Как поступают целевики в вузы. Целевой прием в вуз - что это? Порядок целевого приема. Нужно ли вообще становится целевиком

Абитуриенты-целевики обычно набирают меньше баллов за ЕГЭ, и их бывает недостаточно для того, чтобы поступить в вуз на «бюджет». Поэтому они обращаются за помощью к государственным органам и предприятиям, которые готовы оплатить всю учебу студента, если тот потом отработает у них в компании несколько лет. Система удобная и функционирует давно, только вот знают о ней немногие. Если вы тоже первый раз об этом слышите - почитайте об этом и . Ну а мы завершаем цикл публикаций про целевые места историями самих целевиков.

История первая. «Спасибо маме»

«Я учусь в юридическом институте на третьем курсе. Моя мама работает в прокуратуре, и всеми нужными бумагами для целевого направления занималась она - помню, везде ходила, все узнавала, собирала документы… Короче, чуть ли не вместо меня подала их в Южную транспортную прокуратуру в Ростове-на-Дону. Конкурс был большой - где-то восемь человек на место. Я успешно прошла несколько тестов на профпригодность, написала ЕГЭ, кажется, на 230 баллов, принесла свою золотую медаль. Все это помогло мне получить целевое место. Я всегда хотела работать в органах и очень рада, что теперь у меня заключен договор на пять лет работы в прокуратуре».

Арина, Санкт-Петербургский юридический институт
(филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, специальность «Юриспруденция».


История вторая. «Ну, поработаю учителем. Вроде неплохо»

«Целевое направление мне предложили в моей школе. Я подумала, что это будет хорошей страховкой на случай, если не пройду по обычному конкурсу - школа хорошая, коллектив приятный, так что ничего плохого в том, чтобы поработать там учителем пару лет, я не вижу. И это было правильным решением: я сдала ЕГЭ на 198 баллов, и на «бюджет» с такими баллами я бы не поступила. Когда мое имя появилось в рейтинге, я долго была одна на шесть выделенных целевых мест. Конкурса в итоге не было вообще. Так что если вы сомневаетесь в своих баллах и хотите работать по специальности, обязательно подайте документы на целевое».

Марина, Мурманский арктический государственный университет, специальность «Педагогическое образование, русский язык и литература».


История третья. «От офигительного конкурса можно спастись только так»

«Я не помню точного названия организации, с которой у меня договор, но это какое-то муниципальное управление градостроительства и архитектуры Новокубанска. Все документы я собирал в апреле, до ЕГЭ. Конкурса не было вообще - от этого заказчика я был один. По идее я должен отработать у них по окончании вуза несколько лет, но такое вряд ли произойдет, потому что там нет рабочих мест. И не предвидится. А выбрал я целевое обучение, потому что был офигительно высокий конкурс на бюджетные места - где-то 50 человек на место».

Владимир, Кубанский государственный аграрный университет им И. Т. Трубилина, специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений».

История четвертая. «У меня 167 баллов. Куда мне с ними, если не на целевое?»

«В начале 11 класса я поняла, что нужно сдавать физику и что я совсем к ней не готова. Вероятность того, что я смогу поступить, была маленькой. Классный руководитель рассказал мне про целевые места, мы все обсудили с родителями и решили попробовать. В марте я уже всюду отправляла свои анкеты и звонила. Большинство говорили, что меня возьмут, но мои документы им нужны только после того, как станут известны баллы за ЕГЭ. Когда прошли экзамены, я снова всех обзвонила, и с моими 167 баллами меня взяли только на одно предприятие. И я этому очень рада».

Ксения, Российский Технологический Университет, специальность «Радиотехника».


История пятая. «Отрабатывать не надо. Надо работать»

«Я хотела поступать в Казань на целевое место, но когда мне пришли результаты ЕГЭ, у меня оказалось больше баллов, чем я рассчитывала. Тогда я задумалась: а почему бы мне не попробовать поступить в Москву? Я слетала в столицу, сходила не предприятие, узнала там о специальностях, на которые объявлен конкурс. Поначалу засомневалась, потому что в Московский авиационный институт, например, я бы поступила и без целевого. Но после того как я сходила в «бауманку», я поняла, что хочу учиться именно здесь. Поэтому я подписала договор. В компании, кстати, мне сказали так: «отрабатывать» у нас не надо - надо «работать». Многие пользуются возможностью и потом не возвращаются в компании, которые платили за их учебу. Я считаю, что это неправильно. И нужно понимать всю ответственность, которую вы берете на себя, подписывая договор».

