Церковь казанской иконы божией. Собор казанской иконы божией матери. Богородичный храм в столице

На территории исторического архитектурного музея-заповедника в Коломенском расположена церковь Казанской иконы Божьей Матери, возведённая в XVII веке. Этот красивый старинный храм является историческим памятником и охраняется государством. Здесь находится одна из тех икон, что особо почитаются православными людьми, живущими по всему миру, - это образ Державной Богоматери.

Храм в Коломенском - начало

История создания храма в Коломенском берёт своё начало в XVII веке во времена царствования Михаила Романова. Согласно дошедшим до наших дней сведениям, в 30-е годы XVII века в Коломенском была построена деревянная церковь. Её престол освятили в честь одной из главных святынь Руси - иконы Казанской Богоматери. Один придел - в честь раннехристианского святого Аверкия Иерапольского, а второй - во славу Дмитрия Солунского, великомученика.

В 1645 году на царский престол взошёл Алексей Михайлович. Во время его правления начинается ремонт и реставрация коломенского храма. В 1648 году у царя рождается первенец, которого окрестили в честь святого Дмитрия Солунского. В связи с этим событием к Казанской церкви пристраивают одноимённый придел из камня, а спустя три года возводят колокольню, которая имеет шатровое навершие.

Соединение церкви с царским дворцом

Ближе к концу XVII века в Коломенском возводится дворец для царя, который являлся архитектурным шедевром русского зодчества и восхищал своей красотой. Церковь иконы Казанской Божьей Матери соединили с царским дворцом крытым переходом. После этого она стала, по сути, домовой. Вся царская семья молилась именно в ней. Храм и его приделы закончили строить спустя четыре года.

Многочисленные иноземные послы, которые приезжали к царю Алексею Михайловичу в его резиденцию, были поражены красотой возведённых строений. Больше всего они восхищались не самим храмом, а переходом ко дворцу. Он составлял 50 метров в длину, а в ширину - 3 метра. Пол перехода был устлан войлоком для сохранения тепла и удобного хождения по нему.

Образец русского зодчества

Казанский храм был построен по канонам русского зодчества XVII века. Он представляет собой двухэтажное здание прямоугольной формы. Церковь находится на высоком подклете, с южной и северной стороны к ней подходят два крыльца с лестницами. Они ведут на верхний этаж. Лестницы на втором этаже соединены между собой крытым гульбищем (галереей), которое имеет выход на колокольню.

Фасады церкви украшают окна небольшого размера. Углы храма украшены двойными пилястрами (фальшь-колоннами), которые служат своеобразной основой для широкого карниза. Верхнюю часть строения также украшают небольшие окна и декоративный трёхрядный карниз.

Верхний ярус и троны для молитв

Фасад верхнего яруса и пять башен, на которых установлены купола, украшены кокошниками. С южной и северной стороны к церкви примыкают два придела. У каждого из них также имеется башня с куполом. Колокольня построена в традиционном стиле. Она состоит из двух разных по площади четвериков. На них надстроена восьмигранная башня с купольным навершием.

Согласно летописям, Коломенский приход раньше был украшен прекрасными иконами в золотых и серебряных окладах, а также вырезанными из ценных пород дерева киотами. В храме имелась дорогая церковная утварь, покрова, пелены и ковры. Для царя и его жены Марии Ильиничны (а затем и другой жены, Натальи Кирилловны) были созданы и богато украшены специальные места-троны для молитв. Приближённые к царственным особам допускались для этого к храмовым иконостасам, а свите дозволялось молиться в трапезной.

Исторические особенности

Казанский храм в Коломне дошёл до нашего времени в почти не изменённом виде. Сохранились и сама церковь с пятью куполами, шатровой колокольней и её приделы. Под крестом центрального купола есть надпись, рассказывающая о возведении церкви на том самом месте, где ранее был построен храм из дерева в честь столетней годовщины завоевания Казани. Согласно исторической хронологии, эта версия имеет основание, ведь татарская столица была отвоёвана в 1552 году.

Деревянная церковь, которая находилась прежде на этом месте, скорее всего, была построенным в 30-е годы XVII столетия Казанским храмом. Он упоминается в нескольких исторических документах . Некоторые источники говорят о том, что в своё время в этих местах находился лагерь Лжедмитрия I. I. , и именно он построил этот храм. Однако не все историки согласны с такой версией.

Вещий сон Евдокии Адриановой

Икона «Державная» является главной святыней не только Казанского храма, но и одним из самых высокочтимых чудотворных образов Пресвятой Богородицы в православии. Почитание иконы связано с новым периодом истории России. Как говорится в предании, одна из жительниц Бронницкого уезда Перервинской слободы, Евдокия Адрианова, неоднократно видела один и тот же сон.

Ей снился белоснежный храм, при этом она слышала требование отыскать чёрную икону и сотворить её красною. Весной 1917 года в селе Коломенском, в подвальном помещении Вознесенского храма, была найдена икона с изображением Божьей Матери. Она почернела от времени и сырости. На иконе была изображена Божья Матерь с Младенцем Христом, сидящим у неё на коленях. В руках Богоматери находились царские регалии - держава и скипетр.

Икона «Державная»

Тогда же царь Николай I. I. подписал отречение от престола не только за себя, но и за цесаревича Алексея, передав его родному брату Михаилу Александровичу, великому князю. А икону начали почитать люди, живущие в Коломенском и соседних городах. По мнению многих православных христиан , Богородица хранит царскую державу и скипетр, символизирующие царскую власть и великую Россию.

Сам образ историки относят к цареградскому, то есть византийскому канону иконописи. Считается, что написан он был в конце XVIII столетия. При московском Алексеевском монастыре имеются художественные мастерские, в которых отреставрировали «Державную» Богоматерь. Оказалось, что облачение Богородицы изображено красным цветом, как и было сказано Евдокии Адриановой во сне.

В советскую эпоху икона длительное время хранилась в запасниках Исторического музея в Москве. В 1990 году её торжественно возвратили в лоно церкви. Сегодня оригинал находится в Коломне в Казанском храме.

Другие святыни храма

Помимо иконы «Державной», в храме находятся:

В наше время Казанский храм относится к действующим и открыт для всех желающих на протяжении года. Так же, как и несколько столетий назад, в нём проводят богослужения. В 1910 году стены в церкви были расписаны сценами из жития святых и их ликами.

Часы работы

Часы работы храма:

  • Понедельник - с 8 до 12 часов.
  • Вторник, среда, четверг - с 8 до 16.
  • Пятница, суббота - с 8 до 19.
  • Воскресенье - с 7 до 19 (в летнее время - с 8−30).

Время богослужений:

  • В будние дни в 8 часов проводится литургия, в 17 часов читается всенощная молитва.
  • По воскресеньям добавляется поздняя литургия, начинающаяся в 9.40.

Храм расположен по адресу: Москва, Коломенский район, проспект Андропова, 31.

Появление церкви на Красной площади в Москве связано с тем, что на Руси начали почитать икону Казанской Божьей Матери за пределами епархии Казани. Так, список с иконы сопровождал второе земское ополчение , которое формировалось в Ярославле и направлялось в Москву для борьбы с польскими захватчиками.

В 1796 году в «Путеводителе по исторической Москве» появилось упоминание о том, что самый первый храм иконы Казанской Богоматери, на тот момент ещё из дерева, был возведён в 1652 году. В путеводителе сказано, что церковь была построена на средства князя Дмитрия Пожарского, который возглавлял ополчение против польско-литовских оккупантов.

Один из самых важных храмов столицы

Существует распространённое мнение, что церковь Казанской Богоматери была возведена в честь изгнания польских интервентов из Москвы. В более ранних источниках , сохранившихся до нашего времени, про этот храм, который якобы сгорел в 1634 году, ничего о причинах строительства церкви не говорится. Царь Михаил Фёдорович выделил средства для строительства каменного храма, чтобы в нём разместить «лубянский» список с Казанской иконы.

В 1636 году храм был освящён патриархом Иоасафом I. Спустя 11 лет к церкви пристраивают новый придел во славу чудотворцев казанских Гурия и Варсонофия. В храмовом зодчестве XVII века традиционно четвериковые основания колоколен строили с северо-западной стороны церкви. Шатровую колокольню Казанского собора построили согласно этим канонам. Несмотря на свои небольшие размеры, церковь стала одним из самых важных храмов Москвы. Настоятель собора занял одно из главенствующих мест в среде московского духовенства.

