Какие реформы провел акбар. Реформы акбара. Акбар в культуре

Акбар продолжил линию на укрепление служебного владения типа джагира, начатую Шер-шахом. При нем джагир вновь стал подвергаться строгому контролю государства с целью заставить владельцев джагиров -- джагирдаров -- держать соответствующий размеру их владений и боеспособный конный воинский контингент. Для этого снова стали проводить клеймение коней и регулярные смотры. Неизбежно вновь обнаружилась необходимость точного подсчета походов джагирдаров. Поэтому была начата перепись земель, охватившая центральные области государства и некоторые другие важнейшие районы (например, Гуджарат). Обработка зарегистрированных пахотных земель вменялась в обязанность общинников, но зато размер налогообложения устанавливался умеренный, основанный на многолетнем учете производительности сельского хозяйства и соответствующий платежеспособности общинников. Для основных областей налог был установлен в одну третью часть урожая. С малоплодородных пустынных и горных районов налог уменьшался, например, до седьмой доли урожая. В центральных областях Акбар требовал выплаты налога в деньгах. Это было тяжелое условие, так как оно не соответствовало уровню развития товарно-денежных отношений в сельской местности. Довольно ограниченным был и товарообмен деревни с городом. Правда, эта торговля была оживленной в ближайшей округе крупных городов, потреблявших множество сельскохозяйственных продуктов. Технические продукты -- такие, как красители (главным образом индиго и марена), хлопок, коконы или пряжа шелка, а также некоторые пищевые товары (сахар, шафран, пряности, растительное масло) оказывалось выгодным доставлять даже издалека. В целом перевод налога в денежную форму не был обеспечен достаточным развитием денежной экономики, потому фактически его нередко удавалось собирать лишь натурой. Возможно, что в некоторых случаях собранный натурой налог низовые налоговые сборщики, являвшиеся одновременно главами общинных объединений (областных общин), постепенно продавали, и таким путем им удавалось рассчитаться с казной.

В результате регламентации, проведенной Акбаром, джагир стал весьма ограниченной формой феодального владения. Как уже сказано, обязанности джагирдара, по содержанию конного отряда точно определялись доходностью владения, и лишь незначительные суммы джагирдар имел право тратить на иные цели. Сам он налог не собирал, его доверенный получал от государственного сборщика налог в готовом виде. Время владения джагиром было ограничено несколькими годами, после чего феодалу могли назначить новый джагир в совершенно другом конце государства. Это должно было предотвратить сепаратизм феодалов. При получении джагира феодал обязан был делать государю ценное подношение (к примеру, выдающихся качеств коня или слона, особенно крупный драгоценный камень или ценное ювелирное изделие). Вообще внешне получение джагира выглядело так, что джагирдар получает право на оговоренную сумму дохода, которая может быть собрана с некоторой территории, а не право на данную территорию. Эта внешняя форма пожалования даже у самого Акбара породила иллюзию, что всю процедуру можно упростить, прямо выдавая джагирдарам положенные суммы из казны без распределения между ними конкретных областей. Однако именно тут наглядно проявилась подлинная феодальная природа этого владения. Казалось, джагирдары ничего не теряли, но они подняли мятеж, который с трудом удалось подавить, применяя как силу, так и щедрую раздачу территорий халиса в джагиры. Очевидно, при всей эфемерности прав владения джагирдарам было важно, что они являются владельцами определенных населенных областей, пусть временными, но господами своих подданных, короче говоря, феодалами, а не наемными слугами падишаха, получающими жалование в казначействе. Это было проявление типично феодальной психологии. Представление о своем социальном достоинстве феодалы непосредственно связывали с владением населенной территорией. Кроме того, формальное отсутствие у джагирдаров

прав в отношении населения их джагиров на самом деле вовсе не означало, что и фактически положение является таковым. Джагирдары сами и с помощью своих доверенных собирали разнообразные незаконные сборы сверх твердо установленных государством податей -- абвабы. Акбар запрещал взимать эти несанкционированные поборы, но в конечном счете потерпел здесь такую же неудачу, как и с переводом джагирдаров на денежное жалование. Нередко получение незаконных поборов с общинников было обставлено таким образом, что джагирдар отправлялся в объезд, своих владений, а жители деревень в соответствии с обычаем должны были не только радушно принять своего господина и его свиту, но и делать ему соответствующие торжественности случая подношения. Джагирдары претендовали и на осуществление своих прав собственника-суверена, на осуществление публично-правовой власти над своими подданными, что тоже могло быть связано с некоторыми доходами. Следовательно, владение областью в качестве джагира давало феодалу и существенную материальную выгоду.

С целью регламентации размера дохода и обязанностей состоящих на службе падишаха чиновников и феодалов Акбар ввел свеобразную табель о рангах. Все представители госаппарата и военачальники от мелкого чиновника-писаря до наследного принца рассматривались как лица, состоящие на военной службе падишаха и получали в соответствии со своим местом ранг (мансаб). Какой-нибудь писарь казначейства считался начальником десяти воинов (низший мансаб) и получал. соответствующее жалование. Джагирдар обычно получал мансаб начальника от 400 до 1000 воинов-кавалеристов, и в соответствии с этим определялся размер его джагира. Приближенные падишаха получали большие мансабы и соответственно большие области в джагир. Мансабы принцев могли быть рангами пяти- и семитысячника, а в XVII в. еще больше. Если мелкий чиновник - мансабдар получал небольшое жалование из казны, то немногочисленные мансабдары - джагирдары (их. было от нескольких сот при Акбаре до тысячи с лишним в более поздний период) владели целыми областями. Система мансабдари (табель о рангах) была основана на представлении о сугубо военной организации государственной машины. В чем-то она сродни поголовной регламентации мужчин в качестве воинов и военачальников разного ранга в татаро-монгольской орде при Чингисхане и его наследниках. Эта реформа свидетельствует не о бюрократизации государственной организации, а о ее заметной архаичности, примитивности идеологии господствующих кругов Могольской державы, связанной с неизжитыми следами кочевого и племенного быта. В пользу такой характеристики Могольского государства говорят и некоторые другие обстоятельства.

В задуманной Акбаром форме система мансабдари просуществовала недолго. Уже в конце его правления было официально признано, что джагирдары могут держать конный отряд меньшей численности, чем положено по их рангу и размеру джагира. При последующих падишахах, правивших в XVII в., это расхождение еще больше увеличивалось. Например, джагирдар, имевший ранг пятисотника, фактически выставлял конный отряд в триста всадников и законность такого нарушения долга феодала перед его сюзереном подтверждалась в документах военного ведомства. Этот факт свидетельствует, что тенденция к централизации государства в течение полувекового царствования Акбара стала затухать и постепенно поддаваться противоположной центробежной тенденции. Феодалы явочным порядком добивались присвоения на свои личные нужды все большей доли дохода с джагира. При этом постепенно возрос и размер налога -- до одной второй доли урожая в конце XVI в. Больше увеличить налоговое давление на общины не удалось в течение всего XVII в. Но надо учитывать, что это лишь некий средний показатель, норма, которую нельзя было безболезненно преступать без ущерба для экономики страны.

Политика Акбара была целенаправленно ориентирована на всемерное укрепление его личной власти. В этом плане Акбар искал путей расширения ее социальной базы. Очень важным политическим шагом Акбара явилось привлечение на могольскую службу раджпутских феодалов, индусов по религии. Небольшое число феодалов-индусов и раньше состояло на службе мусульманских государей, например в державе Бахмани. Но это были исключения, положение их в кругу мусульманской знати было неравноправно, их существование рассматривалось как вынужденный компромисс, досадная случайность. Акбар же привлек на свою службу всю массу вассальных князей с их многочисленными вассалами, приблизил князей к себе и допустил ко двору, в свой дарбар, предоставил многим из них важные государственные посты. Эти князья были признаны джагирдарами своих владений. Это не означало экспроприации их княжеств. Они были признаны наследственными джагирдарами с обязанностью выставлять на службу падишаха конное войско. Кроме того, Акбар жаловал им дополнительно и обычные джагиры. Все это, конечно, вызывало недовольство мусульманских военачальников-феодалов, но в итоге им пришлось смириться. Эта политика Акбара полностью себя оправдала. В частности, с помощью новых джагирдаров - раджпутов Акбару удалось подавить мятеж мусульман - джагирдаров. Тяжелая раджпутская кавалерия стала важной составной частью могольской армии. Известно, что после завоевания у Ахмаднагара севера Махарашатры Акбар принял на службу в качестве джагирдаров несколько "представителей маратхской знати.

Дальновидная политика веротерпимости в стране, где мусульмане составляли незначительное меньшинство, привела Акбара к более грандиозным, но утопическим замыслам. Он решил создать новую религию, которая объединила бы всех его подданных -- и индусов и мусульман -- под духовной властью пророка, в качестве которого выступал он сам. С этой целью он выделил определенные элементы религиозных учений в исламе и индуизме и сконструировал искусственную религию под названием дин-и-иляхи (божественная вера). Нельзя сказать, что этот замысел Акбара был совершенно беспочвенным, напротив, идеи религиозной реформации витали в воздухе и оставили глубокий след в религиозной и культурной жизни Индии: различные бхактистские учения-толки суфизма в исламе и впечатляющий пример возникновения новой религии сикхизма, основанного в немалой мере на синтезе идей бхакти и суфизма. Но придуманная Акбаром религия имела правительственное, а не народное происхождение и не нашла социальной опоры. Дин-и-иляхи встретила равнодушие индусов и ожесточенную оппозицию мусульманского духовенства и мусульманской знати. Честолюбивый замысел Акбара потерпел крах. Малочисленная община сторонников религии дин-и-иляхи распалась спустя недолгое время после его смерти. Все же следует обратить внимание на гуманистическую направленность религиозной реформы Акбара, имевшей в виду создание в Индии атмосферы религиозного мира и терпимости. Отступление последующих правителей державы Великих Моголов от политики веротерпимости в сторону мусульманского фанатизма (прежде всего падишаха Аурангзеба во второй половине XVII в.) принесло народам Индии много бедствий и объективно было фактором ослабления власти Моголов.

Правление падишаха Акбара называют золотым веком Империи Великих Моголов. Он объединил всю Северную Индию и восточный Афганистан под своей властью, присоединил раджпутские княжества, положил конец независимому Орисскому государству .

Вначале он царствовал, но не правил. С 18 лет стал править сам. Центральная власть, помимо самого падишаха, представлялась военным, финансовым (дивани) и судебным ведомствами.

Основой силы могольского государства были феодалы-джагирдары. Падишах держал небольшое наёмное войско, типично средневековое по структуре, хотя и с некоторыми нововведениями – так, например, был создан корпус ружейных стрелков-мушкетёров, увеличилось число артиллерии, были приглашены европейские офицеры-инструкторы. Надо заметить, что снабжения армии не существовало, поэтому она проходилась катком по всем окрестным поселениям.

Налоговому ведомству подчинялся обширный фискальный аппарат, через который оно вело учёт облагаемых налогом земель, устанавливало размер обложения и взимало подати. Причём подати взимались из с джагирдаров. Также налог помогала собирать общинная администрация, которая получала небольшой процент от сбора и освобождение от налогов части земель. Прямому сбору налогов мешала общинно-кастовая система.

Судебное ведомство возглавлял садр, который следил за соблюдением норм шариатского суда. Немусульманам разрешалось судиться между собой по своим законам. Индусы судились по «Законам Ману » и «Яджнавалкья-смрити ». Мусульман же судил кадий либо представители мусульманской власти и даже сам Акбар.

Вся политика Акбара была направлена на централизацию государства и упрочение власти падишаха. Джагир снова стал жёстко контролироваться властями, снова было введено клеймение коней и регулярные смотры, была начата перепись земель. Джагир стал весьма ограниченной формой феодального владения, время владения им было ограничено несколькими годами, причём при получении было обязательно ценное преподношение падишаху. Внешне джагирдар получал не право на землю, а на некоторую сумму земли. У Акабара родилась иллюзия об упрощении процедуры, но джагирдары подняли восстание, хотя, казалось бы, ничего не теряли, получая просто деньги из казны – им было важно чувство власти. Плюс к тому, они, конечно, собирали и множество незаконных сборов – абвабов. Акбар 10 лет готовил налоговую реформу – для каждого района было высчитано среднее количество урожая, средняя его стоимость, от которой был установлен налог – 1/3, причём каждые 10 лет происходил перезамер. Он разделил страну на провинции (суба – саккары – парганы), сделав субадаров полуавтономными правителями, ввёл постоянный кабинет министров. Была введена система мансабдари (мансаб – «должность»), которая включала в себя 33 административно-военных ранга. Жалование получалось либо из казны, либо из собираемого налога.

Система мансабдари просуществовала недолго, в конце правления Акбара было признано, что джагирдары могут держать меньший отряд, многие вассальные князья были признаны наследственным джагирдарами. Кроме того, армия требовала больше денег, а её как раз надо было сокращать, потому что расширяться стало некуда.

Акбар покровительствовал искусствам и наукам, был веротерпимым – отменил налоги с немусульман, не взимал налоги с владений духовенства, запретил обращать в рабство военнопленных, в 1579 году попытался объединить ислам и индуизм, объявив новую религию – Дин-и-иллахи (божья вера), своеобразный симбиоз религии и социальной философии. В ответ на последовавшие мятежи объявил, что сам остаётся мусульманином, перестал выделять деньги на постройку индуистских храмов и принимать ко двору брахманов.

В итоге реформы сначала усилили централизацию, однако уже к концу правления Акбара намечается обратная перспектива, которая со всей силой проявится при его последователях.

Самое значительное расширение пределов Могольской империи произошло при сыне Хумайуна Акбаре I. Собственно основателем империи Великих Моголов является сын Хумаюна -- Акбар(1556--1605).

Абумль-Фатх Джалалуддимн Мухамммад Акбар более известный как Акбар Великий (14 октября 1542 - 17 октября 1605) третий падишах Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бомльшую часть Северной и Центральной Индии. Он осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии.

Акбар Великий родился 14 октября 1542 года в раджпутской крепости, в Синде (ныне провинция Пакистана). Его отцом был падишах Хумаюн, а матерью -- Хамида Бану Бегум, дочь шиитского шейха Али Акбара Джами. После взятия Кабула Хумаюном Акбару дали новое имя Джалалуддин Мухаммад Хумаюн. Едва достигнув 13-ти летнего возраста, он унаследовал трон отца после его трагической гибели в 1556 году, оставившего империю в состоянии хаоса, раздираемую войнами и мятежами. Чтобы устранить смуту, разброд и беспорядок, вызванные борьбой за власть, которую вели между собой сыновья Бабура, 14 февраля в Каланауре в срочном порядке был созван совет, и высшие сановники и военачальники провозгласили правителем Акбара. Опекуном несовершеннолетнего монарха был назначен полководец Байрам Кхан.

Взойдя в 1556 году на трон, через четыре года Акбар изгнал Байрам-хана и подавил ряд мятежей, в том числе с участием своего брата Хакима в 1579 году. В ноябре 1556 года он нанёс поражение индуистскому падишаху Хему во второй битве при Панипате. Акбару потребовалось почти два десятилетия для того, чтобы укрепить свою власть и подчинить непокорных правителей Северной и Центральной Индии (Раджпутана, Гуджарат, Бенгалия и Кашмир). Для укрепления своего положения Акбар женился на принцессе раджпутов.

Акбар проявил себя не только удачливым полководцем и доблестным воином, но и великодушным по отношению к побежденным, а так же мудрым политиком, старавшимся, где возможно, избегать кровопролития, добиваясь результатов путем проведения мирных переговоров, заключения союзов и династических браков.

Походы принесли ему ошеломляющий успех: держава, которую удалось собрать воедино, стала крупнейшей в средневековом мире. Охватив Пенджаб, Афганистан, Кашмир, она заняла большую часть полуострова Индостан. Хотя Акбар и говорил, что "правитель должен всегда стремиться к завоеванию, иначе его соседи поднимут против его оружие", завоевательные походы были для него не самоцелью, а скорее жестокой необходимостью, средством создания монолитного и мощного государства.

Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур, способствовал развитию торговли. В 1574 году, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ.

Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, введя систему рангов (мансабов), провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения (в денежной, а не натуральной форме). Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман (джизью) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека. Огромное значение падишах придавал развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Акбар разделил свою державу на 16 областей, где местная иерархическая власть подчинялась хорошо отлаженной столичной администрации. Эта новая по тем временам структура была настолько стабильной, что держава, созданная Акбаром, несмотря на многократные войны и распри между наследниками престола, выстояла под напором времён и продержалась многие столетия. Своим полководцам и воинам он перестал раздавать земли, а начал платить жалованье. В городах он организовал суды и полицию, которая следила за порядком.

В царствование Акбара, политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры. Взаимное влияние индуистской и мусульманской традиций не мешало сохранению их индивидуальных черт.

Вообще, во время правления Акбара, как, впрочем, и других падишахов из династии Великих Моголов, искусство и наука, поддерживаемые государством, находились на высшей стадии расцвета. Благодаря этому мы еще и сегодня можем наслаждаться, в частности, величественными архитектурными памятниками, построенными во времена Великих Моголов, и роскошно изданными книгами той эпохи, украшенными необыкновенного качества миниатюрами могольской школы живописи, сочетавшей лучшие достижения персо-такжикской и индийской миниатюры. Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук, искусства и архитектуры. Он собрал вокруг своего престола лучших учёных, поэтов, музыкантов и художников. В период правления Акбара была создана школа живописи, а стены его дворцов были украшены фресками. Благодаря ему была собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-Сикри («города Победы»).

Дальновидный и мудрый правитель большое внимание уделял образованию своих подданных. В деревнях и городах были учреждены школы для простых людей, где их учили читать, писать и считать. Возросло число высших учебных заведений для мусульман и индусов, в программу которых Акбаром были введены новые предметы: медицина, история, арифметика, геометрия, экономика ведения домашнего хозяйства, а также наука о морали и поведении в обществе.

Ближайший сподвижником Акбара был визирь Абу-л Фазл, который был разносторонне образованным человеком, говорившим на многих языках и оставившим записки о правлении Акбара. Сам Акбар перевёл несколько произведений с персидского на санскрит и с санскрита на персидский.

В первые годы своего правления Акбар проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий. Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство, о котором ему рассказывали Клаудио Аквавива, Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры. Акбар выделял земли и средства для строительства не только мечетей, но и индуистских храмов в Северной и Центральной Индии, а также христианских церквей в Гоа.

В 1582 году он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи («божественная вера»), разработанное вместе с Абу-аль-Фазилем и представлявшее собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Акбар говорил: «Лишь та вера истинна, которую одобряет разум». Пытаясь утвердить "божественную веру" в качестве новой, общей для всей Индии религии, Акбар никого не принуждал следовать ни новой, ни какой-либо другой религии, полагаясь в своих нововведениях лишь на разум и свободную волю человека. Терпимость была его отличительной чертой. Он также не был сторонником каких бы то ни было культов и обрядов, считая, что "Богу надо служить нравственно чистыми делами и мыслями".

Но, как это часто случалось в истории человечества, именно самые светлые начинания вызывают непонимание и непримиримую вражду. В 1580--82 годах вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром религиозных реформ. Основным же лозунгом мятежа было "свержение правителя-вероотступника". Закостенелое сознание фанатиков не могло принять политики терпимости и братского отношения к представителям иной веры. Восстание было подавлено. Как итог борьбы звучат слова Акбара: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами».

Акбар был очень искусным полководцем, за что его сравнивали с Александром Македонским. За его непобедимость на полях сражений ему был присвоен эпитет «Великий». Система рангов (мансабов), введённая Акбаром, усилила контроль за армией и сохранялась с некоторыми изменениями до конца существования империи. В армии моголов появились помимо боевых слонов пушки и фортификационные сооружения. Акбар проявлял интерес к мушкетам и использовал их во время различных конфликтов. Для приобретения огнестрельного оружия и артиллерии он обращался за помощью к османским султанам и европейцам, особенно португальцам и итальянцам. По количеству огнестрельного оружия армия Акбара превосходила армии соседних государств.

К началу царствования Акбара владения Великих Моголов включали лишь область вокруг Агры и Дели, восточную часть Пенджаба и район Кабула в Афганистане. К началу XVII века они охватывали всю Северную Индию и некоторые другие области. Большая часть завоеваний была произведена в первую половину царствования Акбара. Были завоеваны султанаты в Мальве и Гуджарате, мусульманские государства в Бенгалии, Синде и Кашмире. Были присоединены и раджпутские княжества, вассальную зависимость которых Акбар упрочил, пригласив их правителей и знать на свою службу. У персов был отвоеван Кандагар, и, таким образом, весь Восточный Афганистан оказался под властью Моголов. Акбар отнял у деканского султаната Ахмаднагар северную часть владений и положил конец независимому государству в Ориссе, существовавшему почти непрерывно в течение более полутора тысяч лет благодаря относительной географической изоляции. Особенно большое значение имело присоединение Гуджаратского султаната в Бенгалии, богатых, отличавшихся развитым ремесленным производством областей, ведших оживленную морскую торговлю. Вторжения Акбара не носили истребительного «тамерлановского» характера. Падишаху были нужны постоянные налоги, а таковые платят, как известно, только живые.

Последние годы его жизни были омрачены семейными неурядицами и поведением старшего его сына, Селима, мстительного и жестокого, восставшего против отца.

3 октября 1605 года Акбар заболел дизентерией, от которой он не смог излечиться. 26 октября 1605 года Акбар умер. Его тело было погребено в мавзолее в местечке Сикандра (город Агра).

Через 70 лет после смерти Акбара Великого, в 1691 году, восставшие против Великих Моголов джаты ограбили могилу и разрушили мавзолей, построенный над ней. Останки самого Акбара были сожжены.

Таким образом, правление Акбара (49 лет) было посвящено объединению и умиротворению государства. Независимые мусульманские государства он превратил в провинции своей империи, индусских раджей сделал своими вассалами, частью путём союзов, частью силой. В ходе его правления государство приобрело черты светского и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Назначение министров, наместников и других чиновников из индусов, ставшее возможным в результате проведенных реформ, снискало расположение и преданность индусского населения новому монарху. Был уничтожен ненавистный налог на немусульман. Он также представил и другие дальновидные социальные реформы, в том числе запрет сати (похоронная ритуальная традиция в индуизме, в соответствии с которой вдова подлежит сожжению вместе с её покойным супругом на специально сооружённом погребальном костре), легализацию повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак.

Акбар перевел на персидский язык священные книги и эпические поэмы индусов, интересовался их религией и уважал их законы, хотя запретил некоторые бесчеловечные обычаи. Он был одним из самых видных мусульманских правителей Индии. Отличаясь большим военным талантом (не проиграл ни одного сражения), Акбар не любил войны и предпочитал мирные занятия.

Проникнутый широкой веротерпимостью, Акбар допускал свободное обсуждение догматов ислама.

В возрасте 13 лет Акбар взошел на престол страны с населением около 20 млн человек. После полусотни лет правления он оставил мировую державу с населением в 150 млн человек.

Акбар оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов, так и для Индийского субконтинента в целом. Он укрепил авторитет империи Великих Моголов в Индии и за её пределами, обеспечил военное и дипломатическое превосходство.

Огромная империя, благодаря постоянной заботе своего властителя, достигла при Акбаре такого расцвета, какого не было ни до, ни после него. Он по праву остался в веках под именем Акбара Великого - мудрого правителя и объединителя народов, чьи идеи единства источника всех религий пережили столетия.

Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар (урду, араб. , хинди), более известный как Акбар Великий (14 октября 1542, Умеркот, Синд - 17 октября 1605, Фатехпур-Сикри) - третий падишах Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала большую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии.

Ранние годы

Акбар Великий родился 14 октября 1542 года (4 раджаба 949 г.х.) в раджпутской крепости Умеркот, в Синде (ныне провинция Пакистана). Его отцом был падишах Хумаюн, а матерью - Хамида Бану Бегум, дочь шиитского шейха Али Акбара Джами. После взятия Кабула Хумаюном Акбару дали новое имя Джалалуддин Мухаммад Хумаюн.

После поражений от Шер-шаха при Чауса (1539) и под Канауджем (1540) Хумаюн оставил Дели и бежал ко двору сефевидского шаха. В ноябре 1551 г. в Джаландхаре Акбар женился на своей двоюродной сестре Рукийа Султан-бегум. Принцесса Рукийа была единственной дочерью его дяди Мухаммада Хиндал-мирзы и стала его первой и главной женой.

После смерти сына Шер-шаха, Ислам-шаха, Хумаюну удалось отвоевать в 1555 году Дели. Несколько месяцев спустя, Хумаюн умер и опекуну Акбара, Байрам-хану пришлось скрывать смерть падишаха для того, чтобы подготовиться к возведению на трон Акбара. 14 февраля 1556 г. 13-летний Акбар был провозглашен шахиншахом (перс. «Царь царей»). До достижения Акбаром совершеннолетия страной правил регент Байрам-хан.

Начало правления

Взойдя в 1556 году на трон, через четыре года Акбар изгнал Байрам-хана и подавил ряд мятежей (в частности Баз Бахадура в Мальве), в том числе с участием своего брата Хакима в 1579 году. В ноябре 1556 года он нанёс поражение индуистскому падишаху Хему во второй битве при Панипате. Акбару потребовалось почти два десятилетия для того, чтобы укрепить свою власть и подчинить непокорных правителей Северной и Центральной Индии (Раджпутана, Гуджарат, Бенгалия и Кашмир). Для укрепления своего положения Акбар женился на принцессе раджпутов.

Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур, способствовал развитию торговли. В 1574 году, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ.

Реформы

Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, введя систему рангов (мансабов), провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения (в денежной, а не натуральной форме). Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман (джизью) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека. Огромное значение падишах придавал развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Культура и искусство

Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук, искусства и архитектуры. Он собрал вокруг своего престола лучших учёных, поэтов, музыкантов и художников. В период правления Акбара была создана школа живописи, а стены его дворцов были украшены фресками. Благодаря ему была собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-Сикри «города Победы».

Среди афганских феодалов вновь разгорелась борьба за престол. Власть захватил младший сын Шер-шаха; он правил до 1554 г. После его смерти начались ожесточенные схватки между четырьмя претендентами на трон. Этим воспользовался Хумаюн, пришедший из Ирана с разноплеменной армией, состоявшей из тюрок, персов, афганцев, туркмен и узбеков. Он разбил войска претендентов и занял Дели в 1555 г. Однако он правил недолго: через несколько месяцев, упав с мраморной лестницы, разбился насмерть. Туркмен Байрам-хан, наставник 13-летнего престолонаследника Акбара, поспешил возвести его на трон, оставшись при нем регентом.

Владения Моголов в это время не простирались дальше двуречья Ганга - Джамны (связи с Пенджабом и афганскими землями на севере были прерваны). Основным противником Моголов был Хему, главнокомандующий армией одного из Суров. Несмотря на свое «низкое» происхождение (из торговцев-индусов), Хему (выдвинулся как талантливый полководец. Он овладел Дели и провозгласил себя правителем под именем раджи Викрамадитья. В решающем сражении с Моголами на Панипатском поле в 1556 г. Хему удалось смять фланги более многочисленной армии Акбара, но случайной стрелой он был ранен в глаз и упал со слона. Не видя больше своего полководца, его воины (как это обычно бывало с наемным войском в Индии при смерти военачальника, от которого зависела уплата жалованья) разбежались, и Акбар выиграл битву. Тут же, на поле боя, он, наставляемый Байрам-ханом, стал раздавать своим военачальникам земельные пожалования и почетные титулы.

В течение почти полувекового правления Акбара (1556-1605 гг.) в Северной Индии укрепилась власть Моголов. Своей столицей Акбар сделал Агру на реке Джамне.

Завоевания Акбара

Первоначально государством фактически правил регент Акбара Байрам-хан. Он отнял Аджмир и крепость Гвалиур у раджпутов и упрочил за Моголами Пенджаб. Однако, будучи пшитом, он раздавал государственные посты своим единоверцам, чем восстановил против себя придворных-суннитов. В 1560 г. власть захватила другая дворцовая группа, Байрам-хан был отправлен в почетную ссылку в Мекку, но по шути, в Гуджарате, был убит.

Какое-то время государством управляла узбекская клика родственников кормилицы Акбара. Ими была присоединена к могольским владениям Мальва. Правитель Мальвы Баз Бахадур бежал из своей страны, позднее поступив на службу к Акбару. Его возлюбленная, танцовщица Рупмати, предпочла смерть плену и покончила с собой. Любовь Баз Бахадура и Рупмати стала темой ряда индийских баллад.

Вскоре, отстранив (временщиков, Акбар стал править самостоятельно. К этому времени ему исполнилось 18 лет. Это был умный, сильный, смелый юноша, любивший охоту, обладавший феноменальной памятью, но, несмотря на все усилия своих воспитателей, не желавший ни читать, ни писать. Уже в раннем возрасте он понял, что править Индией можно, лишь опираясь как на мусульман, так и на индусов. Первым долгом он решил заручиться поддержкой воинственных раджпутов и заключил с ними союзы, скрепленные его браком с раджпут-скими княжнами. В могольокую армию влилась раджпутская конница, возглавляемая Ман Сингхом, талантливым полководцем, приемным сыном правителя Амбера. Переход раджпутов на службу к мусульманскому (правителю вызвал протесты ортодоксальных раджпутских кругов, считавших, что пребыванием при дворе индусы оскверняют себя.

С помощью союзников-раджпутов Акбар покорил сопротивлявшиеся раджпутские княжества, присоединив Читор в 1568 г.. Рантхамбхор в 1569 г. и подавляющую часть Раджпутаны. Лишь раджа Мевара Партаб Сингх ушел в горы с горсткой последователей и почти четверть века вел борьбу с Акбаром.

Полководец Акбара Асаф-хан овладел обширным княжеством Гондвана, которым правила рани (правительница) Дур-гавати. Княгиня мужественно сражалась и, потерпев поражение, заколола себя кинжалом. Завоевав богатое владение и ограбив казну прежних правителей, Асаф-хан счел себя достаточно сильным, чтобы стать независимым государем. Он примкнул к восстанию в Пенджабе, начавшемуся в 1563 г. п возглавленному другими сепаратистски настроенными военачальниками Акбара. Мятежники взяли Лахор, провозгласив правителем малолетнего брата Акбара, жившего в Кабуле. К восставшим присоединились также влиятельные военачальники-узбеки из Самбхалы, так называемые мирзы. Все они были противниками выдвижения при дворе Акбара раджпутских князей-индусов. К счастью для Амбара, восставшие не смоглп установить связь между собой, и в 1567 г. этот мятеж феодалов был подавлен. «Мирзы» бежали в Гуджарат.

В Гуджарате после предательскою убийства в 1537 г. Бахадур-шаха португальцами боролись за власть различные феодальные клики, объединенные по признаку землячества,- тюрки, афганцы, абиссинцы и т. д. «Мирзы» тоже включились в борьбу, претендуя на власть. Против них в Гуджарат были посланы войска Акбара, и в 1572 г. Гудвкаратское государство было завоевано Моголами. Однако, как только могольская армия вернулась в Агру, «мирзы» снова восстали, и Гуджарат пришлось Моголам отвоевывать вторично.

На покорение Бенгалии, мусульманский правитель (Которой (считавшийся вассалом Акбара) объявил себя независимым, ушло больше двух лет. На этом завоевания временно прекратились. На передний план выдвинулись вопросы внутреннего устройств огромной империи.

Система управления

Главным, ведомством в Могольском государстве было финансовое, во главе которого стоял диван. Налоговыми чиновниками были в основном индусы. В армии главный интендант и казначей мир-и-бахши осуществлял контроль над выдачей джагиров, а на смотрах проверял воинов и снаряжение. Остальное решали отдельные военачальники, командуя своими отрядами. Ведомство по религиозным делам называлось садарат. Главный садр назначал судей по уголовным и гражданским искам мусульман и ведал раздачей суюргалов. В областях и округах действовали параллельно гражданская и военная власти, .которые должны были контролировать друг друга и пресекать любые проявления сепаратизма. В некоторых крупных областях были также свои областные садры.

Положение крестьян

Население, вошедшее в состав Могольской империи принадлежало к многочисленным племенам и народам, оговорило на разных языках, находилось на разных уровнях общественного развития и было разделено кастовыми перегородками и религиозными воззрениями. Однако большинство жило в узком мирке сельской общппы. Крестьяне уплачивали ренту государству в виде налога с земли. Хотя правительство и было заинтересовано в бесперебойном поступлении этой ренты-налога, но в хозяйственную деятельность крестьян ни государство, ни феодалы не вмешивались.

Долей государства была объявлена 1/3 урожая. В основном такой налог воспринимался как «справедливый», но порой крестьяне не могли его уплатить. Тогда налог собирали с помощью войск. В хрониках сохранились упоминания о селениях «непокорных разбойников», где крестьяне, укрывшись.за стенами, защищались от акбаровских воинов. Однажды сам Анбар своим слоном сокрушил глиняную стену и вошел в де-ревяю во главе карательных отрядов.

Обработка земли была государственной повинностью, и сборщику налогов предписывалось строго (следить за тем, чтобы засевалась вся пригодная площадь. Для упорядочения сбора налога Акбар ввел в центре своего государства обмер всех пахотных земель, причем не веревкой, которую можно произвольно сжимать и растягивать, а бамбуковым шестом.

Сельская община в Могольской Индии была сложным организмом. Как владелец земли, община распоряжалась небольшой территорией обычно вокруг одной деревни, и общинная верхушка ведала раскладкой и обором налогов с обрабатываемой земля на этой площади. Однако общинные ремесленники и слуги имели свою постоянную клиентуру иногда в нескольких деревнях. Так, каждая деревня практически имела своего мохара - стражника и охранителя полей, но один кузнец мог обслуживать две деревни, один ювелир - пять деревень и т. п. Общее число разного рода ремесленников, обслуживающих данную сельскую округу, могло быть в среднем 7-12 человек. Общинным ремесленникам, как правило, не платили за каждую сделанную вещь, а предоставляли за работу долю урожая или необлагаемый участок земли. Следует также учесть, что общинник одной деревни мог даполнительно приобрести участок земли в качестве неполноправного держателя в соседнем поселении. Поэтому трудно точно определить ареал распространения власти общины, однако крестьяне нескольких сел могли приобретать необходимые ремесленные товары без помощи рынка.

Староста и писец, с одной стороны, были представителями общины, а с другой - состояли на государственной службе.

За сбор налогов при полной уплате следуемых с деревни сумм старосте полагался необлагаемый участок в размере 1/10 всех тягловых земель данной общины.

Тяжким бременем для крестьян оказался осуществчявшийся Акбаром в центральных областях государства перевод натурального налога в денежный. Индийский крестьянин для получения денег вынужден был теперь сам или при посредстве общинного старосты чаще обращаться к рынку для продажи своих продуктов и попадал в большую зависимость от купца и ростовщика Хотя Акбар и отменил многие мелкие налоги, но феодалы продолжали их взыскивать, при этом только в свою пользу.

Кроме уплаты налога крестьянство вынуждено было еще временами работать бесплатно на государство, главным образом на строительстве крепостей, городов и т. п. Эта повинность называлась бегар Особенно тяжелой она была, если неподалеку возводилось крепостное укрепление тогда Акбар приписывал к этому строительству вое окрестные деревни.

Государственная и частная земельная собственность

Каждое крупное государство в Индии в период феодализма в первую очередь стремилось упрочить свою собственность на землю. Наличие государственных земель позволяло собирать рентучналог в казну и раздавать земли в условное пожалование феодалам, обязанным содержать кон-тингенты войск, из которых состояла государственная армия. Сильная же армия давала возможность подавлять внутренние волнения, защищаться от соседей и завоевывать новые территории. Однако, усилившись, феодалы стремились превратить земли, отданные сим в условное пожалование, в свою собственность Эта борьба государственной и частной феодальной собственности продолжалась в течение всего феодального периода.

В Могольокой империи существовали две формы государственной собственности на землю - халиса и джагир.

Вся завоеванная территория поступала в фонд государственных земель, именовавшийся халиса Из этого фонда правитель раздавал джагиры, а также пожалования различным священнослужителям и богословам. Такая текучесть халиса не позволяет вычислить его размеры Халиса был чисто государственной собственностью.

Джагир - условное пожалование. Получавший его обязывался содержать соответствующие величине джагира отряды войск, из которых и состоял основной костяк армии правителя. Земля, отданная в джагир, продолжала считаться государственной собственностью. Размер, способ и форма взимания поземельного налога определялись не самим джагирдаром, а предписывались государством; владения джагирдара обычно не передавались по наследству и после смерти владельца отходили в казну, у джагирдара могли отобрать одно владение и предоставить ему (взамен другое, причем в другой части страны. При Акбаре для борьбы с сепаратизмом такие перемещения были довольно часты, поэтому джагирдар владел одной и той же землей в среднем не более десяти лет.

Вместе с тем джагирные владения отличались и некоторыми особенностями частной феодальной собственности, поскольку на государственную службу (т. е на содержание отрядов) крупные джагардары тратили только около 1/3 собираемого ими поземельного налога, а мелкие - меньше половины К тому же еще при Акбаре покорившимся раджам часто жаловали в джагир их же прежние владения, и обычно такой джагир переходил по наследству. В XVII в. распространился даже термин «наследственный джагир».

Обычно джагир был владением крупным, охватывавшим иногда несколько десятков тысяч гектаров. Джагирдары при Акбаре очень дорожили своими правами, когда в конце 70-х - начале 80-х годов XVI в. Аибар попытался ликвидировать джагирную систему и перейти к выдаче жалованья из казны, джагирдары Пенджаба подняли восстание. Командующий армией Шахбаз хан вынужден был раздать от имени Акбара все земли халиса в этой области в джагир, заявив падишаху: «Если бы я этим путем не успокоил сердца воинов, то они вое оразу восстали бы Теперь же за вами и государство, и армия». Поскольку Могольская империя при Акбаре только начинала складываться, то джагирдаров (крупных и мелких) при нем было лишь около 2 тыс.

В Могольской империи существовала также частная земельная собственность феодалов-заминдаров. Заминдарами при Акбаре называли покоренных князей или князьков, которые признавали сюзеренитет Могольской империи и соглашались платить дань, причем ее величина зависела от реального соотношения сил к моменту подчинения. Налоговое ведомство Моголов не вмешивалось во взаимоотношения заминдара с его крестьянами, заминдар по существу взимал не поземельный налог, а ренту и сам устанавливал размер и метод ее сбора, согласно обычаям. У раджпутов в Ориссе, Бихаре и некоторых других местах часть заминдаров вела собственное манориаль-ное хозяйство с применением барщинного труда, но это было исчезающей формой эксплуатации в Могольокой Индии. Владения заминдаров официально передавались по наследству, хотя требовалась жалованная грамота сюзерена на ввод во владение; это, однако, имело значение лишь в случае борьбы нескольких претендентов на заминдарство. Заминдарских владений не было только в самом центре Могольской империи- в Доабе.

Суюргал в Могольской Индии, называвшийся также мульк (мильк), вакф или инам, был частнофеодальной собственностью. Суюргалы жаловались главным образом суфийским шейхам и мусульманским богословам, а в отдельных случаях - и лицам недуховного звания. При Акбаре в связи с его религиозной политикой суюргалы стали давать и священнослужителям других вероисповеданий. Суюргал был обычно небольшим владением, передававшимся по наследству, и на его владельца не возлагалось никаких обязанностей, кроме вознесения молитв за правителя. Суюргальные владения составляли лишь около 3% по отношению к государственным землям. Определить размер храмовою землевладения, существовавшего в заминдарствах, невозможно.

Ремесло

В сельской общине ремесленник мастерил требуемую вещь, получая за это от общины долю урожая или небольшой необлагаемый участок земли. Однако значительное число ремесленников, проживавших в городах или ремесленных поселках, работало на феодального заказчика или на рынок.

Наибольшее развитие в Индии получило производство тканей - хлопчатобумажных и шелковых, вышитых и набивных, крашеных и некрашеных. Так, в описи гардероба Акбара перечислено около ста сортов индийских тканей.

В Агре было много строительных рабочих разных специальностей, в Гуджарате - мастеров-инкрустаторов, в Бенга-лии - судостроителей. Кроме того, в Индии были распространены и другие занятия среди населения: там добывали железо и цветные металлы, строительный камень, соль, селитру, делали бумагу, ювелирные изделия, выжимали растительное масло, изготовляли сласти и т. п. Лучшие изделия индийских ремесленников издавна ценились за искусство и тщательность отделки. Вместе с тем индийские мастера работали весьма медленно, так как орудия их ремесла были несложны и большей частью делались самими ремесленниками. Однако известно также, что для продажи изготовляли самую сложную часть ткацкого станка - бердо, через которое продевались нити основы. Это свидетельствовало о развитии ремесленного производства.

Ремесленники, объединенные в касты, зависели от феодальных властей, назначавших главу касты и маклера (далала), который продавал ремесленные изделия на рынке. Еще в большей зависимости находились ремесленники, работавшие в государственных мастерских, где изготовлялось снаряжение для армии, а также изделия для правителя, которые он мог раздавать своим приближенным.

Система авансов и скупки товаров являлась наиболее распространенной формой закабаления ремесленника купцом. Купцы выдавали заранее ремесленнику деньги на пропитание или на покупку сырья, а ремесленник был обязан отдать свой продукт именно этому купцу и за более дешевую цену. На западном побережье Индии основные виды ремесла и торговли были обложены налогом, сдававшимся на откуп, причем откупщик соответствующего налога имел также монопольное право на производство этого вида товара (например, хлопчатобумажных тканей, бетеля, неочищенного риса, изделий из слоновой кости и т. д.). По-видимому, никто не мог продать данный вид товара, не получив письменного разрешения откупщика, которым являлся обычно богатый индийский купец или глава ремесленников данной производственной касты.

Торговля и ростовщичество

Завоевав Гуджарат и Бенгалию, Могольская империя получила выход к морю однако сразу же натолкнулась на противодействие португальцев: их разрешение требовалось даже для проезда паломников морем в Мекку. Все попытки Моголов вы бить португальцев из Диу и Дамана - укрепленных портов в Гуджарате окончились неудачей. Моголам пришлось примириться и с существованием португальских портов в Бенга-лии - Сатгаона и Хугли. Самым крупным могольским портом был Сурат в Гуджарате, (заменивший хиреющий Камбей, вход в который закрывали португальские крепости, расположенные по обоим берегам Камбейского залива.

Моголы владели несколькими торговыми (кораблями, но у них не было своего флота. Правда, португальцы, стремившиеся использовать деловой опыт и давние связи индийских купцов, с середины XVI в. стали привлекать их в качестве партнеров. Поэтому торговая деятельность индийских купцов на море не прекратилась, но была сильно ограничена. По-прежнему Гуджарат торговал со странами, расположенными по побережью Персидского залива, Африки и Аравии, а бенгальцы вели морскую торговлю главным образом на востоке - с Пегу и Молукками. Торговали они также с Цейлоном, Малабаром и Короманделем. Могольское правительство, взимая торговые пошлины, извлекало выгоду и потому двойственно относилось к проникновению европейских купцов: оно стремилось ограничить их влияние, одновременно даруя им торговые привилегии.

Индийские ткани ценились на всем востоке и служили в районе Индийского океана и южных морей как бы своего рода всеобщим эквивалентом. За этими тканями и пряностями в Индию приезжали купцы из других стран, доставляя иноземные товары прямо «к порогу» Индии. Большинство индийских купцов занималось скупкой ремесленных изделий на внутренних индийских рынках и доставкой их к портам, а также вывозом из портов иноземных товаров ко дворам индийских правителей. Индийские торговцы, попадавшие в чужие страны морским путем, поддерживали связи с поселившимися там соплеменниками при помощи своей касты. Эти торговые касты игралп как бы роль компаний: они оказывали помощь в торговле, давали внутрикастовый кредит и т. п. В Гуджарате, например, наиболее влиятельными торговыми кастами были бохра и ходжа - последователи мусульманского течения исмаилизма.

Препятствия, чинимые португальцами индийским купцам на море, оживили караванную торговлю с Персией. Караванные пути, перерезая всю страну от Бенгалии до Лахора и от Гуджарата до Кашмира, способствовали развитию и внутренней торговли.

Внутреннюю торговлю вели как отдельные крупные купцы, снаряжавшие речные суда и караваны, так и мелкие лотошники, ходившие из деревни в деревню. В селах регулярно устраивались базары, где крестьяне приобретали в первую очередь соль или кокосовые орехи, железо в брусках и тому подобные необходимые в хозяйстве вещи. Снабжали армию продовольствием специальные племена-касты - биринджари (банджара). Они передвигались за армией со своим вьючным скотом - быками и верблюдами, перевозя рис, соль и т. п. Банджара были, как правило, гуджаратцами. Их можно было встретить по всему югу Индии.

В центре государства не было таких богатых купцов, как на побережьях. Однако здесь процветало ростовщичество. Ростовщики ссужали деньгами военачальников, придворных и крестьян, с которых в центре страны строже спрашивали денежный налог. В деревне при Амбаре ссужали деньги из расчета до % в день (900% годовых), что указывает на слабое развитие денежных отношений на селе.

Несмотря на значительное развитие товарно-денежных отношений в Индии, вся власть в стране сосредоточивалась в руках феодалов. Представители денежных кругов - купцы и ростовщики, а тем более ремесленники в политической жизни страны роли не играли, хотя их интересы в какой-то мере учитывались. Так, Акбар принял некоторые меры для развития торговли: внутренние пошлины у застав и на речных переправах были снижены до 1,5%, и во всем обширном Могольаком государстве были введены единые меры и денежные единицы.

Еще в 1569 г. Акбар отдал приказ построить новый город в Сикри, примерно в 20 км от Агры, где Бабур победил Рану Сангу. По приказу падишаха за несколько лет придворные Акбара выстроили себе на пустынном месте дворцы-павильоны. Возник красивый город из красного песчаника, ставший столицей Акбара и названный Фатхлур-Сикри (Сикрп - город победы). На месте кельи шейха Салима Чишти, предсказавшего Акбару рождение сына, было построено беломраморное здание, прообраз последующих беломраморных дворцов и мавзолеев Моголов. Когда город разросся, оказалось, что в нем не хватает воды. Поэтому в 80-е годы двор Акбара покинул Фатхпур-Сикри, который не заселен и в настоящее время. Являясь ценным памятником архитектуры, он слулшт местом паломничества туристов.

Встав во главе огромного государства, Акбар решил, что настало время упорядочить всю систему управления. Мероприятия Акбара были направлены на то, чтобы упрочить господство его династии и мусульманских феодалов в Индии. При этом он хотел заручиться поддержкой индусского населения, ослабив религиозный пнет. Эта политика вызывала сопротивление тех мусульманских джагиров и шейхов, которые стремились властвовать, жестоко подавляя всех недовольных. В 1574 г. Акбар, стремясь упорядочить взаимоотношения внутри феодального класса, ввел иерархию должностей (ман-сабов), раздавая военачальникам джагары сообразно их чину (зату). Однако джагирдары находили способы обойти постановления и тратили на содержание отрядов меньше установленного властями. Пришлось это узаконить и ввести новую градацию (савар). Зат оставался чином, а савар показывал, сколько всадников должен был в действительности содержать военачальник (например, тысячник мог содержать и тысячу, и пятьсот, и даже четыреста всадников). Величина джагира «тала зависеть от зата и савара. В результате увеличились пожалования и стал сокращаться фонд государственных земель - халиса.

Тогда Акбар задумал ликвидацию джагиров. В 1574 г. он приказал на три пробных года, как сообщают хроники, «перевести земли всего государства в халиса, а военачальникам назначил жалованье деньгами». Поземельный налог должны были собирать чиновники-курурии, предварительно вносившие крупный залог. Эта мера вызвала сильное сопротивление джагирдаров, лишившихся своих земельных владений, и привела к разорению крестьян, с которых курурии, назначаемые на три года, брали все, что могли, чтобы покрыть залог и получить больше прибыли. Реформу пришлось отменить.

Религиозная реформа Акбара

Религиозная реформа Акбара преследовала те же цели, что и другие преобразования, - расширение социальной базы его власти. Акбар понимал, что индусы будут верно служить ему лишь тогда, когда он будет уважать их религиозные обычаи. Поэтому в 1563 г. он отменил налог на индусов-паломников, а через год ликвидировал и джизию. Эти налоги были, по-видимому, восстановлены под влиянием мусульманских джагирдаров, но вновь отменены в начале 80-х годов XVI в.

Сопротивление правоверных мусульманских сановников новому религиозному курсу заставило Акбара усомниться в правильности догматов ортодоксального ислама. В 1575 г. в Фат-хпур-Сикри был построен молитвенный дом (специально для обсуждения религиозных вопросов). Яростные споры при обсуждениях привели к тому, что Акбар стал все дальше отходить от мусульманской ортодоксии. Советником и другом Акбара, в том числе в религиозной политике, был Абу-л Фазл. Ею отец, шейх Мубарак, был преследуем за махдизм, и Абу-л Фазлу пришлось в ранней юности скитаться с отцом в изгнании. Сам Абу-л Фазл исповедовал весьма терпимую форму суфизма и выступал против официального духовенства, считая, что все дороги ведут к богу и в каждой религии есть что-то истинное. Абу-л Фазл пробудил в Акбаре интерес как к немусульманским религиям, так и к разным «еретическим» учениям, бывшим в то время знаменем народной антифеодальной оппозиции.

Акбар, проявляя искренний интерес к различным религиям, стал знакомиться с верованиями индусов, парсов, джай-нов и христиан. По его просьбе к нему были присланы из Гоа три миссии иезуитов; руководитель одной из них, Монсерра-те, оставил ценные для историков записки. При своем дворе Акбар начал вводить обычаи индусов и парсов.

Это вызвало в 1580 г. широкое и опасное для Амбара восстание, возглавляемое шейхами, издавшими фетву (религиозное предписание) о его низвержении как еретика. Центрами восстания были Бенгалия и Пенджаб, где недовольные феодалы выдвинули претендентом на могольский трон наместника Акбара в Кабуле, младшего сына Хумаюна от другой жены. Это восстание Анбару удалосъ с трудом подавить. Вернувшись в Агру победителем, Акбар стал насаждать при дворе новую религию, названную им «дин-и-илахи» (божественная вера), в которой должны были слиться разумные, по его мнению, элементы основных религий Индии. Главной ее идеей было возвеличение Акбара как «справедливого правителя» в духе махдистов, осмеяние обрядности и мифологии индуизма, а отчасти и ислама.

Эта искусственно сконструированная религия нашла последователей главным образом среди народа, в то время как Акбар рассчитывал на привлечение именно придворных кругов. Хотя до бунта дело не дошло, но оппозиция нетерпимых мусульман к религиозной политике Акбара продолжалась. Поэтому в последние годы своей жизни Акбар стал принимать репрессивные меры против мусульманского духовенства, осы-лая на окраины выступающих против него шейхов, закрывая отдельные мечети и т. п. «Дин-и илахи» после смерти Акбара сохранялась еще полвека, исповедуемая небольшой сектой. Однако сам дух религиозной веротерпимости, политика не противопоставления двух основных религий Индии, а поисков их слияния н некоего синтеза оказала глубокое влияние на индийское общество. И сейчас в Индии, когда происходят индо-мусульманские разногласия и столкновения, вспоминают положительный опыт Акбара.

Общественная мысль и народные движения

Махдистское движение, к которому примкнул Мубарак и иоторое оказало влияние на идеи Аоу-л Фазла, зародилось среди мусульманских городских торгово-ремесленных кругов. В XV в. (в Гуджарате известный своей ученостью Мир Сайид Мухаммад (1443 - 1505 гг.) объявил себя махди (т. е. мессией) . Он призывал вернуться к демократическим принципам раннего ислама, к восстановлению имущественного равенства среди мусульман. В махдийской общине Гуджарата этот последний принцип строго соблюдался: доходы каждого поступали в общий фонд и распределялись поровну. В отличие от движения бхакти махдисты обращались только к мусульманам. Свои надежды они возлагали на воцарение справедливого правителя, который, следуя заветам раннего ислама, введет в жизнь принципы равенства в пределах мусульманской общины.

В правление Ислам-шаха, сына Шер-шаха, махдисты фактически захватили округа Биана и Хиндия в Доабе и силой установили в городе Биана свои порядки. Снова в махдистской общине стал применяться принцип раздела имущества и доходов. К махдистам ироме городского населения примкнули также крестьяне, сельские ремесленники и некоторые оппозиционные феодальные круги, в том числе шейх Мубарак. Ислам-шах ответил на усиление движения расправами: он забил палками до смерти одного руководителя, наказал другого, преследовал остальных, и движение в 1549 г. было подавлено. Оно вновь возродилось в Дели и в Пенджабе в 1573 г. До восстания на этот раз дело не дошло.

Другим, не ортодоксальным учением (относившимся к позднему бхакти) был сикхизм, основателем которого был гуру (руководитель) Нанак (1469 - 1539 гг.). При Акбаре сикхи были еще просто пенджабской сектой, торгово-ремесленной по своему составу. При четвертом гуру сикхов, Рамдасе (1574 - 1581 гг.), сикхи стали владеть землей около Амритсара, построили там храм и выкопали священный пруд. Рамдас через своих агентов регулярно собирал пожертвования, а следующий гуру - Арджан (1581 - 1606 гт.) превратил эти добровольные даяния в подомный (налог, взимавшийся со всего населения, проживавшего на принадлежащей- сикхам территории. Акбар благосклонно относился к сикхам и беседовал, согласно сикхским преданиям, с гуру Рамдаоом.

В Раджпутане бхакт Даду (1544-1603 гг.) странствовал по раджпутоким княжествам и призывал к смирению, кротости и любви. Даду, по преданиям, тоже вызывали на беседу к Акбару. Все же Акбар, по-видимому, не знал о Тулой Дасе, чья огромная поэма «Рамаяна» (1575 г.) стала известна всему населению, говорящему на хинди. Тулси Дас выступал против кастовых различий и угнетений, критиковал лживость окружающего его мира, но выход из положения видел лишь в мистическом единении с богом в образе Рамы.

Однако Акбар стремился решительно подавить такие сектантские движения, которые были прямо направлены против власти Могольското государства. Так, он всей своей мощью обрушился против мусульманской секты рошанитов, приверженцами которой был ряд афганских племен, в первую очередь юсуфзаи. Основателем движения рошанитов был Баязид Ан-сари (1524-1585 гг.), выступавший как против феодализируюжщейся афганской знати, так и против гнета Могольской империи. Акбар в 1585-1600 гг. посылал ряд карательных экспедиций против рошанитов, захвативших горные проходы между Индией и Кабулом, но потерпел несколько тяжелых поражений. Наконец ему удалось подавить выступления афган-цев-рошанитов, но после смерти Акбара они снова восстали.

Новые завоевания

В 80-е годы Акбар снова стал проводить завоевательную политику, но теперь речь шла лишь о расширении пределов прочно установившейся империи. В 1586 г., воспользовавшись смутой и борьбой разных претендентов на престол, Акбар послал войска в Кашмир и захватил его. Однако для удержания в подчинении этой горной страны пришлось еще раз посылать армию. В 1589 г. Акбар присоединил Кашмир к своим владениям, установив для него налог натурой (шерстью и шафраном). Прохладный климат и красота кашмирских озер покорили сердце правителя, и Кашмир стал излюбленным местом его летнего отдыха.

В 1590 г. Акбар послал своего воспитанника Абд-ур Рахима, сына Байрам-хана, завоевать Тхатту (Синд). Бывший правитель Тхатты стал одним из придворных Акбара. В 1592 г. бьпа захвачена и присоединена к бенгальской области Орисса, а в 1595 г. завоеван Белуджистан и отнят у Персии Кандагар. Одновременно могольские армии стали вторгаться в Декан. С 1583 г. они начали осаждать Ахмаднагар, столицу одноименного княжества, наиболее слабого из деканских султанатов, пока правитель Ахмаднагара в 1599 г. не признал себя вассалом Моголов. Большая часть его территории, включая Доулатабад, была включена в Могольокую империю. После этого могольские войска под командованием самого Акбара два года осаждали Асиргарх, сильнейшую крепость отделившегося раньше от Ахмаднагара независимого княжества Хандеш В январе 1601 г. крепость сдалась. В этих войнах проявилась слабость могольской армии - результат упадка боевого духа военачальников. Они, привыкнув к роскоши, везли за собой огромный обоз личного имущества, стеснявший маневренность армии, и больше думали о пирах, чем о ратных подвигах.

В 1605 г. умер Акбар. На престол взошел Салим, его сын, под именем Джахангира. В последние годы жизни Акбара Салим поднял бунт против отца и обосновался в Аллахабаде. Столицей Салима осталась Агра.