Как правильно корректировать и контролировать исполнение бюджета. Корректировка бюджета Корректировка бюджета процессе его исполнения

Годовые бюджеты являются оцифрованными планами достижений стратегических целей компании. Они обеспечивают взаимосвязь стратегий развития компании с системой бюджетирования ее деятельности, выступают основой для формирования краткосрочных бюджетов и центров финансовой ответственности (ЦФО). От их корректности зависит вероятность достижения годовых целей , достоверность планирования квартальных и месячных бюджетов .

Как правило, годовые бюджеты разрабатывают до того, как окончательно подвести итоги текущего отчетного года. Чаще всего бюджеты начинают формировать в ноябре, поэтому они основываются на фактических итогах работы компании за период с января по октябрь и на прогнозах результатов ноября-декабря.

Исходя из сказанного, руководителям экономических служб нужно проверять корректность годовых бюджетов при окончательном подведении итогов прошедшего года и корректировать их, если возникнет такая необходимость, чтобы повысить достоверность бюджетов на новый отчетный год.

Обычно итоги прошедшего отчетного года подводят к концу января, а бюджет на следующий год утверждают не позднее декабря. Соответственно, из-за этих временных несостыковок компания вполне может принять к руководству годовой бюджет, который недостаточно корректен, поскольку для его формирования брали в расчет фактические итоги не всего прошедшего года, а только первых десяти месяцев. Данные ноября и декабря при подготовке бюджета чаще всего берутся плановые.

В то же время на последние месяцы уходящего года приходится наибольшая доля продаж и расходов в общей структуре показателей работы компании за год. Если фактический результат этих месяцев будет значительно отличаться от плановых данных, то и весь бюджет на следующий год будет расходиться с реальным развитием организации. Чтобы избежать такой ситуации, рекомендуем руководителям экономических служб, отвечающим за качество работы системы бюджетирования, воспользоваться методикой, изложенной в данной статье.

СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ БЮДЖЕТОВ КОМПАНИИ НА ГОД

Разработку бюджетов компании на год нужно начинать с оформления этого процесса как отдельного управленческого проекта (за его реализацию будет отвечать руководитель экономической службы). В проекте будут указаны этапы создания бюджетов, сроки их реализации и лица, ответственные за каждый из этапов.

Чтобы усилить значимость проекта по разработке годовых бюджетов, оформите его приказом по компании за подписью директора. В качестве приложения к приказу целесообразно составить план-график работ по проекту.

В графике работ следует предусмотреть мероприятия по корректировке утвержденного бюджета на тот случай, если будут выявлены критические отклонения бюджетных планов по сравнению с фактом прошедшего года. Пример графика приведен в табл. 1.

Утверждение графика работ позволит контролировать ход разработки бюджетов на предстоящий год, обеспечит соответствие бюджетных планов фактическим результатам и возможностям бизнеса компании за счет мероприятий, указанных в пп. 17-20.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ КОМПАНИИ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ОТЧЕТНЫЙ ГОД

Бюджетные планы на предстоящий год опираются на анализ фактических результатов работы компании в отчетном году и на планы развития ее бизнеса на прогнозируемый год.

Анализ показателей отчетного года позволит определить основные тенденции их изменения, которые нужно учитывать в будущем году, и оценить ресурсные возможности компании по увеличению масштабов бизнеса. Следовательно, после закрытия отчетного года и окончательного подведения его итогов руководитель экономической службы должен проанализировать, насколько эти итоги отличаются от данных, на основании которых формировались бюджеты компании на следующий год.

Поскольку при планировании годовых бюджетов обычно используют факты работы компании за январь-октябрь и прогнозы на ноябрь-декабрь, то при подобном анализе имеет смысл исследовать:

  • расхождения последних двух месяцев прошедшего года;
  • степень влияния отклонений на общую динамику годовых показателей работы.