Софья, МГТУ им. Н. Э. Баумана, специальность «Ракетно-космические композитные конструкции».

Его особенности, преимущества, недостатки.

При подготовке к поступлению в вуз принято рассматривать разные варианты. Один из них, это поступление в рамках так называемого целевого набора. Его особенность состоит в том, что абитуриент приходит в вуз не только с результатами ЕГЭ, но и с соответствующим направлением от какого - либо региона или учреждения. При этом, в случае успешного прохождения конкурса он зачисляется на выбранную им специальность, обучается там, а после окончания вуза идет работать в то место, откуда его направили.

Вроде бы все ясно и понятно. Однако, система целевого набора куда более сложная, чем это может показаться на первый взгляд. Она таит в себе и массу нюансов, которые не мешало бы знать будущему абитуриенту. Остановимся лишь на некоторых из них.

Взять хотя бы то обстоятельство, что де факто существует, два варианта целевого набора. Один из них осуществляется по договорам, заключенным с органами исполнительной власти. Другой - по договорам с предприятиями и организациями, а также в рамках госпрограмм связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса. И хотя второй вариант формально не считается целевым, он, тем не менее, к нему приравнивается и получил широкое распространение.

Другая особенность целевого набора - в отраслевых вузах, где учредителем является профильное министерство (ведомство), количество выделенных под него бюджетных мест, как правило, больше, чем у вузов, находящихся в непосредственном подчинении Минобрнауки. Причем, на практике, оно зачастую превышает и установленные нормативы, согласно которым доля целевиков не может быть больше 15% от контрольных цифр приема. И такое положение дел считается вполне допустимым, если, конечно, величина целевого набора предварительно согласована с учредителем.

Будущим целевикам необходимо учитывать и то обстоятельство, что договора между вузами и заказчиками (органы исполнительной власти, ведомства, предприятия, организации), заключаются, как правило, в апреле - мае месяце, т.к. именно к этому времени утрясаются все вопросы с финансированием, списками претендентов и количеством выделенных им мест для обучения.

Еще один интригующий момент. Он касается возможности отказа в предоставлении целевых мест. Подобные случаи - обычное явление. Вуз не резиновый и он не обязан удовлетворять интересы всех, кто обратился к нему с запросом. Тут очень важна исторически сложившаяся практика взаимодействия вуза с теми структурами, которые ранее с ним сотрудничали и с которыми уже заключались договора на подготовку будущих специалистов.

Важным является знание и того факта, что сотрудничество с вузом осуществляется не вообще, а по вполне определенным направлениям подготовки. Т.е., к примеру, один заказчик, заинтересован в подготовке специалистов по компьютерной безопасности, а другой по безопасности автоматизированных систем. Именно поэтому, будущему целевику необходимо иметь представление не только о партнерах вуза по целевому набору, но и о специфике их запросов, адресованных вузу.

При этом, следует учитывать также то обстоятельство, что потребности в целевых специалистах могут формироваться двояким образом - либо спускаться по соподчиненности сверху, либо формироваться снизу, в соответствии с запросами конкретных предприятий и организаций. Яркий пример первого случая - медицинские вузы, где основные параметры целевого набора устанавливаются Минздравом. Второй, более свойственен техническим вузам, имеющим тесные связи с предприятиями - партнерами, которые и являются в дальнейшем работодателями.

Чем же интересен для всех целевой набор? Если брать вузы, то его выгода вполне очевидна - целевой набор это фактически гарантированное заполнение бюджетных мест, причем вне зависимости от демографической ситуации или каких либо других неприятных обстоятельств. При этом, для наиболее популярных вузов, не испытывающих проблем с абитуриентами, этот вопрос менее актуален по сравнению с остальными, в силу чего и число мест выделенных целевикам там несравненно меньше, чем у других.

Не менее заинтересованы в целевом наборе и сами абитуриенты. Оно и понятно - целевое направление позволяет закрыть сразу много вопросов. Во - первых, его наличие существенным образом облегчает сам процесс поступления, т.к. эта группа абитуриентов идет отдельным конкурсом, который значительно ниже обычного, и зачисляется в первую очередь. Во - вторых, целевое направление позволяет особо не задумываться о трудоустройстве после окончания вуза, потому что будущее место работы уже изначально определено. Важным является и то обстоятельство, что целевики зачастую обладают определенными преимуществами по сравнению с остальными учащимися. В частности, речь может идти о первоочередном заселении в общежитие, что особо важно для иногородних студентов или дополнительном стипендиальном обеспечении за счет будущих работодателей.

