Приставочные глаголы. Конспект занятия Приставочные глаголы. Тема: Транспорт. Употребление приставочных глаголов

«Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста приставочными глаголами»

Дятлова Ж.В., Головкина М.А., Соколова О.И.

Для свободного владения речью ребёнок прежде всего должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных, наречий, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью. По этой причине на специальные упражнения и игры по обогащению словарного запаса не следует жалеть сил и времени, тем более что результаты таких упражнений не заставят себя долго ждать В данной статье мы хотим предложить вашему вниманию игры и упражнения по обогащению словарного запаса ребёнка глаголами и словообразованию глаголов. Необходимость обогащения словарного запаса глаголами объясняется их важной ролью в предложении. Ведь вся наша жизнь и жизнь окружающей нас природы связаны с непрерывным движением, с какими то изменениями, событиями. Без глагола нельзя построить почти ни одного предложения. Бесконечно обеднённой выглядит речь ребёнка, не располагающего достаточно большим и разнообразным запасом глагольных слов. Итак, вашему вниманию предлагаются различные игры, стихи, упражнения, позволяющие ввести в речь ребёнка приставочные глаголы.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Ребёнок, поймав мяч, произносит глагол с противоположным значением.

Заходит-выходит

Залетает-вылетает

Забегает-выбегает

Насыпает-высыпает

Закрыл-открыл

Подъехали-отъехали

Положил-выложил

Закопал-выкопал

Игра «Медленный-быстрый»

Инструкция:»Мальчик Вася всё делает медленно, а ты можешь сделать быстро и правильно. Я буду рассказывать про Васю, а ты расск4ажи о себе»

Вася рисует, а ты уже…(нарисовал)

Вася читает, а ты уже…(прочитал)

Вася ломает палку, а ты уже…(сломал)

Вася пишет записку, а ты уже…(написал)

Вася стирает носки, а ты уже…(выстирал)

Вася считает, а ты уже…(сосчитал)

Вася ужинает, а ты уже…(поужинал)

Игра «Добавь словечко»

Педагог произносит незаконченное предложен6ие, а ребёнок добавляет глагол, подходящий по смыслу.

На крылечко заходят, а на дерево….(залезают)

Через дорогу переходят, а через речку…(переплывают)

Воду в банку наливают, а крупу…(насыпают)

Молоко нечаянно пролили, а соль…(рассыпали)

Машина к гаражу подъезжает, а катер к берегу…(подплывет)

Ушами не всё расслышали, а глазами не всё…(рассмотрели)

Бабушка шарф связала, а платье…(сшила)

Игра «Чем всё закончилось?»

Инструкция: «Послушайте и скажите, чем всё закончилось»

Мама кашу солила-солила и …(пересолила)

Коля котлеты ел-ел и …(переел)

Папа через реку плыл-плыл и …(переплыл)

Толя доску пилил-пилил и …(перепилил)

На нашей улице дом строили-строили и …(построили)

Кошка на дерево лезла-лезла и …(залезла)

Сын рос-рос и папу…(перерос)

Игра «Внимательные ушки»

Инструкция: «Послушайте стихотворение. Когда услышите слова, похожие на слово летать, хлопните в ладошки.

Птицы могут летать высоко, пролетать над озёрами синими, улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми, облетать они могут лес, залетать за башни высокие, подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие.

Игра «Помощники»

Инструкция:«Помогите мне придумать слова, похожие на слово ходить. Я буду говорить начало слова, а вы по очереди добавляйте слово ходить.

За…ходить, пере…ходить, вы…ходить, у…ходить, на…ходить, про…ходить, об…ходить.

Детям предлагается придумывать слова, похожие на слово копать.

Игра с водой.

Педагог предлагает детям поиграть с водой. Называет действия, их ребёнок должен выполнить и сообщить об этом. Ставит перед ребёнком стакан, чашку и баночку, в которую налита вода.

Педагог: «Налей воды из баночки в чашку. Из баночки отлей воды в стак4ан. Из чашки перелей воду в стакан. Долей в стакан воды из банки. Из стакана вылей воду в банку. Полей цветок.»

Ребёнок говорит о выполнении действия.

Игра «Путешествие машинки»

Для игры нужно сделать импровизированный гараж для машинки, дорогу, мост. Поставить на пути машинки дерево, можно положить на дорогу лужу.