Возьмем бюджет доходов и расходов компании «Альфа» на 2018 г., утвержденный 25.12.2017 . Так как формирование бюджета началось четвертого декабря, то для анализа итогов работы компании за 2017 г. взяли итоги с первого по третий квартал, а результаты четвертого квартала сложились из факта работы за октябрь и прогнозов результатов ноября и декабря (табл. 2).

Когда главный экономист компании «Альфа» подвел окончательные итоги четвертого квартала, выяснилось, что они значительно отличаются от итогов, использованных при формировании бюджета доходов и расходов на 2018 г.

В таблице 3 представлены итоговые результаты работы компании, окончательно сформированные 16.01.2018 .

Проанализируем величину отклонений между итогами четвертого квартала, использованными для прогноза бюджета на 2018 г., и окончательными итогами этого квартала, подведенными к середине января 2018 г. В ходе сравнительного анализа выявлены следующие отклонения :

  • итоговый объем продаж за четвертый квартал оказался на 1 110 000 руб. (+5,9 %
  • итоговая себестоимость продаж на 810 000 руб. (+5 % ) больше предварительного прогноза;
  • валовой доход от продаж при окончательном подведении итогов последнего квартала 2017 г. оказался на 300 000 руб. (+12,1 ) больше предварительного прогноза. При этом по продукции 1 превышение составило 5,2 %, по продукции 2 — 20,5 %;
  • операционные затраты по окончательным итогам квартала на 105 000 руб. превысили предварительные прогнозы;
  • в результате влияния этих факторов чистая прибыль компании «Альфа» за четвертый квартал составила 372 400 руб., тогда как при разработке бюджета на 2018 г. в расчет брались предварительные итоги квартала с прибылью в сумме 168 400 руб. Отклонения в чистой прибыли между итогами квартала составили 221 % ;
  • общая рентабельность бизнеса компании при окончательном подведении итогов четвертого квартала равна 1,9 % , тогда как прогнозный итог предполагал рентабельность на уровне 0,9 %.

Значительные отклонения в результатах работы компании за четвертый квартал по валовому доходу продукции 2 и чистой прибыли компании, а также отклонения в объемах реализации более чем в 5 % свидетельствуют о большой вероятности их влияния на итоговые результаты 2017 г. и требуют дополнительной проверки степени этого влияния.

КАК ВЫЯВИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ КОРРЕКТИРОВКИ УТВЕРЖДЕННЫХ ГОДОВЫХ БЮДЖЕТОВ КОМПАНИИ

Чтобы понять, есть ли необходимость корректировать утвержденный бюджет доходов и расходов компании «Альфа» в связи с наличием значительных отклонений итогов четвертого квартала, нужно сравнить предварительные итоги всего 2017 г. с окончательным результатом работы компании за этот год. Важный момент: сравнению подлежат не только суммовые значения показателей, но и качественные аспекты итогов года.

В таблице 4 отражены предварительные результаты работы компании «Альфа» за 2017 г., которые легли в основу бюджета доходов и расходов 2018 г.

Влияние отклонений данных ноября и декабря привело к трансформации годовых итогов работы компании «Альфа» (табл. 5).

Если сравнивать количественно-суммовые показатели, то разница в итогах года кажется незначительной. Так, сумма продаж увеличилась всего на 1,7 %, себестоимость продаж — на 1,4 %, а валовой доход вырос на 3,3 %. Только чистая прибыль выросла на 22,1 % за счет динамики роста валового дохода. Однако сравнение изменений качественных показателей говорит о значительном влиянии изменений итогов четвертого квартала на показатели всего года :

  • сбытовая наценка единицы продукции 2 увеличилась с 112 до 116 руб.;
  • за счет отклонений в поквартальной структуре продаж изменились значения коэффициента сезонности спроса на продукцию 1 в каждом из кварталов 2017 г.;
  • за счет отклонений в поквартальной структуре продаж изменились значения коэффициента сезонности спроса на продукцию 2 в каждом из кварталов 2017 г.;
  • за счет изменений в цене реализации четвертого квартала изменилась цена реализации 2018 г. по продукции 1 и по продукции 2, поскольку для бюджета будущего года использовалась средняя фактическая цена реализации за последние два квартала 2017 г.;
  • за счет изменений в себестоимости реализации четвертого квартала изменилась себестоимость реализации единицы продукции 2018 г. по продукции 1 и по продукции 2, поскольку для бюджета будущего года использовалась средняя фактическая себестоимость за последние два квартала 2017 г.