Дальнейшая история собора

История возведения Казанского собора весьма непростая. В конце 60-х годов XVIII столетия он реконструировался за счёт княжны Долгоруковой. Во время переделки из-за невозможности восстановления придел святых Гурия и Варсонофия был снесён.

После перестройки верхних торговых рядов вид на Казанский собор с Красной площади был практически перекрыт. Нижний этаж колокольни обустроили лавками. В начале 1802 года, по настоянию митрополита Платона, старую шатровую колокольню разобрали. К 1805 году на новом месте построили двухъярусную колокольню, которую в 1865-м переделали в трёхъярусную.

Варварство французских солдат

В 1865 году фасады были оформлены в стиле храмовой классики, и собор стал похожим на все трапезные церкви, расположенные на территории России. Митрополит Леонтий, посетивший этот собор, сказал, что храм ничем не отличается от простой сельской церкви.

Во время Отечественной войны 1812 года французские войска заняли Москву. Как свидетельствует известный драматург того времени А. А. Шаховской, в алтарь Казанской церкви французские солдаты занесли мёртвую лошадь. Труп положили на то самое место, где находился престол, который был выброшен. Икону Казанской Богоматери удалось спрятать протоиерею Мошкову. В июле 1918 года главная святыня Казанского собора - список иконы Божьей Матери, который считался чудотворным, был похищен.

Казанский собор в ХХ веке

В 30-е годы ХХ века известный архитектор и реставратор П. Д. Барановский руководил масштабной реконструкцией и реставрацией собора. Считается, что после проведённых работ церковь приобрела свой первоначальный вид. Но многие историки скептически относятся к этой версии, так как документальных материалов осталось очень мало. Те сведения, которые дошли до наших дней, весьма противоречивы. Например, шатровая колокольня, снесённая в 1802 году, на сохранившихся изображениях выглядит неодинаково.

Под руководством Барановского были восстановлены старинные кокошники и предположительное декоративное украшение стен. Однако в 1936 году Казанский собор был снесён . Восстановить его в дальнейшем стало возможным лишь благодаря удачному стечению обстоятельств. Барановский, узнавший о предстоящем сносе храма, распорядился произвести абсолютно все внешние и внутренние обмеры церкви и её придела.

Воссоздание храма

Казанский собор воссоздали в 90 годы ХХ века. Инициатором восстановления стало московское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором архитектурного проекта стал ученик П. Д. Барановского - О. И. Журин. После завершения строительства художники из Брянска и Палеха расписали собор в канонической православной манере.

В день празднования явления Казанской иконы Божьей Матери вновь отстроенный храм был освящён патриархом Алексием I. I. Сегодня он является действующим, и в нём проводятся богослужения. Посетить церковь можно ежедневно с 9−00 до 19−00. Восстановленный храм иконы Казанской Божьей Матери почитается не только верующими людьми, но и пользуется популярностью у туристов из-за своей удивительной красоты.

Кроме двух описанных храмов, на территории Москвы имеется несколько церквей, посвящённых Казанской Богоматери, среди них находящиеся:

  • в Измайлове;
  • в Узком;
  • в Орлове;
  • в Лосиноостровской.

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. Это – первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь.

Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в Москве. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов.

Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в Ярославле II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.

В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора.

Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни. Нельзя не увидеть аналогию с легендарной Иверской иконой, находящейся по соседству.

Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать – восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле, и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов.

Вскоре деревянный храм сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии -царским мастером Абросимом Максимовым) и освящен в октябре 1636 года. В XIX веке собор перестраивали, но современное здание почти полностью соответствует первоначальному облику собора.

Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века – «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. «Царь царей и Господь господствующих» восседает на белом коне и облачен в «одежду, обагренную кровию». Воинства Его в белых одеяниях (виссонах) следуют за ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского собора – сочетание красного, белого и золотого цветов – совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном случае символизирует Воинство Христово.

В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет – цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы – «щита и меча» всей России и всего христианского мира.

В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей, открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному месту – московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась образом Града Божия – храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч. Отречение от своего настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей личности и замену ее на «личину». Антихрист, лживо выдающий себя за мессию, будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира в последние времена.

Дважды в год, 8 июля и 22 октября – к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» – по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.

В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и затем Аввакум, – «ревнители благочестия», не принявшие церковную реформу патриарха Никона, которая положила начало раскола русской православной Церкви на никониан и старообрядцев. Сюда Никон прислал свою первую грамоту с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же Иван Неронов и Аввакум были отправлены в заточение.

В петровское время по указу царя Казанскую икону доставили в новую столицу Санкт-Петербург, где позднее для нее построили Казанский собор на Невском проспекте.

В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы его истории оказались связанными именно с Казанским собором. По мистическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ прот. Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой также совершались снова в Казанском соборе.

Здесь же до 1812 года продавались лубочные картины, а перед самым вступлением Наполеона – карикатуры на французов и их императора, рисованные художниками Теребеневым и Яковлевым. Вся Москва собиралась здесь отводить душу, разглядывая их. Тут же распространялись и знаменитые антинаполеоновские, или как их еще называли «ростопчинские» афишки, написанные московским градоначальником Ф.Ф.Ростопчиным – жившем в доме на Лубянке, перестроенном из …палат князя Пожарского.

В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И.Кутузов.

Справиться с иноземными варварами России оказалось легче, чем со своими собственными. После революции собор разделил печальную участь большинства московских святынь, мешавших осуществлению мировой революции. Правда, в 20-е годы мученик и подвижник русской культуры архитектор П.Д.Барановский успел отреставрировать его первоначальный облик XVII века и снять бесценные чертежи и замеры. Потом он попал в заключение за отказ участвовать в сносе храма Покрова на Рву, Казанский собор закрыли и сперва превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие.

Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, построенный по проекту Бориса Иофана (архитектора несостоявшегося Дворца Советов). Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная, дожи.

По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.

В 1610 году в селе Коломенском расположился станом Лжедмитрий II с воеводою Сапегой. В память избавления Москвы от поляков и от Тушинского Вора царь Михаил Федорович приказал заложить здесь пятиглавый храм в честь Казанской иконы Богоматери, оказавшей помощь русскому воинству. Храм был освящен только при Алексее Михайловиче. И под крестом церкви появилась надпись, что она построена в честь столетия взятия Казанского ханства в 1552 году.

В Дмитровском приделе Казанского храма находится список с чудотворной Державной иконы Божией Матери , явленной в Коломенском в 1917 году.

Прогуливаясь по Коломенскому парку, обязательно посетите Храм Казанской иконы Божией Матери . Эта уникальная церковь, возведенная еще первыми царями из Романовых, помнит много исторических событий. До наших дней она дошла в первозданном виде, все это время продолжая службу на благо своей общины. Кроме того, храм оберегает святыню, имеющую огромное значение как для Российского государства, так и для Православной Церкви. Довелось побывать и мне в этом удивительном месте. О том, что это за святыня, а также об истории и современности Храма Казанской иконы Божией матери и будет этот рассказ.

Где находится

Как лучше добираться

  1. Если вы добираетесь общественным транспортом, вам нужно сесть на один из маршрутов городского автобуса –219, 608, 820, 263, 299, 291, 701 –и проехать до остановки «Музей Коломенское» . Войти на территорию музея, проследовать около трехсот метров и повернуть направо в ворота.
  2. Ближайшая к храму станция метрополитена – «Коломенская» . От нее вам нужно будет доехать на автобусах №№ 219, 608, 820.
  3. Если вы путешествуете на личном автомобиле, с МКАДа сверните на Варшавское шоссе , затем сверните направо на Коломенский проезд и, в конечном итоге, вы окажетесь у цели.

Режим работы Храма Казанской иконы Божией Матери

Открыт храм ежедневно.

  • Со вторника по четверг с 8 до 16 часов.
  • С пятницы по воскресенье с 8 до 19 часов.
  • В понедельник с 8 до 12 часов.

Расписание богослужений в Казанской церкви в Коломенском

Службы в храме проводятся на регулярной основе.

  • С понедельника по четверг: в 8 часов – утренняя литургия.
  • В пятницу и субботу: в 8 часов – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В воскресенье: в 8:30 – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В двунадесятые праздники: в 7 часов – ранняя литургия, в 9:40 – поздняя литургия, в 17 часов – вечерняя служба.

Интересные факты из истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

  1. Издавна Коломенское являлось царским владением. Поэтому первая деревянная церковь была здесь построена при первом правителе из Романовых, Михаиле, в 30-х годах XVII века.
  2. В 1649 году у следующего царя, Алексея Михайловича, появился на свет наследник Дмитрий. Случилось это в праздничный день иконы Божией Матери Казанской чудотворной. В связи с этим царь приказал устроить всенародные празднования, а также возвести в честь образа храмы, в число которых попал храм в Коломенском, заложенный на месте старой, деревянной, церкви. На возведение храма понадобилось четыре года. Он стал домашней церковью царской семьи и даже был соединен с государевыми покоями переходом.
  3. В конце XVIII века Коломенское перестало быть царской резиденцией. Дворец утратил свое значение, и его разобрали, а храм стал центром прихода села.
  4. Интересно, что длительный период, до начала XX века, храм не имел внутренней росписи. Ее нанесли лишь в 1910-х годах.
  5. Храм не прекращал богослужения ни во время революции и Гражданской войны, ни в начальный период Советской власти, когда массово закрывались церкви, а священники подвергались гонениям. Лишь в первые, самые тревожные годы нашествия фашистских захватчиков храм был закрыт. Но вскоре вновь возобновил свою деятельность, которую не прекращает до сих пор.
  6. Сооружена Казанская церковь в Коломенском в типичном для зодчества XVII века стиле. Возведена на высоком цоколе, имеет окружную галерею вокруг здания. Купол колокольни выполнен в виде шатра.
  7. Венчают здание пять глав.
  8. Главная святыня храма – икона Божией Матери «Державная», столетие чудесного обретения которой недавно было торжественно отпраздновано.
  9. Также посетители в одном из приделов храма могут наблюдать выполненную из дерева скульптуру Иисуса Христа. Это уникальная святыня, учитывая то, что для православных храмов нетипично скульптурное изображение Спасителя.

Фото храма

Своим интерьером Казанская церковь в Коломенском напоминает терем.


А так, совершенно иным образом, выглядит храм под другим ракурсом.


Торжественное богослужение в честь столетия главной святыни храма – иконы Божией Матери «Державная».

Вот так выглядел храм в старину.

А вот и чудотворная Икона Божьей Матери «Державная».

Видео — Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Первое, на что обращает внимание путешественник, знакомящийся с новым местом, это интерьер. В этом плане Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит увлекательно. Сразу отмечаешь для себя старинную, даже, можно сказать, летописную архитектуру. Внутри храма очень приятно находиться. Все тихо, размеренно и без излишеств.

  • Казанский собор у Красной площади ‒ удивительно красивый архитектурный памятник позднего русского Средневековья в стиле «нарышкинского барокко ».
  • Здесь можно прикоснуться к святыням : иконе Казанской Божией Матери, иконе Божией Матери «Воспитание», мощевику с частицами 83 святых угодников.
  • Чудотворная икона Казанской Божией Матери была обретена в Казани в 1579 году и с тех пор является символом покровительства Богоматери над Русью.
  • Собор открыт каждый день , по утрам и вечерам в нем проходят православные службы.

На углу Красной площади и Никольской улицы, рядом с и ГУМом стоит удивительная по красоте церковь ‒ Казанский собор. Она погружает в атмосферу загадочной старомосковской жизни, в последний этап позднего русского Средневековья. Святыни храма: икона Казанской Божией Матери, мощевик с частицами 83 св. угодников, икона Божией Матери «Воспитание». Собор открыт без перерывов и выходных. Утром и вечером здесь проходят православные службы.

