Обращение в индуизм. Основные киты индуизма: краткое описание религии

Юридическое определение индуизма было дано Верховным Судом Индии в 1966 году . С уточнениями, внесёнными 2 июля 1995 года, оно включает 7 основных признаков :

«почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах»;

наличие духа терпимости по отношению к иной точке зрения , вытекающей из признания того, что истина многогранна;

признание космического «великого мирового ритма» — огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной, следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о котором разделяют все шесть основных систем индуистской философии;

вера в перерождение (реинкарнацию) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности) ;

признание того, что освобождение (из «колеса перевоплощений») достижимо различными путями ;

осознание в качестве «равноправных» возможностей «идолопоклонства и отрицания почитания зримого образа богов»;

понимание того, что, в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием опредёленного набора философских постулатов.
Ни в признаки самого индуизма, ни в перечень критериев, которым должен соответствовать последователь индуизма, Верховный Суд Индии не включил никаких национально-этнических критериев . 2 июля 1995 года Верховный Суд Индии признал, что:
"Тот, кто с поклонением принимает Веды, принимает то, что освобождения можно достичь различными способами, признает ту истину, что можно поклоняться различным богам, что является отличительными особенностями индуистской религии, может быть назван индусом ."

(согласно: Иваненко, С. И. (2008), Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние).

Почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах - это значит, что Веды для вас должны быть "шастра прамана", априори авторитетными писаниями. Т.е., любые иные шастры и учения вы должны оценивать, прежде всего, на предмет их соответствия-несоответствия Ведам (сюда следует включить не только самхиты, но и брахманы, араньяки и соотв. упанишады).

Если уж на то пошло, нынешний индуизм "ведичен" чисто номинальн о, поскольку ОТЧАСТИ и впрямь восходит к брахманизму и вместе с ним - к ведизму (в их академических определениях, разумеется). Так или иначе у последователей всей этой "совокупности религий" есть "индийская душа" и осознание единой религиозно-культурной - и именно общеиндийской ("сарвабхаратия-") - идентичности, как её ни назови - вайдика-дхарма, арья-дхарма, варнашрама-дхарма, санатана-дхарма, бхаратия-дхарм а.... Просто "дхарма", наконец, или вполне прижившееся с подачи европейцев понятие "индуизм" (и его эквиваленты в индийских языках - "хинду-дхарма", "хинду-самая" и т.п.). "Авраамистов" разделяют догматический эксклюзивизм, почти исключающий компромисс и объединение. А индуистам с естественным для них признанием единства в многообразии (чему и в Ведах есть подтверждение в виде "Истина одна, а путей много" ) и не нужны религиозное однообразие, организационное, обрядовое и вероучительное единство и некий "верховный брахман всея Индии". Им достаточно и некоего общепризнаваемого минимума при наличии веры во внутреннее единство не только своих сект и "частных" (упа-) "дхарм", но и ВООБЩЕ ВСЕХ религий.

В самом узком смысле "дхарма" для индуса - это "своя" дхарма, призвание, предназначение и долг (причём не только сугубо религиозный, но и социальный, культурный, просто "бытийный"), в более широком - "дхарма" своего рода, касты (джати), в ещё более широком - своей традиционной "секты" (сампрадаи). В масштабах всей Индии "индуизм" - сокупность таких "дхарм" . Вот этой совокупной "индийской духовной традиции и культуре" и даётся определение в виде "индуизма" (В последнее время популярен стал и термин "хиндутва" (буквально "индусскость"), но он имеет более секулярный и политический смысловой оттенок.) Просто не стоит оценивать индуизм по привычным западным критериям.

Индуисту вовсе и не обязательно иметь полное "единство в вере" с др. индуистами . Он и не стремится к этому, т.к. "вера" для него вопрос личный, частный - это отношения со "своим" божеством (иштадеватой) . "Вер" даже в рамках одной сампрадаи может быть не одна. Индийская религиозность и связанная с ней социокультурная идентичность строятся в первую очередь не на "вере" (шраддха), а на "ДХАРМЕ" - уясните для начала эту разницу. "Верить в Шиву" или "в Вишну" - это лишь один из уровней (и "разновидностей") понятия "дхарма", но сама "дхарма" не сводится только к этим "верам". А распри и войны между приверженцами ДАЖЕ ОДНОЙ секты или конфессии знает история не только одной Индии.

Вопрос не в названиях. Индуизм в разные исторические периоды использует разные названия. Для него основное - "дхарма", а "приложения" ("ведийская", "арийская", "индийская" и т.д.) могут быть сколь угодно разнообразными - хоть старыми, хоть новыми.

(с) Сергей Лобанов

Практически любой из "саков, млеччхов и яванов" может претендовать на "восстановление в статусе" - это не противоречит Шастрам , где даже описаны специальные обряды для этого, вроде вратья-стомы.

Теоретически (согласно Пуранам и Дхармашастрам) мы все (территориально - сакья) - кшатрии, утерявшие статус . Это подлежит восстановлению, как в случае с Шиваджи, правителем маратхов.

Веда-бахья - или о "саках, млеччхах и яванах"

Наверное, все серьезно интересующиеся Дхармой не раз наталкивались в Индии на неприятие "местными" самого интереса "белых" к "их индуизму". Это может принимать самые разнообразные формы, от политкорректной снисходительности и вежливых отказов в посещении того или иного храма, до неприкрытых оскорблений и нападок, а то и физических нападений, как это бывает, в частности, на больших праздниках, типа Дасеры или Шиваратри. Даже самые интеллигентные и эмансипированные "хинду" при обсуждении этого вопроса пожимают плечами - дескать, "что ж поделать - вы, "белые" - "млеччхи и яваны", следовательно - "ауткаст", "веда-бахья", "вне Хинду-Дхармы".

Так ли уж всё однозначно с нами, относительно Сатья Санатана Дхармы - раз мы "млеччхи и яваны"? Да и кто это такие - "млеччхи", "яваны"?

Еще с времен Махабхараты упоминаются "Саки, яваны, пахлавы, парады и камбоджи", как племена и народности, живущие за пределами Арьяварты (в строгом смысле слова), но - их относят не к "веда бахья", или "ауткаст", а... к кшатриям:
Saka Yavana Kambojah Paradasca dvijottamah |
Konisarpa Mahisaka Darvascolah sakeralah || 14.19|
Sarve te Kshatriya vipra dharmastesam nirakrtah |
Vasisthavacanadrajna Sagarena mahatmana || 14.20|

(Harivamsa, 14.19-20).

Помимо Харивамши упоминания об этом есть во множестве других текстов. Так, "Вайю пурана" называет "млеччхов, яванов и саков" - kshatriya ganah . И во многих других Пуранах (и не только в них) встречаются упоминания о т.н. "pAnca-ganah", или "пяти народах", которые относят к кшатриям и отмечают их воинское искусство и доблесть.

Что же произошло? Как так вышло, что "доблестные кшатрии" превратились "ауткаст"? Ответ мы находим в тех же текстах.

Saka Yavana Kambojas tastah Kshatriya-jatayah, vrishalatvam parigata Brahmananamadarshana

эти строки из Махабхараты говорят о том, что саки, яваны и камбоджи утеряли свой статус кшатриев, т.к. прогневали брахманов.

Еще более конкретно высказываются "Законы Ману" - "...вследствие нарушения священных обрядов и неуважения к брахманам постепенно дошли в мире до состояния шудр следующие племена кшатриев - пундрака, чода, дравида, камбоджа, явана, сака, парада, пахлава, чина, кирата и дарада . Все эти племена, которые в миру вне рожденных из уст, рук, бедер и стоп Брахмы, говорящие на языке млеччхов и ариев - все они считаются дасью (рабами)" (X 43-45)

Чтобы не было сомнений в том, о ком конкретно идет речь, поясняю - "яваны и саки (шаки)" - это "греки" ("явана"="ионийцы"), т.е., имеются в виду проживающие на территории древней Греции и греческих колоний, и "саки"-"скифы" , т.е., племена, населяющие территорию древней Скифии - от Дуная до Урала.

(с) Somananda Sarasvati

В мире существует множество и верований. , проживающие в разных странах и на разных континентах, верят в высшие силы, способные повлиять на судьбу и поклоняются им. Религии бывают мировыми - распространяющимися по миру, не зная границ, а также такими, которые объединяют людей одного народа или группы людей, проживающих в одном географическом регионе. Так, к примеру, религия является одной из древнейших религий на планете. Что это такое индийская религия, какова философия индуизма, конечная цель духовной практики - во всех этих вопросах мы и постараемся разобраться далее.

Что это за религия

Индуизм является одной из религий, возникших на территории, условно получившей название Индийский субконтинент, за которым скрываются такие страны, как , Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка и некоторые близлежащие местности. Количество индуистов во всем мире очень велико, и некоторые ученые называют индуизм третьей из крупнейших религий мира, после христианства и ислама, поскольку около 1 млрд являются приверженцами этого вероисповедания. Во второй половине XX века основные идеи индуизма стали набирать популярность и сейчас известны во всех уголках света, многие наверняка слышали о , и .

В современном мире индуисты проживают не только в и соседних странах, но и в большинстве азиатских стран, а также их много в Европе, Канаде и . Краткое описание религии может быть таким: индуизм - сложная религия, поскольку ее приверженцы верят в 330 богов, существует много школ индуизма, по-различному трактующих те или иные понятия. Однако есть основные положения, священные тексты, содержащие философские размышления, стихи, рассказы, заклинания, объединяющие все это богатство под одним названием. Индуисты верят в существование самого главного божества во всем пантеоне божеств - Брахму, который не имеет облика и может приобретать 3 формы: Брахма-Создатель, и .

Он присутствует во Вселенной в каждой части ее действительности и в душе, которая индуистами называется Атман, каждого живого существа. является божественным существом. Духовная цель каждого индуиста - стать единым целым с Брахмой. Процесс достижения цели подразумевает цепочку перерождений человека, каждое из которых является результатом его кармы, поступками, которые человек совершает на протяжении каждой . Когда заканчивается земная человека, умирает его плоть, но не душа. Она продолжает свой путь к единению с Брахмой, перерождаясь в другом и совершенствуя свою карму.

Истоки и история возникновения

Индуизм принято считать одной из древнейших религий, существующих в мире. Издревле народы, проживавшие вблизи Инда, поклонялись божеству-матери, священным деревьям, о чем свидетельствуют каменные таблички, найденные в процессе раскопок. Известно, что во II тыс. до н. э. в эти места прибыли завоеватели-арии, в которых главенство принадлежало . Они поклонялись богам, представлявшим могущественные силы природы. Жрецы этих племен, именовавшиеся брахманами, проводили обряды жертвоприношения и составляли ритуальные гимны, которые и легли в дальнейшем в основу вед. Они почитали таких богов, как Варуна, Индра, .
Со временем необходимость жертвоприношений была подвергнута сомнениям и появилась идея переселения человеческих душ, которая позднее была подтверждена законом кармы. Остановить бесконечную цепь перерождений можно было, следуя путем , а не приношением жертв, как считалось до этого. К 500 г. до н. э. индуизм стал религией, совместившей в себе многие положения буддизма и джайнизма. Верующие стали исповедовать идеи и отказа от алкогольных напитков, избегать насилия. К пантеону индуистских богов добавили Будду.

Расцветом индуизма принято считать период с VI–V в. до н. э. - период интенсивных философских исканий, когда существовало не менее 6 философских школ, предлагающих эффективный способ достижения заветной цели. Расколы и противоречия индуистских школ и течений привели к развитию народного индуизма в VII–VIII в. Теперь было признано почитание множества богов, из которых главными были Шива, Вишну и . Подтверждением этого можно назвать литературное произведение «Рамаяна», написанное на хинди, в котором рассказывается о древнеиндийских правителях и войнах, о том, как божества спускаются на землю, борются с демонами, помогают и хорошо относятся к людям.

В процессе завоевания земель индийских народов исламскими воинами индуизм постепенно подвергался некоторым насильственным, против воли людей на завоеванных территориях, или бытовым изменениям, в процессе ассимиляции народов, браков, рождения . В то же время часть индийской территории была колонизирована англичанами, где индуизм был подвержен влиянию христианства. Здесь не признавался жестокий ритуал сати, когда после смерти мужа его живую супругу необходимо было сжечь на костре вместе с телом усопшего, а также презирали свадьбы между детьми. Уже в VI–X в. в Индии активно развилось движение бхакти, почитавшее бога Вишну и его воплощение в смертных телах Кришны и Рамы.

Виды индуизма

Существует немало традиций и верований, объединенных общим названием «индуизм». Основополагающим является признанный авторитет Вед, но есть и такие религиозные течения, которые имеют собственные традиции и культовые писания. Таким образом, дать точное определение индийской религии нельзя, поскольку она является совокупностью верований и традиций.

Типология

Принято выделять такие основные виды индуизма, среди которых главными можно назвать:

  1. Народные верования. Древнейшая форма религии индусов, когда люди поклоняются божествам и формам, которых наделяют божественной силой. Каждая местность или племя имели своих идолов.
  2. Ведийский индуизм. Его основой служит священное писание «Веды», ее собрание религиозных гимнов под названием «Ригведы».
  3. Ведантический индуизм. Приверженцы одной из философских школ индуизма Веданты, признающие религиозно-философские трактаты «Упанишады» - часть «Вед», в которых находятся размышления о и природе Бога.
  4. Религиозно-философская школа . Оно представлено в - базовом тексте этой ветви индуизма, которое в дальнейшем повлияло на принятие и многих индийский ритуалов во всем мире.
  5. Дхармический индуизм. Не относится полностью ни к одной философской школе, но содержит определенные моральные устои, которым необходимо следовать повседневно. Дхарма - совокупность норм и правил.
  6. Бхакти-индуизм. Он предполагает преданное поклонение и служение Богу, который может присутствовать в различных формах, живых и неживых субстанциях или объектах. Для этого вида религии, иногда называемого вайшнавизм или вишнуизм, характерен монотеизм и поклонение богу Вишну и его аватарам, воплощениям в смертном существе.

Направления

Поскольку в индуизме нет четкой религиозной концепции и системы понятий, религия является комплексом традиций и верований, то, согласно исследованиям ученых, можно сказать, что господствующими направлениями являются:

  1. Вайшнавизм. Наиболее популярная религия индусов. Последователи поклоняются единому богу Вишну, его явлениям в различных формах и образах и его воплощениям в земных существах Кришне и Раме. Это религиозное учение включает в себя такие основные и самые известные понятия индуизма, как карма, круговорот душ, сансара, медитация. Имеет 4 богословских традиции, сампрадаи, у каждой из которых есть свой учитель-основатель.
  2. Почитание Шивы, олицетворяющего космическое сознание. Имеет около 6 философских школ, имеющих региональные и временные различия в своей идеологии. Шиваизм основывается на медитации, любви ко всем живым существам и .
  3. Смартизм. Направление появилось в результате трансформации брахманской традиции. Философской системой является адвайта-веданта, созданная индийским мыслителем Шанкарой. Характерно поклонение 5 богам, однако каждый верующий может выбирать, какому божественному существу он желает поклоняться или какой его форме.
  4. Шактизм. Последователи почитают Божественную Матерь Шакти, супругу или женскую творческую силу Шивы, и ее воплощения в таких формах, как Кали, Лакшми, Дурга, Сарасвати. Направление характеризуется либеральными взглядами, верующие считают себя детьми Шакти и стараются следовать ее основному желанию - жить в согласии и гармонии с другими людьми и окружающим миром.

Во что верят индуисты: основные положения

Главными верованиями индуистов, несмотря на все различия философский школ, традиции, и почитаемые божества и их проявления, можно назвать ряд понятий, которые стали отличительными для индуизма среди прочих религий мира.

Перевоплощение душ (сансара)

Сансара является одним из центральных понятий в индуистской идеологии. Условно это можно назвать колесом перерождений, бесконечных рождений и смертей земного тела и движения души к мокше, избавления от результатов деяний в прошлой жизни и ее освобождения. Сансара происходит в соответствии с законом кармы, согласно которому все действия человека, хорошие и плохие, определяют его дальнейшую судьбу и достижение душой мокши или нирваны. Причиной нахождения души в колесе сансары является его незнание и неосознание истинного , принятие себя единым с материальным телом. Это отождествление держит душу в каме, чувственных наслаждениях, и заставляет ее принимать новые тела, перерождаясь вновь и вновь.

Закон возмездия

Карма является законом действия и последствий. Согласно ему, каждое деяние человека влечет за собой определенные последствия и определяет его дальнейшую судьбу, страдания и , которые он встретит на своем жизненном пути. Закон кармы лежит в основе колеса сансары и регулирует цепочку перерождений. Следуя закону, каждый человеческий поступок, добрый или плохой, будет иметь последствия в будущем и заставляет человека задумываться над каждым своим делом, нести ответственность за свою . Это касается прошлых и будущих жизней, поскольку душа меняет лишь материальную оболочку. А главный тезис закона кармы созвучен с пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь».

Выход из цепи перерождений

Мокша - это освобождение души от страданий, материального существования и выход из круга сансары, цепи перерождений. Это философское понятие означает возвышенное, спокойное сосредоточенное состояние человека, в котором материя, карма и пространство рассматриваются как особая сила и , скрывающая истинную природу мира и открывающая многообразие его проявлений. Способом достижения мокши является самосознание или «атама-джана», осознание своего истинного внутреннего мира и единства с богом, достижение чистой к Богу и полная свобода от материальных желаний.

Знаете ли вы? Омовение в священной реке Ганг в Индии считается священным действом, способным смыть грехи с души индуиста.

Варны и касты

Индийское общество традиционно принято разделять на сословия, или варны. Всего их выделяют 4:

  1. Высшая варна общества индуистов. Социальная группа существует во всех штатах Индии, к ней относят священослужителей, учителей, ученых и чиновников. Издревле к ней причисляли также жрецов и монахов.
  2. Кшатрии. Вторая по значимости после брахманов социальная группа, в которую входят влиятельные воины, дворяне и правители. В давние времена кшатрии становились предводителями войск, влиятельными государственными деятелями, землевладельцами. Их долгом было защищать брахманов, женщин, и священных коров. Кшатриям характерны такие качества, как честолюбие, развитый , умелое владение оружием, сила и выносливость.
  3. Вайшьи. Представители этой варны - земледельцы, торговцы и разводчики скота. Сейчас это предприниматели, они стараются избегать физического труда, занимаясь торговлей и управлением .
  4. Шудры. Представителями этого сословия являются наемные рабочие, которые выполняют самую грязную и тяжелую .

Кастами называют социальные группы индуистского общественного уклада. Для каст характерны:
  • эндогамия, возможность заключать только с членами этой же социальной группы, касты;
  • наследственное закрепление, принадлежность к той или иной касте передается по наследству и ее нельзя изменить;
  • ограниченная возможность выбора .

Дхарма

Этим понятием принято обозначать комплекс или свод правил и норм, которых следует придерживаться для соблюдения космического порядка. Согласно индуистской философии, человек, живущий по правилам дхармы, может достичь нирваны или мокши.

Индуистские божества

Существует множество индуистских божеств, их аватаров и обожествляемых форм, которым поклоняются индуисты. Среди прочих можно выделить нижеследующие.

Это божественная триада, объединившая в едином облике 3 самых главных божества индуизма: Брахму-Хранителя, Вишну-Создателя, Шиву-Разрушителя. Тримурти представляет духовное начало Брахмана или «душу мира», которое является основой всех вещей и феноменов.

Локапалы

Локапалами называются божества-властители, охраняющие стороны света, являющие собой опоры и защитников мира. Каждой стороной света опекается свой бог, при поклонении которому зачитывается особая мантра. У каждого божества есть свое орудие и животное, которое ему служит для передвижения. В современном индуизме существует 8 локапал, хотя ранее их было 4. Их имена звучат так, двигаясь с севера по стрелке компаса: Кубера, Сома, Инда, Сурья, Агни, Варуна, Ваю.

Общеиндийские

Все течения индуизма признают и почитают таких богов:

  1. Айяппа - сын Шивы и Вишны, принявшего женский облик. Символизирует единство и гармонию. Изображают бога Айяппа зачастую в виде юноши- с драгоценным камнем на .
  2. Ганеша - бог, символизирующий мудрость и благополучие в индуизме. Имеет вид существа с человеческим туловищем и головой слона с одним бивнем, может иметь от 2 до 32 рук.
  3. Дурга - богиня-воительница, жена Шивы. Стремится к созданию баланса и гармонии, счастья и покоя. Имеет вид 10-рукой , восседающей верхом на тигре или льве. Ее пальцы сплетены в мудрах, а в руках она держит орудия для защины богов и нападения на демонов.
  4. Кали - богиня-мать, являющая собой символ разрушения. Она рушит невежество и освобождает людей, желающих познать бога, заботится о мировом порядке. Ее изображают в виде худой с длинными черными , 4 , 3 и голубой кожей. Она может быть нагой или в шкуре зверя. В руках у нее меч, голова демона, а другими она прогоняет страх и благословляет к исполнению желаний.
  5. Лакшми - богиня материального благополучия, изобилия, успеха и удачи. Она также олицетворяет красоту и грацию. Являясь супругой Вишну, она в своих воплощениях замужем за Рамой и Кришну. Богиню могут изображать с 2, 4 или 8 , одета она в золотые или красные одежды. Часто рядом с ней рисуют слонов.

Также к общеиндийским божествам можно отнести таких, как Кама, Парвати, Сканда, Хануман.

Ведийские

Самыми известными божествами ведийской мифологии можно назвать таких:

  • Индра - главный бог и повелитель небесного царства, бог войны, громовержец и змееборец;
  • - бог и света, целитель;
  • Агни - повелитель огня и домашнего очага;
  • Ваю - божество и ветра;
  • Варуна - Бог-Владыка, хранитель справедливости;
  • Адити - богиня материнства;
  • Сарасвати - богиня мудрости, искусства, и .
А также к ним относятся Митра, Яма, Сома, Ушас, Притхиви, Рудра.

Аватары, или воплощения бога Вишну, подробно описываются в священном писании «Пуранах». Их список достаточно велик и со временем дополнялся. Аватары, чья миссия была наиболее значимой в индуизме и чей облик принимал Вишну, были следующими:

  • Матсья - воплощение бога в ;
  • Курма - в виде черепахи;
  • Вараха - вепрь;
  • Нарасимха - человек с головой льва;
  • Вамана - царь-карлик дайтев Бали;
  • Парашурама - сын брахмана Джамадагни, который сделал брахманов главенствующими;
  • Рама - царь Айодхьи, идеал правителя и мужа;
  • Кришна - в некоторых источниках называется верховной формой Бога и не считается аватаром;
  • Гаутама Будда - явился в виде человека, решившего выявить людей порочных и не преданных вере, стараясь разубедить их в том, что «Веды» священны, и таким образом отнять у них силу;
  • Калки - предстоящая аватара, появление которой предрекают в конце эпохи Кали-юги.

Священные тексты

Издревле литературные писания, имевшие значение святыни, имели стихотворную форму и передавались из уст в уста, поскольку так легче было запомнить их содержание. Тексты священных писаний записывались на санскрите. Как правило, их разделяют на 2 таких вида: Шрути и Смрити.

Шрути

  • «Ригведа» - самое древнее известное ведийское писание;
  • «Самаведа»;
  • «Яджурведа»;
  • «Атхарваведа».

В свою очередь, каждая книга священного писания разделяется на 4 части:
  • «Самхиты» - мантры со священным содержанием, составляющие основу каждой «Веды»;
  • «Араньяки»;
  • «Упанишады».

Это вид священных писаний, к которому относят эпические поэмы индуизма «Рамаяна» и «Махабхарата». Согласно исследованиям ученых, в «Махабхарата» содержится суть всех «Вед», переданная в виде философских наставлений Кришну воину Арждуне, являвшемуся принцем, перед началом важной битвы. «Рамаяна» рассказывает историю Рамы и плена его жены Ситу. В виде аллегорического повествования с философским смыслом поданы темы человеческого существования и дхармы. К Смрити еще относят «Пураны» и отдельные писания, содержащие отдельные наставления последователям индуизма.

Основные этапы и цели человека согласно религии

Жизненный путь и духовное развитие человека в индуизме по древней традиции разделяют на ашрамы. Философское учение говорит о том, что система ашрамов ведет к осуществлению жизненных целей человека пурушартх, на каждом жизненном этапе, которых так же, как и ашрамов, 4. Важными пурушартх являются: артха, кама, дхарма, мокша.

Ашрамы

  1. Брахмачарья - самый первый этап человека, который длится от рождения до 24 лет. Его еще называют «жизнь ученика», поскольку он подразумевает период обучения под контролем гуру в качестве монаха, практикуя самопознание, воздержание, и жизнь по принципам дхармы.
  2. Грихастха - период семейной жизни, когда индуист должен создать семью, родить , заботиться о родителях и заниматься служением святым личностям. Он длится с 25–49 лет. За этот период человек должен достичь таких целей, как артха и кама.
  3. Ванапрастха - это отрезок от 50–74 лет, когда человек уходит от дел и готовится отойти от материального мира. Человек уделяет больше внимания духовным практикам и посещению святых мест.
  4. Санньяса - ашрама в возрасте от 75 до 100 лет. Время, когда человек уходит от мирских дел и посвящает свою самопознанию и духовным практикам, в это время он занимается подготовкой к отходу в иной мир и освобождению души от материального , достижению мокши.

Артха, кама, дхарма, мокша

Пурушартхи, которые должен достичь за свою мирскую следуя моральным принципам, в индуизме сформулированы философами и получили такие названия:

  1. Артха - достичь богатства, получить благосостояние и накопить определенные средства, получить знания и умения, занять высокое социальное положение и обрести власть.
  2. Кама - цель чувственного удовлетворения, страсти, сексуального желания и наслаждения. Она стоит ниже мирской цели материального процветания и экономического развития и доступна не только людям, но и животным, жаждущим физического удовольствия.
  3. Дхарма - комплекс мер и правил, определяющие нравственные устои, исполнение религиозных обязательств и исполнение законов бытия.

ИНДУИЗМ

Индуизм - одна из индийских религий, совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.

Историческое название индуизма на санскрите - санатана-дхарма (санскр. सनातन धर्म,sanātana dharma), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду» - персидского варианта санскритского имени реки Синдху (Инда). Так в персидском языке называли людей, проживавших за рекой Инд. В арабском языке термин «аль-хинд» до сих пор обозначает жителей современной Индии. В конце XVIII века англичане называли «индусами» жителей северо-западной Индии. Позже слово «индус» стало прилагаться к любому жителю Индии, который не был мусульманином, джайном, сикхом или христианином. Под ним стали понимать широкий спектр религиозных взглядов и практик. Сам термин «индуизм» появился около 1830 года в результате добавления к слову «Hindu» суффикса «изм» с целью обозначения культуры и религии варны брахманов. Впоследствии это понятие было принято индийцами в ходе их борьбы за независимость. Хотя термин «индус» в современном его значении возник в XIX веке, он также встречается в санскритских и бенгальских текстах XVI - XVIII веков (например, в кришнаитском тексте «Чайтанья-чаритамрита»). В текстах традиции бенгальского вайшнавизма термин «индус» применяется вместе с термином дхарма. Понятие «дхарма индусов» использовалось для обозначения обрядовой практики «индусов» и с целью её противопоставления религии «иноземцев». Индуизм уходит своими корнями в ведийскую (арийскую), шивиистскую (хараппскую, дравидийскую) культуры, из-за чего его называют древнейшей в мире религией

У индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме.

Шесть основных видов индуизма

Древнейшей формой индуизма выступают народные верования , для которых характерно поклонение местным божествам и обожествлённым формам.

- ведийский индуизм , основанный на священных текстах индуизма, в особенности на ведийских писаниях, самым важным и древним из которых принято считать «Риг-веду»

- ведантический индуизм базируется на Упанишадах - религиозно-философских трактатах, примыкающих к четырём Ведам.

Направление йоги в индуизме представлено в «Йога-сутрах» Патанджали.

- Дхармический индуизм проявляется в повседневном следовании определённым моральным устоям. Он широко распространён, и его отличает неопределённость в отношении принадлежности к какой-либо конкретной философской школе или течению.

- Бхакти , или путь «любовного преданного служения Богу» в одной из Его форм или аватар. Основной традицией бхакти в индуизме является вайшнавизм.

Четыре основных направления

Шактизм;

Шиваизм;

Смартизм;

Вайшнавизм.

Основная разница между данными направлениями индуизма заключается в том, какой форме Бога оказывается поклонение как Всевышнему, и в традиции, связанной с этим поклонением. Последователимонотеистической традиции вайшнавизма поклоняются Вишну и его основным аватарам, таким какКришна и Рама, как Богу в различных Его формах. Шиваиты поклоняются Шиве; Шакты - Шакти, олицетворённой в женском божестве или Богине-матери Деви, тогда как смарты верят в единство пяти божеств Шанмата, которые выступают как персонификация Всевышнего. Другие направления в индуизме, такие как ганапатья (культ поклонения Ганешу) и саура (поклонение богу Солнца Сурье), не имеют много последователей и не распространены так широко. Есть также движения, которые трудно отнести к одной из упомянутых выше категорий. Как, например, «Арья-самадж» Даянанды Сарасвати, отвергающий поклонение мурти и делающий основной упор на Веды и ведийские огненные жертвоприношения. Также как и последователи других религий, некоторые индуисты считают свою традицию более значимой, чем остальные. Многие индуисты, однако, рассматривают другие традиции индуизма как приемлемые альтернативы своей собственной. Ереси, как таковой, в индуизме не существует.

Верования

Хотя невозможно сформулировать безупречное определение индуизма и общую для всех направлений индуизма доктрину, существуют практики и верования, которые занимают в индуизме центральное место, и которые можно признать типичными для индуизма:

Дхарма - морально-нравственный долг, этические обязательства.

Сансара - круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.

Вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями.

Мокша - освобождение из круговорота рождения и смерти сансары.

Йога в различных её направлениях.

Понятие Бога

Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает вселенную, но некоторые индуистские течения отвергают эту идею. Большинство индуистов верят во вселенского Бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными путями. В понимании индуиста, верховному существу можно поклоняться в бесчисленных формах - в форме Шивы как великого аскета-йогина, в форме человекольва, в форме прекрасной девушки или даже в форме бесформенного камня. Верховное существо может проявляться как изваяния в храмах или как ныне живущие гуру и святые.

Хотя индуизм часто характеризуют как политеизм и объектами поклонения в нём действительно являются разные божества, многие индуисты считают их лишь различными формами или проявлениями единой духовной сущности. Так, индуистский автор Ситансу Чакраварти описывает понятие Бога в индуизме следующим образом:

Индуизм - это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Бог проявляет Себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм Бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения.

Абсолютное большинство индуистов верят в то, что дух или душа, называемая атманом (см. .), является вечной, изначальной, истинной сущностью каждого индивида. Согласно монистическим/пантеистическим богословским школам в индуизме (таким как адвайта-веданта), атман изначально неотличим от верховного духа Брахмана. Они описывают Брахман как «Единый и неделимый» и поэтому эти школы называют «монистическими». Согласно школе адвайта-веданты, целью жизни человека является осознание себя как атмана и своего единства с Брахманом. В некоторых Упанишадах утверждается, что тот, кто полностью осознаёт атман внутри себя и его единство с Брахманом, достигает мокши (освобождения).

Однако большинство индуистов принадлежит к так называемым дуалистическим направлениям внутри индуизма, являющимся частью движения бхакти. Они рассматривают Брахман как безличный аспект личностного Бога, которому они поклоняются в форме Вишну, Кришны, Шивы или Шакти. В традициях бхакти считается, что атман находится в постоянной зависимости от Бога, а достижение мокши возможно только через любовь к Богу и по милости Бога. Когда Бог рассматривается как Верховная Личность (а не как бесконечный безличный принцип), Бога называют Ишвара («Господь»), Бхагаван («Всеблагой»), или Парамешвара («Всевышний Господь»).

Исторически в индуизме также существовали философские школы, которые придерживались атеистических воззрений.

В Пуранах и индуистских эпосах «Махабхарате» и «Рамаяне» описывается много историй о том, как Бог нисходит на Землю в человеческом облике, с целью восстановить дхарму в обществе и привести человечество к мокше (освобождению из круговорота рождения и смерти). Такие воплощения или формы Бога называются «аватара». Самыми главными аватарами Вишну (которого большинство последователей вайшнавизма рассматривают как изначальную форму Бога) являются Кришна (главный герой «Махабхараты») и Рама (протагонист «Рамаяны»). В большинстве вайшнавских традиций индуизма Кришну считают наиболее полной аватарой Вишну, в которой проявились все трансцендентные качестваличностного Абсолюта. В таких течениях вайшнавизма, как гаудия-вайшнавизм, пуштимарга и нимбарка-сампрадая, являющихся частью кришнаизма, Кришне поклоняются каксваям-бхагавану - верховной форме Бога, источнику как всех аватар, так и самого́ Вишну.

Мужской и женский аспекты Бога

В монотеистическойтрадиции вайшнавизма распространено поклонение Богу в Его мужской и женской формах как Радхе-Кришне и как Лакшми-Нараяне. Одни традиции в индуизме поклоняются Богу в Его нейтральной, безличной форме как Брахману (сам термин «брахман» насанскрите - слово среднего рода), тогда как другие направления индуизма представляют Бога как имеющего мужскую и женскую формы и даже рассматривают женскую форму Бога как источник мужской.

С точки зрения древнеиндийской философской школы санкхья космическое творение представляет собой результат взаимодействия мужской и женской энергий Абсолюта, где материя или материальная энергия называется пракрити и представляет собой женское начало, а духовная энергия, представляющая мужской дух или мужское начало, называетсяпуруша. Как пракрити, так и пуруша являются изначальными, вечными энергиями, существующими до проявления материального космоса. Изначальная природа пракрити характеризуется пассивностью и инертностью; пракрити приходит в движение только после контакта с кинетическим пурушей, в результате которого проявляются различные формы материального космоса. Последователи гаудия-вайшнавской традиции индуизма поклоняются Чайтанье, в котором мужская и женская формы Бога -Кришна и его возлюбленная Радха - слились воедино.

В большинстве традиций вайшнавизма, Вишну считается Всевышним Богом и выступает как мужское начало, одновременно оставаясь за пределами гендерных различий, которые применяются к Нему только ради живых существ, из-за своей материальной обусловленности не способных постичь Его всецело духовное положение. Многие последователи вайшнавизма поклоняются Лакшми и Вишну как обладающими равным могуществом мужской и женской форм Бога. Последователи шиваизма применяют ту же самую философскую концепцию по отношению к Шивеи Парвати. В гаудия-вайшнавизме особо подчёркивается важность поклонения женской формы Бога - Радхе, которая ставится вышеКришны - её возлюбленного, представляющего мужскую форму. В этой традиции, Чайтанья рассматривается как совместная аватара Радхи и Кришны - мужская и женская формы Бога, слившиеся в одно.

В философии адвайта утверждается, что все существующие проявления Бога - как женские, так и мужские - являются различными формами безличного Абсолюта Брахмана, который нейтрален и не поддаётся описанию или определению. Брахман рассматривается как Бог, изначально не обладающий личностью или атрибутами (ниргуна-брахман), но временно принимающий личностные формы (сагуна-брахман). В адвайта-веданте, Ишвара, личностный аспект Бога, - это проявление иллюзорной формы Брахмана в человеческом уме.

В традициях шактизма, Богу поклоняются как Божественному Женскому Началу, как изначальной Богине-матери Шакти или Деви в различных её формах. В отсутствие Шакти, мужское начало рассматривается как пассивное и бездейственное. В ортодоксальном шактизме, Великой Богине-матери, или Махадеви, поклоняются как Всевышнему, как олицетворению Верховного Брахмана, единой и неделимой, из которой исходят все остальные формы Бога (как мужские так и женские) и которая является изначальным источником материального и духовного мира. Ни в какой другой религиозной традиции мира не встречается доктрина, отличающаяся такой откровенно «женской» ориентацией.

Дэвы

В священных писаниях индуизма описываются небесные существа, называемые дэвы (или в женском роде деви - «светящиеся», «блистающие») что можно перевести на русский язык как «боги» или «полубоги». Дэвы являются неотъемлемой частью индуистской культуры - их изображают в искусстве, архитектуре, иконографии, они описываются в различных историях, в особенности в индийской эпической поэзии и Пуранах. В понимании большинства индуистов, дэвы являются слугами Ишвары, верховного личностного Бога, которому индуисты поклоняются в одной из Его форм как своему иштадевате или «избранному идеалу»; причём этот выбор основывается как на личных предпочтениях каждого индуиста, так и на региональных и семейных традициях поклонения.

Карма и сансара

Карма буквально переводится как «действие», «деятельность» или «работа» и может быть описана как «закон действия и воздаяния». Согласно Упанишадам, сознание человека, читта или четана, представляет собой тонко-материальный орган, который с помощью праны отражает сознание души (дживы или атмана). Читта - это совокупность манаса(подсознательного ума), ахамкары (эго, системы представлений о себе) и буддхи (сознательного ума, воспринимающей способности). Прана - это посредник между дживой и читтой, которая является первым и самым тонким материальным элементом. Описывается, что джива, насыщающая прану сознанием, находится в районе физического сердца человека. Читта - это хранилище материального опыта индивидуума с огромным количеством самскар (впечатлений, отпечатков) от любых действий, которые он совершает, как на физическом, так и на умственном уровне. Накопленная в нём информация выступает как призма, сквозь которую человек смотрит на мир. Всё, что он видит, он сравнивает со своим прошлым опытом, таким образом воспринимая реальность в искажённом виде. Самскары сохраняются и переносятся из жизни в жизнь в сознании индивидуума. В каждой жизни самскары формируют единственную в своём роде психо-физическую природу человека, определяя его наклонности и желания, определяя его карму. Таким образом, концепция всеобщего, нейтрального и безошибочного закона кармы непосредственно связана с реинкарнацией, а также с личностью индивида, его качествами и его семьёй. Карма сплетает вместе понятия свободы воли и судьбы. Круговорот «деятельности, последствий деятельности, рождения, смерти, и рождения заново» называется сансарой. Понятия реинкарнации и кармы лежат в основе индуизма и различных направлений в его философии и верованиях. В «Бхагавад-гите» утверждается:

Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

Мир сансары обеспечивает эфемерные наслаждения, которые поддерживают в человеке желание рождаться снова и снова ради услаждения бренного материального тела. Освобождение из мира сансары через достижение мокши приносит вечное счастье и умиротворение.

Конечная цель духовной практики

Конечная цель духовной практики обозначается такими терминами как «мокша», «нирвана» или «самадхи», и различными направлениями индуизма понимается по разному:

Осознание своего единства с Богом;

Осознание своих вечных взаимоотношений с Богом и возвращение в Его обитель;

Достижения чистой любви к Богу;

Осознание единства всего бытия;

Осознание своего истинного «Я»;

Достижение совершенного умиротворения;

Полная свобода от материальных желаний.

Достигнув конечной цели человеческого существования, индивидуум освобождается из сансары, таким образом прекращая цикл перевоплощений. Точное определение мокши даётся различными философскими школами индуизма по-разному. Например, адвайта-веданта утверждает, что после достижения мокши, атман прекращает своё существование как личность и сливается с безличным Брахманом. Последователи дуалистических школ двайты отождествляют себя как частички Брахмана, вечно обладающие индивидуальностью. После достижения мокши они ожидают попасть на одну из лок (планет) духовного мира, и навечно остаться там, наслаждаясь вечными взаимоотношениями с Богом (Ишварой) в одной из Его ипостасей. Духовный мир, в традициях вайшнавизма называемый Вайкунтха или Голока, является наиболее близким аналогом Царства Бога в христианстве. Также говорится, что последователи двайты хотят «отведать сладость сахара», тогда как последователи адвайты хотят «превратиться в сахар».

Понятия рая и ада

Понятия ада и рая представлены в пуранической литературе индуизма. Там описываются бесчисленные райские и адские локи (планеты или планы бытия), где умерших вознаграждают или наказывают в зависимости от совершённых ими благих или греховных поступков. Душа, попавшая в адские тонкие сферы бытия, может быть вызволена оттуда посредствомжертвоприношений пищи и воды, которые должны проводиться её детьми и внуками в последнем её воплощении. Проведя на райских или адских планетах определённое время, душа проходит сквозь различные материальные элементы (землю, воду, воздух, огонь, эфир и другие, более тонкие элементы) и, наконец, заново рождается в одном из 8 400 000 типов тел, заполняющих вселенную, получая таким образом новую возможность достичь самоосознания.

Жизненные идеалы

В классической философии индуизма описываются две основные жизненные дхармы (жизненных долга) человека: грихастха-дхарма и санньяса-дхарма. В грихастха-дхарме, или дхарме семейного человека, присутствуют четыре основных цели, называемые пурушартхи:

1. Дхарма - правильная деятельность, выполнение своего предписанного долга в согласии с наставлениями священных писаний;

2. Артха - материальное благосостояние и успех;

3. Кама - чувственные наслаждения;

4. Мокша - освобождение из сансары.

Среди четырёх пурушартх, дхарма и мокша имеют особое значение - на стадиях камы и артхи, человек должен действовать в согласии с принципами дхармы и рассматривать как конечную цель мокшу.

Санньяса-дхарма, или дхарма тех, кто принял отречённый образ жизни, признаёт, но не использует каму, артху и дхарму, полностью сосредотачиваясь на мокше. Те, кто следует грихастха-дхарме, рано или поздно также достигают этой стадии. Некоторые, однако, приходят к санньяса-дхарме немедленно, независимо от того, на каком этапе они находились перед этим.

Йога

Независимо от того, какова конечная цель жизни для индуиста, существует несколько методов йоги, которые были даны мудрецами для достижения этой цели. К базовым текстам, в которых описываются различные виды йоги, относятся «Бхагавад-гита», «Йога-сутры», «Хатха-йога-прадипика», а также Упанишады. Основные разновидности йоги, следуя которым возможно достичь высшего духовного совершенства (мокши,самадхи или нирваны), это:

Бхакти-йога - путь любви и преданности Богу;

Карма-йога - путь правильных действий;

Раджа-йога - путь медитации;

Джнана-йога - путь знания или мудрости.

Человек может следовать одному из этих путей или нескольким, в зависимости своих наклонностей и понимания. Традиции бхакти учат тому, что для большинства людей бхакти является единственным практическим путём для достижения духовного совершенства в настоящую эпоху Кали-югу. Практика одного вида йоги не исключает возможность практиковать также и другие. Например, принято считать, что практика джнана-йоги непременно приводит к чистой любви к Богу, которая является основной целью бхакти-йоги, и наоборот. Другие, практикующие глубокую медитацию (такую как в раджа-йоге) должны также прямо или косвенно следовать основным принципам карма-йоги, джнана-йоги и бхакти-йоги.

ШАМБАЛА

СУМЭРА (МЭРУ) – ШАМБАЛА - Затомис Индийской метакультуры - самый могучий из всех Затомисов.
Этот Затомис имеет два великих сосредоточия: над Гималаями и над горами Нильгирии в Ц. Индии.
Женская обитель Шамбалы – проекция горы Джомолунгма в Индии.
Проекция мужской обители – гора Кайлас на Тибете (См. Камень Чинтомани .).


Священная гора Кайлас в Тибете считается духовной обителью Шивы

Мэру - священная гора - обитель всех верховных богов индоевропейцев. Среди них - Митра, один из Солнцебогов. Из верований древних ариев культ Митры переместился в религию Ирана, а оттуда был заимствован эллинской и римской культурами. Миротворческая роль Митры заключалась в утверждении согласия между вечно враждующими людьми.

Вершина горы Мэру увенчана городом Брамы, на её склонах располагаются города других божеств индуизма. Небесная Индия включает несколько больших участков суши, разделённых морями.

Индуизм является древней религией, которая страдает от многих неправильных и ложных представлений относительно себя. И формировались такие мифы на протяжении столетий. На Западе трудно было найти соответствующую литературу по данной тематике, а существующие же работы умышленно или непреднамеренно не могли охватить реальную сущность индуизма.

Попытки интерпретировать учения привели к большой путанице. Нельзя подходить к индуизму со своими, западными представлениями о Боге, небесах, душе, аде и грехах. Существующие термины шире, чем в обычной религии. А чтобы понять настоящее значение священных писаний, тех же Упанишад, надо прочитать их самому, а не искать толкования. Поэтому и стоит развенчать основные мифы об индуизме.

Индуизм является религией. Самым главным заблуждением об индуизме является то, что мы считаем его религиозной верой. Но более точно воспринимать его, как образ жизни, дхарму. Это не религия, а скорее закон, который определяет действия человека. Индуизм не было основан кем-то одним определенным, там нет основной доктрины и центральной власти. Не требуется принимать какую-то главную идею. Никто даже точно не может сказать, где и когда появился индуизм. Да и само это слово ни в одном из писаний не присутствует. Появилось оно в честь жителей провинции Синд, которые жили около реки Инд. Ныне это территория Пакистана. Персы прозвали этих людей индусами. Индуизм же является собранием различных религиозных, философских и культурных идей, традиций и верований. Характерна для них всех вера в реинкарнацию, законы кармы, абсолютное бытие, путь праведности и освобождение от цикла рождений и смертей.

В индуизме существуют миллионы богов. Считается, что в индуизме 33 крора божеств. Один крор на хинди - это 10 миллионов. Таким образом, согласно традиции, божеств 330 миллионов. Конечно, это гипербола, но из словарей и справочников удалось выделить по имени или функционалу более тысячи сверхъестественных существ. Веды не входят в это множество, они составляют 33 верховных божества. О них упоминают Яджур-веды, Атхарваведа, Шатапатха-брахмана. Скорее всего, виноват неточный перевод и толкование слов. Так «верховные божества» превратились в «божества, которых 10 миллионов».

Индуизм - гибкая религия. Индуизм довольно спокойная и терпимая к другим верованиям религия, но это не означает свободу. Есть понятие Шрути, которое подразумевает, что никакие изменения не допускаются. После инициации в религиозной практике надо в точности повторять мантры, как они есть. Изменение хотя бы одного слога сделает молитву недействительной.

В индуизме есть элементы атеизма. В Древней Индии существовало несколько школ настиков. Но это не означает, что они были частью канонического индуизма, который существует сегодня. Философия включает в себя множество идей, возникших в Индии. Все основные религиозные тексты являются теистическими, с явной ссылкой на Бога. О нем говорят Веды, в Бхават Гите Кришна не допускает сомнений, когда речь заходит о Боге. Да и в Бхадже-говиндаме главный герой, религиозный лидер Шанкара, прямо говорит о существовании Бога. Как видно, в главных религиозных текстах нет никаких элементов атеизма.

Все индусы - члена Санатаны Дхармы. Санатана Дхарма - имя индуизма в самой Индии. У этой древнейшей религии на планете более миллиарда последователей. Индусами принято считать тех, кто живет вокруг реки Инд, неподалеку от нее и юго-восточнее. Последователями же индуизма стоит считать всех тех, кто верит в многочисленных богинь и богов. И это не те обычные существа с определенными характеристиками, о которых говорят другие религии. В индуизме речь идет о Дэватах, которые представляют собой естественные элементы, человеческие чувства, эмоции, действия и желания. Но верят в них далеко не все. В густонаселенной Индии есть и атеисты, и приверженцы других религий.

Индусы являются идолопоклонниками. Ни один индус не скажет, что он поклоняется идолу. Скорее, речь идет о почитании не Бога, а его напоминания. Индусы верят в физическое воплощение Бога в виде кумира. Это помогает сосредоточиться на одном аспекте молитвы или медитации. Так, человек, начавший свое собственное дело, может поклоняться Ганеше, божеству с головой слона. Он отвечает за успех и благополучие. Изображения богов или богинь используются в качестве точки фокусировки, чтобы помочь в молитвах.

Индусы поклоняются коровам. Индусы вовсе не молятся коровам, но зато все живые существа воспринимаются, как священные. В индуизме считается, что любое живое существо имеет душу. И это правда, что в местном обществе коровы занимают особенное место. Вот почему индусы воздерживаются от употребления говядины. Коровы считаются нежными существами, олицетворением материнства, дающими молоко и жизнь. И индусы ценят это своим вниманием.

Индуизм поддерживает дискриминационную кастовую систему. В основе любой кастовой дискриминации лежит не религия, а культура. В Индии эта древняя система разделения в зависимости от профессий была определена в священных текстах. Но за долгие годы касты превратились в жесткую социальную иерархию. Представители низших каст, неприкасаемые, являются маргиналами и подвергаются преследованиям. Но современные индуисты утверждают, что кастовая дискриминация не должна рассматриваться, как неотъемлемая часть религии, и как наказание за верования.

Бхагавад Гита является аналогом Библии. В индуизме нет одной центральной и самой авторитетной книги. Религия богата целой коллекцией древних религиозных писаний. Индусы верят, что Бог наделил мудрецов возможностью видеть истину. И это передавалось через тысячи лет, благодаря устной традиции. К священным писаниям относятся Веды, Упанишады, Пураны и Бхагавад Гита, или же Песнь Господа. Она является основой индуисткой философии, но это часть Махабхараты. Состоящая из 18 глав, Гита считается самым длинным стихотворением в мире и определяет основные тезисы религии. Но читали ее не все индуисты.

Карма является философией. Каждый человек имеет возможность выбора в своей жизни. В основе кармы лежит теория, что каждое действие человека приводит в действие некие силы, которые отвечают реакцией. Индусы считают, что в своей жизни им приходится сталкиваться с последствиями прошлых действий. Каждый человек связан своей судьбой с предыдущими делами. Конечная цель состоит в том, чтобы получить карму, которая будет располагать чистой душой или же освободиться от цикла перерождений.

Индуистские тексты полны духовности. Изучив древние тексты индуизма можно увидеть, что там есть не только книги о духовности, но еще и о светских занятиях, науке, медицине и инженерии. И это еще одна причина, по которой индуизм трудно классифицировать, как религию. Нельзя считать его и метафизической школой. По сути, это стоит просто принять, как другой мир. Фактически, индуизм можно сравнивать с той цивилизацией, которая существует в настоящее время на Земле.

Философия Мокша посвящена спасению. Само понятие спасения не является синонимом того освобождения, о котором говорит Мокша. Ведь это относится к большому числу явлений. Философия индуизма не просто рассматривает возможность спасения, но еще и от чего собственно надо спасать и к чему приходить при этом. В индуизме спасение нужно воспринимать именно, как высвобождение. Мы спасаемся не только от греха, но и от всего нашего существования. Мокша считает, что человек должен высвободиться от цикла перевоплощения.

В индуизме запрещено есть мясо. Индуизм не требует, чтобы его последователи были вегетарианцами. Многие приверженцы вовсе вполне успешно употребляют и мясо. Просто вегетарианская диета рекомендуется в соответствии с некоторыми принципами. Одним из них является ахимса, ненасилие над животными.

В индуизме женщина не равна мужчине. В древнем обществе внимательно и уважительно относились к людям, которые занимались профессиональной деятельностью, будь то мужчина или женщина. Считалось, что люди свободны, чтобы сделать выбор, изменить свою карьеру или навыки, если такая возможность существует. Ведические молитвы также показывают, что у женщин была значительная власть в выборе партеров для брака. Будучи обрученными, пара жила в моногамных отношениях. При этом права у женщин были такие же, как и у мужей. В Ведах есть мало свидетельств о детских браках, системе выкупа невесты и ритуальной традиции Сати. В ней вдова заживо сжигается вместе с покойным мужем. В священных текстах ничего не говорится о самоуничижении вдовы, о запрете ей повторно вступать в брак. Нет и религиозных ограничений относительно кремации женщины или участия в освящении погребального костра покойного родственника. Стоит отметить, что в Индии всегда встречались хорошо образованные харизматичные женщины, не боявшиеся вступать в философские дискуссии с мужчинами. Например, Гарги была великим проповедником. Индуизм допускает, что женский разум может быть выше мужского, при этом стоит соблюдать нормы социального этикета.

Манусмирти является важным социальным и религиозным текстом в индуизме. Нелепо рассматривать «Законы Ману», как важную часть индуисткой Варна-ашрама дхармы. Путаница присутствует, несмотря на то, что Манусмирти часто противоречит ведам, хотя бы по важным моментам каст и прав женщин. Да и сами тексты эти среди индусов не особенно популярны. К тому же их никогда не использовали, как религиозное или социальное учение.

Индуизм проповедует антиматериализм. В индуизме говорится, что материалистические устремления или погоня за чувственными удовольствиями не могут принести вечного счастья. Религия учит, что необузданный поиск радостей жизни всегда порождает невидимые поначалу страдания. Индуизм советует практиковать умеренность, быть бдительными и не увлекаться чрезмерно. Конечной целью жизни является освобождение, мокша. На пути к этому большинству потребуются дхарма (праведность), артха (материализм) и кама (чувственные наслаждения).

Поздно возвращаешься домой? Страшно? Тогда зайди на http://magazin-elektroshokerov.ru и купи себе электрошокер.

Индуизм насчитывает около одного миллиарда последователей (примерно 14 процентов населения всей планеты) и является третьей по величине религией в мире после христианства и мусульманства (ислама). Считается, что индуизм существует уже более 7000-10000 лет. Тем не менее, среди жителей западных стран (и не только) распространилось множество заблуждений об индуизме и его последователях. В данной статье представлены самые популярные из них.

1. Название

Термины "hinduism" («индуизм») и "hindu" («индуист; последователь индуизма») являются анахронизмами и не упоминаются ни в одном из древних текстов индуизма. Термин "hindu" относится к людям, которые проживали в районе реки Инд. Слова "hindu" и "hinduism", вероятнее всего, пришли от персов, которые вторглись на Индийский субконтинент и могли употреблять их по отношению к людям, которые проживали в речной долине ("hindu" означает «река»).

Оригинальное название индуизма – Санатана Дхарма («в вечном долгу перед Богом»); оно не является широко известным в Западном мире. Последователей данной религии называют «дхармисами», что означает «последователи Дхармы». Слова "hindu" и "hinduism" используются преимущественно в западных культурах, хотя многие современные индуисты также начали употреблять их. К другим дхармическим традициям, похожим на индуизм, относятся буддизм, джайнизм и сикхизм.

2. Все индуисты – вегетарианцы

Да, многие индуисты действительно практикуют вегетарианство, однако это к большинству это не относится. Некоторые индуисты верят, что все животные являются разумными, чувствительными существами, поэтому и не едят мяса. Однако другие употребляют в пищу всё, что пожелают.

Только 30-35 процентов индуистов – вегетарианцы, которые придерживаются «ахимсы», принципа ненасильственного отношения ко всему живому. Это меньшинство индуистов, которые не употребляют в пищу мясо, составляет подавляющее большинство вегетарианцев по всему миру; их численность составляет свыше 300 миллионов человек.

Большая часть духовных лидеров (свами, садху и гуру) – вегетарианцы, однако обычные индуисты охотно едят мясо. Согласно ахимсе, убийство животных и употребление в пищу мясных продуктов создаёт отрицательную карму на различных уровнях, однако многих индуистов это не пугает.

3. Индуизм – это организованная религия

Причин, по которым религии становятся организованными, существует огромное множество, но, как правило, это связано с распространением религиозных учений и политического влияния нации. Христианство распространилось через римлян/византийцев, а ислам – благодаря мусульманским кампаниям в Азии и Европе. Тем не менее, индуизм никогда не был организованным и особо распространённым – до недавнего времени.

Эта религия превратилась в список учений и руководящих принципов без политического влияния, в отличие от большинства других конфессий. У индуизма нет основателя; также неизвестна и точная дата его появления. Индуистский синтез начал развиваться в период между 500 и 300 годами до нашей эры. В конечном счёте, различные формы индуистского учения объединились в практику, которую мы наблюдаем сегодня.

4. Индуизм имеет кастовую систему дискриминационного характера

Существует общераспространённое заблуждение, согласно которому последователи индуизма придерживаются кастовой системы. Оно возникло потому, что данную религию часто ассоциируют с Индией. Так называемые «неприкасаемые» в индийском обществе находятся вне этой системы, но это больше обусловлено культурой Индии и не имеет ничего общего с учениями и практиками индуизма.

Индийская кастовая система отражает принадлежность человека к той или иной группе (присваивается при рождении), однако никоим образом не связана с его личностью. Меж тем, индуистский термин «варна» характеризует социальный порядок как основу моральных обязанностей, связанных с качествами человека, независимо от того, кем он родился.

И хотя эти две системы тесно переплетаются, индуизм имеет иную кастовую структуру за пределами Индии. Индийская кастовая система распространяет своё влияние на индуистов и делит их на брахманов (священнослужители и учителя), кшатрии (воины и правители), вайшьи (земледельцы и торговцы) и шудров (чернорабочие). Тех, кто выпадает из системы, называют далитами (изгои/неприкасаемые).

5. Индуисты поклоняются идолам

Многие люди считают, что индуисты поклоняются идолам. Поскольку большая часть населения планеты придерживается исламских и христианских взглядов, запрещающих идолопоклонство, многим это кажется странным и антирелигиозным. Тем не менее, индуисты видят Бога во всём и не считают это поклонением идолам.

Всё на Земле является «аркой» («живое воплощение») Бога, по этой причине жизнь присутствует в каждом образе или «идоле», которому поклоняются индуисты. Они называют данную практику «мурти пуджа» («поклонение образу»). Согласно индуистским взглядам, каждое творение – это форма Бога, а, значит, его форма есть во всём.

Индуисты не рассматривают это как идолопоклонство, поскольку, по их мнению, они поклоняются непосредственно Богу (который присутствует в каждой вещи), а не его образу. Это прямо противоречит авраамической традиции идолопоклонства, изложенной в десяти заповедях. Именно по этой причине жителям западных стран трудно отделять индуистскую практику мурти пуджа от того, что они считают идолопоклонством.

6. Индуисты поклоняются коровам

Индуисты не поклоняются коровам. Причиной появления этого общераспространённого заблуждения стало то, как индуисты относятся к корове, которая даёт больше, чем получает, является символом всех остальных животных и олицетворяет жизнь и её продолжение. Корова берёт только зерно, траву и воду, а отдаёт много чего – молоко, сметану, йогурт, сыр, сливочное масло и удобрение для полей

Коров также уважают за мягкий характер. Глядя на то, как почитают коров в индуизме и индийском обществе, сторонние наблюдатели думают, что этим животным поклоняются. На самом же деле индуисты рассматривают это как проявление уважения.

7. Все женщины с бинди – замужние

Бинди (красная точка на лбу) носят миллионы женщин и девушек во всём мире, особенно в Индии. Бинди отведена духовная роль в индийской культуре, однако сегодня её значение несколько приуменьшилось.

По традиции замужняя женщина рисует точку в центре лба при помощи красной киновари, чтобы обозначить своё семейное положение; она символизирует любовь и процветание. Бинди носят там, где располагается «третий глаз», и человек теряет свою «аханкару» («эго»). В наши дни бинди по большей части утратило своё значение, и женщины могут носить его в том цвете, который им по душе.

Чёрное бинди символизирует потерю; его обычно носят вдовы. Мужчины иногда рисуют на лбу свой вариант бинди – тилаку, знак в виде нескольких линий, иногда с точкой.

8. Индуизм и иудаизм возникли примерно в одно и то же время

На Индийском субконтиненте в течение нескольких тысяч лет развивались различные культурные традиции и религиозные течения, которые, в конечном счёте, объединились и сформировали современную форму индуизма в 1800 году нашей эры. То, что индуизм и иудаизм (первая авраамическая религия, которая также породила ислам и христианство) возникли примерно в одно и то же время, является общераспространённым заблуждением.

Иудаизм – религия, которая появилась примерно в 1500 году до нашей эры. Ранние формы индуизма произошли от доисторических верований, датируемыми десятками тысяч лет. Он является самой древней религией, практикуемой в мире.

9. «Бхагавадгита» – это индуистская библия

«Бхагавадгита» является одним из самых известных индуистских текстов в Западном мире, однако это не индуистская библия. В «Бхагавадгите» изложены многие постулаты индуизма через диалог между принцем Арджуной (третий из братьев Пандавов) и Кришной.

Индуистские священные тексты делятся на шрути («услышанное») и смрити («запомненное»). Шрути считаются боговдохновенными, в то время как смрити получены от великих мудрецов.

«Бхагавадгита», по мнению многих, представляет собой аллегорию этической и моральной борьбы человека; она используется в качестве руководства. Махатма Ганди называл «Бхагавадгиту» своим «духовным словарём» и обращался к книге во время борьбы за освобождение Индии.

10. Индуизм – политеистическая религия с 330 миллионами богов

Монотеизм – вера в то, что существует только один Бог; политеизм – вера во множество богов (пантеоны Древней Греции и Рима – бог любви, бог войны и так далее). Иудаизм стал первой монотеистической религией.

Индуизм считаются политеистическим из-за существования 330 миллионов богов, но это не является точным определением данной религии. Индуистская концепция Бога является сложной и может быть разной для каждого отдельного человека, однако она вращается вокруг единого Бога или высшего духа.

Индуистские практики допускают различные образы Бога. Индуисты верят, что одного верховного Бога нельзя полностью понять, поэтому и существуют его земные воплощения (Шива, Вишну и другие).

Каждый индуист имеет право решать, какому воплощению Бога отдавать предпочтение в тот или иной момент времени. За несколько тысячелетий различные культуры породили миллионы таких воплощений.

Материал подготовлен специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по материалу сайта