Выявленное значительное влияние отклонений говорит о необходимости корректировки бюджета доходов и расходов на 2018 г ., так как утвержденный бюджет будет являться заниженным как в части продаж и валового дохода от реализации, так и в части операционных расходов и прибыли от хозяйственной деятельности по сравнению с реальными возможностями компании «Альфа».

КОРРЕКТИРОВКА БЮДЖЕТНЫХ ПЛАНОВ ПО РАЗДЕЛАМ ГОДОВЫХ БЮДЖЕТОВ

Выявив необходимость корректировки годового бюджета, нужно произвести саму корректировку. В компании «Альфа» принята методика формирования годового бюджета доходов и расходов на основании фактических результатов прошедшего года и целевых параметров развития на новый бюджетный год. Первоначальный бюджет доходов и расходов формировали на основании данных табл. 4 и целей развития на 2018 г .:

  • увеличение количества реализации продукции 1 на 15 % и продукции 2 на 20 % ;
  • цена реализации единицы продукции 1 в размере 573 руб . и продукции 2 в размере 813 руб . (средняя цена реализации за третий и четвертый кварталы 2017 г.);
  • себестоимость реализации единицы продукции 1 в размере 495 руб . и продукции 2 в размере 706 руб . (средняя себестоимость реализации за третий и четвертый кварталы 2017 г.);
  • коммерческие расходы на уровне 8,8 % от суммы реализации продукции (среднегодовой уровень 2017 г.);
  • управленческие расходы на уровне 3,1 % от суммы реализации продукции (среднегодовой фактический уровень 2017 г.);
  • внереализационные доходы и расходы на 2018 г. планируют из среднеквартальной суммы по каждой статье, фактически сложившейся по итогам 2017 г.

Сформированный таким образом первоначальный бюджет доходов и расходов приведен в табл. 6.

После окончательного подведения итогов года (см. табл. 5) и перерасчета показателей бюджета с использованием тех же целей развития на 2018 г. скорректированный бюджет доходов и расходов принял новый вид (табл. 7).

Чтобы окончательно убедиться в том, что бюджет доходов и расходов на 2018 г. необходимо корректировать, сравним данные табл. 6 и 7 (табл. 8).

Выводы на основании данных табл . 8:

  • разница есть практически по всем показателям бюджета на 2018 г. В скорректированном бюджете больше количество прогнозируемой к реализации продукции, выше цена реализации единиц продукции, что в совокупности увеличивает годовые продажи на 1 402 594 руб .;
  • наблюдается рост себестоимости единицы реализованной продукции 1 и снижение себестоимости единицы реализованной продукции 2, что приведет к росту общей себестоимости продаж на 864 510 руб .;
  • общее влияние факторов объема и себестоимости продаж должно позволить компании «Альфа» получить валовой доход на 538 083 руб . больше, чем предусматривал первоначальный вариант бюджета;
  • корректировка бюджета доходов и расходов на 2018 г. привела к увеличению планового значения чистой прибыли с 961 091 до 1 355 431 руб. (+41 % ) и росту рентабельности бизнеса с 1,2 до 1,7 % .

Важный момент: у каждой конкретной компании степень необходимости корректировать бюджет с учетом окончательных итогов прошедшего года будет разной, но можно вывести общие закономерности :

  • чем выше коэффициент сезонности у двух последних месяцев года, тем больше повлияют на корректность показателей нового бюджета отклонения фактических продаж ноября и декабря от прогнозируемых;
  • для компаний, у которых затраты последнего квартала отчетного года значительные (например, выплачивают годовые бонусы сетевым покупателям), влияние отклонений тоже может сильно сказаться на уровне расходов и на их структуре по кварталам;

все отклонения в размере выше 5 %, выявленные при окончательном подведении итогов последнего квартала отчетного года, нужно проверять на степень их влияния на отклонения по итогам всего года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если компания утвердит недостоверный бюджет и не станет его корректировать на основе выявленных отклонений, она понесет неоправданные расходы (в виде премий за перевыполнение заниженного бюджета) или получит заведомо невыполнимый бюджет (в случае завышенных параметров), демотивирующий сотрудников. Поэтому руководитель экономической службы всегда должен сверять принятый бюджет с его аналогом, рассчитанным на основе окончательных итогов, чтобы оценить необходимость корректировки первоначального бюджета и инициировать такую корректировку перед руководством компании.

1. Необходимое условие выполнения любого бюджета — его корректность.

2. От корректности годовых бюджетов зависит вероятность достижения годовых целей, достоверность планирования квартальных и месячных бюджетов.

3. Корректность годовых бюджетов проверяют, подводя окончательные итоги прошедшего года.

Согласно планам правительства на 2016 год, дефицит российской казны значительно превысит показатель в два триллиона рублей (3% ВВП). Компенсировать недостачу придется в основном Резервному фонду, в результате чего последний лишится трети своих накоплений. При этом есть основания предполагать, что нас ждет еще как минимум одна 2016.

Причины корректировки бюджета

По итогам первых четырех месяцев нынешнего года, дефицит госказны составил 1,23 триллиона рублей (4,7% ВВП). Это больше половины суммы, запланированной на весь 2016-й. Самым неудачным в этом отношении стал апрель, по итогам которого недостача достигла 552,5 млрд рублей (8,6% ВВП) - худший показатель за последние пять лет.

Причины корректировки бюджета прежние: стагнация экономики и политическая конфронтация с Западом. Основным источником поступлений остается нефтегазовая отрасль, обеспечивающая треть доходов (?1,3 трлн.). На долю остальных секторов, вместе взятых, в первом триместре пришлось?2,6 трлн.

Главным получателем казенных денег стали , госбезопасность и правоохранительные органы (?1,74 трлн.). Гораздо скромнее удовлетворены запросы работников экономической, образовательной и , которым было выделено?821 млрд. Тем не менее специалисты считают, что «гражданские» сферы подвергнутся сокращениям в первую очередь.

Что влияет на корректировку бюджета?

В ближайшие полтора года средняя составит $40 за баррель. По крайней мере, от этого будут отталкиваться в правительстве, разрабатывая очередную корректировку бюджета. Если прогноз оправдается, то откладывается введение правила, согласно которому доходы сверху $50 за баррель от поступают в Резервный фонд. Целесообразность его применения рассмотрят не раньше осени.

Не исключено, что вопрос с урезанием расходов на 10%, с которым ведомства должны были разобраться к апрелю, тоже обсудят ближе к концу года. Планировалось, что эта мера принесет в казну до 500 млрд. рублей, но пока добиться нужного результата не удалось. Произвести требуемые сокращения успели далеко не все.

Еще одна возможная статья доходов - поступления от частичной приватизации госкомпаний. В ближайшую пару лет они должны принести до полутора триллионов рублей. При корректировке бюджета 2016, которая с высокой долей вероятности состоится осенью, будут учтены все вышеизложенные обстоятельства. Кроме того, нельзя забывать о таком факторе, как стабильность курса национальной валюты. Он тоже может сыграть свою роль при принятии знаковых решений.

Кого заденет режим экономии?

В рамках программы сокращений, в 2016-м была отменена индексация стипендий, зарплат госслужащих, военных, судей и пенсий работающих пенсионеров. Остальным старожилам обещано повышение на 4%. Кроме того, уже в третий раз заморожены пенсионные накопления и планируется увеличение срока выхода на заслуженный отдых.

Очередной «приятный» сюрприз ожидает врачей и учителей - их зарплаты сократятся на?33,3 млрд. Причиной корректировки бюджета для работников этих отраслей называют неэффективность нынешней модели подсчета. Новая формула поможет оптимизации, в результате которой правительство сэкономит свыше?24 млрд на педагогах и?9 млрд. на медиках.

Индексация выплат на 4% для гражданских и военных пенсионеров может быть увеличена по итогам первого полугодия. Сложно ожидать, что повышение состоится, но надежда пока остается. Если человек продолжает работать, несмотря на возраст, никакая добавка к пенсии ему не грозит. Не стоит мечтать о , интернам, аспирантам, ординаторам и докторантам.

Несмотря на предстоящие выборы, корректировка бюджета коснулась и другой важной части электората. Заморозка зарплат госслужащих и военных до начала 2017-го объясняется сложной экономической ситуацией. Сумеет ли правительство изыскать резервы, чтобы поднять настроение этой группе избирателей в следующем году, узнаем уже осенью.

Чего ожидать?

По мнению руководителя Центра стратегических разработок , корректировка бюджета 2016 может привести к сокращению расходных статей еще на 5%. Такими темпами за четыре года затраты казны могут быть снижены на 20%, что является достаточно серьезным показателем. Другой вопрос, за счет кого экономить.

Сам Кудрин подчеркивает, что является ярым противником оптимизации в сферах образования, медицины и строительства инфраструктурных объектов. При этом он уверен, что многие расходные статьи реально урезать безболезненно. Более того, это нужно сделать как можно быстрее. Прислушается ли правительство к мнению бывшего министра финансов, мы узнаем уже скоро.

Бюджетный регламент составляется отдельно по каждой стадии бюджетного цикла (см. рис. 10.1). Для разработки бюджетного регламента необходимо определить бюджетную систему компании в соответствии с ее финансовой структурой или ответственностью за составление конкретных бюджетов структурных подразделений различного уровня. Главное - определить круг задач, стоящих перед подразделениями различного уровня управления, или, проще говоря, определить набор бюджетов (состав основного документооборота), других документов (состав сопутствующего документооборота, например служебных записок, форм отчетов об исполнении бюджетов и их анализа) и ответственных исполнителей за их составление. Набор форм основного и сопутствующего документооборотов устанавливается для каждой стадии бюджетного цикла (для стадии разработки - виды бюджетов и формы служебных записок; для стадии оперативного контроля - формы текущей отчетности, отображения данных первичного учета; для стадии составления отчетов об исполнении бюджетов - отчетные формы; для стадии корректировки бюджетов формы документов соответствуют формам, принятым на стадии разработки первоначальных вариантов бюджетов).

Для каждой стадии бюджетного цикла определяется также набор операций по выполнению соответствующих задач. На стадии разработки бюджетов такой набор будет включать следующие операции (функции): составление первоначальных вариантов бюджетов; согласование их с подразделениями (должностными лицами) того же уровня управления; обработка (предварительная консолидация) бюджетов более низкого уровня управления; согласование (предварительное согласование) консолидированных бюджетов с подразделениями (должностными лицами) более высокого уровня управления; разрешение конфликта интересов в случае, когда не удается согласовать бюджеты; экспертиза и согласование ранее согласованных консолидированных бюджетов в специальных органах на высшем уровне управления (например, в бюджетном комитете) до их представления на утверждение; утверждение бюджетов на высшем уровне управления. Подчеркнем, что это набор функций, выполняемых на первой стадии бюджетного цикла. В зависимости от особенностей бюджетного регламента набор функций может сужаться или расширяться.

На стадии оперативного контроля основными функциями являются сбор и обработка информации о ходе исполнения бюджетов для проведения план-факт анализа и принятия мер упреждающего управляющего воздействия на ответственные структурные подразделения для обеспечения бюджетной дисциплины и выполнейия поставленных целевых показателей.

Стадия составления отчетов об исполнении бюджетов характеризуется прежде всего функциями сбора, обработки и консолидации информации о ходе исполнения бюджетов за период, взятый в качестве шага финансового планирования для выработки и принятия решений по внесению изменений (корректировок) в бюджеты на предстоящий период.

На стадии корректировки бюджетов все операции первой стадии бюджетного цикла повторяются.

При установлении временных рамок выполнения отдельных функций (операций) и подготовки документов в ходе бюджетного цикла необходимо различать сроки подготовки (выполнения) и периодичность подготовки (выполнения). Сроки предполагают составление графика выполнения отдельных операций или подготовки соответствующих форм и документов (например, до какого числа какого месяца или квартала). Периодичность характеризуется регулярностью подготовки (например, ежедневно, еженедельно, один раз в квартал). При разработке регламента определяют сроки и периодичность по стадиям бюджетного цикла.

Сроки могут касаться не только собственно выполнения функций или подготовки бюджетов (других форм документов), но и выполнения операций, например урегулирования конфликта интересов. В течение периода между сроками представления бюджетов отдельных структурных подразделений (ЦФО, ЦФУили МВЗ) и утверждения консолидированных (сводных) бюджетов для компании в целом согласовываются бюджетные наметки (как для вновь составленных бюджетов, так и для скорректированных) между руководителями структурных подразделений и соответствующей службой компании. Это согласование представляет собой разрешение конфликта интересов. В регламенте бюджетирования должна быть четко описана процедура, а главное, сроки согласования бюджетов ЦФО, ЦФУ или МВЗ в процессе их консолидации (по срокам, формам применяемых документов, схемам их оборота и срокам рассмотрения и принятия по ним решений).

Например, если планово-экономический отдел (ПЭО) предприятия или фирмы не согласен с бюджетами какого-нибудь ЦФО, считая заниженными показатели доходов и (или) завышенными показатели расходов, то регламентом бюджетирования устанавливается срок уведомления соответствующим должностным лицом ПЭО руководителя этого ЦФО о необходимости внесения изменений в ранее представленный бюджет (допустим, в течение двух дней после поступления соответствующих бюджетов). Это уведомление может быть оформлено в виде распоряжения начальника ПЭО или руководителя более высокого уровня в виде служебной записки специалиста ПЭО, курирующего данное структурное подразделение.

Если руководитель ЦФО принимает сделанные замечания и поправки к своему бюджету или неформальным образом до и даже после получения уведомления согласовывает свою позицию с ПЭО (руководством компании), то это означает, что конфликт интересов улажен и вопрос о бюджете закрыт. Иначе обстоит дело в том случае, когда руководитель ЦФО не может достигнуть приемлемого решения неформальным путем и идет, что называется, «на принцип». Регламентом бюджетирования предусматривается организационная процедура, которая, с одной стороны, не позволяет затягивать процесс составления и принятия бюджета (и для ЦФО, и для компании в целом), а с другой - дает возможность найти решение, которое в последующем будет исполняться.

Для руководителя ЦФО также должны быть установлены: 1) срок «обжалования» соответствующих распоряжений ПЭО (например, три дня); 2) форма документа, в котором выражается несогласие с полученным распоряжением (например, служебная или докладная записка); 3) должностное лицо из числа высших руководителей предприятия или фирмы (например, заместитель генерального директора по экономическим вопросам), который выступает в роли своеобразного «арбитра» в споре между руководителями ЦФО и ПЭО. Если докладная записка от руководителе ЦФО на имя менеджера-«арбитра» не поступает в установленный срок, то бюджет ЦФО консолидируется и утверждается в версии ПЭО, и после утверждения руководитель ЦФО должен исполнять его, даже если он с бюджетом не согласен.

Аналогичный порядок действует и в отношении специалистов или руководителей ПЭО. Если в установленный срок руководитель ЦФО не был уведомлен надлежащим образом о необходимости внесения изменений в представленный им бюджет ЦФО, то на консолидацию и утверждение автоматически поступает версия, предложенная руководителем ЦФО. Подобные детали и организационные мелочи в действительности не только позволяют быстро находить пути разрешения конфликта интересов и согласования представленных бюджетов на различных уровнях управления, но и помогают точнее распределять функции, сферы полномочий и ответственности между различными участниками бюджетного процесса, делают процесс управления бюджетом более эффективным, ослабляют действие чисто субъективных факторов.

На стадии оперативного контроля наиболее важной проблемой является определение формы и периодичности предоставления данных, необходимых для отслеживания выполнения ответственными структурными подразделениями своих бюджетов и проведения план-факта анализа отклонений плановых целевых показателей от фактических. Эта проблема решается в каждой компании по-своему в зависимости от организационных и технических возможностей. В идеале возможность оперативного контроля должна существовать в любое время. На практике это осуществимо лишь тогда, когда в компании полностью автоматизирован первичный учет, т.е. все документы, имеющие отношение к финансовой деятельности (накладные, затраты, счета-фактуры и т.п.), с самого начала имеют электронный носитель и формируют единую базу данных. В противном случае регламент должен предусматривать периодичность и источник получения такой информации.

На стадиях составления отчетов об исполнении бюджетов и их корректировки одной из серьезных проблем является затягивание сроков подготовки отчетной и прогнозной (плановой) информации. Скорректированный бюджет нужен компании не в середине, а к началу следующего месяца. На его подготовку требуется определенное время. Вот и получается, что скорректированный вариант на следующий месяц бюджетного периода необходимо готовить за 5-10 дней до его начала, когда информация об итогах текущего месяца является неполной. Некоторые компании для выхода из этой ситуации вводят процедуру составления предварительного варианта скорректированного бюджета (основанного на предварительной информации о завершении текущего месяца), который затем согласовывается, обрабатывается, консолидируется и подвергается другим операциям, предусмотренным стадией корректировки бюджетов. За время выполнения этих операций месяц подходит к концу, и итоговая отчетная информация становится более полной. В процессе следующей итерации бюджетного процесса составляют окончательный вариант отчета об исполнении бюджета и итоговый вариант скорректированного бюджета на следующий месяц. В результате удается и сроки соблюсти (иметь бюджет на начало месяца), и использовать для этого более полные фактические данные.

Общая структура бюджетного регламента приведена на рис. 10.4.

Рис. 10.4.

Для того чтобы бюджетный регламент в компании заработал как часть управленческой технологии, необходимо закрепить его во внутренних нормативных документах (в Положении о бюджетном регламенте, см. приложение 2). В таком случае бюджетирование станет функционировать как механизм. Этот механизм призван максимально очистить процедуру представления, согласования и утверждения бюджетов отдельных структурных подразделений и бизнес-единиц компании от влияния субъективных факторов.

Для случаев, когда фактические доходы бюджета оказываются меньше утвержденной величины, законом предусмотрено два варианта действий. Если изменение доходов по сравнению с бюджетным планом незначительно, решения о сокращении бюджетных расходов принимается органами исполнительной власти.

Если же фактические доходы бюджета существенно ниже запланированных, необходимо внесение изменений в закон о бюджете, которое предполагает участие законодателей.

Бюджетным кодексом РФ установлен следующий порядок сокращения расходов федерального бюджета:

1) Если в процессе исполнения федерального бюджета недофинансирование расходов не превышает 10% от плана, режим их сокращения вводится высшим органом исполнительной власти – Правительством РФ. При этом расходы бюджета по всем их видам и получателям должны быть уменьшены в одной и той же пропорции. Решение правительства также должно быть обнародовано, сроки уведомления о нем всех распорядителей и бюджетополучателей аналогичны предыдущему случаю. Отмена режима сокращения бюджетных расходов производится тем органом власти, который принял решение о его введении;

2) Если снижение доходных поступлений таково, что оно требует сокращения расходов более чем на 10% от годовых назначений, изменения бюджетного плана должны быть утверждены законодателями. Для этого правительство разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Вместе с законопроектом Думе направляются другие материалы.

Государственная Дума рассматривает проект закона во внеочередном порядке в трех чтениях общей продолжительностью 15 дней.

Первое чтение должно состояться не позднее чем через 2 дня после внесения законопроекта.

Процедура его такова. Дума заслушивается доклад Правительства и доклад Счетной палаты о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет, принимает законопроект за основу и утверждает новые основные характеристики бюджета. Если проект закона был принят в первом чтении, не позднее чем через 5 дней после этого должно состояться его второе чтение. Во втором чтении утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ. Третье чтение должно состояться не позднее чем через 3 дня после принятия законопроекта во втором чтении. В нем проект закона выносится на голосование в целом.

Если в указанный срок проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не был принят, правительство имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета. Такой порядок действует вплоть до принятия указанного закона.

Помимо недостаточного поступления доходов в бюджет, в процессе его исполнения может возникнуть и обратная ситуация, когда фактическая сумма доходов превышает утвержденную законом о бюджете. Порядок использования дополнительных доходов также регулируется Бюджетным кодексом. В соответствии с ним доходы, полученные сверх запланированной величины, должны быть направлены Министерством финансов на уменьшение дефицита федерального бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства РФ. Внесения изменений в закон о бюджете при этом не требуется, Минфином составляется и утверждается дополнительная бюджетная роспись.

Корректировкой бюджета называется любое частичное изменение государственного бюджета, уже одобренного ВСНП, или местных бюджетов разных уровней, одобренных собраниями народных представителей соответствующих уровней, произошедшее из-за увеличения расходов или уменьшения доходов из-за особых обстоятельств в исполнении соответствующего бюджета, что приводит к превышению общими расходами общих доходов первоначально принятого сбалансированного бюджета, или к увеличению долговых обязательств, которые предстоит на себя взять по сравнению с первоначально принятым бюджетом. Органы власти разных уровней должны разрабатывать планы внесения поправок в бюджет. План внесения поправок в государственный бюджет должен быть представлен на проверку и утверждение в постоянный комитет ВСНП. Планы внесения поправок в бюджет местных органов власти на уровне уезда и выше должны быть представлены на проверку и утверждение в постоянные комитеты собраний народных представителей соответствующего уровня. Планы внесения поправок в бюджет поселков, национальных поселков и небольших городов должны быть представлены на проверку и утверждение в собрания народных представителей соответствующего уровня. Никакая корректировка бюджета не может быть проведена без должного одобрения. В случае если поправки к бюджету не одобрены, органы власти любого уровня не могут принимать какого-то ни было решения, которое приведет к превышению общими расходами общих доходов первоначально принятого сбалансированного бюджета, или к увеличению долговых обязательств, которые предстоит на себя взять по сравнению с первоначально принятым бюджетом.

В случае если решение принято в нарушение положений предыдущего параграфа, собрание народных представителей или постоянный комитет собрания народных представителей соответствующего уровня или органы власти следующего по восходящей уровня приказывают изменить решение или аннулируют его.

Изменения бюджетных доходов и расходов, обусловленных возвращением средств или субсидиями, выделенными органами власти более высокой ступени во время исполнения бюджета, не должны считаться корректировкой бюджета. Местные органы власти уровня уезда и выше должны, по получении возвращаемых и субсидируемых средств, доложить об этом в постоянный комитет собрания народных представителей соответствующего уровня. Местные органы власти поселка, национального поселка и небольшого города должны, по получении возвращаемых и субсидируемых средств, доложить об этом в собрания народных представителей соответствующего уровня.

Бюджетные расхода отдела или подразделения должны проводится согласно статьям бюджета. О любом необходимом переводе бюджетных средств по различным бюджетным статьям необходимо сообщить, для того, чтобы согласно положениям финансового отдела при Госсовете, получить разрешение. После одобрения составленного местными органами власти плана внесения поправок в бюджет, эти органы должны передать этот план для регистрации органам местной власти следующего по восходящей уровня.