Сначала педагог рассказывет о передвижении машинки, а ребёнок добавляет глаголы, похожие на слово ехать. Затем дети выполняют действия с машинкой и самостоятельно повторяют рассказ о ней.

«Жила-была в гараже машинка. Ей стало скучно, и она решила попутешествовать. Машинка из гаража выехала, по дороге поехала, к мосту подъехала, на мост заехала, по мосту проехала, с моста съехала, по дороге снова поехала, до дерева доехала, вокруг дерева объехала и обратн6о в гараж поехала.»

Игра «Путешествие бабочки»

Инструкция: «К нам в группу залетела бабочка. Помогите мне придумать рассказ о том, как она путешествовала.»

«Бабочка к нам в группу…залетела. По группе …полетала. К Маше….подлетела и на Машу …села, с Маши….слетела и на Катю…перелетела, посидела. Вокруг Кати…облетела и к Маше…улетела. Над Машей…полетала и в окно снова…улетела.»

Игра «Сочинители»

Педагог читает текст, а дети добавляют однокоренные приставочные глаголы, подходящие по смыслу.

«Захотел зайчик капусты и решил отправится в деревню на огород. Вот зайчик из леса…выбежал, до деревни…добежал, к огороду…подбежал. Вокруг огорода обежал, увидел капусту и в огород…забежал. Заяц капусту грыз, грыз,наелся, из огорода выбежал и к лесу обратно …побежал»

Можно предложить детям придумать рассказ о том, как дети гуляют на участке: «Света на участок…пришла, к качелям подошла, покачалась, слезла и от качелей отошла, вокруг домика обошла и к веранде пошла, на веранду зашла и стала там играть с куклами». Педагог: «А Денис и Витя любят на прогулке бегать. Давайте расскажем, как гуляли эти мальчики.»

Игра «Что подходит?»

Педагог предлагает ребёнку предложение и два глагола с разными приставками на выбор. Ребёнок повторяет предложе6ние, включив правильный вариант глагола.

Старую мебель из дома надо вынести или внести?

Рома слона из пластилина слепил или налепил?

Миша учебники в портфель разложил или сложил?

Даша научилась сама шнурки привязывать или завязывать?

Игра «Исправь ошибку»

Педагог предлагает детям предложения с неправильным вариантом приставочного глагола. Ребёнок должен самостоятельн6о припомнить и употребить нужный глагол в предложении.

Папа реку приплыл.

Мама вышивает дырку на футболке.

Дедушка накопал яму.

Бабушка выжарила котлеты.

Оля прилила воды в лейку.

Игра с картинками «Найди пару»

Для игры используются парные картинки. Педагог выкладывает картинку, где действие ещё совершается, а ребёнок среди своих картинок находит ту, где данное действие уже завершено. Парные картинки могут содержать противоположные действия.

Мальчик красит забор- Мальчик покрасил забор.

Ребёнок строит башню. – Ребёнок построил башню.

Девочка рисует бабочку. – Девочка нарисовала бабочку.

Парные картинки могут содержать противоположные действия.

Дедушка заходит в дом – Дедушка выходит из дома.

Мальчик наливает воду в ведро – Мальчик выливает воду из ведра.

Литература

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.,1985.
  2. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №3 для занятий с дошкольниками: Сложные предлоги. – М., 2016.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития у дошкольников. – СПб., 1999.
  4. Парамонова Л.Г. Развитие словапрного запаса у детей. – СПб., 2007.
  5. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском сакду. – М.,2006.
  6. Ткаченко Т.А. В пе5рвый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
  7. Куликкова Е.В. «Дошкольная педагогика» №1 2018

Листунова Ольга Геннадьевна
МБДОУ "Колокольчик"

ТЕМА. Приставочные глаголы.

Программное содержание. Учить детей точно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. Учить выделять приставочную часть слов-действий, используя для этого схемы приставок. Учить подбирать приставочные глаголы-антонимы. Развивать внимание, умение соотносить графическое изображение с приставкой. Формировать самооценку и самоконтроль.

Оборудование. Кубик, картинки с изображением разных действий машины; схемы образования приставочных глаголов; раздаточный: картинки с изображением разных действий лягушки, лисы, мальчика, машины, схемы образования приставочных глаголов.

Ход занятия.

1.Организационный момент . Педагог: Сядет тот, кто назовет любое слово-действие. Молодцы. Сегодня на занятии мы будем говорить о словах - действиях.

2 Игра «Смотри и правильно назови»

Дефектолог вызывает одного ребенка, и он выполняет действия у кубика: бежал, подбежал, оббежал, отбежал, убежал. После каждого действия, дети называют его.

Педагог: Все названные действия похожи по звучанию, но не одинаковы. Послушайте, какая часть слова меняется? (повторение слов-действий)

3. Рассматривание картинок с изображением машины, выполняющей различные действия.

машина ехала

выехала отъехала уехала объехала подъехала заехала

Педагог: « Это машина, что она делает - едет, (убрать картинку) что она делала - ехала. Сейчас я буду показывать картинки с другими действиями машины, а вы их будете называть. Из гаража машина -.., от гаража машина -.., машина совсем -.., вокруг гаража машина -.., к гаражу машина-.., в гараж машина -…Молодцы! Все слова были похожи, но не одинаковы. У всех слов - действий, которые вы назвали, есть одинаковая часть - ехала (выкладывается полоска зеленого цвета), и разные маленькие части в начале слова (добавляются разноцветные полоски) Когда вы их добавляли к одинаковой части, то слово - действие менялось» (проговариваются еще раз слова, выделяя приставки).

4. Игра с мячом.

Педагог: « Я буду называть слово - действие и кидать мяч, а вы называете обратное слово - действие, возвращаете мне мяч». (наливает-выливает, входит-выходит, влетает-вылетает, вносит-выносит, закрывает-открывает, приплывает-отплывает, сгибает-разгибает, собирает-разбирает, приклеивает-отклеивает, пришел-ушел, завязывает-развязывает)

5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Педагог: Сейчас вы будете работать с картинками. У вас есть картинки, которые рассказывают о действиях лягушки, машинки, лисы, мальчика. Поднимите руки, у кого картинки с изображением машинки, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия вы называли. Поднимите руки, у кого картинки с изображением машинки, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия вы называли?

Поднимите руки, у кого картинки с изображением мальчика, составьте предложения про мальчика. Какие слова-действия вы называли?

Поднимите руки, у кого картинки с изображением лисы, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия вы называли?

Поднимите руки, у кого картинки с изображением лягушки, составьте предложения про лягушку. Какие слова-действия вы называли?

Выложите схемы слов-действий (подпрыгнула-перепрыгнула, спрыгнула), какая одинаковая часть- прыгнула. Назовите маленькие части, которые вы добавляли в начало слова -под-,

Пере-, -с-.

5. Итог занятия. Самооценка, самоконтроль.

Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.

1. Самую большую группу составляют приставки, которые имеют общее значение направления действия в пространстве, но внутри этого общего значения — более частные значения: под- , при- , до- имеют значение направленности к чему-либо, приближения, присоединения, добавления. Так, приставка под- указывает на приближение, присоединение к чему-либо (подъехать , подшить ), приставка при- — на достижение какого-либо места, соединения с чем-либо (приехать , пришить ), приставка до- — на доведение действия до какого-либо предела (доехать , дошить ); от- , у- означают удаление от чего-либо, отделение. При этом приставка от- означает удаление на небольшое расстояние (отъехать , откатить ), а приставка у - полное удаление с какого-либо места (уехать , уползать ); в- (во- ) указывает на направление внутрь чего-либо (въехать , вшить ); вы- — на движение, удаление изнутри (выехать , выгнать ); на- указывает направление действия на поверхность чего-либо (наехать , нашить ); с- (со- ) — направление движения с поверхности, с высоты (съехать , сбросить ); о- (об- , обо- ) указывает: а) на направление движения вокруг чего-либо (объехать , обжарить , обшить , обойти ); б) на последовательное пребывание в однотипных местах (обойти все магазины , объехать весь город ); про- обозначает движение мимо чего-либо (проехать мимо вокзала , пройти мимо стадиона ) или на определенном расстоянии (пробежать километр , проплыть 200 м ); пере- — движение из одного места в другое (переехать , перебросить ); за- означает: а) попутное движение в место, где находятся недолго (по дороге с работы зайти в магазин ), б) движение вглубь какого-либо пространства (зайти далеко в лес ), в) движение за предмет (зайти за дом ).

