Значение толедский собор в православной энциклопедии древо. Толедский собор Собор святой марии толедо

Кафедральный собор Святой Марии (исп. Catedral Primada Santa María de Toledo) — католический собор в Толедо, кафедра примаса Испании, главный собор страны. Памятник архитектуры, характерный пример испанской готики. Собор Святой Марии — часть исторического центра города Толедо, в 1986 году включённом в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вне служб собор работает как музей.

Собор построен в готическом стиле на месте вестготской церкви, построенной в V—VI веках, а после завоевания маврами Пиренейского полуострова превращённой в мечеть. После отвоевания Толедо христианами в XIII—XV веках шло строительство современного здания собора, он до сих пор является одним из крупнейших в Испании: длина собора — 120 м, ширина — 60 м, высота — 44 м.


В соборе хранится множество шедевров — от картин Эль Греко, Караваджо, Тициана и других знаменитых художников до выдающихся образцов средневекового ювелирного искусства.





Собор построен в готическом стиле, однако в его архитектуре присутствует ряд черт мавританской архитектуры. В частности мавританское влияние сказалось в применении подковообразных и многолопастных арок. Собор напоминает мавританскую мечеть своей шириной и близостью к зальному типу.



Длина собора — 120 м, ширина — 60 м, высота — 44 м. Северная башня собора имеет высоту 90 м, на ней установлен колокол Кампанья-Горда, изготовленный в 1753 году и весящий 17 тонн. Планировалось строительство симметричной ей южной башни, но в XVI веке на её месте была построена мосарабская капелла с куполом.





Со временем окружающие строения скрыли истинные размеры собора, кроме того исключительно неровный рельеф исторического Толедо также мешает оценить грандиозные размеры здания. Хорошо открыт для обзора лишь главный (западный) фасад, выходящий на центральную площадь города, куда кроме главного фасада собора выходят также дворец архиепископа и главное здание мэрии. Кафедральный Собор Девы Марии, также называемый Первый Кафедральный Собор Толедо, является резиденцией архиепископа Толедо и считается одним из трех лучших готических соборов Испании. Строительство собора было начато в 1227 году, когда по указу короля Фернандо III Святого (Fernando III El Santo) 14 августа был заложен первый камень. По преданию, собор построен на месте явления Святому Ильдефонсу (в будущем ставшим покровителем города) Богородицы, где находился древний храм эпохи первого архиепископа Святого Евгения (Santo Eugenio). До Кафедрального собора во времена правления мусульман на этом месте находилась Соборная мечеть, а еще раньше вестготская церковь Санта-Мария-дель-Реаль. Проект собора был разработан архитектором Мартинером, в 1285 году руководителем строительства стал Петрус Петри. Клуатр собора строился в конце 14 веке под руководством Маэстро Родриго Альфонсо. Автором западного фасада Собора, строительство которого началось в 1418 г., является Алвар Мартинес. Завершал строительство в 1460-х годах мастер Педро де Алала. Первоначальный проект предполагал строительство классического готического трехнефного собора (наподобие великих соборов Франции: Шартрского, Реймского и Амьенского). Однако, по мере строительства проект все больше отдалялся от «чистой» готики приобретая национальные испанские черты: нарядность, элементы мавританского стиля, гармонию пропорций вместо вертикальной устремленности.

Сегодня по нашему плану мы детально осмотрим кафедральный собор. От наших апартаментв в иудейском квартале он находится в шаговой доступности.
Издали видна колокольня Кафедрального собора. Высота колокольной башни собора составляет 90 м. Колокол «Ла Горда» был изготовлен для храма в 1753 г. и весит 17 тонн:

Собор находится на площади Аютамьенто, куда выходят также дворец архиепископа и здание мэрии города:


Главный фасад Толедского собора обращен к площади Аютамьенто. На нем три готических портала: Ада, Прощения и Страшного Суда. Фасад был реконструирован в 1787 году зодчим Эухенио Дуранго:

Главный портал, расположенный в центре, носит название "Пуэрта-дель-Пердон" ("Ворота прощения"), созданы в XV в. по проекту Альвара Мартинеса. В тимпане главного портала находится рельеф «Облачение Св. Ильдефонса Богоматерью», на центральном столбе арки - статуя Христа, а по бокам - двенадцать апостолов.

Фрагмент скульптурной группы "Тайная вечеря" над центральными воротами:

Сцена вручения Богородицей Своей ризы Святому Ильдефонсу работы Хуана Алемана.:

На центральном столбе арки - статуя Иисуса Христа:

На "Воротах страшного суда"(южные) изображена сцена "Страшного суда", давшая воротам название:

На "Воротах ада" (северные) представлен лишь растительный орнамент, поэтому их второе название - "Ворота пальм". Я их почему-то не сняла.

Во второй половине XV века группой фламандских мастеров был оформлен «Львиный портал» («Пуэрта-де-лос-Леонес», Ворота Львов), один из самых красивых порталов собора. На украшение портала ушло 11 лет. Мастера привнесли в архитектуру собора элементы фламандского стиля. Портал львов:

Входим в собор. "Впечатление грандиозности собора особенно ощущается при входе в интерьер, поражает широта его пространственных планов, пересекающихся друг с другом. По сравнению с первоначальным планом собор был расширен до пяти нефов с трансептом без выступов по бокам. Сводчатое перекрытие собора покоится на массивных высоких разделяющих нефы столбах, окруженных колонками (до шестнадцати на одном столбе). Благодаря устойчивости нефов, то есть постепенного понижения их высот к краям, тяжесть соединений усиливает сопротивление покоящихся на них арок, что делает ненужными аркбутаны. Аркбутаны массивны лишь в восточной части собора, где, разветвляясь, они следуют поперечным аркам двойного деамбулатория, более высоким, обращенным внутрь собора, и более низким, примыкающим к его внешней стороне. Пролеты деамбулаториято четырехугольные по плану, то треугольные, таковы же и окружающие их капеллы. Среди готических арок встречаются как дань мавританскому стилю и многолопастные и подковообразные арки, придавая интерьеру собора особую экзотику" - "" - Малицкая К. М .




"Капеллы чрезвычайно разнообразны и по планам и по стилю их оформления- это и готика, и Ренессанс, и барокко (всего двадцать капелл). В них покоятся герои, принцы и прелаты Толедо. Каждая капелла обычно посвящается кому-нибудь из святых и носит его имя. Разнообразие стилей капелл произошло оттого, что они строились постепенно и даже иногда для постройки новых капелл сносились старые" - "Толедо - старая столица Испании " - Малицкая К. М .

Часовня Сен-Мартен имеет алтарь, который, как полагают, выполнен мастерами Хуаном де Боргоньа и Франсиско де Амбер. Он разделен на три панели и пять вертикальных секций. На центральной панели - Сен-Мартен-оф-Турс; Считается, что это работа Андреса Флорентино. По сторонам алтаря находятся гробницы каноников Томаса Гонсалеса де Вильянуэва и Хуана Лопеса де Леона; их саркофаги покрыты их лежащими статуями.



Часовня Святого Евгения: уникальна в сохранении оригинальной архитектуры 13 века.

Святой Христофор:

Красива внутренняя сторона портала «Пуэрта-де-лос-Леонес», где мраморные украшения гармонично сочетают в себе мотивы поздней готики и Ренессанса. В центральной верхней части помещен элегантный медальон «Коронование Богоматери» работы Бигарни. По бокам в нишах расположены статуи Давида и Соломона, оформленные колоннами в виде канделябров. Ниже, в тимпане на светло-синем фоне изображено «Древо Есеево»:

Я заинтересовалась сюжетом «Древа Есеева» и долго искала его описание в интернете.


"Древо Иессеево" — иконографический сюжет, представляющий собой аллегорическое изображение родословия Иисуса Христа. Изображения «Древа» встречаются как в иконописном, так и в фресковом и мозаичном исполнении. Появление композиции в виде «Древа» связывают со строками из книги Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». Из интернета: "Наиболее ранние известные изображения Родословия Христова относятся к IX веку и принадлежат западноевропейскому искусству. Этот факт позволил предположить исключительно западноевропейское происхождение композиции, однако многие исследователи считают, что этот иконографический сюжет развивался в Византии самостоятельно...
В нынешнем образе композиция появляется в 1144 году на витраже аббатства Сен-Дени. Витраж этот не сохранился, но известна его копия в Шартрском соборе (около 1450 года). Э. Маль предполагает, что автором композиции был известный строитель Сен-Дени аббат Сюжер. Впоследствии эта композиция получила широкое распространение как на латинском западе, так и на православном востоке. Развитие композиции шло в сторону как увеличения количества персонажей, так и введения новых сюжетов. На вратах Веронского собора Сан-Дзено Маджоре Среди 48-ми бронзовый рельефов, украшающих поверхность врат, есть изображение «Древа Иессеева». Здесь Иессей изображён спящим. Лоза, поднимающаяся из-за его фигуры, увенчивается изображением Иисуса Христа. В завитках лозы изображены фигуры четырёх праотцев. Изображение относится к более позднему времени, чем постройка собора, не ранее XII века.
В дельнейшем, в XIII—XIV веках эта композиция получает широкое распространение на всём православном востоке: как в Византии, так и на Балканах, а также в Грузии. Среди византийских храмов, получивших изображения «Древа Иессеева», можно назвать церковь Богородицы Мавриотиссы в Кастории (1259—1265), Святой Софии в Трапезунде (1260—1270), святых Апостолов в Фессалонике (после 1315). На Балканах — церковь Святой Троицы монастыря Сопочаны (Сербия, ок. 1265), церковь святого Ахиллия в Арилье (1296), церковь Спасителя в монастыре Жича, (Сербия, около 1220), Богородицы Левишки в Призрене (1310—1313), Вознесения монастыря Дечаны (1348—1350). В Грузии церкви в Кинцвиси (1207) и Сафаре (1-я пол. XIV в.). В этих храмах «Древо» размещено в западном объёме: на стене, в притворе или нартексе.
Своего наибольшего развития композиция достигает в XVI веке, в росписях афонских и румынских церквей. В качестве примеров можно привести трапезную лавры святого Афанасия (1512), монастыря Дохиар. В Румынии — в церкви святой Марии монастыря в Хуморе (1535), церкви великомученика Георгия в Сучаве (ок. 1532—1534), церкви Благовещенья в Молдовице (1537), великомученика Георгия в монастыре села Воронец (1547), церкви Вознесения монастыря Сучевица (ок. 1600). Число языческих философов и писателей в росписях Бачковского монастыря (Болгария), лавры святого Афанасия достигает двенадцати." - http://gospel-ru.touristgems.com/culture/4766-drevo-iesseevo/
Часто показывается, как из тела Иессея вырастает корень дерева, в его ветвях располагаются медальоны с изображениями родословной Христа. Увенчано такое дерево изображениями Спасителя и Богоматери. На данном рельефе древо "растёт" из уха Иессея.

В центре вверху — элегантный по формам медальон «Коронование богоматери», выполненный Грегорио Бигарни:

Часовня Святого Сердца.










БЛАГОВЕЩЕНИЕ:






Продолжение следует...


Испания.Кафедральный собор Святой Марии в Толедо.

Кафедральный собор Святой Марии ( исп. Catedral Primada Santa María de Toledo ) — католический собор в Толедо, кафедра примаса Испании, главный собор страны. Памятник архитектуры, характерный пример испанской готики.

Собор Святой Марии — часть исторического центра города Толедо, в 1986 году включённом в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вне служб собор работает как музей.

Центральные ворота (ворота Прощения).

Собор построен в готическом стиле на месте вестогонсой церкви, построенной в V - VI веках, а после завоевания маврами Пиренейского полуострова превращённой в мечеть. После отвоевания Толедо христианами в XIII -XV веках шло строительство современного здания собора, он до сих пор является одним из крупнейших в Испании: длина собора — 120 м, ширина — 60 м, высота — 44 м.

Фигуры епископов по краям ворот.

В соборе хранится множество шедевров — от картин Эль Греко, Караваджо, Тициана и других знаменитых художников до выдающихся образцов средневекового ювелирного искусства.

Кафедральный собор Толедо один из самых больших соборов Европы. Он построен на месте, где до вторжения мавров на Пиренейский полуостров находилась вестготская церковь святой Марии, перестроенная завоевателями в мечеть. Строительство собора началось в 1226 году, через 140 лет после изгнания мавров, и продолжалось больше 260 лет. Последний свод был закрыт в 1493 году при кардинале Мендосе.

Скульптуры над боковыми воротами .

По проекту собор должен был иметь две башни. Возвели только одну северо-западную башню высотой 92 метра. Юго-западная башня не была достроена, сделанное под нее основание закрыли восьмиугольным куполом.


Портал львов.

Мосарабская часовня.

На месте этой недостроенной башни находилась арабская мечеть, разрушенная при строительстве собора. Сейчас в этой части собора располагается мосарабская часовня. В ней с разрешения церковных властей проводятся службы по особому испано-мосарабскому обряду. Этот обряд, возникший на основе древних вестготских обрядов, окончательно сформировался в общинах христиан, живших на территории мусульманских княжеств Испании в период владычества мавров.

БАШНЯ КОЛОКОЛЬНИ.

Алтарь изготовлен группой скульпторов и живописцев в 1497-1503 годах по заказу Кардинала Синсероса взамен старого готического алтаря.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ТОЛЕДО. ГЛАВНАЯ ЧАСОВНЯ - КАПЕЛЛА

Стену главной капеллы украшает грандиозный ретабло (заалтарный образ), являющийся одним из самых больших и красивых в Испании. Он вырезан из лиственницы. Заказчиком ретабло был кардинал Испании Франсиско Хименес де Сиснерос (являвшийся покровителем Христофора Колумба).

Ретабло разделено на пять частей, поражает своей живописностью и богатством красок и позолоты. Над его исполнением трудились лучшие мастера испанского Возрождения: Диего Копин, Энрике Эгас, Хуан де Боргонья. Панно, помещенные в ретабло, изображают сцены земной жизни Христа (рождество, непорочное зачатие, распятие).

ВИТРАЖНАЯ ОКНО-РОЗЕТКА В СОБОРЕ ТОЛЕДО

Центральную часть главного нефа собора занимают хоры. В этом помещении, отделенном от основного пространства собора, заседал епископский Совет. Этот консультативный орган помогал епископу в управлении епархией. Толедский Совет был довольно большой.

Скульптурное оформление помещения Совета выполнено в 1538-1543 годах Филиппом Бургундским и Алонсо Берругете. По трем сторонам помещения располагается два ряда сидений по 70 мест в каждом. Верхний ряд, предназначенный для высокопоставленных представителей, выполнен по проекту архитектора Алонсо де Коваррубиаса.Этот ряд представляет из себя ниши с колоннами из красного мрамора и алебастровыми скульптурами внутри. Над ними располагается галерея скульптур из мрамора.

СКАМЬИ ХОРОВ В СОБОРЕ ТОЛЕДО

СОБОР ТОЛЕДО. ГЛАВНАЯ ЧАСОВНЯ

ЗАЛ КАПИТУЛА. КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ТОЛЕДО

ШЕДЕВР Transparente В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ТОЛЕДО

Где находится кафедра испанского примаса. Собор признан величайшим готическим зданием в Европе по красоте и совершенству, в котором хранятся ценные средневековые шедевры, в том числе барочный алтарь и картины Эль Греко. Вместе с историческим центром города внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Собор в Толедо основан на месте вестготской церкви V века. Строительство длилось более двух столетий, с 1226 по 1493 года, что стало отражением различных стилей в архитектуре.

История Толедского собора отмечена важными событиями, происходящими в его стенах на протяжении многих лет. Здесь короновались, венчались и хоронились монархи Испании, а также наследники престола.

Что посмотреть

Собор в Толедо один из самых больших в Испании. Длина здания 120 м, ширина 60 м, высота 44 м. Северная башня высотой 90 м содержит знаменитый колокол, известный как Кампана Горда, весом 17 тонн. Южная башня осталась незавершенной и увенчана куполом в стиле барокко.

Состоит из трех красивых готических порталов XV века. Центральный неф с двумя проходами с обеих сторон разделен 88 колоннами, поддерживающими своды. Более 750 художественных витражей XV-XVI веков придают особую красоту зданию. Вход в храм украшен каменной резьбой на библейские сюжеты.

Главная достопримечательность собора, которая выделяется своей грандиозностью и мастерством - алтарь с огромным изображением Христа. Он создан из позолоченного дерева по заказу кардинала Сиснерос в конце XV века. Алтарь переполнен сложными деталями, иллюстрирующими Новый Завет с фигурами в натуральную величину. В центре находится большая пирамидальная дарохранительница. По обе стороны от алтаря установлены гробницы VIP-персон, включая королей Альфонсо VII, Санчо III, кардинала Мендоса и короля Санчо II.

В соборе имеется более 20 часовен, многие из которых являются гробницами. В богато украшенной часовне Сент-Джеймс находится мраморный саркофаг Верховного констебля Альваро де Луна в окружении рыцарей, и его жены Хуаны де Пиментел в окружении францисканских монахов.

В музее собора выставлены ценные произведения искусства, в том числе наиболее важные картины и скульптуры Эль Греко, Беллини, Бассано и Гойи, а также портреты всех испанских архиепископов.

В Испании также находится самый большой готический собор Европы - в Севилье, главный паломнический центр католичества - в Сантьяго-де-Компостела, знаменитый строящийся и по сей день в Барселоне и уже законченный современный храм в Мадриде - . Любителям средневековых замков советую посетить в Сеговии и в Пальма де Майорка.

Толедский собор (Catedral de Toledo) открыт с понедельника по субботу с 10.00 до 18.30, в воскресенье и праздничные дни с 14.00 до 18.30. Закрыт 1 января и 25 декабря.
Стоимость: 5,50 €, пенсионеры и студенты - 4,85 €. Бесплатно: дети до 14 лет и по средам с 16.30 до 18.30.
Официальный сайт архиепархии Толедо: www.architoledo.org (исп.)

L Архитектор Petrus Petri [d]

В соборе хранится множество шедевров - от картин Эль Греко , Караваджо , Тициана и других знаменитых художников до выдающихся образцов средневекового ювелирного искусства.

История

Согласно традиции на месте современного толедского храма существовала христианская церковь, восходящая к первому епископу Толедо Евгению, о котором не сохранилось никаких исторических сведений. Достоверно известно, что эта церковь уже существовала в 587 году , когда она была переосвящена после перехода вестготского короля Реккареда I из арианства в никейское христианство . Этому событию посвящена надпись XVI века, сохранившаяся в клуатре собора.

С этого момента Толедо стал центром епископской кафедры и религиозным центром вестготского королевства . Службы в соборе Толедо проходили по мосарабскому обряду , основному литургическому обряду вестготской Испании . 18 состоявшихся здесь церковных соборов, вошедших в историю как Толедские соборы , подтвердили религиозное значение города.

Собор был выстроен в готическом стиле с очевидным французским влиянием . Его первым архитектором был Мартин, французского происхождения. Собор насчитывает 5 нефов , образованных 88 колонами и 72 сводами . В XIV веке при архиепископе Педро Тенорио es архитектором Родриго Альфонсо к северной стене собора был пристроен клуатр и часовня святого Власия (Сан-Блас), где архиепископ Тенорио был похоронен. В XV веке Альвар Мартинес завершил работы над западным фасадом и башней.

Завершено строительство собора было в 1493 году при архиепископе Педро Гонсалесе де Мендоса , прозванного «великим кардиналом». Дальнейшие изменения в соборе касались только интерьера - в XVI веке собор был украшен целым рядом выдающихся произведений искусства . При кардинале Франсиско Хименесе де Сиснерос , который был сторонником возрождения мосарабского обряда богослужения, была создана мосарабская капелла. Кардинал Хименес де Сиснерос также выступил инициатором создания великолепного ретабло главной капеллы. Кроме того в XVI веке при преемниках Хименеса де Сиснероса на посту архиепископа были созданы капелла Новых Королей, верхняя часть хоров и их ажурные решётки, сокровищница и ризница .

Архитектура

Порталы и фасады

«Пуэрта-дель-Релох» (Ворота часов) находятся в северной стене собора. Название им дал часовой механизм над входной аркой. Второе название ворот - ярмарочные, поскольку они находятся в конце улицы, где в старину устраивались ярмарки. Ворота часов - самый старый портал собора, они созданы в начале XV века. Тимпан портала богато окрашен резьбой, он поделён на четыре части, на которых представлены сцены из земной жизни Христа. Сейчас через эти ворота посетители могут бесплатно зайти в собор, где с небольшой площадки можно видеть общий вид интерьера.

«Пуэрта-де-лос-Леонес» (Ворота Львов) - южный вход в собор. Ворота Львов - самые новые из больших порталов собора, они созданы в 1460-1466 годах. Названы в честь львов, венчающих колонны перед входом. В настоящее время - это основной вход в собор, через них в собор входят туристы по билетам и верующие во время богослужений.

Кроме главных порталов собор имеет ещё три небольших. «Пуэрта-Льяна» (Плоские ворота) названы так, потому что это единственный портал, вход которого расположен на уровне земли и не имеет ступеней. Ещё два портала - Санта-Каталина и Введения ведут не в собор, а в клуатр , примыкающий к собору с севера.

Главная капелла

Своим современным видом Главная капелла (Capilla Mayor) собора, расположенная в его центральной части ближе к алтарю , обязана кардиналу Хименесу де Сиснерос . До XVI века это место состояло из двух частей с отдельными сводами , многогранный свод находился над часовней Старых Королей (capilla de los Reyes Viejos). Из-за этой часовни пресвитерий собора был достаточно узким, что выглядела неестественным для собора таких размеров. Кардинал Сиснерос отстоял перед капитулом собора свой план сноса капеллы Старых Королей и расширения Главной капеллы и пресвитерия. Для перестроенной Главной капеллы Сиснерос заказал готическое ретабло , которое стало одной из жемчужин собора.

Позднеготическое ретабло капеллы выполнено из позолоченного дерева и стало одним из последних примеров этого стиля в Кастилии . На его создание ушло шесть лет, с 1498 по 1504 год . Над созданием ретабло трудился целый ряд мастеров: общее руководство осуществляли Энрике Эгас es и Педро де Гумьель es . Среди других мастеров, работавших над созданием ретабло - Фелипе Бигарни es , Хуан де Боргонья es , Копин Голландский es , Себастьян де Альмонасид es и другие. Ретабло разделено на семь вертикальных частей, широкая центральная расположена над дарохранительницей , 4 части слева и справа содержат скульптуры на евангельские сюжеты, в ещё двух, более узких, по бокам ретабло находятся статуи святых. Дарохранительница, также как и само ретабло, выполнена из позолоченного дерева.

Боковые стены Главной капеллы справа и слева от ретабло богато украшены резьбой. По мнению ряда авторов резные фигуры главной капеллы принадлежат к числу главных достопримечательностей собора . Ещё одним важным с точки зрения искусства объектом в Главной капелле является усыпальница кардинала Педро Мендосы , находящаяся в левой части капеллы и состоящая из саркофага и резных фигур вокруг него. Её автор неизвестен , но усыпальница считается одним из наиболее ранних примеров испанского Ренессанса . Помимо кардинала Мендосы в Главной капелле похоронены короли Альфонсо VII Император , Санчо III и Санчо IV .

Под главным алтарём капеллы расположена небольшая крипта с часовней. Вход в Главную капеллу закрыт ажурной решёткой работы Франсиско де Вильялпандо.

Хоры

Ризница

Капелла Святого Причастия

Расположена рядом с ризницей слева от входа Пуэрта-дель-Релох. Второе название капеллы - Нуэстра-Сеньора-де-ла-Антигуа (Дева Мария Старинная). Алтарь капеллы венчает деревянная резная статуя Девы Марии, созданная в XII веке. Статуя стоит на позолоченном троне (XVII век). Образ широко почитается в Толедо.

Капелла Новых Королей

Капелла Новых Королей, названная так для отличия от капеллы Старых Королей, которая находилась на месте современной Главной капеллы, была построена между 1531 и 1534 годами как усыпальница королей династии Трастамара . В капелле с правой стороны расположен саркофаг Энрике II и его жены, с левой стороны - Энрике III , а рядом с пресвитерием - саркофаг Хуана I и его жены Элеоноры Арагонской . Главный алтарь капеллы украшен картиной Маэльи es . В капелле также находятся два органа , 1654 и 1721 годов постройки.

Капелла Сантьяго

Капелла Сантьяго (Святого Иакова) расположена в северо-восточной части заалтарного пространства между капеллами Новых Королей и Сан-Ильдефонсо. Капелла была построена между 1435 и 1440 годами на средства могущественного коннетабля Альваро де Луна , который планировать сделать из этой капеллы фамильную усыпальницу . Капелла выполнена в готическом стиле, перекрыта звездчатым сводом. В центре капеллы находятся богато декорированные резьбой мраморные саркофаги Альваро де Луна и его супруги, по бокам капеллы есть ещё несколько захоронений, в основном родственников Альваро де Луна. Ретабло капеллы выполнено из позолоченного дерева, состоит из живописных образов святых и деревянной статуи Христа в центральной части.

Капелла Сан-Ильдефонсо

Капелла находится на востоке заатарного пространства на главной оси собора. Святой Ильдефонс особо почитаем в Толедо и капелла, посвящённая ему, находилась на этом месте с основания собора в XIII веке. Её нынешняя восьмиугольная форма образовалась после ликвидации двух небольших боковых капелл. Перекрыта ребристым готическим сводом. Капелла была построена в конце XIV века по заказу архиепископа и кардинала Хиля Альвареса де Альборноса , как место упокоения для него и членов его семьи . В центральной части капеллы находится резной мраморный саркофаг основателя, по бокам капеллы - ещё несколько захоронений. Мраморное ретабло капеллы создано в XVIII веке и изображает популярный для Толедо сюжет вручения Богородицей Своей ризы Святому Ильдефонсу.

Зал капитулов

Зал капитулов находится в юго-восточной оконечности собора, южнее капеллы Сан-Ильдефонсо. Он был построен по инициативе кардинала Хименеса де Сиснерос вместо старого, на месте которого кардинал организовал мосарабскую капеллу. Состоит из 4 помещений, кроме основного зала включает две боковые комнаты и входную комнату. Входная комната декорирована в стиле сочетающем в себе готику и мудехар . В основной зал ведут роскошно оформленные двери (1510 год) .

Интерьер основного зала капитулов выполнен из полихромного и позолоченного дерева. Все стены прямоугольного помещения заполнены картинами, среди которых выделяется серия портретов всех толедских архиепископов.

Капелла Транспаренте

Капелла находится на задней стороне Главной капеллы на главной оси собора. Капелла считается шедевром испанского барокко . Она была создана в 1729-1732 годах известным испанским мастером барокко Нарсисо Томе es . Алтарь капеллы окружён мраморными скульптурами и бронзовыми украшениями. В центре расположена скульптура Девы Марии с Младенцем.

Уникальной особенностью капеллы является способ её освещения, из-за которого она получила своё имя, «Транспаренте» (прозрачная). Напротив капеллы в своде пробито круглое окно, причём место его расположения выбрано таким образом, чтобы луч света от окна падал по центру капеллы на её дарохранительницу . Пространство вокруг самого окна также богато декорировано статуями и фресками на библейские темы.

Сразу после создания капелла вызывала противоречивые отклики, в то время как одни восхищались ей как шедевром, другие резко критиковали автора за неуместность и чужеродность барочной, роскошно декорированной капеллы, в строгом готическом окружении .

Мосарабская капелла

Капелла Тела Христова расположена в юго-западном углу собора. Она широко известна как Мосарабская капелла, поскольку она предназначена для совершения богослужений по мосарабскому (вестготскому, испанскому) обряду. Данный обряд был постепенно вытеснен стандартным для Католической церкви римским обрядом в период после Реконкисты . Его возрождение связано с именем кардинала Хименеса де Сиснерос , по поручению которого была проведена ревизия сохранившихся мосарабских литургических книг . Вслед за этим Хименес добился от папы Юлия II разрешения на использование в Толедо мосарабского обряда , мосарабские службы совершаются с того времени по сей день в капелле Тела Христова. Мосарабская часовня Толедского собора - единственное место в мире, где службы этого обряда совершаются ежедневно .

До XVI века на месте капеллы находился старый зал капитулов, от которого при перестройке в мосарабскую капеллу оставили только свод. Вход в часовню преграждает решётка (1524 год), увенчанная гербом кардинала Хименеса де Сиснерос. В плане капелла представляет собой прямоугольный объём, накрытый восьмиугольным куполом, роспись купола относится к XVII веку. На фресках стен капеллы (1509-1514) представлены сцены взятия Орана кардиналом де Сиснеросом. Алтарь капеллы выполнен из бронзы и мрамора, в его центре мозаичное изображение Девы Марии с Младенцем (XVIII век) .

Сокровищница

Расположена в северо-западной части собора зеркально по отношению к мосарабской капелле и точно под главной башней собора. В этом месте кардинал Хуан Пардо де Тавера планировал организовать капеллу - фамильную усыпальницу, однако позднее здесь была организована сокровищница .

В настоящее время здесь открыта выставка старинной литургической утвари и предметов искусства. Безусловно, главным шедевром экспозиции служит гигантская дароносица , созданная в XVI веке ювелиром Энрике де Арфе es . Она имеет 2,5 метра в высоту, состоит из 5 600 отдельных деталей, которые скрепляют 12500 винтов, её украшают 250 статуй из позолоченного серебра и эмали. Венчает дароносицу крест с бриллиантами