Что будет с Белоруссией после Лукашенко. Будущее беларуси мнение ясновидящих

Пограничные столбы для Батьки не важны, ему важнее российский газ

Отношения между Белоруссией и Россией заметно накалились - РФ начала , заговорили даже о том, что Белоруссия - . Белорусы увеличили тариф на транзит российской нефти, - при том, что задолжала России за газ большие деньги, РФ сократила нефтяные поставки, а Лукашенко взял и не приехал на саммит ОДКБ в Петербург.

Какая кошка пробежала между россиянами и белорусами, нам рассказал Юрий Шевцов, директор белорусского Центра проблем европейской интеграции.

В 1990-х годах обсуждалась возможность объединения Белоруссии и России в единое государство - как считаете, сегодня эта дискуссия все еще может быть актуальной?

Сегодня Белоруссия и Россия являются очень разными государствами. Если в конце 1990-х годов Белоруссия была уже консолидирована под властью одного человека и была управляемым государством, то Россия тогда таковой не была. До прихода к власти Владимира Путина Россия была очень слабым государством. Сегодня оба государства сильные и хорошо управляемые. Поэтому ставить вопрос о каком-то быстром объединении просто невозможно.

Если же копать еще глубже, то два государства развиваются на базе совершенно разного наследия 1990-х годов. В России в тот период проводилась радикальная реформа, которая сформировала местные бизнес-элиты таким образом, что в их основе стоят олигархи. В Белоруссии формирование подобного бизнес-класса было остановлено. Белорусская бизнес-среда формировалась под управлением государства. Сочетать эти две экономические модели практически невозможно.

- То есть в конце 1990-х - начале 2000-х годов этих противоречий было меньше?

Тогда была другая ситуация в России. В конце 1990-х годов она проиграла Чеченскую войну, лежала в руинах после дефолта 1998 года, и во многих регионах страны начинался голод. Поэтому в конце 1990-х годов Белоруссия во главе с Лукашенко выглядела для многих россиян очень привлекательно. Им казалось, что остановить сползание России в еще больший хаос можно, если пойти путем Белоруссии. Сегодня же Минск не является для жителей России ни духовным, ни каким бы то ни было другим лидером. Сегодня у Москвы есть свой сильный лидер.

Как считаете, после присоединения Крыма к России и войны на Донбассе взаимоотношения Минска и Москвы изменились?

Да. Россия находится в стадии своего очередного имперского цикла. Она консолидируется и ставит на мировой арене вопрос об уважении ее интересов, которые очень далеко выходят за границы России. В свою очередь Белоруссия - это маленькое государство, которое все больше ощущает себя частью Восточной Европы, частью конгломерата таких же небольших государств, как она сама. Отсюда берет начало разное отношение к внешнеполитическим проблемам, которые существуют у России и Белоруссии. Например, для Минска вовлечение в войну в Сирии или на Донбассе выглядит чем-то далеким и нереалистичным. У Минска очень невысокие внешнеполитические амбиции. Это можно назвать пацифизмом или чувством здравого смысла, но факт в том, что для Белоруссии подобный масштаб мышления сейчас является нормой.

На днях президент Александр Лукашенко заявил, что Украина воюет за свою независимость, а Белоруссия отстаивает ее на экономическом поприще. Если я правильно понял, он имел в виду взаимоотношения с Россией. Как считаете, его слова могут свидетельствовать о том, что уже не приходится говорить о братстве белорусов и русских?

Я бы не использовал такие жесткие выражения. Пока это не более, чем очередное заявление Лукашенко в момент, когда у Белоруссии и России очень обостренные взаимоотношения из-за поставок нефти и газа. Подобные торговые войны мы уже переживали несколько раз, причем тогда риторика была не менее воинственной. На деле все-таки у нас сохраняется Союзное государство с огромным комплексом заключенных соглашений и функционирующих институтов. Также страны состоят в военном союзе, который никто не собирается разваливать, а как раз наоборот, и так далее.

- Почему же Лукашенко на заседание ОДКБ и Евразийского союза в конце прошлого года? Теперь в СМИ муссируют слухи о том, что Минск вообще может объявить о выходе из этих организаций.

Официально Лукашенко просто решил послать вместо себя премьер-министра, причем свое решение он никак не объяснил. При желании за этим можно увидеть определенный политический сигнал России, но я не хочу додумывать. В общем и целом это является элементом той тревожности, которая возникла в отношениях между Россией и Белоруссией в последнее время. Между странами проходит очередная торговая война из-за цен на газ, но этих войн за 20 с лишним лет было уже очень много.

Из-за чего вообще возникает эта торговая война, если Россия и Белоруссия приходятся друг другу давними стратегическими партнерами и союзниками?

В их основе лежат экономические противоречия. Например, Белоруссия входит в десятку мировых экспортеров молочных продуктов. Разумеется, основной молочный экспорт идет в Россию. Там это вызывает сопротивление конкурентов, причем как собственно российских, так и иностранных. Та же история с белорусскими тракторами. Таким образом, в основе торговых войн между Москвой и Минском, прежде всего, лежат интересы лоббистских групп. Точно такие же противоречия можно наблюдать и внутри России между различными экономическими субъектами, просто в случае с Минском эти споры очень быстро начинают переходить на межгосударственный уровень.

