Маркировка электродвигателей переменного тока. Электродвигатели асинхронные трехфазные серий аир конструктивные исполнения по способу монтажа

В настоящее время перед потребителем часто встает вопрос - как расшифровать маркировку электродвигателя. Во времена СССР такой вопрос практически не стоял из-за того, что маркировка электродвигателей не различалась в зависимости от завода-производителя и регламентировалась нормативными документами.
Основные типы двигателей назывались А, А2, АО2, 4А, 4АМ. Отличались по маркировке электродвигатели производимые в странах СЭВ, например, в Болгарии вместо маркировки 4АМ использовалась "МО" и вместо 4АМН - "М".

Сейчас многие заводы-изготовители использует свою маркировку. Приведем основные типы обозначений марок общепромышленных низковольтных асинхронных электродвигателей разных производителей.

Маркировка состоит из нескольких основных частей:

1. Марка электродвигателя (электродвигатели всех марок одинаковы по присоединительным размерам и в большинстве случаев, при прочих равных условиях, взаимозаменяемы, т.е. если у вас установлен двигатель АДМ90L2У3, то его можно заменить на электродвигатель марки АД90L2У3, А90L2У3 или АИР90L2У3):

Во времена Советского Союза

- с 1949 г. - А (IP23), АО (IP44)
- с 1961 г. - А2 (IP23), АО2 (IP44)
- с 1975-1980 - (IP44), 4АН (IP23), 4АМ (IP44), 4АМН (IP23)
- с 1985-1995 - АИР (IP44, IP54), 5АН (IP23), 5АМН (IP23)

В настоящее время: АИР, А, 5А, 5АМ, 5АМХ, АД, АДМ, АИРМ, (АО3, АО4 выпускаются ЗАО "БЭМЗ"):

"АИР " производят (по высоте оси вращения):
  • ОАО "ELDIN" - 160
  • ОАО "ВЭМЗ" - 180
  • ОАО "Могилевский завод "Электродвигатель" - с 56 по 180
  • ОАО "Полесьеэлектромаш" - с 71 по 112
  • ЗАО "Мосэлектромаш" - с 56 по 71
  • ОАО "Укрэлектромаш" - с 63 по 100
  • ОАО "Электромотор" - 71, 80
"А " - ОАО "ELDIN" - с 71 по 132 и с 180 по 355.
"" - ОАО "ВЭМЗ" - 80 (снят с производства), 200, 225
"5АМ " - ОАО "ВЭМЗ" - 250, 280, 315
"5АМХ " - ОАО "ВЭМЗ" - со 132 по 180 (переименованы недавно, ранее назывались: 112 - 5АМ (снят с производства), 132 - АИРМ, 160 - 5А, 180 - АИР)
"АД " - ОАО "Сибэлектромотор" - с 71 по 90 и с 132 по 225 (не произодятся)
"АИРМ " - ОАО "Сибэлектромотор" - 112 (не производятся)
"АИРМ " - ОАО "Электромотор" - 63, 100
"АДМ " - ОАО "Уралэлектро" - с 56 по 132
"АО3 ", "АО4 " - ЗАО "БЭМЗ"

2. Признак модификации (может применяться одновременно несколько обозначений в одной марке, ниже приведен не полный перечень).

  • С - с повышенным скольжением
  • Е, 3Е, ЕУ - однофазный двигатель
  • В - встаиваемый
  • П - пристраевыемый
  • М - модернизированный
  • Х - с алюминиевой станиной
  • К - с фазным ротором
  • Р - с повышенным пусковым моментом
  • Ф - с принудительным охлаждением

3. Высота оси вращения .

В соответствии с ГОСТ13267, ряд высот оси вращения - 50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355.

4. Установочный размер по длине станины .

По возрастанию: S, M, L. (от английских слов: Short, Medium, Long)
Также возможно отсутствие обозначения при единственном установочном размере по длине станины в одной высоте оси вращения.

5. Длина сердечника при одном и том же установочном размере.

По возрастанию: А, В, С.

6. Число полюсов (или частота вращения).

2, 4, 6, 8, 10, 12 или в случае многоскоростных электродвигателях: 2/4, 8/6/4, и т.д.

7. Признак по назначению (может применяться одновременно несколько обозначений в одной марке).