История Собора

История Собора Казанской Иконы Божией Матери началась в середине XVI в. при , когда он завоевывал Казань. Населяли Казанское ханство в большинстве своем татары-мусульмане. По легенде, ночью перед одним из боев, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы царь услышал звон московских колоколов, а вскоре Казань пала. Через несколько лет в Приволжье явилась икона, которая стала совершать чудесные исцеления, после чего многие татары уверовали в православие - и смирились с правлением московского царя. Эта икона, обретенная в 1579 году в Казани девочкой Матроной и чтимый список которой был в том же году доставлен в Москву, стала всенародной святыней, символом покровительства Богоматери над Русью.

Позже икона Казанской Божьей Матери сыграла важную роль в еще одном поворотном моменте русской истории. Она сопрово ждала второе народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, освободившее в 1612 году Москву от польских интервентов.

Считается, что после победы князь Пожарский дал обет построить церковь в честь святыни, с который он прошел путь к освобождению Москвы. Первый, деревянный, храм был построен на средства князя. Чуть позже на его месте возвели каменный собор по велению царя Михаила Федоровича Романова. Здесь служили известные старообрядцы: Григорий Нейронов и протопоп Аввакум. Казанский собор был приходской церковью Московского Университета, в нем получил благословение победитель Наполеона - фельдмаршал Михаил Кутузов.

Второе рождение

В конце XVIII в. храм был реконструирован в стиле классицизма. Церковь утратила несколько приделов и превратилась в непримечательное здание, мало чем отличающееся от характерных построек. В начале 1800-х годов разобрали и шатровую колокольню, которую заменили современной. Печальная участь ждала церковь в советское время. В 1930-х гг. было принято решение о сносе здания. Красная площадь должна была стать местом проведения социалистических демонстраций, и церкви там было не место.

Восстановлению наследия мы обязаны великолепному архитектору-реставратору советского времени П. Барановскому (1892-1984), который, узнав о сносе, распорядился сделать точные обмеры церкви. В 1990-1993 гг. на их основе было осуществлено воссоздание храма, причем не в классическом, а в первоначальном, древнерусском стиле. Настенну ю фресковую живопись также стилизовали под старину.

Уютная небольшая церковь является настоящим комплексом: тут есть колокольня, два придела, основной храм и объединяющая все части галерея. Казанский собор стоит на перепаде высот, поэтому со стороны Исторического музея туда ведет пологая, как бы приглашающая внутрь широкая лестница. Дальше посетитель попадает на галерею. Судя по нехарактерно большому для средних веков размеру окон, галерея изначально была открытой, однако позже помещение застеклили.

Самая красивая часть хр ама ‒ это завершение. Вся церковь выполнена в стиле, характерном для «нарышкинского барокко». Для него типичны контрастные цвета (красный, зеленый, белый), богатая наружная декорация стен и «пена» кокошников ‒ декоративный прием, который скрывает переход от основного объема церкви к куполу. Сама церковь принадлежит к типу одноглавых бесстолпных, то есть внутри помещения нет ни одной опоры. Еще два купола снаружи принадлежат приделам.

2016-2019 moscovery.com

Собор Казанский иконы Божьей Матери входит в кремлевский архитектурный ансамбль столицы. Здание храма сравнительно небольшое, но его архитектурное и историческое значение в православном мире огромное. Появление собора неразрывно связано с именем национального героя Дмитрия Пожарского и освобождением города от польско-литовских войск.

История известной Казанской иконы Божьей Матери

Икона Казанской Божьей Матери в православии почитается больше других. Чудотворным действием обладает не только оригинал образа, но и его списки. По всему миру распространено множество копий святыни, и все они находятся в особом почете у христиан.

Появление Казанской иконы Божьей Матери связано с интересной историей, произошедшей в XVI веке, которую можно назвать чудом. В 1579 году в Казани случился страшный пожар, которым были уничтожены все деревянные строения города. В ту же ночь десятилетней дочери местного купца Матроне в сновидении явилась Богородица. Она попросила девочку сходить на пепелище и отыскать там ее икону. При этом Божья Матерь указала точное место, где находится образ. Утром Матрона рассказала о видении родителям. Те посоветовались со священником Ермолаем и решили проверить правдивость детских слов. И, на самом деле, под обгоревшими головешками икона Божьей Матери как будто ждала, когда ее найдут. Образ был завернут в вишнёвое сукно и совершенно не тронут огнем. Изображение Богородицы на доске из кипариса выглядело как новое.

Чудотворную силу иконы христиане заметили уже в первые дни. Слепые люди, припадавшие к образу, начинали видеть, глухие – слышать. Больные мигренью избавлялись от страшных болей.

После случившихся исцелений духовенство города решило сделать несколько списков. Первый был отправлен государю Ивану Грозному. Остальные списки передали в дар церквям, находящимся в разных городах Руси. Икона хранилась в приходах и почиталась более остальных образов. В честь неё было возведено множество соборов и монастырей.

История московского собора

Первая Казанская церковь в Москве была предназначена для хранения чудотворной иконы. Денежные средства на ее строительство были пожертвованы князем Дмитрием Пожарским. Чудодейственная сила иконы помогла освободить захваченную Москву и одержать верх над польско-литовскими захватчиками. До строительства собора святыня находилась в церкви на Лубянке. Икона была перенесена в деревянный приход рядом с Красной площадью в 1625 году. Через 9 лет храм был полностью уничтожен огнем, но образ удалось спасти.

Строительство храма

Закладка нового каменного храма произошла в 1636 году. Деньги были выделены из государственной казны по приказу царя Михаила Федоровича. Шатровую колокольню пристроили с северо-западной стороны от основного здания. Освящение храма проводилось в присутствии государя самим главным патриархом Москвы Иосафом I, отчего церковь сразу получила высокий статус.

Через одиннадцать лет Казанский собор расширили, пристроив боковой придел. Его освящение в 1647 году проходило в присутствии царя Алексея Михайловича. Придел освятили в память о чудотворцах Казани Гурии и Варсонофии.

В XVIII-XIX вв. здание собора подвергалось многократной реконструкции. Княгиня М. А. Долгорукова в конце 1760-х годов сделала пожертвования на нужды церкви. На эти деньги здание отремонтировали, обветшавший придел Гурия и Варсонофия разобрали. По периметру здания были сооружены лавки для городской торговли. Там продавались свечи, яблоки и выпечка.

Деятельность в XIX веке

В начале XIX в. дело дошло до колокольни. В 1802 году разобрали старое сооружение. Через три года на другом месте возвели новую колокольню в два яруса.

Во время войны с Наполеоном для Казанского собора наступили тяжелые времена. Перед приходом французов протоиерей Мошков успел вынести и спрятать икону Казанской Божьей Матери. Когда войска противника захватили столицу, все храмы подверглись осквернению и были разграблены. Собор Казанской иконы Божьей Матери не стал исключением. Французы выбросили из здания престол и положили на его место убитую лошадь.

Очередной переделке храм подвергся спустя шестьдесят лет. На колокольне появился третий ярус. Фасад собора отделали в классическом стиле церквей того времени. Духовенство храма было недовольно новым обликом, считая, что здание стало похоже на обычную сельскую церковь.


После революции жизнь в Казанском соборе изменилась. Богослужения некоторое время продолжались, потом их запретили. Осенью 1980 г. из храма выкрали главную святыню – икону Божьей Матери.

В 1920 году нашелся инициатор, который решил вернуть фасаду первозданный вид. Это был известный реставратор П. Д. Барановский. В 1929 г. стены собора преобразились, были восстановлены килевидные кокошники. Реконструкции здания было не суждено завершиться, так как советские власти приняли решение о его сносе. Собор мешал проведению тожественных мероприятий на Красной площади. Барановский в срочном порядке сделал необходимые замеры здания и зафиксировал их на бумаге. Впоследствии эти чертежи помогли воссоздать точную копию храма.

В начале 30-х гг. Казанский собор закрыли, устроив там столовую. Через некоторое время здание отдали Метрополитену. В церковном здании стали хранить мрамор для отделки метро. В 1936 г. происходила глобальная перепланировка Манежной площади, и храм был полностью снесен. На этом месте построили павильон, а затем открыли летнее кафе с фонтаном по центру. Последней «изюминкой» стало строительство общественного туалета.

Восстановление храма