Пока разворачивалось торговое противостояние, в Белоруссии задержали сразу трех человек, пишущих для российского агентства Regnum. По мнению силовиков, они работали на раскол российско-белорусской дружбы, а в их редакции утверждают, что, наоборот, их целью было сблизить народы. Каждый из арестованных журналистов публиковался примерно около года. Как считаете, их задержание стало простым совпадением, или оно было элементом противостояния с Москвой?

Сейчас любой эпизод, в котором задействована Россия и Белоруссия, рассматривается в контексте необъявленной торговой войны. Вообразите себе, Белоруссия платит за газ столько, сколько считает нужным, то есть примерно половину цены, на которой настаивает «Газпром». В ответ на этот спор, где у Минска есть свои аргументы, а у российской компании свои, Москва резко сократила поставки нефти в Белоруссию. По некоторым оценкам, именно по этой причине ВВП страны сократился на 2%. Речь идет об очень глубоком споре, который длится уже больше года.

А ситуацию с , которого Минск хочет выслать в Азербайджан за посещение Нагорного Карабаха, можно поставить в эту же цепочку событий?

Я бы не смешивал все вместе, потому что если в случае с журналистами Regnum МИД России поддержал действия белорусских властей, то по второй ситуации, напротив - просят освободить человека. По дипломатическому рисунку это совершенно разные истории.

Каждый год Лукашенко по нескольку раз обвиняется российскими СМИ в предательстве Москвы, в том числе в развороте на Запад. При этом либеральные политики в самой Белоруссии подогревают эти настроения своим экспертным мнением. Как считаете, почему это происходит?

У Белоруссии есть противники в России. В основном это лоббисты тех компаний, которые вынуждены конкурировать с ней на внутреннем рынке своей страны. Им необходима определенная идеология, чтобы они могли отстаивать свои интересы на политическом уровне. Например, в последние лет 10 доказывается, что Белоруссия пытается предать интересы России. А раньше, когда РФ была еще слабой, та же по сути антибелорусская идеология опиралась на то, что в Минске «совок», у власти колхозник, красно-коричневые и так далее.

Экономические интересы конкурентов Белоруссии всегда должны находить какое-то идеологическое воплощение. Возможно, в будущем придумают что-нибудь еще. Но на самом деле отношения между Белоруссией и Россией не обусловлены информационными войнами и клише, которыми стороны одаривают друг друга. Между странами существует прочная договорная база взаимоотношений. Об этом, например, свидетельствуют официальные заявления МИД России, которые по отношению к Белоруссии, как правило, бывают очень комплиментарными.

В последнее время стало известно о размещении в Белоруссии лагерей для сирийских беженцев и отмене виз для жителей 80 государств. Как думаете, почему Минск решил пойти на эти два шага, и как они могут отразиться на существовании открытой границы с Россией в рамках Союзного государства?

После начала войны на Украине геополитическое положение Белоруссии очень сильно изменилось. Минск стал донором региональной безопасности, за что получил свои дипломатические бонусы. В частности, началась нормализация отношений с Западом. До того Белоруссия находилась под санкциями Запада около 20 лет. Россия до такого еще не доходила. Во-первых, антироссийские санкции не такие болезненные, как для Минска, а во-вторых, Москва живет под ними меньше трех лет.

Чтобы было понятнее, о чем идет речь: сейчас в Белоруссии почти нет американских дипломатов. Был момент, когда из 45 дипломатов посольства 40 было выслано, из страны уехал даже посол США. Также из Америки были отозваны почти все белорусские дипломаты, включая посла. До сих пор интересы обеих стран друг у друга представляют не послы, а временные поверенные. У России никогда не было и нет настолько серьезного конфликта с Западом.

После начала войны на Украине между Минском, Евросоюзом и США началось примирение, в ходе которого отменили значительную часть санкций. Это обстоятельство не привело отношения Белоруссии и Запада к тому уровню доверия, который существует между Россией и Западом, но это уже лучше, чем было раньше. То есть Лукашенко до сих пор не ездит на Запад, как это делает Путин, но все равно это уже что-то.

Параллельно с этим в Белоруссии произошла небольшая либерализация в сфере политики. В частности, было принято решение о пунктах для размещения беженцев и отмене виз. Для России это является проблемой, которую обязательно нужно решить как можно быстрее.

Решение ФСБ о размещении на границе с Белоруссией пунктов пограничного контроля ударит по российско-белорусским отношениям?

Само по себе оно не является каким-то ударом по Минску уже потому, что Белоруссия ввела точно такой же режим еще в 2014 году, и никаких возмущений это тогда не вызвало. Но есть дополнительные сложности, создаваемые Россией. Прежде всего, это отказ Москвы пропускать на свою территорию граждан третьих стран, которые въезжают в Белоруссию по белорусской визе. Чтобы эти люди могли на автомобиле въехать в Россию из Белоруссии, они должны пройти через пункт паспортного контроля на российско-белорусской границе, которые должны были бы быть расположены на шоссе, но их просто нет. В силу последнего решения ФСБ, Москва и Минск должны договориться о решении этой проблемы.

Как думаете, готов ли Минск пожертвовать открытой границей с Россией, если однажды к этому приведет его сотрудничество с Западом?