  • Б - со встроенной температурной защитой
  • Б1 - с датчиком температуры подшипника
  • Б2 - с датчиком и антиконденсатным подогревателем
  • Е - со встроенным тормозом
  • Е2 - с тормозом с ручным растормаживающим устройством
  • Ж, Ж1, Ж2 - со специльным выходным концом вала
  • РЗ - для мотор-редукторов
  • Ш - для промышленных швейных машин (также применяется в марке 5АН для специального исполнения по конструкции для насосов)
  • П - повышенной точности по установочным размерам
  • Ф - хладономаслостойкое обозначение
  • А - для атомных электростанций
  • Х2 - химостойкие
  • Л - для лифтов
  • С - для станков-качалок
  • СШ - для сушильных шкафов
  • Н - малошумные
  • К - по нормам CENELEK
  • и т.д.

8. Климатическое исполнение.

Для того чтобы заказать электродвигатель недостаточно указать правильную маркировку.

Приложения

Список литературы

1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Классификация электродвигателей по степени защиты, климатическому исполнению, способу охлаждения и монтажа.

Степень защиты характеризует защищенность узлов, находящихся внутри электродвигателя, от попадания посторонних тел и воды, а также защиту персонала от соприкосновения с токоведущими или вращающимися частями. Обозначение степени защиты состоит из буквенной и цифровой части: IP - International Protection; первая цифра определяет степень защиты персонала от соприкосновения с токоведущими или вращающимися частями и от попадания посторонних предметов в двигатель; вторая цифра обозначает степень защиты двигателя от попадания воды внутрь корпуса. Для электродвигателей, установленных на электростанциях, предусмотрены, в основном, следующие степени защиты: IP23 и IP44. Первая цифра степени защиты IP23 обозначает, что электродвигатель защищен от попадания в него твердых посторонних тел диаметром более 12 мм, прикосновение любой части тела человека с токоведущими или вращающимися деталями внутри машины невозможно. Вторая цифра обозначает защиту от дождя, падающего на электродвигатель под углом не более 60° к вертикали (защищенное исполнение электродвигателя).

Таблица 2

Тип
электродвигателя
Мощность,
кВт
Напряжение,
В
Частота
вращения,
об/мин
Габарит Число
пакетов
стали
Длина активной
стали статора,
мм
Число
полюсов
Внешний диаметр
сердечника статора,
мм
Порядковый
номер серии
Категория
размещения
двигателя
Высота оси
вращения,
мм
А-13-42-10 __ 6000 - 13 - 420 10 - - - -
АО2-21-49-16У1 3200 6000 370 21 - 490 16 - 2 У1 -
ДА-1612-6 - 6000 - 16 12 - 6 - - - -
АР-500 500 6000 2975 - - _ - - - - -
2АЗЛ-1000/6000У4 1000 6000 2975 - - __ __ - 2 У4 -
4АЗМ-5000/6000У4 5000 6000 - - __ __ - - 4 У4 -
ДАЗО-15-69-8/10 800/400 6000 743/595 15 - 690 8 и 10 - - -
ДАЗО-1910-12 1700 6000 496 19 10 __ 12 - - - -
ДАЗО 2-17-79-6У1 - 6000 - 17 - 790 6 - - У1 -
ДАЗО 4-560-8У1 1000 6000 750 - - - 8 - 4 У1 560
ДВДА 215/49-10-12 - 6000 - - - 490 10 и 12 1250 - - -
ВА-12-41-4 500 6000 1480 12 - 410 4 - - - -
BAO800L-4 2000 6000 - - - - 4 - - - 800
ВАО2-450-2 400 6000 3000 - - - 2 - 2 - 450
СДК2-16-29-14КУ4 - 6000 - 16 - 290 14 - 2 У4 -
СДМЗ-20-49-60 2000 6000 100 20 - 490 60 - - - -
СДСЗ-2000-100 2000 6000 100 - - - - - - - -

Первая цифра степени защиты IP44 обозначает защиту токоведущих или вращающихся частей внутри электродвигателя от соприкосновения с проволокой, инструментом и другими предметами внутри электродвигателя. Вторая цифра - защиту от водяных брызг любого направления (закрытое исполнение электродвигателя).

В зависимости от климатических условий электродвига­тели выпускаются для районов с умеренным климатом - в исполнении, обозначаемом буквой У; для районов с сухим и влажным тропическим климатом - в исполнении, обозначаемом буквой Т.

В зависимости от места установки электродвигателей предусмотрены следующие категории размещения: 1 - на открытом воздухе; 2 - в помещениях, где имеется сравнительно свободный доступ наружного воздуха и колебания температуры и влажности воздуха несущественно отлича­ются от колебаний на открытом воздухе; 3 - в закрытых помещениях с естественной циркуляцией без искусственно регулируемых климатических условий, где колебания температуры и влажности воздуха, содержание песка и пыли значительно меньше, чем на открытом воздухе; 4 - в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями; 5 - в помещениях с повышенной влажностью.

Применяемые в рассматриваемых электродвигателях степени защиты IP23 и IP44 непосредственно связаны с системой вентиляции и способом охлаждения. Степень защиты IP23 предусматривает охлаждение активных частей электродвигателя поступающим из окружающей среды воздухом.

Электродвигатели выполняются с аксиальной и радиальной системой вентиляции в зависимости от направления потока вентилирующего воздуха, у электродвигателей со степенью защиты IP44 циркулирующий по замкнутому циклу воздух охлаждается в воздухо-воздушном или воз­духо-водяном охладителе. Циркуляция воздуха внутри двигателя осуществляется одним или двумя вентиляторами. Для нагнетания воздуха в трубы наружной части воздухо-воздушного охладителя используют отдельный вентилятор с независимым приводным электродвигателем или вентилятор, установленный на вал со стороны, противоположной" приводу. Воздухо - воздушный охладитель может быть сосредоточенной конструкции, смонтированный в верхней части электродвигателя (ДАЗО, ДАЗО4) или распределенный по внешней поверхности статора (ДАЗО2).

Условные обозначения способа охлаждения содержат буквенную и цифровую часть и расположены в указанной ниже последовательности: IС - International Cooling. Хладагент обозначается прописной буквой: А - воздух, W - вода. Если в качестве хладагента использован только воздух, то это буквенное обозначение можно опустить. Устройство цепи для циркуляции хладагента условно обозначает первая цифра. Вторая цифра определяет способ перемещения хладагента. Если электродвигатель имеет две и более цепи охлаждения, то в обозначении указываются цифровые характеристики всех цепей охлаждения, начиная с характеристики цепи с вторичным хладагентом (с более низкой температурой). Для электродвигателей закрытого исполнения обозначение содержит четыре цифры, две из которых определяют характеристики внешней цепи охлаждения и две - внутренней цепи. В электродвигателях с непосредственным охлаждением обмоток характеристику цепи, относящуюся к этому охлаждению, ставят в обозна­чении в скобки.

В рассматриваемых электродвигателях применены, в основном, следующие способы охлаждения: IC01 - защищенный электродвигатель с самовентиляцией (вентилятор расположен на валу электродвигателя); IC0151 - закрытый электродвигатель, имеющий корпус с трубами для прохода воздуха, с наружным и внутренним вентиляторами; ICW37A81 - закрытый электродвигатель с воздушным охлаждением и пристроенным водяным охладителем (циркуляция воды в охладителе осуществляется отдельным насосом или от водопроводной сети); IC0161 - закрытый электродвигатель, имеющий охладитель, установленный непосредственно на электродвигателе, с наружным и внутренним вентиляторами.

Условное обозначение конструктивного исполнения и способа монтажа состоит из латинских букв IM и четырех цифр. Буквенная часть IM - начальные буквы слов Inter­national Mounting; первая цифра - конструктивное испол­нение; вторая и третья цифры - способ монтажа; последняя цифра - исполнение конца вала.

Конструктивное исполнение электродвигателей имеет следующие условные обозначения (1-я цифра): 1 - электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами; 2 - электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах); 3 - электродвигатель без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите; 4 - электродвигатель без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине; 5 - электродвигатель без подшипниковых щитов; 6 - электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами и со стояковыми подшипниками; 7 - электродвигатель на лапах со стояковыми подшипниками (без подшипниковых щитов); 8 - электродвигатель с вертикальным валом, кроме электродвигателей групп от IM1 до IM4; 9 - электродвигатели специального исполнения по способу монтажа.

Условные обозначения способа монтажа электродвигателей (2-я и 3-я цифры) указаны в ГОСТ 2479-79. Условные обозначения исполнений концов вала электродвигателей расшифровываются следующим образом (4-я цифра): 0 - без конца вала; 1 - с одним цилиндрическим концом вала; 2 - с двумя цилиндрическими концами вала; 3 - с одним коническим концом вала; 4 - с двумя коническими концами вала; 5 - с одним фланцевым концом вала; 6 - с двумя фланцевыми концами вала; 7 - с фланцевым концом вала на стороне привода и цилиндрическим концом вала на стороне, противоположной приводу.

Рассмотрим имеющие наибольшее распространение на электродвигателях типы конструктивного исполнения по способу монтажа: IM1001 - электродвигатель на лапах с двумя подшипниковыми щитами, горизонтального испол­нения с одним цилиндрическим концом вала; IM7211 - электродвигатель с двумя стояковыми подшипниками на лапах, с фундаментной плитой и одним цилиндрическим концом вала; IM3011-электродвигатель вертикального исполнения без лап с двумя подшипниковыми щитами, из которых нижний, расположенный на стороне привода, снабжен фланцем с одним цилиндрическим концом вала; IM8421 - электродвигатель с вертикальным валом, без маховика, с подпятником, расположенным над ротором, с двумя направляющими подшипниками по обеим сторонам ротора и одним цилиндрическим концом вала.

Конструктивное исполнение электрическиких машин по способу монтажа (крепление и сочленение) и условное обозначение этих исполнений в технической документации установлены ГОСТ 2479-79.

Условное обозначение состоит из двух букв латинского алфавита IM и четырех цифр: IM Х Х Х Х
Для конструктивных исполнений, предусмотренных ГОСТ 2479-79, но не входящих в СТ СЭВ 246-76 и публикацию МЭК 34-7, установлено условное обозначение одной буквой М и теми же цифрами.
Стандарт устанавливает следующие условные обозначения. Первая цифра - конструктивное исполнение:
1 - на лапах с подшипниковыми щитами;
2 - на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах),
3 - без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите;
4 - без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине,
5 - без подшипниковых щитов,
6 - на лапах с подшипниковыми щитами и со стояковыми подшипниками;
7 - на лапах со стояковыми подшипниками (без подшиниковых щитов);
8 - с вертикальным валом, кроме групп от IM1 до IM4,
9 - специального исполнения по способу монтажа.

Вторая и третья цифры - способы монтажа (пространственное положение машины) и направление конца вала, причем в обозначении направления конца вала (3-я цифра) цифра 8 обозначает, что машина может работать при любом из направлений конца вала, определенных цифрами 0-7, а цифра 9 указывает, что направление конца вала машины отлично от определенных цифрами от 0 до 8. В этом случае направление конца вала указывается дополнительно в технической документации.
Четвертая цифра обозначает исполнение конца вала электрической машины:
0 - без конца вала,
1 - с одним цилиндрическим концом вала,
2 - с двумя цилиндрическими концами вала,
3 - с одним коническим концом вала,
4 - с двумя коническими концами вала,
5 - с одним фланцевым концом вала,
6 - с двумя фланцевыми концами вала,
7 - с фланцевым концом вала на стороне D и цилиндрическим концом вала на стороне N, причем под стороной D понимается при одном конце вала для двигателей - приводная, а для генераторов
- приводимая сторона; при двух концах вала - сторона с концом вала большего размера, а при равных диаметрах для машин на лапах с коробкой выводов, расположенных не сверху, - сторона, с которой коробка выводов видна справа,
8 - прочие исполнения конца вала.

Буквенные обозначения установочно-присоединительных и габаритных размеров электрических машин регламентированы ГОСТ 4541-70. Стандартом предписано применять для обозначений строчные буквы латинского и греческого алфавитов с подстрочными индексами:
b - ширина(в направлении, перпендикулярном оси вала);
d - диаметр;
h - высота;
l - длина (в направлении оси вала);
r - радиус;
t - размер в шпоночных соединениях;
а - угловой размер.

Подстрочные индексы к буквенным обозначениям установлены в зависимости от их назначения:
1 - 9 - для валов;
10 - 19 - для размеров лап и фундаментных плит;
20 - 29 - для размеров фланцев;
30 - 80 - для остальных установочно-присоединительных размеров;
80 и более - для размеров агрегатов и специальных машин.

Для упрощения монтажа электрических машин и агрегатов с горизонтальной осью вращения и непосредственно соединяемых с ними на общем или разных основаниях неэлектрических вращающихся машин (ведомых и ведущих) установлен единый нормализованный ряд высот осей вращения.
Согласно ГОСТ 13267-73 за высоту оси вращения принимают расстояние от оси вращения до опорной плоскости машины. Толщина регулировочных прокладок, применяемых при установке машины, в высоту оси вращения не входит. Дистанционная прокладка входит в высоту оси вращения.

Вводные устройства (коробки выводов) электродвигателей серий АИ и 5А располагаются сверху станины и допускают разворот с фиксацией через 180°.
Конструкция коробок выводов предусматривает возможность подсоединения кабелей с медными и алюминиевыми жилами, с оболочкой из резины или пластика, а также проводов в гибком металлическом рукаве. Ввод осуществляется через один или два штуцера, либо через удлинитель под сухую разделку или эпоксидную заделку кабеля.
Вводные устройства имеют следующие исполнения:
К3I - с клеммной панелью выводов и одним штуцером;
К3II - с клеммной панелью выводов и двумя штуцерами;
К3М - с клеммной панелью выводов и удлинителем;
К2I - без клеммной панели выводов и с одним штуцером;
K2II - без клеммной панели выводов и с двумя штуцерами.

Самыми распространенными электродвигателями в мире, безусловно, являются асинхронные двигатели. С целью унификации, как российские, так и зарубежные стандарты регламентируют характеристики этих популярных электродвигателей. Нормативные документы определяют и конструктивные исполнения асинхронных электродвигателей по способу монтажа, иными словами – способы крепления. Не всегда на шильдике электродвигателя указывается обозначение монтажного исполнения, так как многие современные асинхронные электродвигатели собираются из унифицированных конструктивных элементов по принципу конструктора LEGO. Производитель элементов электродвигателя просто не может знать, в какой конструктивной схеме у конечного заказчика будет использован корпус со статором, на котором обычно устанавливается шильд. Поэтому, при закупке асинхронных электродвигателей у пользователей часто возникает проблема определения конструктивного исполнения.

Как определить способ крепления асинхронного электродвигателя по его внешнему виду?

Существует различные нормативные документы, определяющие конструктивное исполнение двигателей. В этих стандартах можно видеть примерно такие таблицы:

Но основных, можно сказать базовых, конструктивных исполнений всего три – IMB3 (лапы), IMB5 (большой фланец), IMB14 (малый фланец), а также две их комбинации IMB35 (лапы и большой фланец), IMB34 (лапы и малый фланец).

Лапами называют кронштейны, установленные с одной стороны электродвигателя, образующие плоскую опорную поверхность и имеющие крепежные отверстия для фиксации электродвигателя. Лапы могут быть как литыми, то есть быть частью корпуса, так и съемными. Съемные лапы повышают универсальность двигателя, так как могут быть установлены с любой стороны, таким образом клеммная коробка может находиться не только сверху, но и с боку.

Асинхронные электродвигатели на лапах используются в тех механизмах, где нагрузка контактирует с двигателем только через вал с использованием муфт или ременной передачи.

Фланец электродвигателя – это плоская круглая опорная поверхность электродвигатели со стороны вала, на которой по радиусу расположены крепежные отверстия. Большой фланец имеет диаметр Р больше диаметра (ширины) корпуса электродвигателя АС. На фланце по радиусу расположены сквозные крепежные отверстия S без резьбы. Также, на фланце имеется круглый центрирующий выступ для правильной ориентации двигателя в конечном устройстве.

Большой фланец позволяет закреплять монтируемый электродвигатель со стороны корпуса – в этом основное назначение такого вида крепления. Благодаря наличию центрирующего выступа, крепление с помощью большого фланца используется в тех механизмах, где требуется повышенная точность взаимного ориентирования двигатели и нагрузки.

Малый фланец электродвигателя – это тоже плоская круглая опорная поверхность электродвигатели со стороны вала, на которой по радиусу расположены крепежные отверстия. У малого фланца, в отличии от большого, диаметр Р меньше, либо равен диаметру (ширине) корпуса электродвигателя АС. На малом фланце по радиусу расположены резьбовые крепежные отверстия S, и аналогично большому, на малом фланце есть круглый центрирующий выступ.

Малый фланец позволяет закреплять монтируемый электродвигатель со стороны конечного устройства, в которое устанавливается двигатель. Центрирующий выступ обеспечивает повышенную точность взаимного положения двигатели и нагрузки.

Очевидно, что комбинированное исполнение – это конструктивное исполнение, включающие в себя фланец и лапы.

Комбинированные исполнения часто используются в небольших насосах и промышленных вентиляторах. Для комбинированных исполнений характерно крепление корпуса нагрузки к двигателю посредством фланца, а двигатель, в свою очередь, крепиться к опорной поверхности с помощью лап. То есть, корпус двигателя становиться несущей конструкцией всего агрегата. Также, комбинированные крепления используются там, где требуется повышенная жесткость и прочность конструкции, так как лапы и фланец обеспечивают двойное крепление.

Пространственное положение электродвигателей

Другие конструктивные исполнения электродвигателей отличаются от IMB3, IMB5, IMB14, IMB35 и IMB34 только пространственным положением двигателя. Например, IMV6 – это электродвигатель на лапах, но опорная поверхность и ось вала двигателя располагается вертикально. В IMB6 опорная поверхность вертикальная, а ось расположена горизонтально. Небольшие электродвигатели можно устанавливать в любом пространственном положении.

Электродвигатели же большой мощности произвольно ориентировать в пространстве нельзя. Например, если предназначенный для горизонтальной установки двигатель большой мощности монтировать с вертикальной ориентацией вала, то из-за значительного веса ротора и осевой нагрузки могут быть повреждены подшипники. Поэтому, для двигателя вертикальной ориентации могут потребоваться усиленные подшипники. Также, у мощных электродвигателей не используют конструктивное исполнение с малым фланцем, так как резьба во фланце может не выдержать большой вес двигателя. При заказе мощных электродвигателей необходимо оговаривать пространственную ориентацию двигателя и конструктивную схему исполнения.

Конструктивное исполнение электродвигателя – это расположение составных частей машины относительно элементов крепления (подшипников и конца вала).– это пространственное положение машины на месте установки.

Структура условного обозначения конструктивного исполнения и способа монтажа двигателей установлена ГОСТ 2479–79. Условное обозначение состоит из латинских букв IM (International Mounting, по Публикации МЭК 34–7–72) или М (для конструктивных исполнений, не оговоренных в Публикации МЭК 34–7–72, но установленных ГОСТ 2479–79) и следующих за ними четырех цифр.

Характеристические цифры условно обозначают:

    конструктивное исполнение (одна цифра – 1–я);

    способ монтажа и направление конца вала (две цифры: 2–я и 3–я);

    количество и исполнение концов валов (одна цифра – 4–я).

Конструктивное исполненение электродвигателя.

Применяются следующие условные обозначения конструктивных исполнений электродвигателей (1–я цифра):

1 электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами; с пристроенным редуктором;
2 электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах);
3 электродвигатель без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите (или щитах); с цокольным фланцем;
4 электродвигатель без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине;
5 электродвигатель без подшипниковых щитов;
6 электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами и со стояковыми подшипниками;
7 электродвигатель на лапах со стояковыми подшипниками (без подшипниковых щитов);
8 электродвигатель с вертикальным валом, кроме машин групп от IM1 до IM4;
9 электродвигатель специального исполнения по способу монтажа.

Способы монтажа электродвигателя и направление концов вала.

Способ монтажа электродвигателя – это 2-я цифра (значения от 0 до 7). Направление конца вала – 3-я цифра (значения от 0 до 9). Обозначения установлены в соответствии с ГОСТ 2479 для каждой из групп электрических машин от IM1 до IM9 и отражает пространственное положение корпуса и вала машины и конструктивные особенности крепления корпуса.

Например, цифра 0 в обозначении способа монтажа группы IM1 (исполнение IM10) характеризует электродвигатель с двумя подшипниковыми щитами на лапах, цифра 1 (исполнение IM11) – то же на приподнятых лапах и т.д. У машин на приподнятых лапах высота оси вращения может быть равна нулю или иметь отрицательное значение, т. е. плоскость лап может находиться на уровне осевой линии или выше ее.

При наличии пристроенного редуктора его выходной вал может быть параллельным (исполнение IM16) или перпендикулярным (исполнение IM17) оси вала машины, что также отражается второй цифрой обозначения электродвигателя.

Электрические машины на лапах и с фланцем (первая цифра 2 – исполнение IM2) имеют два типа фланцев: фланец большого диаметра, доступный с обратной стороны, с крепящими отверстиями без резьбы (вторая цифра 0 – исполнение IM20,) и фланец малого диаметра, недоступный с обратной стороны, с крепящими отверстиями с резьбой (вторая цифра 1 – исполнение IM21).

Цифра 8 в обозначении направления конца вала означает, что машина может работать при любом направлении конца вала; цифра 9 указывает на направление конца вала, не определенного цифрами от 0 до 8. Направление конца вала в этом случае указывают в технической документации.

Исполнение концов вала электродвигателей.

Условные обозначения исполнений концов вала электрических машин (4–я цифра):

Под концом вала понимают часть вала, выступающую за внешний подшипник.

Пример обозначения.

IM1081 – машина на лапах с двумя подшипниковыми щитами, с одним цилиндрическим концом вала, может работать при любом направлении конца вала.