2. Приставки с временны́ми значениями:

по- означает: с глаголами определенного движения — начало действия (пойти , побежать ); б) с глаголами неопределенного движения и с некоторыми другими глаголами — совершение действия в течение некоторого времени (походить , постоять , поработать );

за- , по- с некоторыми глаголами означают начало действия (затлеть , застучать; подуть , почувствовать );

пере- , ре- означают повторное действие, обычно с дополнительным значением "по-новому, иначе" (переделать , перевоспитать , перешить , реинвестировать , рефинансировать );

де- означает действие, противоположное тому, что называется производящим глаголом (дегуманизировать от гуманизировать , деполитизировать от политизировать ).

3. Отдельные приставки означают интенсивность действия:

пере- означает чрезмерную интенсивность действия (перегреть , переохладить , переварить );

недо- означает неполноту действия, недоведение его до конца (недоделать , недоварить , недопить ).

Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным. Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и- , -ова- , -ева- , -ирова- , -изирова- , -нича- означают совершение действия, связанного с предметом или признаком, указанным в производящем слове: дуплить от дупель , комплектовать от комплект , бичевать от бич , конверсировать от конверсия , слесарничать от слесарь , хитрить от хитрый , пустовать от пустой , гуманитаризировать от гуманитарный , откровенничать от откровенный;

-е- означает приобретение признака, связанного с предметом или признаком, указанным в производном слове: сиротеть от сирота , звереть от зверь , белеть от белый , краснеть от красный.

Следует различать глаголы, образованные от прилагательных с суффиксами -и- и -е- типа синить синеть , белить белеть. Первые имеют значение "сделать каким-либо", а вторые — "выявлять признак".

Приставочно-суффиксальный способ — это образование глаголов путем одновременного присоединения к производящему слову приставки и суффикса.

1. Суффикс -и- с некоторыми приставками (за -, о- , об- ) придает глаголам значение распространения, передачи чего-либо другим объектам: задымить от дым , заболотить от болото , затруднить от трудный; озвучить от звук , окрестьянитъ от крестьяне , обналичить от наличные , облегчить от легкий.

2. Суффикс -и- с приставкой обез- придает значение лишения, удаления: обезболить от боль , обезналичить от наличные.

Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса -ся , присоединяемого к неопределенной форме и выражающего различные залоговые значения: гуманизироваться от гуманизировать , подпитываться от подпитывать , раскручиваться от раскручивать.

Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся .

1. Приставка с- и постфикс -ся указывают на соединение, прибытие из разных мест в одно: сбежаться от бежать , слететься отлететь.

2. Приставка раз- (рас- ) и постфикс -ся указывают на направлениев разные стороны: разбежаться от бежать , разлететься отлететь.

Словосложение — образование глаголов путем сложения: полуобнять от полу и обнять , самовоспламениться от само и воспламениться.

Оксана Юрьевна Ловыгина
Конспект занятия с использованием ИКТ «Приставочные глаголы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматических категорий языка

в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «Приставочные глаголы».

Цель: учить понимать пространственные значения приставочных глаголов и грамотно употреблять их в речи.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Упражнять в образовании новых слов от одной основы с помощью приставки.

Упражнять в подборе подходящего по смыслу приставочного глаголав в словосочетании и в предложении.

Коррекционно-развивающие:

Развивать словесно-логическое мышление.

Развивать слухо-речевое внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль над речью.

Ход занятия

I. Организационный этап. Слайд 1.

Игра «Будь внимателен». Слайд 2.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Будь внимателен»: если я назову предмет, вы стоите. Если назову действие, вы подпрыгиваете.

Слова: солнце, светить, лететь, облако, стол, стул, ставить, рука, махать.

Логопед: Молодцы! Вы были очень внимательными!

II. Основной этап.

1. Введение в тему.

Логопед: Ребята! Я предлагаю вам посмотреть фильм о путешествии Бабы-Яги.

Слайд 3. Баба-Яга в ступе по небу… полетела.

Слайд 4. Вот Баба-Яга летела, летела и в лес… влетела.

Слайд 4. Она к дереву … подлетела,

Слайд 4. За дерево залетела…

Слайд 4. И из-за дерева… вылетела.

Слайд 5. В избушку… влетела.

Слайд 5. Из трубы Баба Яга … вылетела и в гости к Змею Горынычу … улетела.

Как вы видели, Баба-Яга во время путешествия совершила много различных действий. А кто скажет, каким словом можно объединить все эти действия? Что Баба-Яга делала?

Дети: Летела.

Логопед: Правильно, все это время Баба-Яга летела, а её действия были похожи, но немного отличались друг от друга.

2. Расширение и активизация глагольного словаря. Образование приставочных глаголов от основы -лить. Слайд 6.

Логопед: Сейчас я буду вам показывать спектакль. Для этого мне понадобятся: поднос, горшок с цветком, игрушечный котенок, стакан и кувшин с водой. Я буду лить воду, и называть это словом-действием. А вы будете объяснять, что произошло.

Логопед: Налила.

Дети: Воды в стакане не было, а теперь она появилась.

Логопед: Долила.

Дети: Вода в стакане уже была, но теперь её стало больше.

Логопед: Отлила.

Дети: Воды в стакане стало меньше.

Логопед: Полила.

Дети: Полила водой землю, где растет цветок. Вода в стакане осталась.

Логопед: Облила.

Дети: Игрушечный котенок намок (стал мокрым).

Логопед: Вылила.

Дети: Воды в стакане не осталось.

Логопед: Молодцы! Вы смогли объяснить все слова-действия, которые я назвала и показала. А сейчас мы с вами сделаем паузу и полетаем!

3. Динамическая пауза «Профессии». Слайд 7.

Быть шофером хорошо, (Крутят воображаемый руль)

А летчиком - лучше. (Разводят прямые руки в стороны)

Я бы в летчики пошел, (Покачивание руками вверх-вниз)

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, («Наливают» бензин)

Завожу пропеллер, (Круговые движения правой рукой)

В небеса мотор вези, (Прямые руки вверх, встают на носочки)

Чтобы птицы пели. (Изображают кистями рук птичку)

4. Практическое усвоение навыка словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 8.

Логопед: Посмотрите, ребята! К нам в гости прилетела синица. Помогите мне, пожалуйста, правильно подобрать слова-действия к тому, что делает синица.

Логопед: Вот синица в комнату…

Дети :Влетела.

Логопед: Синица по комнате …

Дети: Полетела.

Логопед: Синица над столом летела и к цветку …

Дети: Подлетела.

Логопед: Она вокруг цветка …

Дети: Облетела.

Логопед: Синица на кувшин села, посидела и с кувшина …

Дети: Слетела.

Логопед: Снова синица по комнате летела, летела и в дверь из комнаты…

Дети: Вылетела.

Логопед: Ребята! Все слова-действия, которые мы назвали, похожи по звучанию. А значения у них разные.

5. Индивидуальная работа по практическому усвоению навыка приставочного словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 9.

Логопед: Ребята! В одном сказочном лесу в маленьком домике живет добрый доктор Айболит. Айболит очень любит зверей. Но однажды он заболел. Навестить своего друга спешат разные животные. А какие, вы узнаете, если посмотрите на экран. Итак, к Айболиту спешат зайчики, лисички и птички. Только все они добирались по-разному. Зайчики ехали, лисички бежали, а птички летели.

Слайд 10. Логопед: Птички по небу… Дети: полетели.

Слайд 11. Логопед: Птицы в лес… Дети: влетели.

Слайд 11. Логопед: Птицы из леса… Дети: вылетели.

Слайд 12. Логопед: Птицы к речке… Дети: подлетели.

Слайд 12. Логопед: Над мостом через речку. Дети: полетели.

Слайд 13. Логопед: И до дома Айболита… Дети: долетели.

Логопед: Зайчики к Айболиту в трамвайчике ехали.

Слайд 14. Логопед: Зайчики из леса… Дети: выехали.

Слайд 15. Логопед: Зайчики по поляне… Дети: поехали.

Слайд 16. Логопед: Вот они до речки… Дети: доехали.

Слайд 16. Логопед: Через речку по мосту… Дети: поехали.

Слайд 16. Логопед: На мосту на камень… Дети: наехали.

Слайд 16. Логопед: Зайцы с моста… Дети: съехали.

Слайд 17. Логопед: По дороге… Дети: поехали.

Слайд 18. Логопед: И до дома Айболита… Дети: доехали.

Логопед: Последними к Айболиту бежали лисички.

Слайд 19. Логопед: Лисички по лесу… Дети: побежали.

Слайд 20. Логопед: Лисички до речки… Дети: добежали.

Слайд 20. Логопед: Через речку по мосту… Дети: побежали.

Слайд 20. Логопед: С моста… Дети: сбежали.