Если вспыхнет серьезный кризис, который поставит под угрозу российско-белорусские отношения, Белоруссия выберет Россию. Отношения между Минском и Москвой слишком глубокие, чтобы их можно было перечеркнуть в какой-то обозримой перспективе. Они основаны на такой глубокой общности, которой нет у Белоруссии ни с одним другим соседним государством или народом. Вся система ценностей ориентирована на союз с Россией.

У Белоруссии есть некоторая свобода действий в этих отношениях, но она никогда не перейдет красную черту. В частности, речь идет о сохранении союза с Россией, сохранении русского языка, как одного из государственных языков республики, и сохранении той версии государственной идеологии, которая обращается к советской версии интерпретации Второй мировой войны. Если хотя бы одна из этих граней будет пройдена, Белоруссия взорвется.

Насколько тяжело будет Минску сохранять свою самостоятельность в будущем, если учесть очередной имперский цикл России, о котором вы говорили? Не станут ли торговые войны слишком тяжелыми для Белоруссии, чтобы она могла продолжать отстаивать свои интересы, и не превратится ли она в заложницу отношений с Россией, которая может оказаться участницей длительного конфликта с Западом?

Такая угроза, конечно, есть. И нынешняя торговая война, хоть она и не объявлена официально, является одной из самых острых за все время после распада СССР. Эта торговая война развивается на фоне открытой войны в Украине и просто тотальной вспышки антироссийской истерии в соседних с Белоруссией восточно-европейских странах. В этих странах появилось много сил, которые стараются углубить противоречия России и Белоруссии и перетянуть Белоруссию в свой лагерь. Такие настроения есть и в Белоруссии. Есть сторонники разрушения союза двух стран и в России, и они в последнее время активизировались под самыми разными лозунгами. Но все-таки влияние тех, кто не хочет распространения на Белоруссию украинской нестабильности, влияние тех, кто не хочет, чтобы Россия оказалась отрезана от остальной Европы воюющей полосой между двумя морями – сильнее. Нынешняя торговая война должна все же завершиться, как и все предыдущие торговые войны Белоруссии и России очередным витком взаимной интеграции.

- Потепление отношений с Западом привело к либерализации Белоруссии?

Одним из элементов потепления отношений было прекращение репрессий против оппозиции. Отчасти благодаря этому стало возможным избрание двух оппозиционных кандидатов. Но они мало на что могут повлиять. Во-первых, их голосов ни на что не хватит. Во-вторых, в белорусской системе власти парламент - очень слабый государственный институт.

Кроме того, война на Донбассе привела к тому, что общество отшатнулось от украинского примера политической борьбы. Никто не хочет, чтобы Белоруссия пошла по тому же пути. Те споры, которые сегодня развиваются в Белоруссии, происходят не из-за того, что тут укрепляются какие-то националистические силы, как считают некоторые в России, а наоборот - тут растут как раз больше пацифистские настроения.

Белорусское общество хочет либеральных реформ, или его устраивает тот государственный курс, который сейчас задает Лукашенко?

Если смотреть с точки зрения анализа политики, то мы должны обращать внимание на то, что мы можем пощупать. Такими маркерами являются две общенациональные предвыборные кампании, которые прошли за эти два года. Это парламентские и президентские выборы. На выборах не произошло ничего неожиданного. Общество в очередной раз продемонстрировало поддержку тех кандидатов, которые выступают за проведение курса Лукашенко. Никакого общественно-политического бурления в стране нет даже близко. В президентской кампании Лукашенко тоже победил с таким преимуществом, что затмил даже свою первую победу на выборах. Симпатии общества к нему, как к гаранту стабильности, особенно на фоне войны на Украине, оказались очень высокими.

Проведение либеральных реформ, в том числе повышение тарифов ЖКХ, повышение пенсионного возраста и прочее, о чем во время переговоров с Минском говорит МВФ, может быть выполнено. Но все это может касаться исключительно экономической сферы, а не политической.

То есть и здесь есть своя красная линия. В постсоветском понимании, либералами называют тех, кто выступает за ослабление роли государства в экономике, социальной сфере и так далее. Это такая ориентация на дикий капитализм. Сложно даже представить себе, чтобы Лукашенко допустил подобное движение, пока он у власти.

Недавно о проведении конституционной реформы заявили в Казахстане, еще раньше о превращении в парламентские республики заявили Армения и Киргизия. В Белоруссии ничего подобного не будет?

Последние белорусские выборы показали, что страна ни в каких подобных своего президента изменениях не нуждается, а общество консолидировано вокруг Александра Лукашенко. Но все равно такая необходимость может возникнуть, например, ради успешных переговоров с МВФ. Для этого Минск может усилить значение парламента, но это не приведет к изменению системы власти в принципе.

На этот случай в Белоруссии есть аналог «Единой России», который называется «Белая Русь». В этом объединении состоит примерно 150-160 тысяч человек. Это полностью готовая структура, которую хоть завтра можно объявить партией, и она станет правящей в парламенте. То есть даже если руководство страны решит превратить Белоруссию в парламентскую республику, значимость Лукашенко все равно не снизится, так как «Белая Русь» полностью пропрезидентская организация.

- Задумывается ли кто-то над тем, что будет после Лукашенко?

