Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки Г. Внеклассное мероприятие по сказке Андерсена «Снежная королева» для учащихся начальной школы с презентацией Уроки по сказке Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева»

Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

Цель: формирование представлений у учащихся о величии и силе человеческого сердца, о любви и настоящей дружбе.

Задачи урока:

Образовательные:

Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания.

Развивающие:

Развивать умение анализировать прочитанное, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, воображения, творческой фантазии, навыков самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и верность к дружбе, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах и парах.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, кластеры.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые.

Формы обучения: коллективная, работа в парах и группах, индивидуальная.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

- осознание и освоение литературы как части общемирового культурного наследия;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- потребность в самовыражении через слово;

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Знание содержания прочитанного произведения;

Овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания).

Регулятивные:

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения

Познавательные:

Умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта и предложенного текста, дифференцировать, делать выводы;

Умение структурировать полученную информацию, выбирать главное;

Умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности

Коммуникативные:

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника , признавать право на иное мнение);

Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

Формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме;-распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1. Самоопределение к деятельности, мотивация

УЧИТЕЛЬ- Ребята, давайте наш урок начнем с того, что поиграем в игру “Доброе утро Игра эта будет заключаться в следующем: я скажу слова “Доброе утро” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.

Попробуем?

Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

Слайд 1

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И добрый утро длится до вечера.

УЧИТЕЛЬ Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока и всего дня.

Принимают участие в игре, здороваются, приветствуют друг друга

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Под звуки вальса «Фантазия» П.И. Чайковского погружаемся в удивительный мир героев сказки .

УЧИТЕЛЬ - По-разному приходит Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукое, чудесные сны. То сказка приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. А сегодня к нам на урок сказка прилетит на санях Снежной королевы.

Для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам собрать две «осколочные картинки».

(Картинки «зеркало» и «роза». Учащиеся работают в группах).

Посмотрите на картинки, которые у вас получились. Слайд 2 Что олицетворяют эти два предмета в сказке? Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, что же станет предметом нашего разговора? Слайд 3

Андерсен научил меня светлой вере в победу

солнца над мраком и доброго человеческого сердца

над злым…

К. Паустовский

УЧИТЕЛЬ - Да, сегодня мы с вами будем говорить о борьбе добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Слайд 4

Что же мы должны выяснить в ходе данной темы? Какую проблему разрешить? Давайте поставим проблемный вопрос!

Почему маленькая, хрупкая Герда оказалась сильнее грозной Снежной королевы? Слайд 5

На этот вопрос нам и нужно будет найти ответ на сегодняшнем уроке.

УЧИТЕЛЬ А как мы будем на него отвечать? Что будем делать?

Дети -Мы будем выделять главное в произведении, анализировать прочитанное, делать выводы и обобщать .

Собирают картинки, формулируют тему и цель урока с помощью наводящих вопросов учителя, ставят проблемный вопрос к уроку

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в ходе выдвижения гипотез.

3.Актуализация знаний

УЧИТЕЛЬ Для начала давайте определимся, а что такое добро и что такое зло в вашем понимании?

Читаем в словаре С.И. Ожегова.

ДЕТИ Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное, вредное, приносящее беду. Слайд 6

- УЧИТЕЛЬ А кто в сказке является носителем зла?

(Тролль, который придумал зеркало, и Снежная королева)

- УЧИТЕЛЬ А кто противостоит этим злым силам?

(Герда и её помощники, встретившиеся в пути).

Работают со словарными статьями, анализируют прочитанное, сопоставляют полученные сведения с текстом

Личностные: осознание своих возможностей;
Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание;
Познавательные: умение осмысленно читать и объяснять прочитанное, находить и выделять главное в прочитанном.

4. Обобщение и систематизация знаний

Исследовательская работа

- Давайте сравним и Снежную королеву и Герду. Подумайте, есть ли между Гердой и Снежной королевой что-то общее? А различия?

1) Для этого проведём небольшую исследовательскую работу . Сядьте по группам.

Ваша задача: сравнить внешний облик Герды и Снежной королевы и сделать вывод. Каждая группа будет работать с отдельным образом. 1 – с образом Снежной королевы, 2 - с образом Герды. Во время обсуждения мы будем обращаться к картинам британского художника Кристиана Бирмингема Слайды 7- Слайды 8

УЧИТЕЛЬ -Если глаза- зеркало души, , то что можно сказать о Снежной королеве?

( ДЕТИ У нее нет души)

Посмотрите в листы исследования- в таблицу и обращаясь к тексту сравните Снежную королеву и Герду.

УЧИТЕЛЬ Что олицетворяет Снежная Королева?

Дети -холод…

УЧИТЕЛЬ Что олицетворяет Герда?

Дети- тепло…

(Глаза сияли, как звезды (холод) – личико милое, приветливое, словно роза (тепло).

- УЧИТЕЛЬ Какой прием использует автор? С какой целью?

(Прием противопоставления-Антитеза) Слайды 9

Вопросы о Снежной королеве: Слайды 10,11,12

Какой изобразил художник Снежную королеву ?

( Он увидел её глазами Кая ( « она была прелестна и нежна » ).

- А что несет ее красота ?

4. Каков мир Снежной королевы? Какие поступки она совершает? Любит ли она кого-нибудь? Применимо ли к ней слово «любовь»?

Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко освещенных чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда!.. Холодно, пустынно, мертво! )

С какой целью использует здесь автор прием повтора?

Что происходило в природе, когда Снежная королева проезжала на своих санях? Какие художественные приемы использует автор?

Буря выла и стонала , словно распевала старинные песни; они летели над лесами и озерами, над морями и твердой землей; под ними дули холодные ветры, выли волки , сверкал снег, летали с криком черные вороны , а над ними сиял большой ясный месяц!»

Лесные голуби рассказали Герде: «Они летели над лесом, когда мы, птенчики, еще лежали в гнезде; она дохнула на нас, и все умерли , кроме нас двоих»).

Какие ассоциации возникли у вас с миром Снежной королевы?

Запишите свои ассоциации. Прочитайте.

Слайды 14

Вывод: Мир Снежной королевы – зло, смерть, холод, снег, безжизненность, жестокость, ненависть, эгоизм.

А теперь продолжим знакомство с иллюстрациями Кристиана Бирмингема и посмотрим, какой же увидел художник Герду?

В каком мире живет она?