Есть у целевого набора и обратная сторона медали. Речь идет об обязательствах, которые накладываются на выпускников. Основное из них - это практически полное отсутствие выбора места работы после окончания вуза. Согласно установленного порядка целевик обязан трудоустроиться в той организации, которая его направляла на учебу, и отработать там, не менее 3-лет. При несоблюдении указанной нормы, работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с нарушителя расходы по обучению.

Если же все это не смущает - в добрый путь. Целевой набор не такая уж неразрешимая задача, как это может показаться на первый взгляд.

Информация о том, где взять целевое направление -

Для тех, кто учился в вузах до 1990-х годов, слово «целевик» не вызывало недоумения и вопросов. До распада СССР под «целевиками» понимались абитуриенты, которых хозяйства, колхозы, совхозы и другие предприятия промышленного комплекса направляют учиться в высшие учебные заведения. При этом предприятие полностью оплачивает обучение направленного абитуриента, а он, в свою очередь, имеет льготы при поступлении (главное не провалить экзамен и не получить 2 балла), занимает бюджетное место в вузе и учится, как обычный бюджетник, получая стипендию, если он ее заслуживает. А уже после окончания учебного заведения «целевик» был обязан отработать (минимум в течение 3 лет) по полученной профессии на предприятии, которое отправляло его учиться.

Сегодня понятие «целевик» осталось, однако, как выясняется на деле, реальный смысл этого слова радикально изменился. В настоящее время до 100% всех «целевиков» - это, простите за прямоту, дети состоятельных родителей, способных внести немалую сумму денег, для того чтобы их ребенок поступил в вуз на бюджетное место как «целевик».

Сейчас чтобыпоступить в вуз как «целевик» совсем не обязательно иметь направление от какого-либо государственного предприятия. Теперь вы абсолютно законно оказываете, так называемую, «спонсорскую помощь» вузу (еще 5 лет назад это называлось взяткой), и от вашего ребенка требуется сдать вступительные экзамены хотя бы на «3» (при пересчете из баллов ЕГЭ). Размер этой «спонсорской помощи» колеблется в широких пределах от 50 000 до 200 000 рублей в зависимости от престижности вуза и конкурса на факультет.

Однако на этом вся беда с нынешними «целевыми» абитуриентами не заканчивается. По статистике, примерно половина (48,7%) от числа всех «целевиков» оказываются отчисленными в течение первого года обучения за академические задолженности. Сегодняшние «целевики», с горем пополам сдавшие на 40-50 баллов ЕГЭ, просто не могут учиться в вузе, куда их направило «предприятие» в лице родителей или других родственников.


Но и это еще не всё. Мы проанализировали поступление абитуриентов в некоторые вузы Москвы (ММА им. Сеченова, РГМУ им. Пирогова, МГМСУ и др.) и увидели следующую, шокирующую даже нас - педагогов, давно понимающих неутешительную тенденцию деградации нашего образования, - картину. Если во времена советского периода число «целевиков» в вузе было строго ограничено и не должно было превышать 15% от общего числа бюджетных мест, то теперь эта цифра никак не фиксируется и может достигать 45%! И это реальные цифры, полученные на основании анализа приказов о зачислении в государственные вузы Москвы. А теперь прибавьте к этим «целевикам» лиц, окончивших средние специальные профильные образовательные учреждения (училища), инвалидов и других законных льготников...

Вот и получается, что на 235 бюджетных мест в одном из московских вузов (специально не привожу его название, т.к. такая картина прослеживается фактически везде), 80 бюджетных мест (34%) заняли «целевики», 115 мест (49%) - абитуриенты, окончившие училища, 25 мест (10,6%) - за истинными льготниками (инвалиды, дети-сироты и т.п.). А теперь потрудитесь посчитать, сколько бюджетных мест осталось для вас - ученики-выпускники 11-х классов школ.


Да, совершенно верно, всего 15 мест! 15 бюджетных мест (6%) из 235 заявленных вузом. А ведь таких выпускников, которые сразу после школы поступают в высшее учебное заведение подавляющее большинство - в среднем 87%. И на эти 87% выпускников остается только 6% бюджетных мест в институтах. Как вы думаете, велики ваши шансы на «честное» поступление?