Этот вопрос существует столько же, сколько Лукашенко находится у власти. Однако чтобы этот вопрос встал действительно остро, общество должно перестать доверять ему или начать сомневаться в выбранном им курсе развития. Тогда в Белоруссии будут появляться новые оппозиционные лидеры и партии. Ничего подобного мы сегодня не видим. Более того, даже Запад, который ранее постоянно вмешивался во внутреннюю политику Белоруссии, поддерживая оппозицию и ища в ней альтернативу Лукашенко, сегодня фактически отказался от этой идеи.

    Процессы, происходящие в экономике и обществе, заставляют с опасением смотреть на будущее нашей страны как самостоятельного государства, считают эксперты.

    Тарас: Вряд ли нас ждет процветание, которое позволит сохранить независимость

    Кризис в экономике будет только нарастать, и это не только делает Беларусь неконкурентной по отношению к соседним странам, но и представляет угрозу для ее существования.

    Общая картина достаточно грустная. Та модель, которая у нас есть, сегодня никуда не вписывается, мы отстаем от всех соседей по всем параметрам, - отметил во время дискуссии в Клубе интеллектуального общения историк, член Международной академии информационных технологий Анатоль Тарас. - Все понимают, что тот рост, который сейчас показывает статистика - это манипуляция, не имеющая ничего общего с реальностью.

    По мнению эксперта, не спасет Беларусь и цифровая экономика, на которую сегодня делает ставку власть.

    А как же все остальные отрасли? Не может же все общество стать программистами. Все равно кто-то должен пахать землю, растить животных, в конце концов, есть люди, которым это просто неинтересно, - поясняет Анатоль Тарас. - Должны быть и другие островки, возникать новые очаги трансформации. Общество не может жить среди руин. А наше государство делает все от него зависящее, чтобы эти островки погубить прямо на стадии возникновения.

    Кризис нарастает и в самом обществе. Негативные тенденции в виде роста алкоголизма, наркомании, суицидов, тому подтверждение.

    Все большая часть нашего общества не справляется с вызовами современности, - поясняет Анатоль Тарас. - Люди отказываются от этой борьбы и ищут в чем-то утешение. Чем больше таких людей, тем больше кризис общества. А какое общество - такая и власть. С другой стороны, нарастает экономическое отставание. В конечном счете, эти две линии сойдутся. И нас ждет крах. Неслучайно ведь многие западные политологи упорно твердят о том, что Польша в перспективе поглотит Беларусь.

    По мнению эксперта, это только с первого взгляда подобный сценарий кажется диким и странным, но если говорить о нескольких десятках лет, то стоит об этом задуматься.

    С одной стороны, есть процветающая страна, где уже сегодня зарплата 1500 долларов, с другой - отстающая, в которой все никак 500 долларов не получается и перспектив роста никаких. В истории известно много обществ, которые исчезли, погибли, - отмечает эксперт. - То, как сегодня развивается Беларусь, вызывает сомнение, что нас ждет процветание, которое позволит сохранить независимость. И тут у нас вариантов выжить немного: это добровольное присоединение к Польше или к России.

    Евмененко: Мы не нужны ни Польше, ни России

    Между тем магистр экономических наук Виктор Евмененко считает, что вряд ли соседние страны мечтают о том, чтобы заполучить себе Беларусь. Он напоминает, что Россия сама переживает не лучшие времена. Особенно после присоединения Крыма, который в прошлом году стал самым дотационным регионом России.

    Почти под 10% всех трансфертов получил только один Крым. Прибавьте к этому Дагестан и Чечню, и получится, что всем остальным 85 регионам нарисовали большую фигу. Даже если вдруг в чью-то голову придет желание присоединить еще и Беларусь, представьте, какое будет сопротивление в самом же российском правительстве, - считает экономист.

    Именно по этой же причине наша страна не нужна и Польше.

    Там тоже не дураки сидят, экономический блок Польши еще более разумный, и они прекрасно понимают, сколько бабла нужно вложить в нашу страну, - отмечает Виктор Евмененко. - Так что не нужны мы ни Польше, ни России.

    Между тем он не исключает, что на каком-то этапе Европа может обратить внимание на Беларусь. Как это наблюдается теперь по отношению к Балканам.

    Пытаясь решить свои внутренние задачи, Европа уже декларирует желание присоединить Балканы. При том, что эти страны не готовы ни ментально, ни экономически, есть только одна политическая воля, - поясняет Виктор Евмененко. - Так может случиться и с Беларусью. В какой-то момент Лукашенко уйдет и, возможно, нас заметят.

    Подобное произошло с Балтийскими странами, но стало возможно только потому, что они сами того захотели.

    А если ужасно хочется, то сначала стране выдается список требований, а потом уже идет финансовая и организационная помощь. Но никто тащить нас туда не будет, - уверен экономист.

    Так и будет, - уверен Анатоль Тарас. - Мы сами куда-нибудь захотим, поскольку ситуация все ухудшается. В результате, пусть не в ближайшей перспективе, нас неизбежно ждет присоединение к одной из соседних стран. В противном случае мы превратимся в бананово-картофельную республику.

    Москва, 05.09.2018

    Евгений Трещенков, к.и.н., доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве Санкт-Петербургского государственного университета

    Относительно небольшое количество стран можно назвать союзниками России. Украинский кризис и открытая конфронтация с Западом стали серьезным испытанием для таких отношений и делают каждого партнера Москвы особенно ценным. Одним из них является Беларусь. Эта бывшая советская республика участвует во всех российских интеграционных проектах на постсоветском пространстве, занимает третье место среди торговых партнеров РФ (после ЕС и Китая), а ее вооруженные силы формируют вместе с российскими коллегами Региональную группировку войск и Единую региональную систему ПВО. Согласно опросам общественного мнения, граждане России и Беларуси регулярно относят государства друг друга к числу наиболее дружественных. Статья публикуется в рамках партнерства с Российским советом по международным делам (РСМД).

    Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин

    Михаил Метцель/ТАСС

    Кризис лета 2018 года

    Несмотря на столь разностороннее взаимодействие, его неотъемлемой составляющей являются регулярные кризисы. Они давно воспринимаются экспертами как нечто само собой разумеющееся. Лето 2018 года стало очередным сложным периодом во взаимоотношениях двух стран. В этот раз в адрес российских партнеров было предъявлено сразу несколько претензий - от обвинений в попытках приватизации Россией победы в Великой Отечественной войне до «недобросовестной конкуренции» в торгово-экономических отношениях. Как правило, инициатором конфликтов выступает белорусское руководство, а результатом становится решение той или иной проблемы путем двустороннего торга. Именно такая тактика позволяет белорусскому президенту из года в год отвоевывать себе сужающееся пространство для маневра в отношениях с Россией. На современном этапе Минск беспокоит установление Россией пограничного контроля на российско-белорусской границе, цена на газ, условия поставок нефти в Беларусь после завершения «налогового маневра» в российской нефтяной отрасли, а также будущее кредита, запланированного на 2019 год.

    Россия и «белорусское экономическое чудо»

    Особую остроту ситуации придают трудности, с которыми уже не один год сталкивается белорусская экономика. Они вызваны совокупностью внутренних и внешних факторов и проявляются в разных формах - от проблем со сбытом белорусской продукции до снижения реальных доходов населения. Попытки формирования «новой» экономики параллельно со старой, нагруженной социальными обязательствами, несмотря на локальные успехи (например, опыт Парка высоких технологий), не меняют ситуации принципиальным образом. Ключевыми причинами являются плановый характер белорусской экономики, ее технологическое отставание, а также высокая зависимость от одного ключевого рынка сбыта. Экономика страны носит явный экспортоориентированный характер, при этом более половины всей белорусской внешней торговли приходится на Россию.

    Торгово-экономические отношения с Россией являются неотъемлемым элементом «белорусского экономического чуда». Со второй половины 1990-х гг. в республике сложилась социально-экономическая модель, гарантировавшая белорусам скромный, но стабильный доход и другие социальные блага. Государство сохранило контроль над крупнейшими промышленными предприятиями, обеспечив занятость населению. Продукция этих предприятий шла, преимущественно, на российский рынок. Следует отдать должное руководству республики - его особое внимание всегда было сфокусировано на продвижении белорусской продукции на внешних рынках. Можно говорить о своеобразной «экономизации» внешней политики страны. Так, ключевой задачей послов, по мнению президента Александра Лукашенко, является продвижение белорусского экспорта.

    Здесь же можно отметить и впечатляющую активность белорусского руководства по продвижению продукции в российские регионы. Республика Беларусь имеет совместные рабочие группы по сотрудничеству более чем с 40 субъектами РФ. С 1990-х гг. действуют соглашения о сотрудничестве не только между отдельными регионами двух стран, но и между российскими регионами и Советом министров Республики Беларусь. Во всех крупных городах России можно увидеть белорусские торговые сети и фирменные магазины. Помимо торговли, Беларусь также продвигает промышленную кооперацию с российскими регионами. Впрочем, у этой кооперации есть своя специфика. В подавляющем большинстве случаев речь идет о сборке на территории того или иного субъекта РФ белорусской продукции (лифтов - в Санкт-Петербурге, тракторов - в Череповце и т.д.). То есть, фактически, такая кооперация нацелена на продвижение белорусского экспорта.

    Сделано в Беларуси

    В России у белорусских товаров сложился особый имидж. Продукты питания до сих пор считаются натуральными и качественными, техника - простой в эксплуатации и недорогой. Популярность белорусских товаров приводила даже к открытию в ряде российских городов соответствующих «фейковых» магазинов. Так, в Санкт-Петербурге после открытия в рамках договоренности между Правительством РБ и Администрацией Санкт-Петербурга сети магазинов белорусских продуктов «Белорусский гостинец» появились «поддельные» магазины под аналогичным брендом. Несмотря на то, что постепенно популярность слогана «сделано в Беларуси» среди российских потребителей снизилась, белорусские товары до сих пор занимают здесь свою нишу. При этом, говорить о том, что российские товары более конкурентоспособны, чем белорусские, или наоборот, было бы некорректно. В обоих случаях продукция характеризуется невысокой технологичностью в сравнении с западными аналогами. Более высоким качеством и сложностью отличается продукция совместных предприятий с крупными зарубежными компаниями (белорусский вариант) или филиалов транснациональных компаний, локализовавших свое производство на территории соответствующей республики (российский вариант). Так, белорусские производители зачастую указывают на то, что в России они конкурируют с крупными мировыми производителями (например, белорусский «Атлант» и итальянский «Индезит»).

    Одной из претензий, высказанных в августе 2018 года белорусским руководством российской стороне, стало обвинение в «недобросовестной конкуренции». Заявление было сделано в ходе посещения Александром Лукашенко ОАО «Гомсельмаш», являющегося одним из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной техники на российский рынок. В ряде случаев, белорусская техника, благодаря государственным субсидиям и системе поддержки экспорта, оказывается дешевле российской. При этом она также включена в российские федеральные программы лизинга. Доступ же российской техники на белорусский рынок, напротив, затруднен. Естественно, такая ситуация приводит к конфликтам и попыткам российских производителей отвоевать долю рынка обратно.

    В целом, препятствия в доступе на рынки для продукции друг друга есть и в России, и в Беларуси. Различается риторика политического руководства. Образ президента А. Лукашенко как сильного хозяйственника предполагает его личное участие в решении проблем крупнейших экспортных предприятий республики. Российское же руководство предпочитает воздерживаться от резких заявлений по техническим сюжетам, предоставляя обязательство по их решению бюрократии и бизнесу. При этом ограничения в доступе товаров на белорусский рынок вполне реальны. Так, российское Минэкономразвития приводит перечень, состоящий из более чем десятка таких барьеров. Среди них ограничения доступа российских производителей автобусов и сельскохозяйственной техники при участии в закупках по договорам лизинга, существование ассортиментных перечней товаров для различного вида продовольственных и непродовольственных торговых объектов и предприятий общественного питания. Еще один пример - действующая на территории Республики Беларусь льготная ставка НДС для сельскохозяйственной продукции, произведенной в стране (10% вместо стандартных 20%).

    Социальный контракт под угрозой

    При всей активности по продвижению экспорта, существующая в Республике Беларусь экономическая модель в силу своих же структурных особенностей дает сбои. Не становится неожиданностью, когда крупнейшие промышленные предприятия страны заканчивают отчетный год с убытками и большой кредитной задолженностью, а на складах скапливается продукция на несколько месяцев вперед. При этом остановка любого крупного предприятия и сокращение работников будут означать обострение социальной напряженности. Государство, как основной владелец крупнейших промышленных предприятий страны, гарантирует трудоустройство, заработную плату и базовые социальные гарантии. В этом заключается социальный контракт между властью и населением.

    В последние годы властям становится все сложнее выполнять его условия. Это неизбежно сказывается на рейтингах президента и на устойчивости политического режима. При этом предпринимаемые руководством страны меры не всегда достигают цели, вызывая еще большую напряженность в обществе. Такова, в частности, ситуация с Декретом Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Декрет предусматривает введение так называемого «сбора за тунеядство», взимаемого с неработающих граждан для финансирования государственных расходов. Инициативы вызвала серьезное общественное сопротивление - дошло до выступлений в отдельных городах в феврале 2017 года.

    В этом контексте стоит рассматривать и недавнюю показательную отставку руководства белорусского правительства и ряда высших чиновников. Очевидно, что Президент не только демонстрирует электорату намерение бороться с коррупцией, но и предпринимает попытки повышения эффективности управленческой системы. Пример Армении, где в ходе народных волнений весной 2018 года к власти пришла оппозиция, также, очевидно, вызывает в Минске определенные опасения.

    Новая российская политика в отношении Беларуси?

    В этих условиях поддержка со стороны России имеет для белорусского руководства принципиальное значение. Неслучайно президент А. Лукашенко, апеллируя к Москве, говорит о том, что России нужна стабильная Беларусь. Одновременно Минск активно налаживает отношения со странами Запада, поддерживая переговорную площадку по украинскому кризису, и более широко - по диалогу между Западом и Россией. Как известно, Европейский союз под влиянием конфронтации с Москвой и разрастающихся по периметру его границ кризисов снял в 2015-2016 гг. санкции в отношении подавляющего большинства лиц и компаний Республики Беларусь. Вместе с тем, акцент на налаживании конструктивных отношений не привел к серьезному улучшению инвестиционных и торгово-экономических перспектив Республики Беларусь на западном направлении. В 2017 году она не смогла получить кредит от Международного валютного фонда, требовавшего структурных реформ в виде сокращения доли государственного сектора в экономике и повышения тарифов ЖКХ. Китай активно инвестирует в белорусскую экономику (производство автомобилей, создание Индустриального парка «Великий камень») в последние годы, однако эти средства выделяются под конкретные проекты и не могут быть использованы для стабилизации макрофинансовой ситуации или выплаты внешнего долга республики.

    Россия остается ключевым возможным займодателем. Со сменой руководства России в 2000 году политика в отношении Республики Беларусь постепенно приобретала все более наступательный характер. Москва чаще стала выставлять те или иные требования в обмен на льготные цены на энергоносители и кредиты. Говоря об очередном кризисе в российско-белорусских отношениях весной 2017 года, эксперты даже указывали на новый этап в этих отношениях, именуя его переходом «от авансов к предоплате». В этом ключе можно рассматривать и затягивание Москвой решения о предоставлении Республике Беларусь кредита в размере до 1 млрд долл., который планируется потратить на погашение белорусского внешнего долга в 2019 году. Для Минска ситуация особенно болезненна с учетом намерения России прекратить беспошлинные поставки нефтепродуктов в Республику Беларусь. Вместе с тем мягкости российского руководства не способствует и сложная экономическая и финансовая ситуация в самой России.

    Исходя из этого, назначение нового российского посла (Михаила Бабича) в Минске, одновременно являющегося и специальным представителем Президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Республикой Беларусь, следует рассматривать как стремление внимательно отслеживать все детали и сложности повестки российско-белорусских отношений непосредственно на месте. После событий в Армении внимание Москвы будет сосредоточено, помимо прочего, на недопущении дестабилизации политической ситуации в Беларуси, при условии, что страна продолжает движение в фарватере существующих интеграционных структур под эгидой России. Очевидно, что Беларусь получит требуемую финансовую поддержку, вряд ли стоит беспокоиться и о перспективах продолжения белорусского участия в ЕАЭС.

    Будущее Евразийского экономического союза

    Практически вся взаимная торговля Беларуси в рамках Евразийского экономического союза приходится на одно государство - Россию (97-98%) . Белорусское руководство регулярно критикует Евразийский союз. При этом критика практически всегда касается именно проблематики российско-белорусского торгово-экономического сотрудничества в рамках этого объединения. Прозвучавшие летом 2018 года претензии к ЕАЭС полностью вписываются в сложившуюся практику. «Четыре свободы», действительно, не реализуются в Союзе в полной мере, сохраняются различные барьеры на пути свободной торговли, таможенное пространство фрагментировано, фактически отсутствуют единая торговая и промышленная политики. Однако свой вклад в такую ситуацию вносят все члены ЕАЭС, включая Республику Беларусь. При этом, если мы исходим не из некоей идеальной картины, а из существующей политической и экономической реальности в странах-участницах, Евразийский союз довольно-таки полно использует имеющиеся ограниченные возможности.

    В ближайший год не стоит ждать от Республики Беларусь резкого отказа от обязательств в рамках Евразийского экономического союза. Такой отказ, будучи напрямую связанным с торгово-экономическим взаимодействием с Россией, равносилен самоубийству. В то же самое время звучавшие в ходе обострения двусторонних отношений летом 2018 года сюжеты сохраняют свою актуальность. Речь идет об условиях поставки российской нефти в Республику Беларусь в 2019 году, о цене на газ, о пограничном контроле на российско-белорусской границе, а также о перспективах кредитования как по двусторонней линии, так и по линии Евразийского фонда стабилизации и развития. Серьезное влияние на перспективы белорусской экономики будет и дальше оказывать непростая экономическая и финансовая ситуация в самой России. Россия в свою очередь, несмотря на довольно жесткую позицию в отношении Беларуси, также не может себе позволить рисковать одним из немногих союзников. Оглядываясь на недавние события в Армении и на череду произошедших ранее «цветных революций» в других постсоветских республиках, Россия будет и дальше делать ставку на поддержание устойчивости белорусского режима.

    Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 декабря на полях саммитов ЕАЭС и СНГ в Санкт-Петербурге сообщил, что встреча с российским коллегой Владимиром Путиным состоится через неделю. В рамках переговоров главы России и Беларуси должны будут расставить все точки над «i» по основным нерешенным вопросам союзных отношений. В преддверии скорой встречи аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, что это за вопросы и какие ответы на них могут дать лидеры Союзного государства.

    Цена на газ

    Условия поставок российских энергоносителей в Беларусь - самая острая тема в отношениях между двумя странами. На последнем саммите глав государств Евразийского экономического союза Лукашенко и Путин поспорили на эту тему публично.

    Президент Беларуси сказал, что для белорусских потребителей цена на кубометр российского газа составляет 130 долларов, тогда как для соседней Смоленской области России - 70 долларов: почти в два раза ниже. «Простой вопрос - как конкурировать в такой ситуации?»

    Президент России на это заметил, что если бы цена на газ была рыночной, то Беларусь покупала бы кубометр газа за 200 долларов. Скидка на газ обусловлена тем, что Беларусь - союзная России страна, и после создания общего рынка нефти и газа цены на газ будут одинаковы для всех участников ЕАЭС.

    Ускоренное создание единого газового рынка - самый актуальный вопрос для разговора Путина и Лукашенко .

    Общий рынок энергоносителей в ЕАЭС планируется создать к 2025 году. Но поскольку Беларусь заинтересована в снижении цен на газ, в ее интересах лоббировать приближение «энергетического дедлайна».

    Налоговый маневр

    Столь же острая тема - условия поставок российской нефти на нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси. Россия осуществляет налоговый маневр - в течение шести лет, начиная со следующего года, экспортные пошлины на нефть будут снижаться, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - увеличиваться.

    Нефтяная реформа в России затронет и белорусскую экономику.

    В результате налогового маневра цена на российскую нефть для Беларуси сравняется с мировой, что снизит рентабельность белорусских НПЗ.

    Белорусский Минфин сообщил, что цена вопроса для Минска - 10 миллиардов долларов за шесть лет. Торг о компенсациях за налоговый маневр продолжается уже много месяцев.

    Российским производителям нефтепродуктов, которые поставляют их на внутренний рынок, правительство компенсирует ущерб от роста НДПИ в виде обратного акциза на нефть. В Минске хотят такой компенсации и для белорусских НПЗ.

    Отмена роуминга

    Отмена роуминга на территории Союзного государства - еще один вопрос, который будут обговаривать в Бресте. Отказ от роуминговых тарифов для звонков из России в Беларусь и из Беларуси в Россию обсуждается с прошлого года. Переговоры об отмене роуминга застопорились из-за протестов операторов сотовой связи, которым единые тарифы невыгодны.

    Пока антимонопольные ведомства и министерства связи России и Беларуси договорились окончательно решить вопрос с роумингом в следующем году.

    Если роуминговые тарифы между Россией и Беларусью будут отменены, это станет самым наглядным подтверждением успешности союзного строительства для граждан двух стран, поэтому роуминг - один из тех вопросов, которые будут обсуждаться на высшем политическом уровне.

    Признание виз

    В Бресте Россия и Беларусь планируют подписать межправительственное соглашение о взаимном признании виз. Из 25 документов, которые намерен рассмотреть Совет министров Союзного государства, к этому соглашению приковано особенное внимание.

    Два года назад отсутствие общего визового пространства при отсутствии погранконтроля всерьез обострило отношения между Россией и Беларусью.

    Тогда Минск ввел пятидневный безвизовый режим для граждан 80 стран. Москва отказалась принимать иностранцев, которые въезжают на российскую территорию из Беларуси . Дошло до разговоров о возрождении полноценного пограничного режима на российско-белорусской границе.

    После этого инцидента активизировались переговоры о взаимном признании виз, которые велись к тому времени почти 10 лет. После двух лет синхронизации миграционного законодательства визовое соглашение между Россией и Беларусью готово к подписанию. Следующий этап интеграции, который могут обсудить президенты двух стран, - введение единой визы Союзного государства.

    Отдельно нужно подчеркнуть, что предсказание будущего любого персонализированного режима – неблагодарная задача, потому что перспектива всегда зависит от множества факторов: самого лидера, его физического состояния и непредвиденных событий. Поэтому эксперты, как правило, выделяют пути развития Белоруссии после Лукашенко с определённой долей условности. Так, в Центре Карнеги говорят о трёх общих среднесрочных и долгосрочных сценариях.

    Первый – хаотическая и непредвиденная передача власти. При таком раскладе, уверены эксперты, поддерживаемые Кремлём политические силы, вероятно, будут признаны обществом легитимными, а у Запада не будет ни политической воли, ни ресурсов, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию в стране.

    «Внезапная и неожиданная передача власти в ближайшем будущем, скорее всего, приведёт к образованию ещё одного конституционного «супер-президентского» режима, но возглавит его кто-то с меньшей харизмой, чем Лукашенко», - считают в Центре Карнеги, поясняя, что в настоящее время номенклатура полностью очищена от людей с харизмой и при неожиданном транзите власти им просто неоткуда будет взяться.

    Второй вариант развития событий, выделенный исследователями центра, заключается в постепенном переходе к «более мягкому авторитаризму». «Основанием для такого постепенного перехода, вероятно, будет экономика. Нервозность по поводу хронического экономического кризиса в стране уже приводит к ошибкам президента», - подчёркивают специалисты.

    Параллельно с этим будут происходить и изменения в политике. К власти в течение пяти - пятнадцати лет, по прогнозам экспертов, придёт больше чиновников с рыночными взглядами, и в конце концов Белоруссия станет более олигархической – по аналогии с сегодняшней Арменией или Молдавией при президентстве Владимира Воронина.

    Наконец, третий вариант – вынесение на референдум вопроса об изменении конституции. Ещё в начале 2017 года Лукашенко обсуждал с главой Центральной избирательной комиссии Белоруссии Лидией Ермошиной возможность перехода к смешанной избирательной системе, что означало бы увеличение роли политических партий.

    В последний раз президент пообещал подумать над перераспределением своих властных полномочий в апреле, выступая с ежегодным обращением к парламенту. И произошло это на следующий день после того, как премьер-министр Армении Серж Сарксян ушёл в отставку после почти двухнедельных уличных протестов. Лукашенко заверил, что рекомендации относительно поправок уже разрабатываются конституционным судом.

    Есть свои предложения и у общественности. Так, около года назад коллектив авторов во главе с идейным лидером национально-культурного возрождения страны Зеноном Позняком подготовил программу «Вольная Беларусь». Среди её предложений: вернуть конституцию 1994 года, которая ограничивала власть президента, перейти к парламентско-президентской форме правления, ввести местное самоуправление и смешанную избирательную систему, провести новое административно-территориальное деление страны, выйти из ЕАЭС, не стремиться в ЕС и НАТО, оставить государственным белорусский язык, а русскому придать статус языка межнационального общения.

    Есть у Белоруссии и объективные причины надеяться на переход к либеральной демократии европейского образца, подчёркивает политолог Сергей Николюк. Например, в 1996 году 82% белорусов считали, что правительство должно нести ответственность за благосостояние людей, а 17% были уверены, что за это должны отвечать сами люди. К 2016 году соотношение стало уже 65 на 30, что само по себе говорит о большем интересе общественности к политике.