(Слайд – 15-19)

Вопросы о Герде:

    Чем отличается внешний облик Герды от внешнего облика Снежной королевы? Найдите описание Герды в тексте.

    Какую свою драгоценность хотела отдать Герда в обмен на Кая? Подкрепите свои слова текстом.

    Почему лапландка считает, что не нужно наделять Герду силой двенадцати богатырей? У нее уже есть сила, считает она, в чем? Прочтите этот эпизод.

    Что помогло Герде в трудные минуты, например, в борьбе против войска Снежной королевы? Найдите этот эпизод в тексте.

    Как Герда смогла вернуть Кая к жизни? Прочтите этот эпизод.

Какие ассоциации возникли у вас с миром Герды?

Вывод: Мир Герды – добро, тепло, любовь, дружба, радость, слезы, розы, верность, преданность, вера, бескорыстие, стойкость, самопожертвование.

Слайд 21(показать после того,как они скажут)

Если глаза –

Если глаза –

Вывод: А

2) А теперь опишите этих двух героинь только прилагательными, заполним кластер. Слайд 22

Герда

Снежная королева

Добрая

Злая

Смелая

Безжалостная

Любящая

Бессердечная

Отважная

Жестокая

Храбрая

Эгоистичная

Верная

Своенравная

Целеустремленная

Корыстная

Преданная

Бездушная


Работают в группе, отвечают на поставленные вопросы, подкрепляют ответы примерами из текста, заполняют кластер

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные:

умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение организовывать учебное взаимодействие в группе, умение строить монологическое высказывание

Физминутка

Ребята, А теперь давайте немного отвлечемся и поиграем.

Под звуки вьюги

Шагая по царству,
Устали немножко.
Сейчас отдохнём
И снова в дорожку.
Из-за парты тихо встали
И по царству зашагали.
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – присесть,
Четыре – встать,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Выбирают предмет, определяют принадлежность, выполнят упражнения под музыку

Регулятивные: контроль и коррекция;

Познавательные: умение структурировать знания, устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

умение строить монологическое высказывание

4) Давайте определимся в отношении остальных героев, кто и что служит в сказке ДОБРУ и кто и что помогает ЗЛУ. На интерактивной доске надписи «ДОБРО» и «ЗЛО». Распределите слова по группам.

Розы, тролль, родители, бабушка, животные, лапландка, финка, снежное войско, зеркало, ангелы, разбойники, принц, принцесса, ворон, ворона . Слайд 24

5) Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты, соедините стрелками. Работа на интерактивной доске. . Слайд 25

Тролль

« … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»

Снежная королева

« необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»

Кай

« Злой – презлой, сущий дьявол.»

Герда

« … держался он вообще непринужденно и мило.»

Старушка, которая умела колдовать

« Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»

Принцесса

«Умница, каких свет не видывал!»

Принц

«Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.»

Маленькая разбойница

«Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.»

6) Скажите, а все ли герои в сказке были либо добрыми, либо злыми?

Почему маленькая разбойница становится доброй?

Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце. Разбойница поняла, что, кроме зла, существуют еще любовь, верность, самопожертвование

Распределяют слова на группы, работая с интерактивной доской, работают с художественным текстом, выполняют творческую работу

Регулятивные: умение выполнять учебное действие, регулировать и контролировать свою деятельность;

Познавательные: умение соотносить, группировать, обобщать знания.

Коммуникативные: умение строить тексты различных жанров и стилей

5.Рефлексия деятельности

    Творческая работа. Сечас мы составим Синквейн в группах. СЛАЙД 26

Примерный вариант:

Герда

Любящая, стойкая

Любит, ищет, борется

Любовь может преодолеть все.

Добро

Снежная королева

Холодная, злая

Морозит, убивает

Зло всегда разрушает, убивает.

Зло

    УЧИТЕЛЬ предлагаю вам закончить предложения:
    СЛАЙД 27

Сегодняшний урок научил меня…

Сказка заставила задуматься…


Прочитанная сказка побуждает меня к…

Самым интересным заданием на сегодняшнем уроке было…

СЛАЙД 28

Д. з. На выбор:

Письмо Герде или Снежной королеве.

Слайд 29 . Чтобы от нашего урока осталась теплота, давайте скажем друг другу добрые слова.

Спасибо за работу.

Записывают выбранное домашнее задание, оценивают свою работу на уроке, говорят добрые слова

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

Литературная игра по сказке Андерсена «Снежная королева» для младших школьников


Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Описание материала: Материал предназначен для учащихся начальной школы. Разработку можно использовать на уроках внеклассного чтения, при проведении мероприятий, посвященных творчеству Г.Х.Андерсена.
Цель: закрепление и обобщение знаний по сказке Андерсена «Снежная королева».
Задачи:
- развивать мышление, воображение, память, кругозор, познавательные способности обучающихся, речь детей;
- воспитывать интерес к творчеству Г.Х.Андерсена.

Ход мероприятия:

1. Шифровальщики
Используя шифр, разгадайте название сказки, по которой мы сегодня проведем наше мероприятие.
На слайде презентации дан ключ шифра и задание, а также кнопка ответ . Во время демонстрации презентации при нажатии на данную кнопку открывается ответ к заданию и иллюстрация.
Ключ шифра:


Задание:

Ответ: снежная королева

2. Расположи по порядку
Расставь картинки из сказки по порядку.
На слайде иллюстрации к сказке, расположенные не по порядку. Нажимая на цифру, расположенную в семиконечной звездочке, происходит передвижение иллюстрации. Чтобы иллюстрации на слайде были расположены по порядку, согласно содержанию сказки, нужно нажать на каждое число.


Ответ:


3. Прочитай и узнай
Соедини последовательно фразу и ответь, кто из героев сказал ее.


Ответ:
Она будет играть со мной! Она отдаст мне свою муфту, своё хорошенькое платьице и будет спать со мной в моей постельке. (маленькая разбойница)

4. Филворд «Герои сказки»
Найди в филворде героев сказки, которые помогли Герде в поиске Кая.


Ответ: голуби, олень, ворон, финка, лапландка, принцесса, разбойница


5.Собери иллюстрацию
Нужно собрать иллюстрацию и рассказать эпизод из сказки, которому она соответствует.


6. Что изображено на иллюстрации
В данном задании нужно угадать, что изображено на иллюстрации.
На слайде презентации находится иллюстрация, закрытая 16 прямоугольниками. На каждом прямоугольнике находятся числа. При нажатии на любое число появляется вопрос. Если ответ на вопрос дан верный, то нужно нажать на это же число еще раз, чтобы открыть часть картинки. Если ответ на вопрос дан неверно, то нажимать на число и открывать часть иллюстрации не нужно. Нажимая на сам вопрос видим, что он исчезает.


Вопросы:
- Кто смастерил зеркало, в котором все доброе и прекрасное становилось безобразным? (злой тролль)
- Как Кай оказался в чертогах Снежной королевы? (Он привязал санки к ее саням и Снежная королева унесла его.)


- Как девочка оказалась у старушки, которая умела колдовать? (Она хотела узнать у речки о Кае. Когда Герда прибежала к реке и опустила в нее свои башмачки, то волна вынесла их на сушу. Герда решила сесть в лодку, чтобы забросить башмачки подальше в воду. Лодка оттолкнулась от берега и поплыла по реке.)
- Почему Герда, живя у старушки, забыла о Кае? (Старушка расчесывала волосы девочки золотым гребешком, и чем дольше она их расчесывала, тем больше девочка забывала о своем друге.)


- Каких цветов не было в цветнике старушки и почему? (В цветнике не было роз. Старушке не хотелось расставаться с Гердой, поэтому она скрыла все розы от девочки.)
- Кого первым повстречала девочка, убежав от старушки? (большого ворона)


- Как Герда оказалась во дворце, где жила принцесса? (Ей помогли ворон и ворона. Они провели Герду в спальню принцессы с черного хода.)
- Как Герда оказалась захваченной разбойниками? (Карета, подаренная принцессой и принцем, блестела в темном лесу, как солнце. Она была сделана из золота. Разбойники увидели и захватили карету.)


- Как маленькая разбойница помогла девочке? (Она не позволила разбойникам убить Герду. Выслушав рассказ девочки, маленькая разбойница отпустила ее.)


- Кто рассказал Герде о том, что видели, как Снежная королева унесла Кая и что он возможно, находится в Лапландии? (Лесные голуби, которые находились в плену у маленькой разбойницы.


- Кто должен был отнести подружку Кая ко дворцу Снежной королевы? (олень)
- На чем писала послание лапландка финке? (на сушеной треске)
- Как финка помогла Герде? (Она рассказала о том, что в сердце и глазу Кая находятся осколки зеркала.)
- Почему Кай не замечал холода, находясь в царстве Снежной королевы? (Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду.)
- Что делал Кай в то время, когда девочка входила в ледяную залу королевы? (Сидел неподвижно среди холодных льдинок, с которыми он играл до прихода Герды и думал.)


- Как девочке удалось растопить ледяной осколок, который находился в сердце Кая? (Ее горячие слезы упали на грудь мальчика, проникли в самое сердце и расплавили осколок.)
Ответ:

Презентация на тему: Литературная игра по сказке Андерсена «Снежная королева»

Уроки по сказке Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева»

«Снежная королева» Андерсена -- произведение гениальное, простое, сложное, самое детское и самое взрослое на свете. «Снежная королева» интересна младенцу и философу. Кто-то назвал её «многослойной». И это очень точное определение. Как все гениальные произведения, она неисчерпаема для понимания и анализа, она вечная и всегда новая для читателя, поэтому она никогда не постареет от повторения и нисколько не наскучит увлечённому преподавателю.

В нашей программе 4 класса на изучение «Снежной королевы» отведено до 4 часов, плюс 2 часа внеклассного чтения на обсуждение других его произведений и 1 час на сказочный "андерсеновский" этюд. Конечно, этих часов вам не хватит. Не исключено, что другим сказкам придётся потесниться перед этой, ключевой, дающей понимание мира великого поэта, перед главной сказкой Андерсена. И вы все равно будете жалеть, что так много не успели ещё обсудить с детьми!

Аспектов восприятия этого произведения много: для малышей это лучшая сказка о том, что добро всегда побеждает, что за зимой придёт лето, что надо слушаться бабушку и не обижать сестренку.

Для взрослого читателя - это сказка о мертвящем прагматизме западной цивилизации и противостоящей ему силе вечных ценностей, сердечности и доброты; для самого Андерсена это, в первую очередь, сказка-притча о вечной борьбе добра и зла, о силах дьявольских и противостоящей ему силе евангельской любви.

А для подростков-четвероклассников? Это сказка о переходном возрасте! И именно так мы и можем её прочитать.

Итак -- «Снежная королева» как лекарство от болезней «переходного возраста». Поможем детям посмотреть на себя со стороны -- это ведь и есть самое интересное!

Читая «Снежную королеву» в полном, андерсеновском, варианте, мы видим перед собой глубоко христианское произведение, проникнутое евангельским мировосприятием и наполненное прямыми и скрытыми цитатами и отсылками к Новому Завету. Другая трактовка будет противоречить авторскому замыслу, и поэтому чтение текста потребует от нас каких-то знаний основ Священного Писания.

Лучше читать всю сказку вслух, по главам или фрагментам. Очарование совместного слушания, помощь учителя в интонационной трактовке текста, сопереживание событий сказки становятся важнее самого анализа. Но не отменяют его.

Мы не будем расписывать ход уроков и разделять уроки между собой, просто предложим вашему вниманию ряд вопросов и некоторые мысли и наблюдения по тексту.

Мы опускаем вопросы очевидные, на проверку знания текста, например, и приводим только те, которые кажутся нам проблемными и интересными.

Примерный ход урока.

Хорошо бы в начале разговора предложить один центральный проблемный вопрос анализа. Предлагаем варианты таких вопросов, подумав немного над которыми и записав их на доске мы предложим детям отложить ответ на будущее, когда мы немного разберёмся в событиях сказки:

1. Что обозначает и зачем звучит во второй и последней истории псалом «Розы в долинах цветут... Красота! / Скоро узрим мы младенца Христа»?

Или другой вопрос, подспудно отсылающий к псалму и потому дублирующий первый:

1. Что бы изменилось в этой истории, если бы было написано, что в садике на крыше цвели не розы, а другие прекрасные цветы?

Дети должны здесь вспомнить и о псалме, и о необыкновенно важном значении роз в сюжете -- если бы в маленьком садике цвёл другой цветок, пришлось бы многое поменять в сказке: роза цветёт в псалме, роза искажается в глазах Кая после того, как в них попал осколок, роза вызволяет Герду из домика старушки, умевшей колдовать, розы встречают детей по возвращении. Мы помним, что роза считается самым прекрасным цветком, царицей цветов. Есть легенда, что розы цвели в саду праведного Иосифа в детстве Иисуса Христа.

  • 2. Могла ли история случиться наоборот -- осколок попал в глаз Герде?
  • 3. Правильно ли будет сказать, что «Снежная королева» -- просто детская волшебная сказка?

Если да, то как вы объясните такой факт из биографии Андерсена: Однажды отец Андерсена показал двенадцатилетнему сыну узор на стекле, похожи на деву с протянутыми руками. «Она хочет забрать меня!» -- сказал он в шутку.

Вскоре он тяжело заболел, и последними его словами перед смертью были: «Вот идёт Ледяная Дева, и она пришла ко мне», когда же ребёнок стал звать отца, мать удержала его: «Не плачь, бесполезно звать его, он умер, Ледяная Дева унесла его».

Хорошо, если учащиеся имеют уже опыт чтения и осмысления Предания, притч и мифов, тогда они сделают предположение о возможной притчевой подоплёке сказки. Мы можем сами предварить этот урок притчей, например, о детях, которых Иисус велел пустить к себе -- ибо их есть Царствие небесное.

Последовательный комментарий и анализ сказки по главам.

Дети должны прочитать сказку дома, но это не исключает чтения вслух на уроке. Предварительное прочтение даст цельное восприятие произведения, работа на уроке углубит его. Если есть малейшая возможность, надо прочитать сказку глава за главой, останавливаясь после каждой и размышляя над прочитанным.

История первая, в которой говорится о зеркале и его осколках.

Вопросы по анализу текста:

  • 1. Каков иносказательный, притчевый смысл этой главы?
  • 2. Кто такой Тролль?

Дети знают или догадываются, что тролль -- наименование нечистой силы в мифологии северных народов.

3. Есть такая «комната смеха», где ты смотришь в кривые зеркала, и они искажают весь мир. Можно ли сравнить эти зеркала с осколками зеркала Тролля? Всё ли искажали осколки зеркала и как они искажали мир?

Мы говорим с детьми о борьбе добра и зла в мире, о восстании и падении Денницы, о христианском смысле этой главы. Можно вспомнить один из эпизодов Евангелия, например об исцелении бесноватого или изгнании бесов. 4. Имеет ли Тролль какое-то отношение к Снежной королеве?

Дети замечают, что нигде не сказано, что они знакомы, но мы можем догадаться об этом, потому что от осколков зеркала сердце леденеет, а кто-то наверняка вспомнит, забегая вперёд (самостоятельно сказка прочитана), об огромном ледяном зеркале в чертогах Королевы.

Кроме того, по опыту чтения сказок дети знают, что тёмные герои обычно знают друг друга очень хорошо, часто состоят в родстве или свойстве и всегда готовы помочь друг другу.

История вторая. Мальчик и девочка.

В начале мы можем вспомнить о языке жестов, о котором мы говорили с детьми несколько уроков назад. Если такого разговора не было, то тут для него стоит найти место: в сказке жест имеет немалое значение.

1. «Но бабушка погладила его по головке и завела разговор о другом» -- что обозначает жест бабушки, только ли ласку, почему же тогда она завела разговор о другом?

Ответ детей: Бабушка понимает, что Кай хвастается. Она понимает, что он не справится с королевой, бабушка не хочет говорить о Снежной королеве - чтобы она не услышала и не прилетела. Но добрая старушка и не хочет обижать Кая! андерсен сказка жанр творчество

  • 2. Почему Каю перестали нравиться розы?
  • 3. Если ему не нравится красота, то почему ему нравятся снежинки?

Ему стало нравиться всё холодное и неживое, он говорит, что снежинки «хорошо сделаны». (Можно вспомнить отношение к живой и неживой красоте в сказках «Свинопас» и «Соловей», сейчас или потом, на уроках внеклассного чтения.) Здесь начинается столь важное для этой сказки противопоставление зрения чистого сердца зрению холодного разума.

4. Как ещё изменился Кай?

Дети охотно пересказывают эпизоды, характеризующие поведение мальчика. На наш взгляд, лучше, если учащиеся будут не пересказывать, а зачитывать цитаты.

5. То, что произошло с Каем, случается с людьми в несказочной жизни?

Вряд ли ответ вызовет у детей затруднение, если же они будут настаивать на сказочной природе осколков зеркала, нам поможет волшебное слово «как будто» -- вести себя так, как будто... Возможно, кто-то из ребят приведёт примеры такого вдруг изменившегося взгляда на жизнь и поведение, тут главное не уйти слишком далеко от текста.

Но при ответе на этот вопрос интересно было бы порассуждать о реальном и волшебном в сказке, о правдивом изображении жизни датского городка, подобного городку Оденсе, где провёл свое детство Андерсен в бедном домике с маленьким огородиком. Здесь нам пригодится и трогательное описание огорода на чердаке из автобиографической «Сказки моей жизни».

6. Кого напоминает нам Кай?

Разговор о том, что такое настоящая и ложная взрослость, о том, как многие из ребят стыдятся быть хорошими, точно так же, как Кай, который стал говорить, что книжки с картинками «хороши только для грудных ребят», передразнивают старших, чтобы рассмешить сверстников, обижают девочек, чтобы похвастаться перед другими мальчиками...

Можно позволить здесь себе немного морализма и сказать, что на самом деле только маленькие боятся показаться маленькими...

7. Почему Королева вначале не нравилась Каю, а потом он ею любуется?

Здесь полезно проследить все встречи и разговоры Кая о Королеве и с Королевой, увидеть, как меняется сам Кай и как от этого меняется его взгляд на мир.

8. Хотел ли Кай уехать со Снежной королевой?

Дети читают из сказки: «Кай несколько раз порывался отвязать свои санки... Мальчик поспешно отпустил веревку, которою зацепился за большие сани, но санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал -- никто не услышал его...»

  • 9. О чём говорит то, что он хотел только прокатиться и вначале даже испугался? Дети обычно отвечают, что его сердце ещё не полностью заледенело.
  • 10. Что он хочет сделать, испугавшись? Прочитать «Отче наш» -- это помнит тёплая половинка его сердца.
  • 11. Что он вспоминает вместо молитвы? Таблицу умножения!

И тут мы можем предложить ребятам очень каверзный вопрос:

Гениальная детская версия (из урока): «Он вспоминает таблицу, потому что она очень точная, он же знал четыре правила арифметики, он считал, что, вспоминая таблицу, он может победить Снежную королеву». То есть ребёнок говорит, что Кай пытается противопоставить силе духовной силу ума!

Здесь, уточняя смысл, мы рассказываем о том, что Андерсен в жизни очень ценил образование, но, как сказали однажды дети, наука очень важна, а молитва важнее. Всё должно стоять на своих местах, а не противостоять друг другу. 13. А о чём вспомнил Кай после поцелуя Королевы, когда почти всё сердце его заледенело?

Он вспомнил о вещи, об имуществе, о собственности -- о своих санках --и забыл о доме, бабушке и Герде. Можно сказать здесь о том, что если мы любим вещи больше людей, то это значит, что в нашем сердце есть осколок зеркала!

14. Каким теперь, после поцелуя, показалось ему лицо Снежной королевы?

«Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица». Ум, вот что он видит опять в первую очередь, и ум становится важнее тепла и сердечности.

История третья. Цветник женщины, умевшей колдовать.

Задумывались ли вы о том, что это очень непростая и загадочная история. Старушка здесь совершает злое дело -- задерживает Герду до самой осени, но при этом женщина ничем не выдаёт своей принадлежности к породе Тролля или Снежной королевы. Она даже желает Герде добра. Или нет? И думает ли она о Герде? Может, это изображение эгоистической любви? Или всё же старушка по сути своей недобра? Поразмышляем вместе с детьми, последовательно отвечая на вопросы.

  • 1. Добра ли старая-престарая старушка? -- Вопрос основной, скорее требующий увидеть трудность ответа, чем ответ, и потом раскрывающийся постепенно в ходе размышлений.
  • 2. Почему солдаты у калитки деревянные?

«Герда закричала им -- она приняла их за живых, -- но они, понятно, не ответили ей».

Мы только потом поймём, что и старушка будто неживая, у неё нет времени, у неё всё остановилось. Вот мы и спросим, чтобы поразмышлять об этом:

  • 3. Почему у неё время остановилось? (Может, она тоже неживая?)
  • 4. Что сделала старушка, узнав историю Кая?

Ответ детей: Сказала таинственное «гм», обманула Герду ложным заверением и заперла дверь на ключ.

5. Имела ли она право распоряжаться жизнью Герды?

«Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку!» -- говорит старушка, и тут же выдаёт себя. Она хочет владеть Гердой, как миленьким украшением, распоряжаясь ею по своей воле.

  • 6. Может быть, она желала ей добра, оберегая от опасного путешествия в неизвестность? И мы говорим о том, что такой покой очень похож на смерть, что бездействие губительно. И в этом не сомневается Герда. Но она ещё наивна и сразу попадает в ловушку.
  • 7. Как женщине удалось уговорить Герду остаться?

Вопрос тоже с уловкой, каверзный -- старушка не уговаривала Герду, она вообще её не спросила и не предупредила!

8. Можно ли назвать старушку доброй волшебницей? И можно ли колдовать в добрых целях, то есть влиять на другого человека против его доброй воли?

Вопрос построен так, что подсказывает ответ. Ответ очевиден, но, к сожалению, неведом многим нашим современникам, и здесь мы говорим это детям вслух, может, им никто больше и нигде не объяснит, что даже Бог никогда не отнимает у человека свободу, но даёт самому выбрать между добром и злом, правдой и удобным заблуждением, поступком и бездействием.

  • 9. Хорошо ли было Герде в домике старушки? Что её тревожит?
  • 10. Почему именно роза выручает Герду, побеждая чары забвения?
  • 11. Что обозначают песенки цветов?

Это такие таинственные песенки, которые очень непросто истолковать. Пожалуй, для нас важен эгоизм цветов, облечённый в очень красивую поэтическую оболочку, - как всё в этом колдовском домике. Бессмысленная и неживая красота. А песенка гиацинтов уже напрямую говорит о смерти.

Это мёртвый мир (какое-то предчувствие декадентской эстетики!). Особняком от всех стоит только одуванчик, который слишком похож на солнышко, чтобы быть мёртвым.

12. Песенка одуванчика?

Можно сказать о том, что песенка одуванчика вряд ли, как и песенки других цветов, говорит о чём-то особенном, не о нём самом, но одуванчик самый безродный, простой и нечванливый.

И появляется в песенке детски-бесхитростная картина и ключевые образы сказки -- бабушка и внучка, напоминающие Герде её историю, и -- солнышко, которое противостоит холоду забвения.

Песенка одуванчика окончательно пробуждает Герду и укрепляет её решимость.

История четвёртая. Принц и принцесса.

Итак, время снова движется, более того, мы вынырнули из небытия забвения и попали сразу в холод осени. Так что пора задать ряд вопросов:

  • 1. Сколько времени прошло с начала нашей истории?
  • 2. Почему Герда решила, что ворон рассказывает о Кае, что принц -- это Кай? Наверное, Герда ждёт этого ответа и -- принимает желаемое за действительное? Или правда очень похоже, ну вот так совпало?
  • 3. Огорчилась ли Герда, что Кай забыл её и женился на принцессе?

И правда, вы замечали, что Герда об этом вовсе не думает. А ведь нам так хочется свести эту сказку к истории любви. Любит ли Герда Кая? Почему она отправилась за ним? Любит как брата, любит как человека, и любовь её сильна своим бескорыстием.

В отличие от женщины, умевшей колдовать, ей вовсе не надо обладать, ей достаточно знать, что Кай жив и с ним всё хорошо!

  • 4. Что подумала Герда, ложась спать?
  • («Как добры все люди и животные!» -- в этом чистота её детской души и сила наивной веры в добро.)

А ещё обратите внимание, взрослые, на удивительное целомудрие этой сцены, этих кроватей в виде цветов. И того, как принц уступил Герде свою кроватку. В этом изящном и нежно-остроумном описании -- подлинное воспитание чувств.

5. Чем отличаются сны Герды от королевских снов?

«Сны опять прилетели в спальню, но теперь они были похожи на Божьих ангелов и везли на маленьких саночках Кая, который кивал Герде головою».

  • 6. С каким чувством уезжает Герда?
  • 7. Хороши ли подаренные ей подарки?
  • 8. Зачем они подарены?
  • 9. Помогли ли они ей в пути?

Принц и принцесса от всей души желают Герде добра -- но по-своему. Золото не может ей помочь, более того, оно-то и привлекло внимание разбойников.

История пятая. Маленькая разбойница.

Мы снова видим, что время за пределами царств движется по-своему -- житейски необратимо -- и обращаем на это внимание детей.

  • 1. Сколько времени прошло с начала сказки?
  • 2. Какое наступило время года?
  • 3. Как изменение времени года перекликается с развитием событий?

Движение к зиме и в зиму -- это движение навстречу опасности, приятие её и взросление Герды, не теряющей при этом чистоты и тепла сердца.

4. Почему разбойники напали на карету?

Обратите внимание: «Они не выдержали» блеска золота, золото заставляет их совершать зло почти поневоле. Или это снова тонкая ирония? 5. Добра или зла Маленькая разбойница?

  • 6. Почему она помогает Герде?
  • 7. Какие глаза у Маленькой разбойницы?
  • 8. Почему они печальны, разве она не может делать всё, что хочет?

Какой нужный разговор может здесь у нас произойти! О воле и своеволии, о том, что человеку для счастья не так уж и полезно делать всё, что захочешь.

  • 9. С каким чувством в этот раз Герда ложится спать, как она смотрит на людей? Впервые Герда боится людей.
  • 10. С каким чувством Герда уезжает от разбойников? «Герда плакала от радости».
  • 11. Изменилась ли она по сравнению с предыдущей историей?

История шестая. Лапландка и Финка.

1. Почему Лапландка пишет на рыбе?

С одной стороны, это «экзотическая» деталь, которую объясняет сама Лапландка: «бумаги у меня нет...».

С другой стороны, рыба -- символ Христа (мы говорим об этом со своими учащимися, изучая на уроках внеклассного чтения «Хроники Нарнии» К.Льюиса). Это особое, тайное послание: «Лапландка написала несколько слов на сушёной треске, наказала Герде хорошенько её беречь...»

Финка, получив письмо, тоже ничего не говорит вслух, но относится к тексту очень серьёзно: «Три раза она прочла письмо и запомнила его наизусть...»

2. Почему потом Финка «треску бросила в котёл с супом»?

Дети могут ответить цитатой: «ведь треску можно было съесть, -- у Финки ничего даром не пропадало», а могут додумать судьбу тайного послания -- ведь мы уже в самом Финмарке, где и находится царство Снежной королевы. Не опасно ли хранить у себя такую рыбу?

Помните разведчиков, которые и бумажные послания съедали в случае опасности!

3. Почему Финка говорит правду о Кае не Герде, но шёпотом оленю?

Похвала может помешать Герде, смутить её чистоту, зародить в сердце гордость. Пока она решает всё не раздумывая, повинуясь сердцу. Ей ещё не положено знать.

4. Почему Финка говорит, что не может сделать Герду сильнее, чем она есть? В чём сила Герды?

«...сила эта в её сердце, сила её в том, что она милое, невинное дитя». Эти слова перекликаются с теми словами Благовестия, которые в последней главе читает бабушка.

  • 5. Специально или случайно Финка не напомнила Герде о рукавицах и башмаках? Есть ли точный ответ на этот вопрос? Вряд ли. Но поразмышлять стоит.
  • 6. Чем побеждает Герда? Что было, когда Герда начала читать «Отче наш»?

«Герда начала читать "Отче наш"; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их всё прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг неё образовался уже целый легион.

Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперёд; ангелы гладили её руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».

Может, потому Герда и должна была забыть рукавицы -- дабы «сила Божия в немощи совершилась»?

История седьмая. Что произошло в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.

В начале стоит рассмотреть чертоги.

Безжизненность и смерть -- даже греховным, но живым «человеческим» слабостям в виде вечеринки белых медведей и игры в карты с ссорами и дракой нет здесь места. Всё геометрически правильно, всё рассудочно и бессердечно. Полное воплощение того зла, о котором мы только могли догадываться в предыдущих главах: остановка времени, смерть, холод, симметрия. Но вот мы видим Кая. Давайте перечитаем описание:

«Есть ведь такая игра -- складывание фигур из деревянных дощечек, которая называется "китайскою головоломкою". Кай тоже складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось "ледяной игрой разума". В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их -- занятием первой важности.

Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала!» -- какая чудная, чисто андерсеновская ирония, с которой он умеет посмеяться над самодовольством пустой гордости.

Ирония, которая уже помогает догадаться -- ничего-то она не может дать человеку, эта Снежная королева. Потому что у неё ничего-то и нет. Вспоминаем мы тут и зеркало Тролля. Вот оно снова перед нами.

Но здесь оно холодное -- и не страшное. Потому что Герда уже пришла.

  • 1. Как Герда растопила сердце Кая? 2. Слезы и псалом -- почему именно так? И -- розы на щеках Кая, о бабушке и розах заговорили счастливые дети.
  • 3. Сколько прошло времени до их возвращения? Несколько часов?

Но олень уже успел жениться и у оленихи появились оленята! К тому же время и здесь не останавливается, оно движется дальше -- и вспять -- снова от зимы к весне и лету.

  • 4. Когда они снова встречают разбойницу, как ведёт себя Герда?
  • 5. Потрепала разбойницу по щеке! Как она на это решилась?
  • 6. Чем встретил их родной город?

«Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного городка». Город встречает их как королей и победителей!

  • 7. Кто первый увидел их при входе в родной дом? Розы «заглядывают с крыши в открытое окошко!»
  • 8. Чем встретила их бабушка?

«Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: "Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное!"»

Как здесь всё важно и как точно! Бабушка сидит и читает, будто ничего не произошло. Она освещена тёплым солнышком -- с ней добро и правда. Жизнь идёт своим чередом.

А повзрослевшие дети победили в себе холодную рассудочную взрослость циничных осколков и остались детьми «сердцем и душою».

9. Почему Андерсен вкладывает в уста бабушки именно эту цитату из Евангелия? Как оно перекликается с псалмом и словами Финки о силе Герды?

Вспомним о переходном возрасте и о том, что Кай стыдился казаться маленьким -- быть как дети, ему казалось, что быть хорошим -- стыдно, что взрослый -- это грубый, насмешливый, но очень учёный мальчишка -- на том и погорел, точнее, чуть до смерти не замёрз!

10. Так куда пришли дети?

Если по Евангелию -- то в Царствие Небесное.

11. Но ведь они живы! Как это понимать? «Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:

Розы цветут... Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа.

Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло тёплое, благодатное лето!»

Лето тёплое, благодатное, цветущие розы и мальчик и девочка, сидящие рядом -- изображение рая в медальоне.

Всё как всегда -- по Евангелию: Царствие Небесное внутри нас есть!

Но только почему же сказка, которая названием своим ассоциируется скорее с Рождеством, задумывалась и создавалась как пасхальная? Как сказка о Воскресении! А о чём же ещё?!.

Итак, путешествие по сказке закончилось. Всё ли мы заметили, обо всём ли сказали? Конечно, нет. Но не сказанное нами вслух всё равно осталось в сердце, оно давно уже сказано Андерсеном. А мы можем вместе с детьми подумать, вспомнить Кая и Герду и написать на доске, что это значит -- быть как дети.

Быть как дети, это значит: не гордиться, не важничать, доверять, любить, смиряться, не стыдиться быть хорошим, видеть красоту.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Терса»

Вольского района Саратовской области

Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе

Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

подготовила

учитель начальных классов

Антропова Людмила Александровна

с. Терса

2014г.

Тема урока: Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» Тип урока: Изучение новой темы.Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о сказках Г.Х. Андерсена; продолжить формирование умения связно излагать свои мысли, анализировать сказку; воспитывать интерес и любовь к чтению.Планируемые результаты: Предметные: научатся читать про себя в процессе изучающего чтения; находить и различать средства художественной выразительности в авторской сказке; получат возможность научиться ориентироваться в тексте; подтверждать свои выводы текстом.Метапредметные УУД: Познавательные: произвольно строят устные высказывания с учётом учебной задачи.Личностные: демонстрируют интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений. Ход урока. I .Организационный момент. Встреча с книгой, что с другом,Для всех словно праздник,А для детской души это нить Ариадны,Что ведёт их от сказок, былин и преданийВ мир жизни реальной, мир науки и знаний.II .Актуализация знаний. -Какие чувства, впечатления вызывает у вас имя Андерсена?На слайде дан текст, в котором пропущены слова.Слайд: Родился в ________________________ в городе Оденсе. Отец ________________, мать__________. В 15 лет с несколькими талерами отправился в ___________ искать счастья.Он хотел стать _____________. Слава пришла к Андерсену в ________________.(Ответы: 1805 году, сапожник, прачка, Копенгаген, актёром, 25 лет)III. Введение в тему.-Дело было зимой. У маленького Андерсена не было зимних башмаков, он сидел дома и сочинял истории о доблестных рыцарях. Иногда он нагревал медную монету на печке и прикладывал её к заледенелому стеклу. Лёд под монетой таял, и маленький Андерсен через прозрачный кружочек мог видеть, что происходит на улице. И вот однажды, наблюдая за происходящим на улице, он сказал своей маме: « Мама! Смотри, какие красивые узоры на окне. Видишь? Тут женщина в белом платье, у неё на голове корона, и она протягивает ко мне руки».Мать ответила на это: «Ледяная дева, которая в датском фольклоре олицетворяет силу, несущую смерть всему живому, разъезжает в своих хрустальных санях, заглядывая в окна! Увидишь, это не к добру». Налетела злая вьюга, Герда потеряла друга: В царство льда умчался Кай. Герда, Герда, выручай! Вьюга кружит вправо, влево В сказке……. (Снежная королева)IV . Объявление темы и постановка целей урока. -« Снежная королева» -первая большая по объёму сказка Андерсена-Как можно объяснить название сказки? Из скольких историй состоит сказка?- Чем похоже начало сказки на народные сказки, а чем отличается?V .Чтение учащимися по цепочке. (Стр67-70 хрестом.) VI . Освоение нового материала. Тест «Внимательный читатель» Выберите правильный ответ.

    Какое слово выкладывал Кай из льдинок во дворце у Снежной королевы?
а)Снежинка; б) вечность в) зима. 2.Кто охранял разбойничий замок? а)Богатыри; б)снеговики; в) бульдоги. 3.Что из вещей Герды оставила себе разбойница? а)Муфту; б) шапку; в) шубку. 4. Кто помогал Герде во дворце принца и принцессы? а)Кошка; б) собака; в) ворон. 5. Оружие маленькой разбойницы: а)Лук; б) меч; в) нож. 6. Какой волшебный предмет попал к Каю в глаз? а)Соринка; б) льдинка; в) песчинка. 7. Какой волшебный предмет смастерил злой тролль. а)Зеркало; б) ножницы; в) фонарик. 8.Куда обещал Кай посадить Снежную королеву? а)В огонь; б) на печь; в) на плиту. 9. То кого Герда узнала, Что Кай у Снежной королевы? а)От скворцов; б) лебедей; в) голубей.Ответы: 1-б; 2-в; 3-а; 4-в; 5-в; 6-б; 7-а; 8-б; 9-в.VII . Беседа. -Как вы понимаете концовку сказки?(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего – то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа,и люди, человек обязательно достигнет своей цели.)-Какое участие принимает природа в развитии сюжета? (Мир радостный и цветущий природы – вольные птицы, деревья, реки, прекрасные цветы и животные – символ жизни и цветения. Цветы, птицы и быстрый олень помогает Герде найти Кая. Это роднит сказку Андерсена с русскими народными сказками и сказками других народов)-Какие эпизоды сказки «Снежная королева вам понравились больше всего? (Зачитывают эпизоды).-Кто является настоящей героиней этой сказки? (Герда. У неё есть всё, чего лишена Снежная королева: доброе сердце и величайшая самоотверженность)Вывод: «Добро, Истина и Красота побеждают!» - как бы говорит своей сказкой Андерсен.VIII . Итог урока. -В чём необычная сила сказок Г. Х. Андерсена? Что главное в сказках Г. Х. Андерсена? Чему посвятил свою жизнь Г. Х. Андерсен? Почему его имя и его сказки живут до сих пор и волнуют сердца людей? IX . Домашнее задание: написать отзыв о прочитанной сказке.Памятка №1. 1.Какое произведение понравилось? 2.Кто его автор? Кто из героев понравился? Почему? 3.Назовите положительного героя? 4.Чем понравилось это произведение?Памятка №2 1.Какое произведение понравилось? 2.Кто его автор? Какие произведения этого же автора читал? 3.Назовите положительного героя? Какими поступками он запомнился?4. Что бы хотели взять положительного от этого героя?5.Чем понравилось это произведение?

Список использованной литературы

Н.А Чуракова Литературное чтение 4 класс: Учебник Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник. 2014г.

Н.А Чуракова Литературное чтение 4 класс: методическое пособие для учителя. – Издательство «Учитель» 2013г.

ПРЕДМЕТ – Литературное чтение

КЛАСС - 4

УЧИТЕЛЬ – Романова И.П.

ТЕМА УРОКА - В гостях у великого сказочника. Урок внеклассного чтения по сказке Х.К.Андерсена « Снежная королева».

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Обучающие цели :

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;

Создать условия для применения изученного материала в ходе работы с текстом;

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

Создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

Создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности авторского стиля, задумываться над их художественным значением.

Воспитательные цели:

Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.

Методы: репродуктивный, словесный, наглядный, практический.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Систематизация комплекса знаний

организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы.

принятие целей учебной деятельности

готовность к выполнению работы с текстом

Самостоятельное применение знаний в измененных условиях.

создать условия для применения изученного материала в ходе работы с текстом

закрепить речевые навыки, навыки работы с текстом

умение формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее

Оценка и коррекция знаний

организация контроля и коррекции знаний

организация самоконтроля

уровень усвоения темы

Рефлексия

организация самооценки

реальное осмысление своего личностно-образовательного роста

Ход урока.

1 этап.

Начало урока задает тон учебного занятия, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности.

Слово учителя : (постановка цели первого этапа)

Вы слышали, ребята? Сегодня у нас не просто урок – сегодня мы приглашены в гости к сказке. Сказка желает проверить нас, что мы о ней знаем, ведь у нас сегодня заключительный урок по сказкам . Но сказка не любит случайных посетителей. Чтобы попасть в неё, нужно всё о сказке рассказать. Ставни сказки закрыты на замок, и открыть их будет непросто. Итак, попробуем!

Повторение.

Что такое сказка ? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

Что такое жанр ?

Что такое фольклор ?

Чем отличается сказка народная от литературной ?

Второй этап .

Это самый главный этап, в основе которого лежат диалоговые методы сотрудничества и сотворчества всех субъектов урока. На этом этапе закрепляются речевые навыки , навыки работы с текстом , развивается умение аргументировать свою точку зрения.

Беседа по вопросам (позволяет плавно перейти к теме урока)

Видите, ребята! Ставни не открываются. Видимо, что-то мы ещё не назвали. Как вы думаете, что нужно ещё знать, чтобы попасть в гости к сказке? (автора и название).

Родился в Дании , в Копенгагене. Сын прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью, когда его хоронили, то за гробом шёл сам король и целая толпа блестящих принцесс и принцев. А теперь его называют великим сказочником. Кто это? (Ханс Кристиан Андерсен).

Но ставни наши ещё закрыты. Что ещё нужно знать? (название)

У меня на столе цветы. Это розы . Вы знаете многие сказки Андерсена. Для героев какой сказки эти цветы были любимыми? (Кай и Герда. «Снежная королева»).

Верно. Вот теперь ставни наши открылись, и мы отправляемся в гости к сказке. (Показывается отрывок из фильма «Тайна Снежной королевы», звучит песня про Снежную королеву)

Работа с текстом .

Сказку о Снежной королеве вы хорошо знаете с детства. А сейчас мы определим, кто лучше всех знаком с текстом. Перед вами названия глав сказки. Ваша задача расположить эти названия в той последовательности, в которой они расположены у автора. (Ребята выполняют задание. Оценивается работа того учащегося, кто закончил первым.)

Сегодня нет смысла заниматься пересказом сказки, потому что задача наша более сложная. Ведь мы должны узнать, за что же Х.К.Андерсен получил звание великого сказочника. Мы должны сначала доказать , что перед нами действительно сказка, а потом найти отличительные особенности авторского стиля . Перед вами тексты с отрывками из сказки «Снежная королева». Прочитайте внимательно эти отрывки и найдите в них признаки жанра . (Элементы волшебства , сказочные герои, короли, принцессы , волшебный дворец )

Итак, ребята, мы с вами доказали, что перед нами действительно сказка. А теперь мы должны определить особенности авторского стиля.

Посмотрите внимательно ещё раз на тексты. Как вы думаете, чем отличается сказка Андерсена от народных сказок? Что необычного вы можете найти в ней?

(Сюжеты его сказок и «историй» , как он их называл, почерпнуты из обычной жизни . И чудеса происходят не в тридевятом царстве, а в доме, на дворе. Конечно, в сказке Андерсена есть короли и принцессы, волшебные дворцы, но попадают в них обычные дети.)

А сейчас попробуйте определить еще один любопытный прием Андерсена. Подскажет нам его сама героиня …

(Звучит фрагмент из фильма «Тайны Снежной королевы» «Где же сказка? Где же чудо?...»)

Любопытен ещё один приём сказочника – снижение высокого плана до будничного. Обратимся к текстам и найдем подтверждение этому.

(В процессе работы с текстом ребята подчеркивают признаки жанра зеленым цветом, а особенности авторского стиля - красным. На полях в колонке « примечания» записываются пастой соответствующего цвета выделенные выше приемы)

Какова же цель создания такой необычной сказки, где простые дети совершают чудеса не с помощью волшебства, а благодаря силе воли, характера, благодаря чувству горячей любви и желанию помочь другу в беде? О чем хотел сказать автор именно нам, читателям, детям 21 века?

(Цель автора - выразить мысль о силе простого человека, которым движет чувство любви, сострадания. Самое удивительное то, что силу эту воплощает не мощная личность, а хрупкая девочка из простой семьи . Читая сказки Андерсена, мы понимаем, что и такие дети, как мы способны совершать чудеса , если в нашем сердце горит огонь любви и дружбы. Такой огонь способен растопить и ледяной дворец, и ледяную душу .

Вывод: сказки Андерсена не только делают нас добрее и великодушнее. Они учат видеть прекрасное во всём: в капле дождя, в пении птиц, в цветах. Они учат нас мечтать. Они адресованы людям разных возрастов и хранят в себе мудрость народа. Звучит финальная песня из сказки « Тайна Снежной королевы»

3 этап урока . Оценка и коррекция знаний

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по предложенным темам:

1. За что я люблю сказки Андерсена.

2. Роль сказки в моей жизни

3.. Нужны ли нам сказки?