Становление ребенка как личности. Личность и ее формирование в детском возрасте Главное в развитии личности ребенка

Если речь заходит о воспитании ребенка, то обязательно говорится о необходимости развития его личности. Давайте разберемся, из каких составляющих складывается личность ребенка и как ее развивать?

Ребенок не рождается личностью, а постепенно становится ею под влиянием множества факторов (генетических предпосылок, семейного воспитания, социального опыта, накопленных знаний, умений, навыков и т.д.).

И если у ребенка и родителей сложились близкие, доверительные отношения, малыш будет лучше контактировать с мамой и папой, с удовольствием подражать их примеру, охотнее прислушиваться к их советам и требованиям. А родители смогут своевременно отслеживать поведение своего ребенка, активизировать положительные начала и притормаживать негативные проявления, помогая тем самым развитию личности своего сына или дочери.

Личность - это особое сочетание индивидуальных душевных качеств ребенка, его облик, сознательность, интересы, таланты.
Основными свойствами личности является темперамент, характер, способности и ведущие мотивы.

Темперамент - проявляется в эмоциональности, подвижности, быстроте мышления, темпе речи, мимике, преобладающем настроении, манере общения и поведения. Темперамент определяется генетически, поэтому нельзя медлительного ребенка заставить стать быстрым, а замкнутого переделать в общительного. Нужно научиться принимать своего ребенка таким, какой он есть.

В реальности чаще всего эти четыре типа темперамента встречаются в смешанном виде. Но всё же, в каждом ребенке зачастую превалируют признаки, близкие к одному типу.

Сангвиники - отличаются живостью, горячностью, подвижностью, склонностью к лидерству, общительностью, доброжелательностью, сильным характером, имеют высокую работоспособность и самоконтроль.

Флегматики - отличаются спокойствием, уравновешенностью, неспешностью, постоянством, упорством, немногословностью.

Холерики - отличаются быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, инициативностью, решительностью, конфликтностью, общительностью.

Меланхолики - отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, отзывчивостью, быстрой утомляемостью.

Характер - набор конкретных черт и особенностей ребенка. Как сказал известный психотерапевт Э. Фромм: "Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер". Другими словами, характер закладывается природой. Но в то же время на характер ребенка влияет .

При попустительском стиле воспитания, когда родители совершенно безразличны к ребенку - ребенок будет испытывать трудности в общении, установлении эмоционального контакта с близкими людьми, у него появляется недоверчивость, настороженность, а также вседозволенность, непредсказуемость поведения, и даже возможно, жестокость. Из-за чрезмерной опеки и родительского внимания ребенок растет пассивным, недостаточно самостоятельным, боится трудностей и может иметь проблемы в общении.

Ребенок может обладать следующими чертами характера:

Отношение ребенка к самому себе - чувство собственного достоинства, скромность; или наоборот - самомнение, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм.

Отношение ребенка к людям - общительность, отзывчивость, уважительность; или наоборот - замкнутость, черствость, бездушие, грубость.

Отношение ребенка к труду - трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность, ответственность, инициативность, настойчивость; или наоборот - лень, склонность к однообразной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность.

Отношение ребенка к окружающим предметам - аккуратность, бережливость; или наоборот - неряшливость, небрежность.

Способности - индивидуально - психологические особенности, помогающие ребенку приобретать знания, умения и навыки, а также успешно выполнять различные виды деятельности.

У каждого ребенка есть свои врожденные предрасположенности (задатки) к какой-либо деятельности. Чтобы превратить задатки в способности, их нужно развивать и формировать.

Способности делятся на:

Общие - интеллектуальные, эмоциональные и творческие, которые находят свое проявление во многих видах деятельности.

Специальные - определяются по отношению к отдельным специальным областям (математике, музыке, конструированию, литературе, рисованию и т.д.).

Мотивация - это причины, управляющие поведением ребенк а.

Мотивация имеет под собой интеллектуальную, этическую и волевую подоснову - ребенок должен научиться сам делать выбор в своих действиях и поступках в соответствии с заложенными в нем ценностными убеждениями и психологическими установками. Поэтому, формируя личность ребёнка, столь важно заботиться о развитии в нём сознательности, а не пытаться воспитывать его силой и постоянными запретами.

Существует два типа мотивации

Внешняя - основана на поощрениях, похвалах, наградах, наказаниях, которые исходят от родителей и других взрослых. Например, малыш не хочет убирать за собой игрушки. Тогда вы грозите ему наказанием, и малыш нехотя, но раскладывает игрушки по местам. Хотя можно и по другому стимулировать ребенка к уборке игрушек, например, предложить увлекательную игру - соревнование - кто быстрее уберет игрушки и т.п. То есть превратить внешнюю мотивацию во внутреннюю.

Внутренняя - проистекает из собственного желания ребенка, когда ему действительно интересно этим заниматься тем делом, которым он занят. Надо сказать, что довольно мало найдется таких занятий, к которым маленьких детей нужно принуждать - им итак всё интересно, у них очень сильно развито стремление к познанию.

И тут очень важный момент. Потому что, если родители искренне не поддерживают интерес своего сына или дочки, заставляют его заниматься только тем, чем «надо» ( , кружок рисования, ), а не к чему лежит детская душа, то к 4-5 годам внутренняя мотивация угасает, ребенку становится лень играть, лень ходить на кружок, лень убирать игрушки, потому что он уже устал от бесконечных интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок.

Воспитание ребенка в семье

Воспитание детей весьма трудоёмкий процесс. Видите, сколько всего надо учесть, воспитывая в своем подрастающем ребенке достойную всесторонне развитую личность, готовую к самостоятельному общению с людьми. Но многие родители пускают воспитание ребенка на самотёк, стараясь обходить ситуации, когда надо что-то запретить (например, бить других детей), или на чем-то настоять (например, что пора уже ложиться спать), или что-то объяснить (например, почему мама сейчас не может поиграть с ним (варит суп).

И напрасно, дети чувствуют себя увереннее, когда знают границы дозволенного. Они интуитивно осознает, что за родительскими запретами скрыта любовь и забота о нём. Ребенок все равно столкнется с запретами и ограничениями за пределами семьи, и чем позже это произойдет, тем болезненнее он будет их переживать.

В статье больше теоретической информации, а как использовать её на практике - вы можете решить сами.

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.


Понятие личности напоминает сказочный цветик-семицветик. С одной стороны, все в нем предельно ясно. С другой - множество трактовок, уточнений, факторов влияния на становление ребенком именно этой самой личностью. Главный залог успеха в таком деле - любовь и понимание. Но все ли так просто?

«Я» - это звучит гордо!

Пожалуй, самым главным объяснением понятия личности остается осознание человеком себя участником отношений (например, дружеских, родственных, рабочих) и осознанной деятельности (сознательный подход к выполнению любых действий). Но каким же тяжелым бывает путь к восхождению на пьедестал с надписью «Настоящий человек»! Что для этого нужно? Учитывать особенности каждого малыша.

Если характер и темперамент регулируются нервной системой, то тут уж ничего не поделать. Бесполезно ожидать, что из активного холерика вырастет усидчивый уравновешенный парень. Но на одну генетику пенять нечего. Многое зависит от воспитания , часто - даже от наглядных примеров.

Факторы, которые помогают становиться личностью:

  1. Близкие взрослые, которых малыш начинает замечать сразу после появления на свет. Естественно, он воспринимает поведение родителей и родственников как норму. Если мамам и папам интересно, что карапуз думает о них (даже если не научился еще говорить), можно дать ему игрушки и посмотреть, как они начнут себя «вести». Тут старшее поколение и поймет, что в своем поведении надо корректировать.
    Важно! Дети, которые появились на свет путем природного родоразрешения, к жизни приспосабливаются намного лучше тех, кто рожден благодаря кесаревому сечению. Возможно, это связано с началом естественных стрессов, которые воспринимаются организмом как тренировка. Среди небольшой когорты психологов бытует мнение, что естественные роды - своеобразный переход от внутриутробной жизни к настоящей, среди людей. Недаром некоторые виды гипноза решают личностные проблемы с использованием введения человека в транс, заставляя его мысленно рождаться заново.
  2. Другие дети (сверстники). Неудивительно, что не только в детском саду, школе, но и на работе человек всегда пытается соотнести свои действия с поведением других людей. Малыши и дошкольники проходят этап самопознания, глядя как бы со стороны на себя, когда наблюдает за другими детками. В пубертатном возрасте часто поведенческие «несовпадения» приводят к ломке формирующегося характера. «Соломинкой» для асоциального подростка становится дружный коллектив, стремящийся к здоровому образу жизни и знаниям. Плачевным результатом может закончиться ситуация, когда талантливый и добрый мальчик попадает в компанию сильных ребят, ведущих аморальный способ существования.
  3. Иерархия мотиваций, которая становится для ребенка авторитетной только с возрастом. Так, уже к концу 2 лет малыш уже четко понимает, что перед мамой закатывать истерику можно, она в конце поддастся и купит желаемую игрушку или вместо каши на завтрак даст конфету. Только за ней закрывается дверь детского сада, как привереда становится спокойным и «адекватным». Здесь этот номер не пройдет. Дети чувствуют настроение, силу характера своего друга или «оппонента». Или другой пример: малыш может забрать понравившуюся куклу у другого карапуза, но не сделает этого, потому что маленьких обижать - дело неправедное (или потому что обиженный соратник начнет громко плакать, прибегут взрослые тети и станут ругать). Словом, дети все прекрасно понимают и действуют согласно вполне логичным мотивам.
  4. Самоосознание. Удивительно, но никто из взрослых не может сказать, почему в 3 - 4 года (или когда они себя начинают помнить) им приходилась поступать так или иначе. Оказывается, на этот период припадает первый кризис (кризис трех лет), и маленький человек впервые понимает, что значит:
  • Стыдиться своих поступков. Каждый помнит, когда он или его любимое чадо долго ворочался и не мог уснуть из-за мелкого вранья родителям.
  • Ребенок относит себя к категории мальчика или девочки, пытается больше играть в социальные гендерные игры (девочки воспитывают кукол, мальчики чинят машинки).
  • Начинается самооценка своих действий (малыш может гладить сам себя по голове за собранные игрушки или завязанные шнурки). Правда, с негативной оценкой пока не все так гладко.

До самоконтроля и умения говорить себе «нет» пройдет еще не один год (как в книге о школьнике, который пытался закалить себя, чтобы выработать чувство воли и отправиться после института в Космос). Но каждый период жизни ставит такие цели, достигая которые ребенок взрослеет и становится личностью. Главными чертами такого человека принято считать:

9 4

Дети - радость и гордость родителей. Но с возрастом их непосредственность и общительность могут постепенно перейти в застенчивость и стеснительн...

  1. Уверенность.
  2. Самоконтроль.
  3. Целеустремленность.
  4. Умение действовать, опираясь на законы морали и ценности.

У настоящих личностей не возникает дилемма между «пойти по головам» и «сделать по совести».

Воспитать личность сложно, не каждый станет негласным лидером или начальником, но к такому человеку обязательно проявят интерес похожие люди. Это ли ни счастье для ребенка?

Кто сказал, что будет легко?

Процесс формирования личности не сиюминутный, он продолжается лет до 18 (пока длится и юридическая ответственность родителей или опекунов за подрастающего человека).

Интересно, что славянский менталитет не ограничивается такими возрастными рамками. Это становится ясно, когда заботливые мамы и бабушки готовят перекусы любимым «деткам» в институт, советуют уже после замужества, как лучше пеленать их младенцев, и как правильно подбирать наряд, когда их отпрыски уже вышли на пенсию. Такая преемственность поколений, с одной стороны, не дает взрослой личности «созреть», с другой - институт семьи в странах постсоветского пространства никогда не перестанет существовать. И для каждого ребенка в роду найдется свой воспитатель.

Этапы становления личности совпадают со сменой важных психологических периодов жизни.

  1. Перинатальное развитие (условно можно назвать этот отрезок «Я уже есть» ). Согласно учению Станислава Грофа, еще в утробе малыш начинает развиваться как индивидуум. Ему нравится определенная музыка или картины, созерцаемые матерью, некоторые продукты. Карапузу только и остается в знак согласия или нежелания толкать маму изнутри.
  2. 0 - 3 года. В это время весь мир для детей - это их окружение (родители, старшее поколение родственников, братья и сестры). Этот период соответствует девизу: «Я - зеркало семьи» . Все привычки и другие поведенческие реакции копируются до неузнаваемости. Если старшим людям не по душе характер младшенького, нужно попытаться объяснить, что не так, а самим мотать на ус: настало время корректировать себя!
  3. «Школьная пора» , куда входит дошкольная категория детей от 4 до выпускного класса начального звена - 11 лет. Это время детства и осознанного поведения. Например, в саду малыши стараются проявить себя со стороны хорошо воспитанных и отзывчивых деток, а если выходит, что «хорошими делами прославиться нельзя», привлекают внимание шалостями. Внимание и похвала воспитателя (далее - учителя) являются лакмусовой бумажкой идентификации ребенка.
  4. Период «кокона» (отрочество). С 12 лет до 15 подросток, с одной стороны, начинает общение и раскрытие своих способностей в новых социальных группах - классе, кружках, секциях. С другой стороны, происходит накапливание необходимого опыта, развитие возможных способностей.
  5. «Трудный возраст» (юность) от 16 до 18 лет, причем период сложный не только для любимого сына или дочери, но и родителей. С удивлением старшее поколение начинает замечать, что им дерзят, не повинуются, сбиваются с пути (нередко пропускают занятия по причине «ненужности» школьных знаний или влюбляются и забрасывают уроки). Это становление личности без тяжелого времени, когда набиваются шишки и приобретается бесценнейший опыт - свой, личный, невозможно. Но иногда не все так болезненно. Бывает, случается первая любовь, которая юность превращает в романтическую «весну жизни» . Оценки юному возрасту будут меняться, но яркие впечатления и нужные выводы помогут сформировать человека.
  6. С 18 лет - «да здравствует, Личность!» . Теперь невозможно кардинально перестроить индивидуума, только скорректировать уже имеющееся поведение. Выбор учебного заведения по интересам или «свободного плавания» поможет дальше продумать свою жизнь и добиться успеха.

С достоинством и минимальными «потерями» родители, а также их маленькие наследники, выходят из кризисных периодов только тогда, когда присутствует поддержка, самоуважение и предоставленная детям возможность самостоятельно пройти все три фазы каждого этапа:

Став взрослыми, мы нередко вспоминаем, с умилением или смехом, клички, которые получали или сами давали другим в детстве. «Кабан», « ...

  • Адаптационная. Дети овладевают навыками, необходимыми для оптимального существования в своей группе. Например, учатся говорить, чтобы их понимали, или держать ложку, потому что в детском саду все карапузы едят только так.
  • Стадия индивидуализации. Каждый должен правильно отнести себя к той или иной группе, понять, что он может справляться с задачами («Все сверстники одеваются на прогулку сами, я тоже постараюсь, я же большой, я мальчик»).
  • Интеграционная фаза. Образно говоря, это возможность впервые сесть за руль после того, как выдали права. Это время управлять собой, эмоциями, чувствами, иногда - подчиняться, а порой - и пытаться самому надавить на кого-то.

Если ребенок какую-то из фаз пропустит (на любом этапе), у него возникнет внутренний конфликт. Помочь избавиться от него (а лучше - дать возможность все пережить) под силу любящим родителям, которые прививали ему культуру поведения и воспитывали духовность.

Сила духа

Однажды простой человек спросил у мудреца, как ему жить, когда он до беспамятства полюбил девушку, которая оказалась невестой друга, она отвечала парню взаимностью. Старец сказал, что есть панацея: нужно поступать по совести - только тогда все будут счастливы.

Действительно, со временем жизнь расставляет все по местам. Можно поддаться на удочку сиюминутного желания и потерять потом себя, а можно перетерпеть личные прихоти для всеобщего блага и личностного роста. Именно духовностью принято называть это глубокое понятие. Духовно богатый человек живет не по принципу: «Вижу цель, не вижу препятствий». Он тщательно продумывает шаги, чтобы другим было неплохо, и себе тоже.

Духовность, словно паззл, складывается из таких элементов:

  • Умение сопереживать, сочувствовать.
  • Видеть во всем эстетику, обладать чувством вкуса.
  • Быть ответственным, прислушиваться к совести.
  • Относиться к другим, как к самому себе (уметь уважать).
  • Самореализация.
  • Целеустремленность.
  • Творческие способности (они заслуживают отдельного внимания).

Остановиться можно на базовых составляющих морального развития подрастающего поколения.

  • Эмпатия, или переживание чужих эмоций, как собственных. Дети бывают не просто жестокими, а циничными. Иногда это объясняется их интересом к наблюдению необычной реакции или поведение других живых существ. Например, желанию пнуть котенка или ударить младшую сестру. Многие дети перерастают, если взрослые объяснят, что это ужасно. Ребенок сразу не осознает, с годами придет осмысленность.

Важно! У детей до 3 лет проявляется эмпатия. Нужно ее не упустить, а помочь сохранить это качество. Достаточно пронаблюдать, когда малыш смотрит на грустное выражение лица мультипликационного героя или плачущую маму и начинает плакать в ответ, или смеется только потому, что весело его собеседнику. Главное - не высмеивать, а поощрять проявление эмоций, на собственном примере общения с миром демонстрировать сопереживание. Например, не ссориться при ребенке с мужем, сделать кормушку для птичек, собрать ненужные игрушки в детский дом.

Под самооценкой подразумевается комплекс убеждений и чувств человека по отношению к самому себе. У школьников роль самооценки не ограничивается лишь с...

  • Быть ответственным. Только формирующаяся личность должна понимать, что чувство долга и ответственность - фундамент любых отношений, деловых или личных. Малыш забыл убраться в комнате, а старшая дочь - прийти к обещанному времени? Не самый продуктивный способ - платить ребенку той же монетой. Можно поиграть с ним в день «наоборот», когда родители играют роль детей, а сын или дочь - мамы или папы.

Важно! Часто любимый наследник просит купить домашнее животное (за которым необходим уход, как это правильно подмечают родители). Проверить готовность младшего члена семьи к такому испытанию легко при помощи современных игрушек или электронных аналогов, которые требуют почасового кормления, выгуливания и купания. Как только ребенок пройдет испытательный срок, можно задумываться о приобретении живого друга. Главное, не переусердствовать с симуляторами.

  • «Три богатыря» каждого нормального развития настоящей Личности - это уверенность в своих силах, самоуважение и адекватная самооценка. Все три понятия стоят рядом, поскольку они базируются на общих детских впечатлениях, которые родители закладывают своими оценками. Например, фразы по типу: «Сережа - молодец, а ты - нет» способны привить самые серьезные комплексы. Однако перегибание палки в сторону вечного восхваления своего чада превращают маленького человека в Нарцисса, который не то что никогда не добьется значительных успехов, но и останется по жизни один.

Важно! Научить ребенка (и себе напоминать чаще), что продуктивнее сравнивать ни кого-то с собой, а себя вчерашнего с собой сегодняшним.

Становление личности - процесс пожизненный, но его база формируется именно в детстве. Если сложно постоянно учить и доказывать, можно обратиться к всепоглощающей силе творчества.

Все любят яблоки, я - виноград!

Творческие способности, нестандартное мышление, даже особенности культурной речи делают личность более гармоничной, счастливой! Существует теория, что каждый малыш изначально имеет задатки. Минимум, с их помощью человек раскроется и станет искренним, добрым, научится воспринимать мир в его полной красе. Такие люди не нуждаются в сомнительном удовольствии, получаемом от вредных привычек. Максимум - задатки перерастут в талант!

Работать нужно в следующих направлениях:

1. «Красота…формирует мир!». К сожалению, или к счастью, воспринимать красоту окружающего мира, равно как и читать книги, любоваться картинами, учат в детстве. Чтобы подтолкнуть ребенка к эстетическому развитию, необходимо с ним заниматься. Достаточно взрослому человеку самому подмечать мелкие детали (закат солнца, первый снег или расцветшую сирень) и озвучивать их. Малышу станет интересно, можно спрашивать, что понравилось ему.

Если дело происходит на автобусной остановке или в очереди, почему бы не попросить своего маленького наследника про себя подметить красивые черты лица или всего внешнего вида нескольких людей из толпы, а потом обсудить с ним.

Важным моментом в воспитании ребёнка является формирование у него уверенности в себе. Такое качество, по мнению психологов, помогает ему пробовать что...

2. Коммуникативное искусство. Личность без умения поддерживать разговор, делиться по душам и грамотно строить высказывания, просто неполноценна. Одни дети с самого детства с невероятной точностью копируют интересные методы общения взрослых (родителей, учителей, даже персонажей телепередач).

Другим помогают попытки родителей:

  • Проявление юмора. Человек, который всегда ответит на вопрос с иронией или умеет посмеяться над своими оплошностями, на вес золота! Только это качество должно иметь задатки и ограничиваться чувством меры и такта.
  • Поиграть в умницу. Это значит, что можно отыскать 4 положительные черты характера у детей из садика или из класса.
  • Проводить домашние маскарады, переодевания, даже балы! «Маленькие личности» поборют комплексы, отлично повеселятся и научатся работать в команде.
  • Делиться игрушками, говорить «спасибо» за проявленное внимание.

3. Творческие мастерские. Конечно, куда проще отвести малыша на занятие к специалисту. Однако главная задача не столь в развитии задатков, сколько в общении между родителями и детьми.

Сегодня можно позволить себе приобрести пластилин, карандаши, фломастеры любых цветов, наборы для сборки и рисования.
Если совсем нет под рукой ничего оригинального, можно воспользоваться старыми методами. Лепить сувениры из соленого теста, рисовать на старых (желательно) обоях, обклеив ими стол или стул.

Важно! Не подавлять стремления молодого художника выражать свое виденье мира. Если сыночку или дочке захочется нарисовать несуществующее животное, пусть творит! Фразами, что такого нет, малыша не переубедить. В его-то воображении оно существует! И не стоит навязывать свое мнение. Хочет ребенок вместо синих носков надеть красные или из тарелки с фруктами выбирает не сочное сладкое яблоко, а неприметный кислый виноград? Пусть ест и выбирает! Детям, чтобы они выросли личностями со своим мнением и умением делать выбор, надо его предоставлять! Пусть и в мелочах, но все-таки!

Подытоживая, можно выделить главное: личность ребенка зависит не столько от него самого, как от отношения к нему близких людей, поведение и оценки которых его и формируют. Без толку рассказывать подростку, что надо бы делать зарядку, а самому не уметь даже отжаться. Неправильно навязывать малышу чтение книг, вечерами засыпая под телепередачи. И кто знает, может, пока родители бьются над воспитанием личности наследника, он формирует их, собственную?

В жизни всегда ведь есть место совершенствованию! Важно - не упустить возможность!

0 0

Развитие личности ребенка — объемный и трудоемкий процесс не только со стороны внешнего воздействия, но и со стороны самого ребенка. Решением проблемы занимается психология. Современные представления отталкиваются от того факта, что отправной точкой личностного становления всегда служит . Именно близкое окружение во многом определяет те предпосылки, которые лягут в основу развития в период детства.

Процесс личностного развития представлен на нескольких этапах. Каждому из них характерна своя специфика. При этом все они между собой тесно связаны, как и факторы развития личности. Невозможно перескочить какой-либо из них. Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, необходимо понимать особенности процесса воспитания для разных возрастов.

Что такое личность?

Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:

  • раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
  • дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
  • отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
  • юношеское развитие — от 16 до 18 лет.

Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф. По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц. Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.

При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.

Фазы личностного развития

Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями. Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности. Среди них выделяют следующие:

  • Первая фаза развития — адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
  • Вторая фаза личностного развития — индивидуализация. Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
  • Третья фаза — интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и . В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.

В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.

Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.

Значение родителей для личностного развития

Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители. Они определяют успешность прохождения через этапы развития — воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс. Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.

Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни. В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей. Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.

Овладение речью только происходит. По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна. Их задача — позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов

Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка. Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание. Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.

В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка. Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни. Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.

Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.

Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме. Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться . Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека. Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.

Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое. Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка. Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.

После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя». Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи. Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.

Коллектив — движущая сила

Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом — группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.

При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы. Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива. Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен. Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.

Развитие личности ребенка — это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи. , их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям. В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом — это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.

Для многих неопытных родителей личность ребенка является мифом. Это естественный капкан воспитательного процесса молодых семей. Интересы малыша приобретают марионеточный характер, по этой причине многие важные проблемы трактуются ложно. Сложная задача родителей вырастить полноценного человека может иметь массу подводных камней из-за подобного отношения.

Формирование личности малыша

Разберемся подробно, что такое личность ребенка. Часто взрослые люди неверно трактуют проявление личности своего чада. Буйные капризы или слишком тихое поведение не являются личностью. Это скорее реакция малыша на определенные явления его жизни.

Формирование личности ребенка, по мнению ученых, начинается еще в утробе. Это спорное мнение имеет много возражений. Новорожденные дети совершенно по-разному реагируют на внешние раздражители, и этот факт доказывает наличие у него зачатки личности.

Трактовка понятия личность подразумевает:

  • проявление воли;
  • разумное осмысление окружающего;
  • свободу решений;
  • проявление чувств.

Равноправное взаимодействие этих качеств делает человека личностью. Отказывать ребенку в праве принимать определенные решения, значит ограничивать развитие воли. Задачей взрослого человека остается объяснения малышу последствий его действий.

Обратите внимание на то, как ребенок исследует окружающее. На ранних этапах это проявляется в виде сломанных игрушек, порванных книжек, оторванных обоев, рисунков на любой поверхности. Все это попытки анализировать мир вокруг себя. А это доказательство еще одного проявления личности. Любая ситуация требует адекватной реакции родителей, для ребенка она закладывает базу стандартов. На них он будет опираться во взрослой жизни.

Потребности личности

Независимо от возраста есть определенные потребности личности:

  • самовыражение;
  • уважение, принятие;
  • принадлежность к семье;
  • любовь близких людей;
  • безопасность;
  • физические потребности.

Ребенку хочется быть заметным, обращать на себя внимание. Ему необходимо проявлять свои умения, возможности. Маленькому человеку необходимо получать оценку своих родителей. Похвала за первые сделанные шаги, рисунок, танец важны для формирования его здорового фона.

Он имеет огромную потребность в заботе, любви, уходе со стороны близких людей. Отсутствие хотя бы одного фактора огорчает ребенка. Систематическое отсутствие этих проявлений формирует в его сознании ложную картинку. Малышу начинает казаться, что родители его не любят.

Семейные ценности, общие праздники рождает в сознании определенные эмоциональные связи. Маленький человечек должен принимать участие в жизни семьи, тогда его сознание построит сеть нормальных умозаключений. Это сыграет роль в его социализации.

Важным фактором является прикосновение. Малышу необходимы телесные контакты с родителями. Нужны объятья, прогулки за руку, поцелуи на ночь. Иначе он не сможет чувствовать себя счастливым.

Родители должны создавать ауру защиты для малыша. Чувство поддержки дает юному члену семьи моральные силы противостоять стрессам. В покое воспитывается полноценная личность. Это же касается его физических потребностей:

  • одежда;
  • уход за здоровьем.

Развитие личности ребенка

Не простая задача родителей — развитие личности ребенка — часто становится предметом споров. Общество требует от семьи, чтобы они заботились о малыше согласно нормам. Реальность преподносит разные ситуации. Несмотря на это, родители обязаны стремиться развивать своего малыша.

Основным рычагом развитием остается огромное количество внимания. Это важный и сложный момент формирования личности. Общаясь с родителями, ребенок нарабатывает систему ценностей. Его личностные качества формируются под влиянием старших. Обучающие программы, игры головоломки, чтение сказок остается дополнительными инструментами для развития его личности.

Was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева