрита Каллистрата (Романенко) при наречении во епископа Горноалтайского и Чемальского.

Дата рождения: 8 августа 1974 г. Страна: Россия Биография:

В 1981-1991 гг. обучался в средней школе. В школьные годы пел и читал на клиросе в московском храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.

13 апреля 1995 г. наместником лавры пострижен в монашество с именем Каллистрат в честь св. мч. Каллистрата. В обители нес послушания экскурсовода, певчего и регента.

В 1997-2000 гг. — инструктор в детском центре образования «Пересвет». В 2000-2002 гг. — регент в скиту св. равноап. Марии Магдалины в пос. Лоза.

В 2002-2003 гг. служил в Троицком скиту на о. Анзер Соловецкого архипелага.

В 2003 г. принимал участие в строительстве храма Живоначальной Троицы — Патриаршего подворья в Антарктиде. Дважды зимовал на антарктической научной станции «Беллинсгаузен».

С 2007 г. — устроитель монашеского скита и пасеки при нем в Усть-Коксинском районе Республики Алтай. Ответственный за организацию служения в храме Живоначальной Троицы — Патриаршем подворье в Антарктиде.

В 2008 г. окончил Государственный колледж технологии и управления «Колледжный комплекс» Московской области.

Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. () избран епископом Горноалтайским и Чемальским.

Во епископа 29 октября 2013 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в в Москве. 10 ноября за Божественной литургией в г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в февраля впервые в истории посетил Антарктиду по приглашению российских полярников и совершил богослужение в единственном постоянно действующем антарктическом храме - освященной в 2004 году Троицкой церкви Русской православной церкви на станции Беллинсгаузен на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо). Патриарха не случайно сопровождал епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (Романенко) — он принимал участие в строительстве храма, в 30 лет стал первым его настоятелем и дважды зимовал на российской полярной станции. О том, как складывается духовная жизнь полярников, зачем им храм и что делают в Антарктике монахи Троице-Сергиевой лавры архиерей рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости. Беседовала Ольга Липич.

- Владыка, что означает посещение патриархом антарктической станции?

— Научная станция Беллинсгаузен расположена на 62 градусе южной широты. Это одна из пяти зимовочных станций, которые у России сейчас есть в Антарктиде. Конечно, визит Святейшего патриарха Кирилла — это большое историческое событие, осмыслить которое сразу вряд ли получится. Сейчас можно сказать, что ни один первосвятитель не бывал в Антарктиде: ни один из патриархов, ни римский папа — никто никогда. Это в истории впервые.

- Вы тесно общались с полярниками — насколько для них важна такая духовная поддержка, зачем им храм?

— Вот представьте, что одни и те же люди — скажем, 6 человек — живут бок о бок неделю, месяц, два месяца, три месяца. У нас был случай, когда один полярник всегда приходил вовремя, на все трапезы, и у него было место рядом со входом, а другой всегда немного опаздывал, и у него была привычка: когда заходил в столовую, начинал сморкаться. Так проходит месяц, другой, третий, а потом воздух так накаляется, что поднеси спичку — и она загорится от воздуха. Снять такое эмоциональное напряжение, конечно, помогает храм.

Знаю, что многие полярники, те, кто вслух не исповедует веры, приходили в храм ночью — просто постоять, как-то по-своему помолиться или свечку поставить. Причем я об этом узнавал через какое-то время — через полгода, год. А кто-то приходил ко мне, просил исповедаться, причаститься, но при этом говорил: "Я не хочу, чтобы кто-то знал". И я говорил: "Хорошо, никто не узнает". Мы служили там в шесть утра литургию, никто и не знал об этом. И много разных других было случаев.

Да и вообще присутствие священника на станции во многом помогает. Рядом со священником люди волей-неволей задумываются о том, что у каждого в сердце, что направлено к небу, к Богу. Для старых, советской закалки людей это все было мракобесие, когда-то, что-то, где-то мимо прошедшее… А здесь, когда живешь, ходишь рядом, сидишь вместе — многие начинают задумываться, подходят, спрашивают: "Вот ты — молодой парень, почему ты не займешься делом нормальным?" А чем это ненормальное дело?— И стереотипы у людей начинают рушиться, люди внутренне меняются.

И важно, что здесь в храме за весь материк, за всех, кто покоится в Антарктике, совершаются молитвы. Место освящается.

- А где главное кладбище полярников и в каком оно состоянии?

— Основное наше кладбище находится на острове Буромского, это вблизи станции Мирный. Туда добраться сложно, только на судне. Там больше 80 захоронений. Есть и символические надгробия: если человек пропал, упал в трещину и его невозможно достать — там ставится памятный знак.

Сейчас задача к 2020 году — к юбилею открытия Антарктиды — отреставрировать кладбище, прогнившие саркофаги заменить, новый крест поставить.

- Не было идеи поставить там часовню?

— У нас немного другая перспектива. Мы хотим сделать так, чтобы священник мог вместе с кораблем, с НЭС (научно-экспедиционным судном. — ред.) зайти на каждую нашу станцию. И зайдя, взять столик, достать антиминс, отслужить литургию, панихиду, исповедовать желающих, окропить станцию святой водой, какие-то там вещи освятить.

- Хотите организовать такое посещение российских полярных станций священником с какой-то периодичностью?

— Да, для начала — так. А уже потом, кроме угла в кают-компании, может быть, действительно поставить богослужебные строения или приспособить отдельные уже существующие помещения. Скорее всего, не часовни, а храмы-часовни (от приходского храма храм-часовню отличает отсутствие "инфраструктуры" — кабинета настоятеля, воскресной школы. — ред.). Вот такие храмы-часовни — чтобы был престол, чтобы можно было служить литургию — на отдаленную перспективу нужно иметь на каждой станции.

То есть, в будущем в Антарктике могут красоваться в общей сложности пять храмов-часовен — по числу действующих сейчас наших станций?

— Да. По предварительной договоренности с руководством Института Арктики и Антарктики, мы можем это сделать, но с тем, чтобы священник там не зимовал. На Беллинсгаузене зимует, а на всех остальных — пришел на два дня с НЭС, послужил и ушел.

- С чем связано такое условие — что на Беллинсгаузене может зимовать, а на остальных нет?

— Это определенная нагрузка: надо обеспечивать продовольствием и не только. Институт помогает. Сейчас двух зимующих наших священников оформляют в штат. Они живут вахтовым методом: год одни, год другие. И если мы даем кандидатуру священника и его оформляют, то он несет и какое-то послушание, кроме церковного, осуществляет какую-то работу на станции. У него должна быть какая-то квалификация, чтобы он мог эту работу осуществлять.

- А у вас, когда вы начинали служение в Антарктиде, были какие-то специфические знания?

— Тогда у нас еще не было такой формы сотрудничества с институтом. Я как раз был совершенно неподготовленный. И начал свою карьеру, так сказать, с того, что выносил мусор с камбуза ежедневно. Потом помогал повару носить продукты со склада. Потом без повара носил продукты. А под конец зимовки я уже повару указывал, когда и что готовить: "Гречу не готовь — у нас ее мало осталось. Я сделал ревизию, я все знаю". Когда привезли новые продукты, я стоял и командовал: это сюда складывайте, а это — туда. Было два начальника станции — один уходил, а второй его менял, — и они оба остановились и говорят: "Не был ли ты прапорщиком в армии — так командуешь?"

Когда есть какой-то совместный труд, нагрузки, послушания, то это лучше. А если дистанцироваться от всех: вы живете своей жизнью, а я здесь на горке своей — был такой опыт у нас — это не приводит к хорошему. В таких условиях надо быть одним коллективом. Но в этом тоже кроется большая проблема, потому что люди здесь. в основном, даже если верующие, нецерковные — и тесно общаясь с ними, проникаешься тем духом, которым они живут. Очень сложно бывает и себя сохранить как священнослужителя, как монаха, и людей не оттолкнуть, не дистанцироваться от них. Нужно много крепости, чтобы это все пройти.

- А что самое сложное?

— Один и тот же круг лиц неделю, месяц, полгода…

- Около 10 человек?

— По-разному: однажды 12 зимовало, однажды — 6 человек. И люди все совершенно разные.

Но, как я понимаю, на остров Ватерлоо, на станцию Беллинсгаузен, самолеты могут часто летать и менять людей, если необходимо?

— Да, на станции Беллинсгаузен у нас есть возможность приехать, уехать, поменять кого-то, если будет такая критическая нужда. А на других станциях такой возможности нет: там нет самолетов — там пришел корабль, ушел, следующий через год. И это проблема, потому что если у кого-то с кем-то какая-то несовместимость, то ты ничего не сделаешь.

- А если человек серьезно заболел?

— Если заболел, то и операции прямо на станции делают. Я сам ассистировал при одной операции.

- У вас есть какое-то медицинское образование?

— Нет, никакого. Мне просто сказали: "Стой, держи, подавай шприцы".

- Страшно было?

— Сперва нет, а потом, когда брызнуло немного красным на халат, я чуть сознание не потерял с непривычки.

- Вас как первого настоятеля храма на полярной станции можно назвать основателем православия в Антарктиде?

— Нельзя меня так громко назвать. Откуда вообще идея создания храма появилась? Она принадлежала начальнику станции Беллинсгаузен, Олегу Сахарову. Когда в 1990-е годы урезали финансирование и была угроза того, что станцию закроют, полярники решили: если мы построим храм, то этого не произойдет. Храм тогда не построили, станцию не закрыли, но идея осталась. Она витала в воздухе. И потом руководитель Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин в беседе с Петром Задировым (в прошлом тоже полярником, парашютистом-испытателем. — ред.) на освящении храма, который Задиров построил в своем родном селе Новоникольском, сказал: "Вот ты построил у себя храм, а давай теперь построим в Антарктиде." Петр Иванович взялся за это — и они вместе с руководителем группы компаний "Руян" Александром Кравцовым построили. И до сих пор сопровождают наш храм — помогают, если что нужно закупить, привезти.

- А как Вы решились первый раз поехать в Антарктиду?

— Мне просто сказали: поедешь. Так вышло. Я на тот момент перезимовал на Соловках, на острове Анзер. Мы там встретили Пасху без ничего, потому что навигация начиналась 15 июня. Мы из озера наловили окуньков — этим и разговелись. Я решил, что так быть не должно. Решил, что у нас должны быть яйца и молоко на Пасху — разговляться. И вот за лето я привез из Архангельска козу с козлом, чтобы у нас было свое молоко, в Подольске мне загрузили целую фуру: цыплят, еще что-то, какую-то мебель — и она была готова ехать. Я докладываю владыке Феогносту, наместнику Троице-Сергиевой лавры… А он говорит, что не надо этого делать. Я говорю: "Ну как же, владыка?" А он: "Мы вам даем другое послушание — поедете в Антарктиду!" Я ответил: "Хорошо, поеду". Владыка сказал: "Хорошо, завтра в 9 часов с паспортом".

- Как потом события развивались?

— Мы ушли из Калининграда на научно-исследовательском судне "Академик Сергей Вавилов", два месяца везли храм, 36 часов его разгружали — это отдельная история, как храм разгружали. Хочется сразу отметить руководителя научной группы Морозова Евгения Георгиевича — он все 36 часов простоял на барже, участвовал лично в разгрузке, спину сорвал, но не ушел. А если бы ушел, разбежались бы все…

Вспоминается первая встреча с полярниками: с баржи подают груз — цемент, бревна, подсвечники, церковную утварь, и две канистры у меня были 30-литровые с лампадным маслом. Такой колоритный полярник принимает у меня две эти канистры и спрашивает: "Что, батюшка, кагорчик? Причащаться будем?" "Нет, масло", — говорю. Он: "А кагорчик-то где?" "Нет", — говорю. А он мне эти канистры обратно — дескать, иди отсюда, зачем ты нам вообще такой нужен? Вот такая у нас вышла первая встреча.

Сегодня уже вы подбираете священнослужителей для зимовок, и все они, как и вы сами, — из подмосковной Троице-Сергиевой лавры. Почему Лавра?

— Указ был такой. Когда еще к патриарху Алексию II пришли Задиров и Лукин и сказали, что есть инициатива — построить храм в Антарктиде, Святейший благословил это начинание и издал указ, согласно которому в Антарктиде открывалось Патриаршее подворье, духовное окормление которого возлагалось на Троице-Сергиеву лавру. И когда этот указ пришел наместнику Лавры и он стал думать, кого бы туда отправить на зимовку, приехал я с Анзера и говорю: "Вот, мне надо кур туда везти, яйца…"

- В общем, он понял, что вы — человек хозяйственный, справитесь…

— Нет, просто у меня оказался опыт зимовки на необитаемом острове — на острове Анзер Соловецкого архипелага. Поэтому меня и отправили.

- Какие сейчас проблемы и надежды во взаимодействии Церкви и полярников?

— Нам надо укрепить отношения с Институтом Арктики и Антарктики. Будем действовать.

Когда думаете реализовать первый этап намеченного — чтобы на каждой станции время от времени бывал священник? И когда второй — создание храмов-часовен?

— Первый этап, думаю, реально начать уже в следующую экспедицию.

- В 2017 году, получается?

— Получается, да. А все дальнейшее будет зависеть от того, когда найдутся люди, готовые вкладывать средства в то, чтобы строить храмы. Сейчас же кризис…

- Спонсоры нужны?

— Конечно. Вот был проект строить на станции Новолазаревская храм, уже батюшка ездил — иеромонах Гавриил (Богачихин) из Лавры (Троице-Сергиевой — ред.), — место выбрал, а с финансированием возникли сложности. Поэтому дело приостановилось. Но, с Божьей помощью, надеюсь, удастся его продолжить.

- А другие проекты в Антарктике?

— Это все еще в стадии формирования, можно сказать. Я пока занимался тем, что выбирал священнослужителей, которые пойдут на зимовку. Сейчас хочу сделать следующий шаг… С Божией помощью и по благословению Святейшего патриарха все удастся, надеюсь.

Епископ Каллистрат (в миру Владимир Сергеевич Романенко ; 8 августа 1974, Москва) - епископ Русской православной церкви, епископ Горноалтайский и Чемальский.

Биография

В 1981-1991 годы обучался в средней школе. В школьные годы пел и читал на клиросе в московском храме в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в Алексеевском.

В 1991 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1994 года зачислен в братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

13 апреля 1995 года наместником Лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с именем Каллистрат в честь мученика Каллистрата. В монастыре нёс послушания экскурсовода, певчего и регента.

В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1999 году.

2 июня 1996 года в Троице-Сергиевой Лавре рукоположен во иеродиакона епископом Истринским Арсением (Епифановым).

В 1997-2000 годы - инструктор в детском центре образования «Пересвет».

В 2000-2002 годы - регент в скиту в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в посёлке Лоза.

17 марта 2002 года в Троицком соборе Данилова монастыря рукоположен во иеромонаха патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

С 2002 по 2003 год служил в Троицком скиту Соловецкого монастыря на острове Анзер. Был первым священником скита после его возвращения Церкви.

В 2003 году принимал участие в строительстве храма Живоначальной Троицы - Патриаршего подворья в Антарктиде. Дважды зимовал на антарктической научной станции «Беллинсгаузен».

В 2007 году основал монашеский скит и пасеку при нём в Усть-Коксинском районе Республики Алтай. При этом продолжал оставаться ответственным за организацию служения в храме Живоначальной Троицы - Патриаршем подворье в Антарктиде.

В 2008 году окончил Государственный колледж технологии и управления «Колледжный комплекс» Московской области.

Архиерейство

2 октября 2013 года решением Священного Синода избран епископом новообразованной Горноалтайской и Чемальской епархией.

29 октября 2013 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Каллистрата во епископа Горноалтайского и Чемальского.

10 ноября 2013 года за литургией в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине хиротонисан во епископа Горноалтайского и Чемальского. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев), епископ Подольский Тихон (Зайцев), епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (Тисленко), епископ Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников)

C 17 по 28 ноября 2014 года в Москве слушал двухнедельные курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви.