Солнцепоклонство - планетарная религия. Обряды и праздники в древней Руси. Поклонение Солнцу Поклонение солнцу на руси

«Вышло Солнце тогда из лица его
Самого Рода небесного,
Прародителя и Отца богов»
«Книга Коляды», 1а

«Это Вышень – Всевышний Боже
Тот, что Солнцем сияет в Сварге,
что, родившись, шагнул три раза
широко чрез простор Вселенной,
Тот, в следах чьих источник мёда,
В высшем следе сияет Сурья…»
«Веда Крышня»

Издревле русов ведической веры именовали солнцепоклонниками, а сами себя русы называли «детьми Солнца», «внуками царя – Солнца Дажьбога». Солнце русы также называли Сурьей, Ра, Хорсом, Ярилой. У каждого светлого бога были солнечные черты. Родившееся из лика Рода в начале времён, Трисветлое Солнце являло лик Бога. Род породил Природу – то, что при Роде. И Род же породил Солнце, бога Ра – т. е. выделил часть себя, своё рождающее начало. И Солнце, как лик Рода, тоже стало рождать. И потому Солнце породило планеты, породило саму жизнь на Земле.

Солнце Ра – это сын Рода, т. е. Солнце – суть второй лик в изначальном Триглаве: Род – Ра – Рожаница, в коем Отец и Мать (Род и Рожаница) слились в единого бога Рода. Изначальный Триглав – это проявление Всевышнего в нашей Вселенной. Всевышний – Вышень явился (родился) Триединым. И стал Он Трисветлым Солнцем. И отныне Солнце ежедневно повторяет эти три шага: от восхода к зениту, потом к закату.

Вышний Род – исток, родник жизни. Его рождающая сила истекает живой водой, волшебным мёдом – Сурьей. Божественная Сила Рода и есть Сурья. Сурья – это второе имя бога Солнца Ра. Он – Сурья-Ра, т. е. Сильный Ра. И эта Сила истекает от Бога, из Ирия, от Бел-горюч камня Алатыря, молочной рекой Ра-Сурьей. Река эта и есть Млечный путь: «И та Сурья иливается с Молоком, что Земун – Корова Небесная, пролила на камень Алатырь» («Веда Крышня»). Млечный путь – Звёздное молоко – является мириадами Солнц, истекшими из Родителя нашей вселенной в Начале Времён.

На Земле же Сурья – Ра протекла великой Ра-рекой, или рекой Сурой (другие её названия: Белая, Волга, Дон, Рось). В наше время Сурой называется правый приток Волги. По аналогии мы видим, что в Египте своя река Ра – Река Жизни – Нил, которая также считается отражением Млечного пути на Земле. В Архангельской области есть село Сура, где родился всенародный Пастырь Иоанн Кронштатдский. Наша группа была там и поклонилась этим местам, подарившим России великого сподвижника. Можно сказать, что это место тоже стало своеобразным истоком, истоком духа в служении ближнему.

Сурья-Ра стекает от земного образа Ирийской горы – с южно-уральской горы Иремель. Великая земная река рождена из воды, собранной силой Солнца. Она напоена этой силой, и эта же сила питает всё живое: «И мы видим Сурью, ибо Сурья живит нивы и наполняет силой злаки в Зелёном Крае» («Книга Велеса», III, 30). И эта же сила питает русичей, «сынов Солнца». И русичи приносят жертву Солнцу-Сурье мёд-Сурью:

«И вот жертва наша – это мёд-Сурья, сделанный на девясиле, лютяный. И на Солнце-Сурье его оставляют на три дня, затем сквозь шерсть процеженный. И это – есть и будет нашей жертвой богам истинной» (Книга Велеса», Род III, 4:1).

И сей мёд – это тоже Сурья, в нём есть сила Солнца, он напоён ею. Сила – суть Ведическое Знание, которое даётся Богом, которое приносили людям Велес, Крышень, Коляда:

Сурья – мёд на травах бродивший,
Сурья – также и Солнце Красное,
Сурья – Вед понимание ясное,
Сурья – след Всевышнего Вышняя,
Сурья – Истина бога Крышня.
«Книга Коляды», II б

Необыкновенно красиво повествуется о земной жизни Солнца в Ведах, хотя и в отрывках, но дошедших до нас благодаря Древней Традиции и Ведической культуре Индии.

«Бог Солнца Сурья-Ра в Золотой век правил в Белом Северном море на Золотом Алатырском острове (до нас дошли названия четырёх островов Гипербореи, и одним из них был как раз Золотой). К вечеру он на колеснице, в которую были впряжены золотые быки, спускался к Золотому острову и пировал на нём всю долгую полярную ночь. А его золотые быки паслись на золотых травах»

«В те давние времена Сурья Ра влюбился в дочь Сварога Волыню Владычицу океана. И от их любви родилиcь бог Солнца Хорс (в море Хорса – Карском) и богиня радуги русалка Рада (на острове Родос в Средиземном море), а также богиня Плеяна (В Атлантическом приморском царстве). Но кончился Золотой век, Чёрный Идол украл у Солнца его золотых быков и погнал их на юг. Пришлось покинуть блаженные Северные острова и богу Солнца с Волыней».

Как вы видите, в этом сказании рассказывается об исходе гиперборейцев с севера на юг. Сейчас много книг на эту тему и много замечательных картин художников В. Иванова, Б. Ольшанского, А. Клименко и др.

Далее в Ведах повествуется, что «боги настигли похитителя в Южноуральских горах. Крышний вернул быков богу Сурье-Ра. И так на Южном Урале родилось второе царство бога Солнца. Здесь Ра протёк Ра-рекою от Ирийской горы».

Одним из перевалочных пунктов на пути Ариев стал Аркаим. В 80-е годы прошлого столетия научная общественность была потрясена открытиями в Челябинской области, где были обнаружены остатки мощных древних поселений с развитой добычей руды и выплавкой металла. Кольцевидные крепостные валы, образующие сооружение, похожее на недостроенную Вавилонскую башню, шахты, плавильные печи, поделки и утварь – всё это позволило связать находки с продвижением на юг во 2-ом тысячелетии до н. э. ещё не полностью расчленённых индоевропейских племён.

Это был единый народ идущий в будущее. Затем наши предки Арии начнут разделяться на русских, персов, кельтов, немцев и т. д. Однако деды и отцы сумели выстоять. Они даровали жизнь нам, сохранив нашу самобытную культуру и великолепную природу (при Роде), как и мы должны сохранить всё это для наших потомков!

Солнце являет лик Всевышнего. «Книга Велеса» говорит, что «Бог и Един и Множествен», потому и ликов Солнца великое множество.

Зимнее Солнце – это Велес-Мороз, весеннее – Велес-Ярило. Солнце в зимнее солнцестояние – это Коляда, в летнее солнцестояние – Купала. И круглый год Солнце – это Хорс – Дажьбог. И колесницей Солнца правят Коляда и Овсень. Коляда правит от дней Коляды до Купалы, когда Солнце набирает силу, день увеличивается. А Овсень – от дня Купалы до дня Коляды, когда Солнце убывает.

Есть и ещё один лик у Солнца – лик Утренней звезды Денницы, лик неудавшегося Бога, ибо Денница, сын Зари и Солнца (или Месяца), не смог править солнечной колесницей и наделал немало бед. По аналогии в греческо-римской мифологии – это Фаэтон.

В колесницу Солнца впряжены солнечные кони – Пир, Эй, Фед и Атон, которые у разных народов почитались, как боги Солнца, его лки. Но в колесницу могут быть впряжены не только Солнечные Кони, но и Золотые быки, о чём говорилось выше, с также и Лебеди. Легенда о том, что лебеди умирая, взлетают к солнцу, берёт своё начало в тех же мифах.

Является Солнце и в виде солнечного диска, огненного колеса – Коло. Коло – круг – это самый совершенный символ, являющий образ Бога, но об этом в главе посвящённой символике Солнца. Солнце – око Бога. Лучи Солнца – это руки, которые охватывают весь мир, и Солнце с ручками встретило нас на чудом сохранившихся фресках в Городе Солнца – Ахетатоне – древней столице царства Эхнатона (Египет).

Солнце старо, как мир и вечно молодо, ибо оно рождается каждый день. Уходит от нас зимой и возвращается весной. Солнце дарит Мудрость и Знание, и его сын Велес – являлся богом Мудрости и Знания у древних славян. Солнце дарит Силу и Царственность, и Хорс – Дажьбог – это Солнце – царь. Солнце – это лик Бога, представитель Бога в нашей Вселенной.

«И свету Сурьи быть над нами…
И мы… всякий день обращаем
свой взор к Богам, которые есть Свет.
И Его называем Перун, Дажьбог,
Хорс, Яр и иными именами…»
«Книга Велеса», Троян IV, 2:2

Поклонение Солнцу на Руси.
Вот такое Солнышко у меня получилось из соленого теста и синельной проволоки

Смешное Солнышко получилось из гофротрубочек.

У славянских народов Солнце было главным божеством. Его считали богом весны и плодородия и называли Коляда. На Руси верили, что, как и все живое на Земле, Солнце рождалось, расцветало и старело. Богу солнца были посвящены многие праздники календарного года.
В святки, с 25 декабря по 6 января, ряженые ходили по дворам. Переодетые в зверей они громко пели, ударяли в бубны и шумели трещетками. Они пели колядки – песни, прословляющие Коляду – маленького младенца Коло. Для славян он был молоденьким Солнцем, выходящим из плена зимней тьмы и стужи.

Когда наступал самый длинный в году день, в ночь на 24 июня, славяне отмечали праздник Ивана Купалы. Они встречали восходящее солнце, любуясь им. В купальскую ночь водили хороводы, прыгали через костер... Спуск с горы колеса означал откат Солнца на зиму. После этого дня полуденная высота Солнца становилась все меньше и меньше.

От древних слов "хоро" и "коло" возникли слова "хоровод", "колесо". "Хоро" и "коло" означают солнечный круг.

Тема: Мир животных.
Работы вышиты крестиком. Пришлось потрудится, что все было красиво и аккуратно. И в срок. Плохо видно полетную карточку. Хотелось, что б работу было лучше видно. Поэтому карточка видна не полностью. Извените.

Родители конечно же водили меня в зоопарк посмотреть на тигров, бегемотов. Все эти животные в естественных условиях водятся в самых разных уголках нашей планеты. Они приспособлены жить в определенной среде, к которой привыкали в течение длительного времени. Но люди меняют среду обитания, исходя из собственных нужд. Мы загрязняем природу, и разрушаем равновесие между живыми организмами. Животные сильно страдают, если их вынуждают покинуть места, где они росли и жили долгое время.
Никаких новых животных вывести не предлагаю. Предлагаю сохранить и приумножить тех которые у нас есть. Чтобы их уберечь необходимо объявить все леса заповедниками, принять меры по регулированию промысла. Каждое животное уникально и полезно. К примеру: зайцы особого вреда хозяйству человека не причиняют. Зато это ценные пушные зверьки. Их мясо превосходного вкуса, шкура дает теплый мех, волосы идут на выработку фетра. Олени не заменимые помощники в тундре. Мясо оленя считается диетическим. Молодые неокостеневшие рога пятнистых оленей используют для приготовления лечебного препарата – пантокрина. Лягушки уничтожают вредителей, тем самым сохраняя урожай.
Люди, давайте любить братьев наших меньших и заботится о них.

Животные делают мир прекраснее и интереснее.

Олененок.

Зайчонок.

Лягушонок.

Рисунок к теме "Мир животных". Хочется, что б все было хорошо. Мир был прекрасен. Растения расли и цвели, животные не кого не боялись. Все жили в мире и гармонии.

Аппликация. Сделал для своей сестренки. Покрою пленкой и она будет лепить. Я буду катать шарики (она сама еще не может), а она их будет прилеплять в серединке цветов, на лягушонка. Идею подсмотрел у С.Новицкой.. Сегодня вечером и начнем занятие.

Тема "Школа будущего".
Очень хотелось попробовать сделать работу в технике которую показала Даренка. Я выбрал "Школу будущего". Она мне близка. Моя школа высокая с несколькими ярусами по бокам. В самой башне находятся классы, столовая и др. Первый ярус.
Слева стадион для занятии спортом и физкультурой.
Справа бассейн. Конечно все в зелени и под куполом. Когда погода позволяет его убирают.
Все должно быть рядом и безопасно. Никаких собак и машин. Ни нада бежать в бассейн в другое здание тратить время и здоровье (а вдруг ты плохо просушился вот и простуда).
Второй ярус.
Слева площадка для игр. Все в зелени. Возможно поселение питомцев. Мы с одноклассниками не всегда сразу идем после занятии домой. А вместе гуляем и играем в игры. Но когда очень холодно не поиграеш. Север. Такая площадка спасенье. Здесь можно играть всем. Здесь все на любой возраст и горки и лазелки, и лабиринты, песочницы (для начальной школы) и многое другое. Справа кусочек природы. На подобие нашего зимнего сада и фантан обязательно, может даже имитация водопада. Вода успокаевает. Здесь можно отдохнуть, помечтать, написать стихи. Можно организовать концерт, спектакаль. На природе оно лучше. Гормоничние.
Верхний ярус. Справа обсерватория. Для всех желающих и для урокоа астрономией. А левый оставлен свободный. А что предложите ВЫ?

2-Й СПАС (ЯБЛОЧНЫЙ) 6 августа | С ПРАЗДНИКОМ, ДРУЗЬЯ!!! На Яблочный Спас освещаются яблоки и груши, посылается большая благодарность Макоше-Матушке за дары. Кроме того, в этот день чествуют Спаса Богумира и Славуню как родоначальников славян и ориев. Яблочный Спас – праздник наших предков, который имеет как бытовой, так и глубинный философский смысл. А подробнее о Спасах, Вышних Душах, приходивших на наши земли Руси для укрепления связи с Родом Всевышним, приносившим Веру-Веду читайте ранее в нашей группе. Согласно древнему аграрному календарю с середины августа начинается сбор яблок, и начатки урожая приносились в жертву богам, До этого дня есть садовые яблоки было нельзя. Существует версия, что до Яблочного Спаса яблок нового урожая не ели потому, что они еще не приносят человеку значимой пользы, даже если созрели. И дело не только в самих яблоках. До Яблочного Спаса созревают многие полезные для человека ягоды, съедобные травы и корнеплоды. Если начать употреблять в пищу яблоки, не останется «места» для более полезного в данный момент продукта. Определенная последовательность созревания (зелень, ягоды, плоды) существует в природе не зря. В день второго Спаса совершался и особый ритуал благословления плодов. Уборка урожая сопровождалась приговорами: вовремя собрать – вовремя убрать, после Второго Спаса дождь – хлебогной! На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения благодарности Матери Сырой Земле, волхвы благословляли плоды. По традиции в этот день люди должны угощать яблоками родных, близких, не забывая и про уснувших вечным сном предков. Хозяева жертвовали в пользу сирот и неимущих начатки - небольшие порции каждого из собранных плодов. Отсюда возникла поговорка: «На второй Спас и нищий яблочко съест». Непременно пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето. Приветствовали в песнях и наступающую осень. Неслучайно день второго Спаса называли «первыми осенинами», то есть встречей осени. Принято считать, что ночи после этого дня становятся намного холоднее. Говорили: «Со Спаса – преображение: погода преображается!» «Пришел второй Спас – бери рукавицы про запас!» Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. К Спасу вырастают плоды прежних замыслов. Вскрывается истинная суть прошлого, т.е. из зерна растёт плод. И все его видят. И могут отведать, но не раньше, чем настанет пора... Во времена двоеверея христианская церковь заменила исконный праздник Яблочный Спас официальным церковным, назвав его на свой лад – Преображение Господне. О яблоне в народе сложено немало преданий и сказов. Когда яблоня цветёт, то под её шелковым шатром к людям возвращается чувство покоя и здоровья. Даже самому загнанному несчастьями человеку вменяется найти время и посидеть под этим деревом. Девушки водили вокруг яблони хороводы и расчёсывали волосы яблоневым гребнем. Говорят, что при этом девичьему лицу передается нежность яблоневого цвета, румянец зреющего яблочка. Такой гребень снимает головные боли, успокаивает. По народному поверью, именно к яблоне прилетают из райского сада две птицы: Сирин и Алконост. Они приносят в своих острых когтях целительные травы. В женских лицах птиц – и сходство и огромное различие. Лицо Сирин-птицы непроницаемое, суровое, а на лице Алконост-птицы – улыбка. И это неспроста: одна напоминает о том, что земная жизнь – лишь миг, что богатство и власть в ней ничего не стоят. Другая – дарует любовь и веру. Сирин-птице заповедано летать к яблоне еще задолго до яблочного Спаса. Поэтому, по народному поверью, сорвавший яблоко прежде срока может сорвать именно то, на которое смахнула Сирин-птица с крыльев мертвую росу. И тогда за свое нетерпение, жадность бывает наказан человек смертью. Алконост-птица прилетает на Спас. И все плоды на яблонях с этого дня становятся целительными. Птица смахивает с крыльев живую росу. Преображаются плоды, в них появляется удивительная сила. Девушки, срывая первое яблочко и надкусывая его, задумывают сокровенные желания, загадывают о любви. «Когда ешь первое яблочко, «что надумано – сбудется, что сбудется – не минуется» Здрава

Прерванная история русов [Соединяем разделенные эпохи] Грот Лидия Павловна

Древнерусское солнцепоклонство

Солнцепоклонство в связи с древнерусской историей и проблемой происхождения Руси является одним из вопросов, которым я занимаюсь уже несколько лет. Как я уже писала ранее, историк ведет историю какого-либо народа от того периода, когда данный народ появился, заявив о себе собственным именем на определенной территории, с определенным языком, сакральной традицией и т. д.