Всё, о чем я успел кратко рассказать, к сожалению, происходит в данный момент, и, как показывает тенденция, завтра эта картина изменится только в худшую сторону. Только задумайтесь на минуту: поступившие таким образом студенты всё-таки оканчивают вуз, и оканчивают его не всегда благодаря знаниям, которыми они обладают; они получают диплом государственного образца и становятся «специалистами». Я искренне никому бы не пожелал попасть когда-либо на прием к таким «специалистам». А мы всё ломаем голову, почему же так стремительно разваливаются все отрасли отечественной промышленности, люди погибают от лечения и умирают не от голода, а от пищи, которую покупают в магазинах. Само по себе ничего никогда не разваливается! Гораздо разумнее предположить, что кто-то разваливает. Но это предмет отдельного разговора...

В заключение, я хочу описать недавний случай, произошедший с одной моей ученицей как раз в приемную кампанию 2010 года. Девочка занималась в нашем центре в течение 2 лет. Благодаря её стараниям и стараниям наших педагогов, учась уже в 11 классе, она участвовала во всероссийской олимпиаде по химии, где оказалась в числе призеров, заняв 3 место. 3 место на всероссийской олимпиаде - это очень хорошая льгота при поступлении: 100 баллов по химии автоматом и право первой очереди при зачислении (закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992, Приказ Минобрнауки от 2 декабря 2009 №695 «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников»). Однако, подав документы в РГМУ им. Пирогова, в первом потоке она зачислена не была, так как в этом потоке зачисляли на бюджетные места наших дорогих «целевиков». На вопрос зачислят ли её - призера всероссийской олимпиады по химии , обладающую законной льготой, она получила ответ: «Если останутся вакантные бюджетные места...». А от чего зависит: останутся места или нет? Ответ напрашивается сам собой: от того сколько будет в этом году «целевиков»! Девочка всё же поступила, правда в другой институт - ММА им. Сеченова, но этот вопиющий случай лишний раз подтверждает тот факт, что количество целевых абитуриентов никак не регламентируется и не ограничивается и зависит только лишь от их наплыва. Всё это ведет к тому, что в следующем году, возможно, за право учиться на бюджетной основе в российских вузах будут бороться не простые школьники-выпускники, а те, кто несет гордое название «целевик». А результат зачисления, по-видимому, будет зависеть не от набранных на экзамене баллов, а от величины «спонсорской помощи»...

Рогожин В.Н.

В чём подвох и стоит ли вообще становиться целевиком

Технический секретарь приёмной комиссии ВГУ в 2018 году

Целевой приём гарантирует абитуриенту поступление и трудоустройство, а компаниям - специалистов. Чтобы попасть на целевое обучение, вы должны заключить договор с предприятием и сдать ЕГЭ на минимальные балл, который установил вуз.

Правила Минобразования

Министерство образования описывает правила целевого приема в XI главе приказа о поступлении в вузы. На 2018 год действуют такие правила:

  • Количество мест определяет организация. Когда фирма решила, сколько ей нужно целевиков, она договаривается об этом с вузом и факультетом. Целевые места обычно берут из бюджетных - они не идут отдельным конкурсом.
  • Такие места могут заказать только государственные органы власти, госкорпорации или фирмы, у которых есть в уставном капитале доля государства.
  • Договор будет трёхсторонний: вы, вуз и организация.

Целевики идут вне конкурса. Так происходит, потому что фирма заключает договоры с таким количеством людей, сколько она запросила целевых мест. Это не нравится Министерству образования. Там считают, что на целевые места должен быть такой же конкурс, как по баллам ЕГЭ.

Договор с организацией

В приказе Министерства нет ни слова о трудоустройстве и других обязанностях предприятия. Не регулирует приказ и требования к студенту. Все обязанности будут прописаны в вашем договоре с предприятием. Поэтому внимательно изучите его, перед тем, как согласиться на целевое обучение. У каждой организации договор будет свой, но вы можете посмотреть на типовой пример такого договора.

Если вас устраивают условия фирмы, готовьтесь к собеседованию или тестированию. Компания должна понять, подходите ли вы ей или нет. Вас могут попросить пройти тест на знание определённых предметов или просто побеседовать, чтобы понять, что вы серьёзно настроены.

Компании выгодно целевое, потому что они 100% получают специалиста на работу. По договору вы должны будете отработать несколько лет в компании. Обычно этот срок 3-5 лет.

Учитывайте, что есть компании, которые сильно контролирует своих студентов. Например, принимают вместе с преподавателями экзамены и курсовые. А есть те, которые не особо следят за своими будущими работниками. Будьте готовы и к тому, и к другому.

Обратите внимание, что будет, если вас отчислят или вы сами захотите уйти из вуза. Такое бывает не только из-за плохой учёбы, но и по семейным обстоятельствам. Вероятно вам придётся выплатить всю стоимость обучения, а это 300-600 тысяч рублей в зависимости от специальности и вуза.

Как стать целевиком

Как вы могли понять, это непросто. Чтобы узнать квоты целевого приёма, обратитесь в вуз или, если вы точно знаете, что фирма набирает целевиков, - в отдел кадров. Спросите, на каких условиях возможно стать целевиком.

К сожалению, во многих государственных компаниях подобные места отдают детям работников или знакомых. Будьте к этому готовы и не расстраивайтесь. Минобразования никак не регламентирует, кому должны достаться целевые места.

Как бывает ещё

Моя знакомая учится на целевом. У неё нестандартная ситуация: фирма выкупила целевые места не из бюджетных, а из платных квот. После обучение девушке нужно будет отработать 5 лет на предприятии. Контроль успеваемости есть, представители компании приходят на защиту курсовых студентов. Но все защиты проходят довольно мягко. Стипендию фирма не платит.

Нужно ли вообще становится целевиком

Чтобы стать целевиком, нужны либо связи, либо свободное время для поиска организации. Это может отнять у вас время на подготовку к ЕГЭ, а в итоге договор с организацией вас не устроит. Придётся отработать в этой компании несколько лет после защиты диплома, а от от других предложений и возможностей, которые могут появиться в ходе учёбы, придётся отказаться. Вывод - вы связываете себе руки.

«Законопроект, совершенст­вующий механизмы целевого приёма в вузы, будет внесён в Госдуму в ближайшие месяцы», - поделился с «АиФ» информацией Александр Соболев, директор департамента госполитики в сфере высшего образования Мин­обрнауки.



Поступление в вуз происходит по результатам ЕГЭ по 3 или 4 предметам (зависит от специальности). И чем престижнее вуз, тем выше суммарный балл ЕГЭ. Однако существует лазейка, благодаря которой троечники обходят при поступлении отличников. Это «целевой набор». Региональные органы власти, муниципальные организации, предприятия с долей госсобст­венности могут направлять абитуриентов в лучшие вузы на обучение за госсчёт. И льгота эта, увы, нередко отдаётся не талантливым, а имеющим нужные связи. Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность - 240, то ребёнок, получивший на ЕГЭ 239, не поступит, а «целевика» со 130 зачислят. И формально всё будет законно. Единственный вуз, который в 2016 г. установил для «целевиков» такой же минимальный проходной балл, как и для обычных абитуриентов (210 баллов), - МИСИС.

«Лишь 3-12% «целевиков» после получения диплома едут работать на предприятие, которое их направило на учёбу», - замечает Алевтина Черникова, ректор МИСИС.

Целевое обучение

Сейчас

Договор на целевое обучение 2-сторонний, заключается между поступающим и направляющей организацией.

Вуз обязан принять абитуриента и потом выдать направление на трудоустройство на то предприятие, которое заключило с ним договор. Абитуриенты по договору обязаны в течение месяца после получения диплома об образовании явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт.

На деле возвращаются единицы, и никаких санкций для них не предусмотрено.

Что изменится?*

Договор

Должен быть 3-сторонним - между абитуриентом, заказчиком (госорган, предприятие, направляющее на учёбу) и вузом. Договор заключается до начала приёмной кампании, причём стороной, подписывающей договор и отвечающей за наличие в договоре взаимных обязательств абитуриента и заказчика, является вуз.

1. Проверяет договор. В случае отсутствия в нём чётко прописанных обязательств и ответственности сторон вуз должен отказаться от подписания документа и не принимать данного абитуриента по квоте целевого приёма.

2. Организует конкурс в пределах квоты целевого приёма.

3. Создаёт условия для освоения студентом образовательной программы.

Студент

1. Обязуется успешно осваивать образовательную программу (не ходить на лекции уже не получится). Критерий успешности обучения устанавливается вузом и прописывается в договоре.

2. После окончания вуза «целевик» обязан не менее 3 лет отработать в организации, указанной в договоре, на условиях, прописанных в договоре.

Заказчик (предприятие или госорган)

1. Предоставляет меры соцподдержки: выплачивает повышенную стипендию, оплачивает жильё и т. д.

2. Организует практику студента.

3 Принимает на работу выпускника на должность, соответствующую уровню полученного образования.

* Нормы ещё обсуждаются и вступят в силу в приёмную кампанию 2018-2019 гг.