Слайд 21. Логопед: Лисички по тропинке… Дети: побежали.

Слайд 22. Логопед: Лисички до дома Айболита… Дети: добежали.

Логопед: Все звери попали в гости к Айболиту? Все. Доктор Айболит обрадовался и скоро начал поправляться.

III. Итоговый этап. Слайд 23 . Подведение итогов деятельности. Рефлексия. Самооценка деятельности детей.

Тема: «Приставочные глаголы».

Цель: Уточнять и расширять предикативный словарь.

Задачи:

    Обогащать словарь детей приставочными глаголами по теме «Транспорт».

    Учить детей дефференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать.

    Закрепить словарь по теме Транспорт, умение классифицировать транспорт на водный, наземный, воздушный.

    Продолжать формировать представление о многозначности слов.

    Продолжать развивать связную речь.

    Закреплять умение восстанавливать последовательность событий с опорой на картинный материал.

    Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память.

    Продолжать развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Материал: макет дороги от домика Бибишки к домику Грузовичка; картинки с изображением разных видов транспорта, крыла, хвоста, носа; разрезные картинки: ракета, лодка, самолёт, вертолёт, катер, пароход; набор картинок для восстановления событий в рассказе, красный карандаш.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика. Дети стоят в кругу.

Раз, два, три, четыре, пять –

Сжимают и разжимают пальчики

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль поезд, вертолёт.

Поочерёдно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.

    Основная часть.

1. Классификация картинок с изображением транспорта на водный, воздушный, наземный.

Детей приглашают посетить выставку транспорта.

На трёх мольбертах прикреплено по одной картинке: лодка, самолёт, велосипед. Остальные картинки разложены на столе около мольберта. Сверху лежит записка: «Выставку организовать не смогли. Все заболели».

Детям предлагают помочь организовать выставку. Подобрать к выставленным картинкам подходящие картинки.

2. Работа с разрезными картинками.

Дети садятся за столы. На столах подносы с разрезными картинками (лодка, самолёт, катер, вертолёт, ракета, пароход) и чёрно-белый образец картинки.

Детям с низким уровнем развития – картинки с вертикальным делением на 4 части.

Детям со средним уровнем развития – картинки с вертикально-горизонтальным делением на 4 части.

Детям с высоким уровнем развития – картинки с диагональным делением на 4 части.

3. Отработка многозначности слов.

Логопед показывает картинку с изображением носа, крыла, хвоста и предлагает назвать транспорт, у которого тоже есть нос, хвост, крыло (с опорой на разрезные картинки).

4. Отработка приставочных глаголов.

Детям предлагают услышать историю про маленькую машинку и приглашают к макету.

Посмотрите, здесь в гараже живёт маленькая машинка, она очень весёлая и всегда звонко бибикает, когда кого-нибудь встречает. (Дети рассматривают машинку, придумывают ей имя Бибишка) Решила Бибишка отправиться в гости к своему другу Грузовичку. Из гаража она выехала и по дороге поехала. Видит, на дороге большая лужа. Лужу Бибишка объехала и к мосту подъехала. На мост въехала, с моста съехала, дальше поехала и в гости приехала. Все действия демонстрируются логопедом на макете, дети проговаривают приставочные глаголы. Обратный путь по очереди дети проезжают каждый отрезок пути и проговаривают соответствующий глагол.

Затем детям предлагают вернуться за столы, где у каждого находится картинка, отображающая какой-то отрезок пути Бибишки. Дети проговаривают, что делает Бибишка на их картинке.

Дети с низким уровнем развития – поехала, приехала;

Дети со средним уровнем развития – въехала, съехала;

Дети с высоким уровнем развития – подъехала, объехала.

5. Развитие мелкой моторики.

Внимание детей обращается на бабку коровку, которая ползёт по дороге. Чтобы машина на неё не наехала , детям предлагают её раскрасить красным карандашом.

Для чего вы раскрасили бабку коровку красным цветом?

6. Восстановление последовательности событий.

На доске представлен картинный план рассказа о путешествии Бибишки с отсутствием некоторых звеньев. Дети рассказывают про Бибишку, находя место своей картинке в общем картинном плане.

    Итог занятия.

На память дети забирают раскрашенные ими картинки.

Муниципалиное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №26 «Сказка».

Образовательная область: Речевое развитие.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР.

Тема: «ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ».

Подготовила:

Учитель-логопед Шибанова И.В.