Блины – символ солнца. Традиция печь блины дожила до наших дней

Особенно важным является появление самоназвания (этнонима) народа, поскольку в нем фиксируется как сознание своего единства, так и отличие от других народов.

В предыдущих разделах я предприняла попытку показать, что имя русов выявляется в Восточной Европе в период существования там индоевропейской общности и выделения из нее арийцев, что чаще всего датируется началом III тысячелетия до н. э. В своем предположении я исхожу из того, что примеры восточноевропейских гидронимов с корнем рос/рус/рас- показывают, что в русском языке и санскрите имеются соответствия, аналогичные соответствию между литовским и санскритом. Реки с именами Рось/ Русь во множестве сохранялись в древнерусской традиции, но сохранялись и слова с таким же корнем, связанные с водной стихией: роса и русалка, оросить/ орошать, название водного источника как раса, руса, русеча, расина и др., русло и т. д. А в Ригведе сохранилось название северной реки Rasа, которую отождествляют с Волгой, но есть и слово rasa , которое в Ригведе означало «жидкость, сок, главная сущность», а в Махабхарате – «вода, питье, нектар, молоко», т. е. имело семантику, родственную с древнерусскими росами, расинами и пр.

Теперь об имени славяне . Первые упоминания в письменных источниках общности под таким именем фиксируется с VI в. н. э. Правда, обычно оговаривается, что точно неизвестно, когда оно появилось как самоназвание, возможно, и раньше VI в. Но как бы то ни было, в VI в. в исторических источниках имя славян связывается либо с Балканами и Подунавьем, либо даже с южнобалтийским побережьем. Например, известен рассказ византийского историка и писателя Феофилакта Симокатты о том, что в 591 г. людьми императора Маврикия (582–602) были захвачены три мужа, которые рассказали, что они родом славины и что живут они у оконечности западного Океана, откуда они прибыли, чтобы уведомить хагана авар о невозможности прислать ему запрашиваемую военную помощь ввиду слишком большой отдаленности их страны. Эти же сведения приводит и византийский летописец Феофан. Как историк я должна опираться на имеющиеся источники, поэтому пока VI в. – это конкретный исторический рубеж появления имени славяне на исторической арене.

Такое разграничение необходимо для того, чтобы работать с историческими источниками. Как показывает опыт, произвольное смешение этих названий или подмена одного имени другим превращают работу с историческими источниками в хаос. Например, «в источнике указано, что русы были… но мы знаем, что славян там в это время не было, значит, источник путает, сочиняет» и т. д.

Очень важно было убедиться в том, что моя реконструкция начального периода истории русов совпадает с результатами исследований по ДНК-генеалогии. А.А. Клёсов поддержал мое желание «как-то отделить древних русов от древних ариев» и пояснил, что после ухода ариев на восток (ветвь R1a-L342.2) в Восточной Европе осталась ветвь гаплогруппы R1a-Z280, т. е. центральноевразийская ветвь R1a. И именно к ней, подчеркнул А.А. Клёсов, относится большинство современных этнических русских, т. е. по происхождению они имеют с ариями одних и тех же предков, но разошлись, как расходятся братья одного отца. Вот их, указывает Клёсов, справедливо можно назвать русами, тем более что исторического имени у этой ветви нет.

Поэтому русы и арии – два народа-современника, два родных «брата», если хотите, имеющие одну предковую общность, но выделившиеся из нее, как два отдельных субъекта, каждый под своим именем, и прошедшие свой собственный путь в мировой истории. Совпадение названия страны, гидронима и этнонима – в нашем случае, в ареале между гидронимами на рос/рус/рас, известна страна Русь и народ русы – является признаком исконного проживания народа на данной территории. Таким образом, русы – народ одной предковой общности с ариями, историю которого в Восточной Европе есть основания начинать с III тысячелетия до н. э.

Род R1a, составил профессор А.А. Клёсов. Источник: сайт pereformat.ru

Но в исследованиях по ДНК-генеалогии иначе, чем в исторических исследованиях, применяется термин славяне , который отождествляется с термином праславяне , маркирующим предкового носителя общеродовой гаплогруппы R1a, выявленного на Балканах 10–9 тысяч лет назад.

Баян. Картина Виктора Михайловича Васнецова, 1910 г.

Как я пояснила, в моем историческом контексте сугубо научный термин «праславяне» не противопоставляется тем, кто в живой истории называл себя русами: я просто выстраиваю носителей самоназваний в хронологическую или предковую цепочку и делаю это для того, чтобы было возможно работать с историческими источниками, не переиначивая их на свой лад.

Освоение русскими новых земель. Художник К.В. Лебедев, 1904 г.

Итак, мой рассказ о древнерусских традициях солнцепоклонства будет касаться русов, где русы – самоназвание народа, зафиксированного в восточноевропейских гидронимах на их исторически исконной территории проживания. Поэтому историю русов начинаю в Восточной Европе с III тысячелетия до н. э. и покажу часть этой истории, отразившейся в традициях солнцепоклонства, или солярных культах. Солярные культы как в древнерусской традиции, так и в традициях народов Сибири и Севера неоднократно привлекались к исследованию и имеют достаточно богатую историографию. Но она отмечена некоторыми особенностями, на которые хотелось бы обратить внимание. Так, древнерусские солярные культы изучаются в рамках общеславянских традиций (как, впрочем, и всё древнерусское) или – общеславянской мифологии, где славянство отождествляется с носителями славянской семьи языков, образование которой относится к середине – второй половине I тысячелетия, как было упомянуто выше.

Солярные культы у народов Сибири и Севера рассматриваются как автохтонные для этих народов – первых насельников своих областей. Соответственно, по этой схеме древнерусские солярные традиции не рассматриваются как автохтонные в Восточной Европе. Поэтому родственные черты в древнерусских и сибирских или северных солярных (даже шире – космологических) традициях, давно обратившие на себя внимание учёных, объясняются либо как отголоски «общей для всех народов стадии мезолитическо-неолитического охотничьего и оленеводческого быта», либо как влияние финно-угорского субстрата на представления русского населения, если речь идёт о севере Восточной Европы.

Стадиальный подход к общечеловеческой архаике, безусловно, оправдан, но с его помощью, на мой взгляд, не удаётся исчерпывающе объяснить как всё многообразие архаичных представлений, сохранившихся в древнерусской традиции и традициях народов Севера и Сибири, так и ряд схожих черт, например, в северорусском язычестве и космогонии северных и сибирских народов. Не помогают здесь и отсылки к финно-угорскому субстрату, поскольку привлекаемый к сопоставлению этнографический материал встречается в русских областях далеко за пределами его ареала. Кроме того, как хронологически, так и просто с точки зрения здравого смысла эта версия не работает, ибо русское население на севере Восточной Европы связывается с расселением носителей восточнославянской семьи языков, а они достигли восточноевропейского Северо-Запада примерно во второй половине I тысячелетия. Освоение же ими Севера происходило и того позднее. Первые русские переселенцы в рамках именно этой волны миграций (т. е. в рамках миграций носителей восточнославянской семьи языков), предположительно из района Ладоги, могли появиться на берегах Белого моря в IX в., но более интенсивное переселение на Север из ладожско-новгородско-псковской, владимирско-ростовско-суздальской и московской областей происходило в течение XII–XVI вв. Таким образом, все древнерусские солярные культы пытались уместить именно в первое тысячелетие после Р.Х., а их история на протяжении трех тысяч лет до н. э. пропадала.

Но, исследуя древнерусское религиозно-мифологическое наследие, я поняла, что у него более древние корни. За неимением разработанной терминологии я стала потерянный трёхтысячелетний период древнерусской истории называть дославянским (т. е. до расселения носителей восточнославянских языков в Восточной Европе), но индоевропейским периодом, связывая его с частью индоевропейского субстрата Восточной Европы. В последние годы я эту терминологию уточнила. А сейчас ещё получила поддержку со стороны исследований в рамках ДНК-генеалогии, которые стали долгожданным ресурсом для историков, поскольку предоставляют возможность сверять результаты исторических исследований с данными, полученными в этой новой области наук.

На реке Тобол. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1914 г. Саамская семья. Фото начала XX в.

Поэтому сейчас я могу вместо слов индоевропейский субстрат использовать термин древние русы и говорить о древнерусском периоде нашей истории как о периоде с III тысячелетия до н. э. до расселения носителей славянской семьи языков, т. е. до VI–VII вв. н. э. Соответственно, следующий за древнерусским период можно назвать славяно-русским, вкладывая в понятие славяне тот смысл, который я обозначила в начале статье, от появления самоназвания «славяне».

Саамская семья. Фото начала XX в.

Поскольку древние русы (в моем понимании), или носители индоевропейского субстрата, как я определяла их раньше, следы которых прослеживаются на всём восточноевропейском пространстве в древности, исчезли из науки, то вместе с ними исчезла и возможность выявить тот древний культурно-генетический пласт, который запечатлелся как в древнерусской космогонии, так и в космогонии народов Сибири и Севера. А в нем содержится один из ключей к пониманию природы схожести части русских, саамских, сибирских солярных мифов. Данная схожесть привела меня некоторое время назад к мысли о том, что предки русских и предки части нынешних народов Сибири и Севера имели в древности периоды, когда они были связаны в рамках единых сакральных общностей. Выявление и изучение этого пласта поможет нам понять и генезис российской полиэтничности, т. е. основы российской общности, которая связывала людей воедино на наших гигантских пространствах в течение длительнейшего времени. Ведь речь идёт о тысячелетиях! Политонимы могли меняться, но люди-то на наших евразийских просторах всегда держались как общность: вместе занимались хозяйством, торговали, роднились через браки, обменивались идеями и пр.

Реконструируя историю древних русов на всем восточноевропейском пространстве, т. е. от самых северных пределов, необходимо сказать и о самом слове «север», особенно с учетом литературного бума вокруг имени так называемой «Гиперборейской Руси». Это название уже давно не сходит со страниц сочинений самого широкого круга современных авторов.

Определение руси как народа гиперборейского известно из произведений византийских авторов. Так, Д.И. Иловайский, например, напоминал о том, что у византийцев было понятие «о Руси как о народе северном и даже надсеверном или “гиперборейском”. Например, Никита Хониат выражается о руси так: “которых называют и скифами гиперборейскими”».

Историк Дмитрий Иванович Иловайский (1832–1920)

Но почему-то никому не приходило в голову обратить внимание на то, что слово-то, вернее, имя гипербореев – древнегреческое, а древнегреческий язык не был языком населения Восточной Европы, т. е. те, кого сейчас пытаются наречь гипербореями, сами себя по-древнегречески явно не называли. Далее следует вспомнить, что у греков была традиция давать свои греческие имена другим народам и их божествам или названиям местностей в других странах, причём эти греческие имена приводились в соответствие с исконными именами. Например, при отождествлении греческих богов с богами Египта, Персии или Скифии старались соблюсти соответствие хотя бы их основных функций. Следовательно, и имя Борей, а также образованное от него имя гиперборейцев должны были иметь местные аналоги в Восточной Европе в древности, родственные образу Борея. Имя нордманнов здесь не подходит, поскольку прекрасно известно, что оно – произведение «варварского» тевтонского языка, т. е. не исконно восточноевропейское, а пришлое из Западной Европы.

По моей догадке, таким восточноевропейским автохтонным аналогом имени Борея является древнерусское имя Север . В древнерусской истории известна земля Севера/Север , которая, согласно В.В. Седову, географически соответствовала основному ареалу волынцевской культуры конца VII–VIII в., распространившейся от левобережья Днепра до бассейна среднего Дона и Верхней Оки. Носители данной культуры, по предположению Седова, назывались этим этнонимом. Следовательно, можно предположить, что имя Север/Севера изначально было именем первопредка народа, который назвался этим именем, вероятно, после его смерти. Почитаемые предки обожествлялись, поэтому древнегреческая традиция вполне могла отождествить имя обожествленного предка по имени Север с соответствующим древнегреческим божеством, а последнее уже закрепилось в мировой литературе.

Сохранились ли какие-то сведения о древнерусском божестве с именем, схожим с именем Север? В русском языке слово север имеет вариант сивер . А.Н. Афанасьев писал об этом: «Север же – страна холодных ветров… на областном языке она называется полночь и сивер… сивер и сиверик – холодный, резкий ветер». Есть аналогичные значения в словаре В.И. Даля: сивер – м. север , особ. в знач. северный ветер .

Как известно, у исследователей было много хлопот с истолкованием имени Севера и северян. Слово «север» в древности не употреблялось для обозначения северных широт, а употреблялось слово «полуночь», кроме того, названия стран света никогда и никаким народом не употреблялись для самоназвания и т. д. В.В. Иванов и В.Н. Топоров полагали, что рассматриваемый этноним мог быть связан с индо-иранским savya- , имеющим различные пространственные значения, т. е. происхождение древнерусского имени «северъ» связывается с индоевропейским субстратом в Восточной Европе. Соответственно, носители имени славян «нарекошася съвер», когда мигрировали в эти области.

В попытках разобраться с именем Север не обращали также внимания на то, что в древнегреческой мифологии, например, понятие северной части земли было также связано с теонимом Борей – богом северного ветра, а уже от этого теонима произошли географические обозначения для северных широт типа borealis . От теонима Борея произвели и имя легендарных гипербореев, т. е. не этноним произошёл от стороны света, а сторона света начала называться по этнониму или исходно – по теониму Борей.

Древнерусский сивер как северный холодный ветер родственен древнегреческому божеству северного ветра Борею. Следовательно, сивер могло когда-то быть и теонимом Сивер/Север – древнерусским «собратом» древнегреческого Борея. А Север в летописной традиции имел вариант «Севера», в украинском же языке название Северской земли, или Северщины, осталось как «Сiверщина». На картах России XVI–XVII вв. Северская земля обозначалась как Severia, т. е. могло быть и именем женского рода, принадлежавшим древней прародительнице северян и сохранившимся в полабской традиции под именем богини Сивы. Все это важно учитывать при исследовании древнейшей истории Русского Севера или русов-северян, которые в греческой традиции назывались скифами гиперборейскими.

Борей – бог северного ветра в греческой мифологии. Изображение на Башне ветров в Афинах

Основу древнейшей сакральной общности, связывавшей в древности народы нашей страны, составили, по моим предположениям, солярные культы. Постараюсь раскрыть высказанное предположение, используя некоторые из них, а также такой источник, как историческая топонимика. Связующим звеном в обширной тематике солярных культов послужит анализ слова Кола .

Итак, север/сивер как северный ветер имеет явную смысловую аналогию с древнегреческим Бореем. А в пантеоне языческих божеств есть богиня полабов Сива, имя которой созвучно слову «сивер» и которую Гельмольд называл в числе трех главных богов южнобалтийских славян. С именем Сивы может иметь связь мужское имя Сивар (Sievert, Sywardt), которым в немецких источниках называли летописного Синеуса.

Необычайно широкое распространение имени Кола в качестве топонима или топоосновы кола-/кол- в Восточной Европе и Сибири давно привлекало моё внимание. Можно отметить и многочисленные топонимы Кольского полуострова на севере: река Кола, Кольский залив , название самого полуострова, острова Колгуев и др., и древнее название Кавказа у Гекатея Милетского (конец VI–V в. до н. э.) как Кольские горы ; на юго-восток от полуострова Кола – летописная Колопермь и р. Колва , а также – Колыванский камень – сохранившееся в народной традиции название Урала, поскольку слово «камень» в древнерусской традиции означало и отдельную гору, и горный кряж, но совершенно конкретно относясь к Уралу, который, вероятно, играл важную сакральную роль в древнерусском народном мировоззрении, ибо камень – один из наиболее древних объектов почитания; далее через Урал – Колыванская дорога, Колыванский ключ, Колывани Западной Сибири вплоть до Колывани камнерезной на Алтае вблизи реки Колыванки, озера Колывань и Колыванского хребта; Колывань/Таллин и Колобжег на Балтийском Помории – один из главных древних городов Помория наряду с Волином и Щецином, а также город Коло в нынешнем Кольском повяте (районе) Великопольскоого воеводства. Есть, кроме того, многочисленные Колывани в Поволжье, в центральных областях России и т. д.

География мира по Гекатею Милетскому, VI в. до н. э.

Большое распространение получило имя Кола или его основа кол- в антропонимике: есть царское имя Колаксай из скифской истории, а также имя Кол из договора князя Игоря (Егри, Уто, Кол, Гуды). В древнерусских песнях упоминаются богатыри Колыван сын Иванов, Иван Колыванович, Самсон Колыванович . Прославился в русской истории рязанский боярин, воевода и богатырь Евпатий Коловрат – герой народного сказания XIII в. Известно в династийном именослове венгерских государей имя Коломан , известен чешский дворянский род Коловраты . Даже этот предварительный обзор показывает, что приверженность данному имени не могла быть случайным фактором. Попробуем выяснить, чем она могла быть вызвана.

Евпатий Коловрат, памятник в Рязани. Скульптор Олег Седов

Но анализ феномена имени Кола сразу же наталкивается на серьёзную проблему. Если Кола как антропоним явно принадлежит к индоевропейской культурно-языковой традиции, то Кола как топоним рассматривается в большинстве случаев в лоне уральской языковой семьи. Определяется это тем, что, согласно существующим в науке представлениям об этнической карте евразийских ареалов в древности, вся огромная территория от Ангары до Балтики, включая северную и центральную части Восточной Европы с верховьев Волги и Оки и на север до Белого моря, начиная с конца IV – начала III тысячелетия до н. э. и вплоть до середины – конца I тысячелетия н. э., т. е. до расселения носителей восточнославянских языков, была заселена носителями одной-единственной языковой семьи – уральской. Что древнейшей, этнически верифицируемой языковой общностью северных и центральных областей Восточной Европы являлись исключительно народы уральской языковой семьи, т. е. носители финно-угорских и самодийских языков, мигрировавших со своей прародины близ Северного Урала, между нижними течениями Оби и истоками Печоры в пределы Восточной Европы не позднее эпохи неолита (с рубежа IV–III тысячелетий до н. э.).

Хотя вместе с этим продолжают указывать на то, что в северной топонимике по-прежнему много белых пятен, происхождение названия не всегда может быть объяснено, нередко первоначальное значение слова утрачено и пр. В качестве примера ссылаются на три наиболее значительные реки Кольского полуострова – Колу, Кандалакшу и Тулому. По каждому из этих названий предпринимались попытки искать этимологию названий из саамского языка, но даже с оговоркой, что названия могли претерпеть ряд фонетических изменений в результате недопонимания и ослышки, все-таки констатируется, что с полной уверенностью нельзя остановиться ни на одном из предложений.

Так обстоит дело с гидронимом Кола на Кольском полуострове – его финно-угорское происхождение лингвистическими исследованиями подтвердить не удалось. Поскольку известно, что названия рек и других водных феноменов обнаруживают особенную консервативность, то попытки толковать из саамского или других финно-угорских языков и такие названия, как Кольский залив, да и сам Кольский полуостров, тоже могли бы быть признаны бесперспективными. Но к этим топонимам я вернусь позднее.

Напомню общеизвестные слова одного из русских исследователей XIX в. Н.И. Надеждина о значении такого источника, как историческая топонимика: «Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре». Однако если эту книгу попытаться читать, исходя из неверного языка, то она заговорит по принципу «твоя моя не понимай». Поэтому я попробую объединить топонимы с основой на кола/коло с вышеназванным индоевропейским именословом и рассмотреть все в русле древнерусской сакральной традиции. Почему сакральной?

Здесь следует вспомнить, что, расшифровывая архаичную географическую номенклатуру, нельзя ограничиваться сугубо лингвистическим анализом, не принимая в расчёт, что архаичные имена природных феноменов создавались в эпоху мифопоэтического мышления и отражали представления первобытного общества о мироздании, об общей картине мира, о своей земле как земле своих предков и о чужой земле как земле чужих предков и т. д. Мифопоэтическое сознание было основой духовной жизни первобытного общества. Следовательно, при проникновении каких-либо этнических групп в землю иного народа должны были вступать во взаимодействие и их мировоззренческие представления. Имена более могущественных и сильных предков должны были вытеснять тех, кто слабее. Если пришельцы усваивали топонимы, уже бывшие до них, то в этом следует видеть и идеологический аспект, в частности принятие местных культов предков, местной сакральной традиции. И наоборот: если пришельцы утверждали свои феномены культуры (топонимы, этнополитонимы и пр.), то это отражало процесс внедрения новых ценностей «пришлой» сакральной системы.

Кольский полуостров на карте «Tabula Russie», 1614 г.

Как представляется, освоение какой-либо этноязыковой общностью новых территорий происходило в большинстве случаев во взаимодействии как с уже проживавшим там населением, так и с предками этого населения через определённые ритуалы, т. е. слияние двух разноэтнических систем в одну общность означало и объединение их духовных традиций в единую систему ценностей, включая и ономастику, где все разряды имён, начиная от топонимов, были связаны с далёким прошлым каждой из общностей и с именами древних божеств-оберегов.

Языческий идол, оберегающий домашнее пространство, Новгород

Показателен в этом смысле феномен, отмеченный исследователями в области этнологии на основе африканского материала, отражавший ритуал перехода небольшого поселения на новое место и характеризуемый ими как пример акта пространственного перемещения первичного социума, в котором запечатлелась глубокая архаика. Важнейшее место в этом акте занимает так называемое сакральное освоение нового места жительства, в рамках которого «устанавливается» контакт с предками людей, живших некогда на этом месте, а затем воссоздаётся и новый ритуальный центр для общения с предками данного социума.

Упомянутый феномен интересен вот в каком смысле. Когда лингвисты – специалисты в области саамского языка отмечали невозможность истолкования многих топонимов Севера из саамского языка, то ими высказывалось предположение, что часть из таких топонимов – наследие населения каменного века, которое проживало на этой земле до саамов. На мой взгляд, это очень интересная мысль, которая напоминает нам о том, что Восточная Европа не была незаселённой пустыней до миграций сюда носителей уральской семьи языков. Люди там жили, и вопрос только в том, следует ли их относить к этнически не верифицируемому палеоевропейскому населению, или всё-таки их верификация возможна через индоевропейские языки, а также через индоевропейские сакральные традиции, в частности через древнерусскую традицию.

Индийский бог Варуна наиболее тесно связан с законами рита. Средневековая миниатюра

В древнерусской традиции, как представляется, слово Кола выступает одним из вселенских образов, генетически восходящих к очень глубокой древности. В русском языке эта мысль находит подтверждение в таких терминах, как коловорот или коловращение , то есть круговорот, непрерывное вращение, вихрь – образы первозданного созидательного хаоса. Одним из наиболее древних индоевропейских терминов для обозначения организующего принципа, благодаря которому из Хаоса возникла Вселенная, является термин рита арийской традиции. В ряд определений этого многозначного понятия входит и круговращение, или движение регулярного и циклического характера. Т.Я. Елизаренкова, исследовательница и переводчица Ригведы, отмечала, что рита являлась законом круговращения Вселенной, обеспечивавшим правильность функционирования природы и человека.

Таким образом, семантика, содержащаяся в имени Кола и сохранённая русским языком, связывает это имя с ведийским вселенским законом риты и заключает в себе основополагающую идею индоевропейского мировоззрения. Особую важность имени Кола в древнерусской традиции придаёт тот факт, что оно имеет астральные проекции. Основа этого имени – кол- образует название Полярной звезды. А.Н. Афанасьев сообщал, что «Северную Полярную Звезду казаки называют: Прикол-звезда; в Томской губ. она известна под именем: Кол-звезда… Прикол – это небольшой, четверти в полторы, железный кол, на тупом конце которого приделано кольцо; когда нужно пустить лошадь на траву, наездник вдавливает в землю прикол по самое кольцо и привязывает к нему лошадь на длинной верёвке или аркане». Помимо этого Колой в Древней Руси называлось важнейшее созвездие Северного полушария – созвездие Большая Медведица.

Астрономическая карта Большой Медведицы, 1825 г.

Тема связи этих двух образов – Колы и Большой Медведицы – заслуживает отдельного рассмотрения. Здесь же следует отметить только следующее. Астральная проекция на созвездие и на Полярную звезду говорит о Коле как о сакральном имени, возможно, теониме – реликте, который мы забыли. Однако это могло бы объяснить как необычайно длительную сохранность форманта – кола– в восточноевропейском антропонимиконе, так и его высокий статус: царское имя Колаксай, высокородные древнерусские, чешские, венгерские имена, имена русских легендарных богатырей. Стоит обратить внимание и на то, что сведения об особом положении северного созвездия Большая Медведица – Арктос – сохранились в древнегреческом мифе об Океане, согласно которому все светила – солнце, луна, звёзды – восходят из Океана и опускаются в него, кроме созвездия Большая Медведица, которое никогда не окунается в Океан (кстати, Море-Окиян в древнерусской традиции обозначает как Балтийское море, так и Северный Ледовитый океан). Можно только гадать, какая информация кроется за этими мифологическими образами, но, возможно, здесь содержится намёк на то же первородное старшинство в мифологической системе древности, носителем которого выступает женская ипостась палеолитических предков-медведей, прямой «наследницей» которой стала древнерусская Кола.

Колесо древнерусской повозки

Соединение в одно имя древнерусской Колы и Большой Медведицы – образа, явно созданного так называемыми «медвежьими культами», которые исследователи относят к концу нижнего палеолита, является косвенным подтверждением того, что такие представители индоевропейской семьи языков, как древние русы, могли быть первым, этнически верифицируемым населением на севере Восточной Европы, расселившимся здесь среди древнейшего палеоевропейского населения. Интересно, что наименование Большой Медведицы Колой отмечено и у иллирийцев, что также говорит в пользу предположения о более архаичном, индоевропейском происхождении ономастического союза Колы – Большой Медведицы.

С какого-то времени астральная природа Колы соединилась и с солнечным культом, поскольку в русском языке слово кола/коло вобрало и сохранило значения большинства главных солярных символов. В словаре И.И. Срезневского отмечено, что коло – это «круг, колесо, дуга». У В.И. Даля, кроме значений «окружность, колесо, обод», отмечено такое значение для колы, как «повозка на колёсах, телега». Перечисленные предметы относятся к общеизвестным атрибутам или символам солнца, сохранившимся в обрядах, фольклоре, народном искусстве. Круг и колесо стали как изобразительными, так и мифопоэтическими символами солнца и в ареале восточноевропейской культурно-языковой традиции: помимо древнерусского коло , это и объятое пламенем колесо – орудие Дочери Солнца из осетинского эпоса. Известен этот образ и у других индоевропейских народов, например, у кельтов круг или колесо также символизировали солнце.

Тот факт, что в слове кола/коло отразились и значение «колеса», и значение «телеги», обнаруживает динамику развития, идущего из древности, поскольку уподобление солнца колесу относится к более ранним периодам, чем соединение образа солнца с возом, телегой или колесницей. Причём подобная трансформация легко сопоставима с ходом развития многих древних культов. Общеизвестно, что некоторые боги солярного культа имели более древнее, часто тотемное происхождение. Таковы, например, Аполлон, древняя тотемная природа которого отразилась в прозвищах Волчий или Мышиный, или древнее индоиранское божество Митра, согласно мифу рождённое скалой, что должно было восходить к древнейшим культам камнепоклонства. Аналогичный путь прошёл, как нетрудно заметить, и образ божества, скрытого за именем Кола : от палеолитических «медвежьих культов», персонифицированных в имени Большой Медведицы, до традиций солнцепоклонства, представленных многочисленными солярными знаками уже в Оленеостровских могильниках: на Южном Оленьем острове Онежского озера (вторая половина VI тысячелетия до н. э.) и на Большом Оленьем острове в Кольском заливе Баренцева моря (II тысячелетие до н. э.).

Есть параллели для древнерусской Колы в санскрите. По мнению известного индолога Н.Р. Гусевой, древнерусское солярное коло сближается с санскритскими кхала – «солнце», а также с гол – «солнечный шар» и гола – «круг, сфера». Отсюда и коловрат – восьмиконечная свастика, или знак вращения солнца. Стоит, на мой взгляд, обратить внимание и на индийский праздник весеннего солнцестояния в честь Кришны, называемый Холи. Однако есть ли здесь родство с древнерусским коло, могут определить только специалисты-индологи.

Боевая колесница и воины в Пилосе. Реконструкция П. де Жонга. Афины, Национальный музей

Имя Кола в русском языке легло и в основу слова колесница , которое в Ригведе как раз и ассоциируется с ритой : «сверкающая колесница (вселенского) закона». Обозначение созвездия Большая Медведица как колесницы или воза/ повозки было выявлено у многих индоевропейских народов.

Археологические данные позволяют измерить глубину истоков этого единства. Появление колесницы у индоевропейцев датируется археологами серединой III тысячелетия – II тысячелетием до н. э., т. е. временем, когда носители индоевропейских языков локализуются учёными в Восточной Европе. И образ тесно связанной с Севером Большой Медведицы – Колесницы – Колы показывает, что восточноевропейский Север входил в общеиндоевропейскую мировоззренческую систему. Колесница как зримое воплощение вселенского закона и высшей организующей силы сделалась постепенно атрибутом ряда божеств у многих индоевропейских народов, прежде всего божеств солярного культа. Констатация данного факта позволяет перейти к рассмотрению имени Кола в связи с традицией празднования зимнего торжества в честь декабрьского солнцеворота, которое в русской, украинской и белорусской традиции носило имя Коляды . Интересно отметить, что у болгар месяц декабрь носил название коложег . А.Н. Афанасьев усматривал родство этого названия с древнеарийскими представлениями о зимнем повороте солнца как возрождении нового солнца, ассоциировавшегося с возжиганием новым пламенем солнцева колеса богом-громовиком.

Коляда. Старинная открытка

Принято считать, что русск. Коляда произошло от лат. Calendae (см. Энциклопедический словарь «Мифы народов мира») и определялось как воплощение новогоднего цикла в общеславянской мифологии. У А.Н. Афанасьева по этому поводу находим следующее рассуждение:

«Коля(е) да, пол. koleda = латин. calendae – собственно: первое в каждом месяце число, по которому велся счет и предшествующим ему дням с половины или точнее – после и до предыдущего месяца; впоследствии слово это стало употребляться для обозначения январских календ (с 14 декабря по 1 января включительно) как исходного пункта, с которого начинается год, и затем уже в Средние века перешло в название святочных игрищ: фр. chalendes, прован. calendas, нижненем. kaland. К нам оно проникло из Византии, вместе с отреченными книгами, и согласно со звуковыми законами славянского языка изменилось в коляду. Никифор Омологета, живший в IX веке, в опровержении своем ложных писаний говорит, что не должно держать у себя… громников и колядников… Кормчая книга по списку 1282 года, приводя правило, запрещающее колядские обряды, присоединяет такое толкование: “Каланди соуть пьервии в коемьжо месяци днье, в них же обычай бе елином творити жертвы, и в таже евроумания елиньстии беаху праздньници; вроум бо порекл есть Дионисово, и иная вься яже соуть идольская прельсти и соуетьства отмещюще святии от верных жития, возбраняють крестьяном таковая творити… и не повелевають моужем облачатися в женьскые ризы, ни женам в моужьскые, еже творять на праздьникы Дионисовы пляшуще, ни лиц же косматых възлагати на ся, ни козлих, ни са тоурьскых….яже ныне творять селяне, не ведоуще что творять”. На тождество рус. коляды с латин. calendae указал ещё Яков Гримм…»

Римский календарь – «парапегма» III–IV вв. н. э. Сверху изображены боги, управляющие днями недели, начиная с субботы

В приведённом отрывке традиция празднования первых дней месяца отождествляется с древнегреческими дионисиями – празднествами в честь Диониса, отмечавшимися четыре раза в году: два раза зимой (декабрь – январь и январь– февраль) и два раза весной (в начале весны и позднее, в марте – апреле), сопровождавшимися ритуалами, символизирующими мужские производительные силы природы, возлияниями вина, ряжением и пр.

Митра убивает быка. Римский рельеф III в.

Напомню, что латинская этимология «каландий», или календ, как первых чисел месяца связана с культом италийского (позднее – общего древнеримского) божества Януса в ипостаси бога времени, причём с I в. н. э. празднества в честь Януса слились в Риме с празднованием Нового года. Но в «колядниках» – одной из разновидности «ложных» книг, хранивших записи о дохристианских традициях, приводятся сведения о празднике Коляды, не вполне совпадающие с описанием дионисий. У А.Н. Афанасьева есть следующие сведения: «Коле(я)дник… содержит в себе приметы, определяемые по дням, на какие приходится Рождество Христово (праздник Коляды)…»

Таким образом, Коляда – празднование зимнего солнцеворота – приходилось по древнерусской традиции на 12 декабря, т. е. на начало зимнесвяточного периода, и его празднование восходило генетически к митраизму. А календы – празднование Нового года, обнаруживавшее, в частности, генетическую связь с культами Диониса и Януса, приходилось на середину зимних святочных праздников. Следовательно, Коляда и календы близки друг другу, но отражают две разные традиции. Возможно, оба слова восходят к одному древнему индоевропейскому термину, породившему со временем разные понятия. Рождество с Новым годом и поныне – два разных праздника.

Однако название Коляды начиная с XIX в. стало рассматриваться как сугубо лингвистический феномен иноземного происхождения. В силу этого утвердилось отрицание Коляды как божества, хотя знакомство с источниками говорит обратное. Исследователь конца XIX в. М. Соколов обращает внимание на следующие свидетельства:

«Так Густинская летопись сообщает нам следующее известие о Коляде: “Шестый (бог) Коляда, ему же празникъ прескверный бяше декаврiя 24. Сего ради и нынъ, аще и благодать Рождествомъ Христовым осiа насъ и идолы погибоша, но единаче дiаволъ еще и доселъ во безумныхъ память свою удержа: сему бъсу въ память простая чадь сходятся въ навечерие Рождества Христова, и поют пъсни нъкiя, въ нихъ же аще и о Рождествъ Христовомъ поминают, но болiе Коляду бъса величают (П.С.Р.Л., т. II, 257 стр.)”. Почти в тех же выражениях говорят о Коляде как об идоле, или бесе “Подробная летопись” и “Синопсис”… В Четьи Минеи св. Димитрия в числе богов, которым поклонялись во времена св. Владимира, упоминается и “Коляда, бог празднования, в зиме бывающего…” О Коляде и Овсене довольно ясно говорится в царских грамотах XVII в.».

Из приведенных данных видно, что Коляда в древнерусской традиции – имя солярного божества, посвящённого зимнему солнцевороту, имя которого образовано от того же корня, что и вышеприведённые солярные символы, т. е. кола/ коло . Второе имя, которое упоминалось в паре с Колядой , – Овсень (Авсень, Усень и др.) – принадлежит, согласно общепринятому мнению, ритуальному персонажу или мифологическому существу, связанному с новогодним циклом, и фактически отождествляется с Колядой. Аморфные определения Овсеня/Авсеня – явно того же происхождения, что и аморфные определения Коляды, т. е. являются результатом их отрицания как древнерусских языческих божеств. Но данные источников позволяют рассматривать пару Коляда – Овсень как пару древнерусских языческих божеств, связанных со святочно-новогодним циклом. Если искать им параллели в индоевропейской мифологии, то ближе всего будет культ Митры, день рождения которого в образе «непобедимого солнца» приходился на день зимнего солнцеворота и был воспринят христианством как Рождество Христово, а парой к нему – культ Януса, который со временем слился с празднованием Нового года.

Есть достаточно много свидетельств об укоренённости солнцепоклонства в древнерусской традиции. А.Н. Афанасьев приводит замечание Кирилла, епископа Туровского (ум. до 1182 г.), о том, что благодаря христианству «уже бо не нарекутся богом стихиа, ни солнце, ни

огнь», а также увещевания других проповедников: «Не нарицайте собе бога ни в солнци, ни в луне». Многотысячелетние солярные культы долго сосуществовали с христианством, о чём свидетельствуют упомянутые царские грамоты, одну из которых стоит процитировать (от 1649 г.):

«Ведомо нам учинилось, что на Москве, наперёд сего в Кремле, и во Китае, и в Белом, и в земляном городех, и за городом, и по переулкам… в навечерии Рождества Христова кликали много люди Коляду и Усень (Овсень), а в навечерии Богоявления Господня кликали Плугу; да в Москве же чинится бесчинство: многие люди поют бесовские скверные песни. Да на Рождество Христово и до Богоявленьева дня собираются на игрища бесовские… и игрецы бесовские – скоморохи с домрами, и с дудами, и с медведи ходят…»

И Митра, и Янус были изначально божествами солнца и света, культы которых в Римской империи образовали некое солярно-циклическое двуединство с обособлением функций для каждого божества. Но сходство между этими парами явно типологическое, а не в виде прямого заимствования. Дуальное единство пары богов восходит к древнейшим представлениям индоевропейцев (см. Ж. Дюмензиль о Митре и Варуне). В.В. Иванов и В.Н. Топоров обращали внимание на то, что перспективно выводить имя Овсень/Авсень из глагола, обозначающего восход солнца, начало светлой части дня и года. Из того же корня образованы и обозначения утренней зари – лит. Аушра, др. – инд. Ушас, др. – греч. Эос, латышский «конский бог» Усиньш.

Рождество Христово

Здесь также важно отметить тот факт, что хотя в древнерусском языческом пантеоне, зафиксированном в летописной традиции, солнечную природу имели Хорс, бог огня Сварог и его сын Дажьбог – Солнце, т. е. мужские божества, в древнерусской народной традиции солнце могло персонифицироваться как в мужском, так и в женском образе. Женский образ солнца фигурирует часто в русском фольклоре: «С 12 декабря, при повороте своём на лето, солнце, как уверяют русские крестьяне, наряжается по-праздничному – в сарафан и кокошник, садится в телегу и едет в тёплые страны», причём в обрядовых песнях при этом выезд Солнца прославляется следующими словами: «Ехала Коляда в малеванном возочку, на вороненьком конечку».

Черпак с солярными символами, остров Кижи. Конец XIX – начало XX в.

Красным солнцем величает русская традиция невесту, а жениха – месяцем. Русская вышивка, преимущественно северорусская, сохранила богатый материал, содержащий сюжеты, связанные с древними солярными культами, что объяснялось ритуальным характером вышитых предметов. И в этих вышивках большое место занимали изображения женских фигур в сочетании с изображениями солнца. Одним из центральных сюжетов северорусской вышивки, всегда привлекавшей внимание исследователей, является так называемая трёхчастная композиция: в центре – крупная женская фигура, украшенная символами плодородия и многочисленными солярными знаками, а по бокам её – два всадника (или другие изображения). В средневековых поучениях против язычества порицались часто язычники, почитавшие «свет» и день солнца – воскресенье, и осуждались их попытки изобразить идола в женском обличье: «Кланяются написавше жену в человеческ образ», где «написавше» могло означать вышитое изображение.

Боярышня у окна. Художник К.Е. Маковский

Таким образом, и северорусская вышивка сохранила древний пласт материала, который предположительно заключает объяснение той значительной роли, что отводилась древнерусским солярным культам, нарицавших бога «в солнци», которому поклонялись как «идолам в женском обличье» или как солнцебогиням, одним из наименований (или эпиклесс) которых могло быть имя Кола . Это имя, вероятно, как и солярные знаки, играло роль оберегов. Благодаря такому толкованию становится понятным широкое распространение на Севере топонимов, заключающих в себе имя данного солнечного оберега.

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Древнерусское государство *VI–XII века* Славяне до 862 года Вы любите, дети, слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах. Вас веселят сказки о добрых и злых волшебниках. Но, наверное, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, то есть сущую

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 6 – 7. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ПЕРВЫХ КНЯЗЬЯХ Основные черты Древнерусского государства. КIXвеку восточнославянские племенные союзы занимали огромную территорию Восточной Европы, превышавшую площадь многих государств Западной Европы. Эти союзы возглавляли Из книги Россия и Украина. Когда заговорят пушки… автора Широкорад Александр Борисович

Глава 3 ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО Мне меньше всего хотелось бы утомлять читателя пересказом истории Древнерусского государства, я лишь хочу привести ряд общеизвестных фактов, опровергающих творения самостийных историков.Начнем с того, что термин «Киевская Русь» – это

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Древнерусское житие В каждом из нас есть более или менее напряженная потребность духовного творчества, выражающаяся в наклонности обобщать наблюдаемые явления. Человеческий дух тяготится хаотическим разнообразием воспринимаемых им впечатлений, скучает непрерывно

Из книги Смех в Древней Руси автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮРОДСТВО Юродство - сложный и многоликий феномен культуры Древней Руси. О юродстве большей частью писали историки церкви, хотя историко-церковные рамки для него явно узки. Юродство занимает промежуточное положение между смеховым миром и миром церковной

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Древнерусское летописание Важнейшим источником информации при рассмотрении истории Древней Руси нам послужит летописный свод, создававшийся в течение нескольких столетий плеядой блистательных летописцев. В основу позднейших известных летописных сводов Руси положен

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 5. ДРЕВНЕРУССКОЕ РЕМЕСЛО Развитие ремесла зависело от общественных процессов и социальных потребностей. В аграрном обществе эти потребности не могли быть значительными.В догосударственный период ремесленные изделия представляли собой в основном оружие, которое было

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Древнерусское государство В далеком прошлом предки русских, украинцев, белорусов составляли единый народ. Они происходили из родственных племен, которые называли себя «славянами» или «словенами» и относились к ветви восточных славян.У них был единый – древнерусский

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Кирилло-мефодиевская традиция и древнерусское христианство Проповедь Кирилла и Мефодия заронила в славянскую почву идею единой всемирной Церкви. Славянским апостолам и их ученикам была абсолютно чужда мрачная идеология теократической империи, с ее догматической

Из книги Смех как зрелище автора Панченко Александр Михайлович

Из книги История. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. История России с древности до конца XVI века. 9 класс автора Владимирова Ольга Владимировна

Тема 1. Древнерусское государство (IX – первая половина XII в.) Краткая историческая справкаВосточные славяне во второй половине первого тысячелетия: занятия, общественный строй, верования. В VI–VIII вв. восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли большую часть

Из книги Нижегородские исследования по краеведению и археологии - 1999 автора Анучин С. В.

Н. В. Иванова. Древнерусское поселение на реке Ветлуге Древнерусское поселение XII-XIV вв. на месте архитектурного ансамбля Троицкого монастыря XVII-XIX вв. было обнаружено в ходе археологического обследования поселка Варнавина Нижегородской области в 1997 г. 1 Это

Из книги История Европы. Том 2. Средневековая Европа. автора Чубарьян Александр Оганович

Глава VIII ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВАОдним из самых больших государств раннесредневековой Европы было Древнерусское государство, или Киевская Русь. Возникшее на просторах Восточной Европы в результате объединения ряда

На рукаве Гитлера - свастика

«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным,
ни сокровенного, что не сделалось бы известным
и не обнаружилось бы».
от Марка (гл. 4, ст. 22) и от Луки (гл. 8, ст. 17)

10:5. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им,
говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город
Самарянский не входите;
10:6. а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
Евангелие от Матфея


и не знают пороков и грехов дома Израилева»
(Евангелие от Андрея, гл.5, ст. 1—3).

Символы правят миром . Вот только всегда ли символы несут изначальный смысл. И куда направим, поменяв смыслы?

Пример из новейшей истории - свастика. После того, как под этим символом выступил бесноватый фюрер, нарисовать састику на стене храма, а тем более синагоги, даже мелом - "схлопотать стаью" и куда более суровую, чем нарисовать там же зайчика несмываемой краской.

Следующую картинку нашел в интернете, она приводилась как пример осквернения церкви и оскорбления чувств верующих:

осквернение церкви свастикой

А вот Церковь Христа-Вседержителя в Несебре, в Болгарии, которую осквернили древние строители этого храма:

Кликнуть, чтб рассмотреть как строители осквернили храм

И ничего: молящиеся не оскорбляются, свастику с храма не сбивают.

Да и внутри православных храмов свастику встретить можно запросто. И как элемент декора, так и на одеждах служителей культа:

Кликнуть: свастика на облачении служителей культа

Свастика - дохристианский, языческий символ , ее можно найти по всей планете на черепках древней посуды, на стенах храмов и на вологодских вышивка. Вот обломки на руинах храма Юпитера в Баальбеке:

орнамент на основе свастики среди руин храма Юпитера

Этот символ, унаследованный от язычников, для христиан не более чем банный лист , который прилип к ж.. Смысл его уже давно христианами утерян и отстаивать они его не будут - "баба с возу - кобыле легче".

Поменять смысл символа - нанести удар по тому, что данный символ означал до подмены смыслов , а язычество для христиан - обуза, которая тащится, намертво склеившись с верой наших предков, и затекает с нею в храмы "иудейской секты " фарисеев и книжников.

Но если свастика была паулианцами (так по Льву Толстому будем называть последователей Павла, ибо, на самом деле христианство есть учение Христа, а не Павла) вытеснена на обочину и смысл переформатирован фашистами, то один из главных символов православных-язычников - крест животворящий - был паулианцами наполнен иным смыслом и поставлен в центр нового культа.

Главным символом православия было Солнце:

именно его помещали в центре креста:

Паулианцы изменили форму креста, вместо светлого символа Солнца, поместили труп, стали менять исконный смысл символа:

Вначале паулианцы действовали прямолинейно - они просто уничтожали "идолища поганые" , ломали кресты и другие предметы поклонения язычников-словян.

Словяне, в отличие от книжников, передавали свою веру напрямую - словом, через язык , а книжники - через книги. Но, как известно, книгопечатание возникло сравнительно недавно, а православие куда раньше, стало быть к книге имела доступ только избранная каста, которая могла управлять стадом по своему разумению: собрать собор, подправить Книгу, и назавтра объявить новые догматы, удовледтворяющие потребностям касты, чего не могли сделать язычники: они должны были в массе своей знать заветы "на зубок", дабы понятия в удаленных общинах не разошлись, и не рухнула единая вера.

Самой священной книгой считается Евангелие. Так вот только "канонических" - четыре, от людей, которые в глаза Христа не видели. Есть, как будто бы, еще 12 "апокрифов", от тех, кто были рядом с Христом - не совсем "правильных" книг, по мнению книжников-фарисеев. "Правильные" книжки пишут сами книжники."К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева " - эту нехорошую фразу написал, якобы, апостол Андрей - подправим Андрея!

Когда же жили "канонические" евангелисты? Есть большие подозрения на эту тему: в одном из комментов в Интернете ссылаются на "краткий курс истории", который написал английский писатель Чарльз Диккенс для своих детей: " во время коронации принцессы Елизаветы I (1559 год) четыре евангелиста и некий святой Павел были узниками и получили свободу по амнистии в честь коронации святейшей особы ."

Кстати, Христос не жаловал книжников - книжники сами это признают.

Гонение на язычников в России началось в эпоху правления царей Романовых . Фрески в храмах срубались, надгробия могил срывались и использовались как строительный материал:

надгробие православных со знаком Солнца

Рутвельский крест

В двух словах: церковники решили, что на Рутвельском кресте англо-саксонскими рунами записана поэма в стихах о распятии Христа. Хотя, взглянув на фрагмент креста, видно: это вовсе никакое не распятие.

Прочесть руны не смогли, но на англйский перевели - в стихах, облекли в поэму.

А вот современные исследователи, установили, что руны - славянские и в них заветы солнцепоклонников. Короче, история подобна той, что пару лет назад я описал в "Этрусское не читается ".

В Европе православие начали искоренять раньше, и добились успеха: сейчас они уже избавляются и от "христианства".

На Руси подмену смыслов начали производить недавно, очевидно в те времена, когда "колумбы российской истории " захватывали что плохо лежит после глобальной катастрофы , поэтому процесс переформатирования сознания россиян сейчас только в самом разгаре, поэтому-то и можно еще увидеть в храмах РПЦ языческие символы.

солнце в храме Исаакиевского собора (или в храме Юпитра?)

Теперь фото из музея в Ярославле: все эти кресты были найдены во время раскопок в Ярославле.

кресты из Ярославля. Кликнуть, чтоб рассмотреть

Сплошь солнечные обереги, а в центре то, чем подменяют православный символ - единственное распятие, причем конца 19 века - века, когда произошло "крещение" Руси в еврейскую веру.

Процесс переформатирования в иудейскую секту близок к завершению : так, свастику уже, можно считать, добили окончательно. Кресты с Солнцем еще держатся на церквах, но прихожане, спроси любого, бодро ответят, что это - распятие Христа. А задай вопрос: почему тело Христа круглое - встанут в тупик.

Смыслы, покуда еще, помнят кое-где Староверы. Приведу рассказ из статьи "Православие не христианство ": "Мне в начале 2000-х годов приходилось много ездить по разным местам, включая удаленные, малонаселённые и заброшенные деревни. В одной такой деревне, расположенной в верховьях реки Юрюзань, мы познакомились с местным жителем, который жил там с женой. Кроме них на тот момент в той деревне практически никто постоянно не жил. Городские приезжали как на дачу или местные чиновники на охоту. В тот момент мы искали место под поселение, которое в конечном итоге там и было образовано, а сейчас уже больше десятка семей живут постоянно и ещё с десяток строятся.

В общем, слово за слово, и выяснилось, что он старовер, и вся деревня была староверов. Видимо мы ему понравились, поскольку он нам как-то сказал: "Если вы у нас тут поселитесь, я вас тогда потом в реке оркещу как надо".
- Дед, а как надо?
- Как, как, в речке, конечно же!"

В общем, он нам рассказал, как у них раньше крестили детей.

Через неделю после рождения на рассвете все шли к реке (семья и родственники, для небольшой деревни практически все друг другу родственники). Зимой прорубали заранее прорубь. Возле реки, когда всходило Солнце, отец брал у матери младенца, и заходил с ним в реку (или опускался в прорубь), чтобы вода была чуть выше пояса. Окунал младенца полностью, с головой, в воду. Деревня у них расположена так, что Солнце всходит за рекой. То есть, заходя в реку отец оказывался лицом к Солнцу. Когда он вынимал младенца из воды, то с поклоном представлял его сначала Солнцу, а потом "всем четырём ветрам". То есть, совершалось ещё четыре поклона по четырём сторонам света с поворотом по часовой стрелке, "по солонь" (то есть по Солнцу). После этого отец с ребёнком выходили из реки, но ребёнка не вытирали, а дожидались пока он сам обсохнет, и только потом младенца отдавали в руки матери и пеленали.

Мы его спрашивали, а как же, если зимой мороз сильный? А он говорит, что не помнит, чтобы такое когда было. Во-первых, дети в основном рождались весной, май-июнь. Говорит, специально старались так погадать. Поэтому зимой дети у них рождались очень редко. Но если рождались, то, говорит, что бабки как-то так делали, что на день, когда младенца надо идти крестить, никогда сильных морозов не было.

Мы его спрашивали, а разве это крещение? А он говорит: " Ну так ведь поклоны на четыре стороны, вот вам и крест! ".

Крещение - древний языческий обряд : сам Христос крестился:

«9. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
(Св. Евангелие от Марка 1:9,10)»

Паулианцы не только рядятся в одежы православных, но и подменяют их праздники своими . Так из контекста "священных книг" известно, что праздник вспашки-пашки-пасхи, существовал до христианства. Этот праздник язычники, как и все нынешине дачники, отмечают по лунному календарю неизменно в воскресенье. Паулианцы приклеили к нему "воскресение Христа", т.е. Христос жил по солнечному календарю, а воскресал - по лунному в основном в разные дни апреля, а иногда и в мае - логично, для некоего исторического, не мифического события, не правда ли?

Не смотря на то, что у язычников не было книг, они по всей земле праздновали одни и те же праздники в одно и то же время! И празднуют до сих пор в глухихи деревнях - где-нибудь в Закарпатье или в глухой сибирской тайге.

Возвращайте смыслы: символы правят миром!