Как проходит православное богослужение на пасху. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий Что поют в пасхальную ночь

Вечером в предпасхальную субботу, еще задолго до полуночи верующие в светлых одеждах стекаются в храм. Примерно в половине двенадцатого ночи во всех храмах служится пасхальная полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа), кадят ее и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение сорока дней - до дня Вознесения Господня.

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон - благовест возвещает о приближении великой минуты Воскресения Христова. Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых царских вратах священнослужители тихо поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого отодвигается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру, но уже громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до середины, а певцы, стоящие на середине храма, поют окончание. Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, пришедшим ко гробу, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне.

Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверьми храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение, и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...» , а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых...» Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: «Христос воскресе из мертвых!..» Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона, составленного св. Иоанном Дамаскиным. Между песнями канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!» Пасхальный канон - одно из самых известных произведений церковной словесности. Этот глубоко содержательный и красивый по форме канон вводит верующих в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет всесторонне пережить и понять это событие.

В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением» , все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуют друг друга и обмениваются пасхальными яйцами. Это называется «христосоваться» . По Уставу священники, похристосовавшись между собой в алтаре, выходят на солею и здесь христосуются с каждым из прихожан. Но эти правила могли соблюдаться лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в домовых церквях, где бывало немного молящихся. В наше время при большом количестве прихожан священник, выйдя с крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!», осеняя всех крестом на три стороны, и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этими словами очень древний. Первые последователи Христа, его ученики, «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В словах «Христос воскресе!» заключается сущность христианской веры.

Затем звучит Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, который призывает всех радоваться: «Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь...» и возглашает вечную победу Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый не един во гробе». После утрени сразу совершаются часы и литургия, при открытых царских вратах, которые не будут затворяться в течение недели в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия. Пасхальные часы читаются не только в храме - всю пасхальную неделю их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв. На литургии звучит начало Евангелия от Иоанна. Если литургия совершается несколькими священниками, то Евангелие читается на разных языках. На Пасху все, по возможности, причащаются.

Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб - Артос.

Последование артоса, в день Святыя Пасхи:

По отпусте Божественныя Литургии, вземшу иерею образ Воскресения Христова, диакону же приимшу от инаго артос царскими враты, аще во олтаре будет. [В неких же обителех на аналогии, во храме на сие устроенном, купно со образом Воскресения Господня поставляется, и ко анафоре идуще целуют первее праздник, таже артос.]

И диакон вземлет его из места, с панагиаром, и в руках несет, предыдущей лампаде, или двема. Настоятель же и братия вся по чину своему исходят со артосом, [сиесть хлебом, просфорою всецелою на се со Крестом на ней изображенным уготованною] из церкве в трапезу, вместо псалма, Вознесу Тя Боже мой: Христос воскресе: поюще. Параекклисиарху же, и прочей братии во вся звоны ударяющим.

И вшедше в трапезу поставляют праздник и артос на местех их. И глаголет настоятель: Христос воскресе: трижды. И Отче наш: Слава и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови. Настоятель: Христе Боже, благослови ястие: И прочее. Мы же: Аминь. Седаем кийждо на месте своем, со всяким безмолвием и благоговеинством. И бывает утешение велие на вся. И чтение по обычаю. По обычной трапезе востающе братия, поставляют артос на трапезе, поюще: Христос воскресе: трижды. И Господи помилуй, трижды. Благослови. Таже келарь прием обычное прощение от настоятеля и братии: Благословите мя отцы святии, и простите мя грешнаго. Мы же речем: Бог да простит и благословит. Таже снем камилавхий, возгласит, вместо, Велико имя Святыя Троицы: Христос воскресе, единожды. Нам же отвещающим: Воистинну воскресе: Тойжде назнаменав крестообразно артосом, глаголет: Покланяемся Его тридневному воскресению: полагает и на панагиаре. Потом приносит келарь артос с панагиаром к настоятелю, и целует артос и вся по нем братия, поюще песнь 9-ю. Ирмос: Светися светися: И прочая, оба тропаря тоя песни. И паки ирмос: Светися, светися: По целовании же просфоры от всех, возвратився келарь, поставляет ю пред настоятелем, и речет стих: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. И мы: Аминь. И поем: Христос воскресе: трижды. Слава: ипакои глаголем: Предварившия утро: И ныне: кондак: Аще и во гроб: Господи помилуй, трижды. Благослови. Настоятель: Благословен Бог милуяй, и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И мы: Аминь. Таже настоятель: Бог да простит и помилует послуживших нам. И абие исходит из трапезы в церковь, и братия вся по чину своему, предыдущу иерею со иконою Воскресения Христова, и диакону со артосом, и клириком поющим: Христос воскресе: Тогда параекклисиарх и прочая братия ударяют во вся звоны. Вшедшу же настоятелю и братии в церковь, иерей и диакон поставляют на своих им местех икону и артос: мы же поем: И нам дарова живот вечный: И идем в келлии своя.

Сице же возследуется целование о просфоре, яже есть артос, чрез всю седмицу святыя Светлыя Недели, даже до субботы.

Подобает ведати, яко аще случится брату коему отыти ко Господу в сию святую седмицу Пасхи: и о сем зри всего последования сих дней о усопших в Требнике.

(5 голосов : 5.0 из 5 )

доцент Московской Духовной академии А. Георгиевский

Алексей Иванович Георгиевский († 4 декабря 1984 года) - заслуженный профессор Московской Духовной академии, всю свою трудовую жизнь - свыше пятидесяти лет - посвятивший научно-педагогической деятельности.

А. И. Георгиевский родился 14(27) января 1904 года в семье священнослужителя Ильинской церкви, что в селе Черкизове под Москвой. Окончив Перервинское Духовное училище и единую трудовую школу в Москве, в 1922 году он поступил в Государственный Институт слова. Окончив институт, был утвержден кандидатом словесных наук и преподавал русский язык и литературу в высших учебных заведениях Москвы.

В 1943 году, когда Московский Патриархат начал работу по возрождению Духовных школ, А. И. Георгиевский был одним из первых, кто вошел в состав Комиссии по подготовке к открытию Московских Духовных школ. В 1944 году был назначен доцентом кафедры литургики и ученым секретарем Богословского института, реорганизованного в 1946 году в Московскую Духовную академию. Член Совета и Правления института, а затем академии со дня их организации.

В 1958 году Совет МДА удостоил А. И. Георгиевского звания профессора, а в 1974 году за большие заслуги перед Духовными школами и в связи с 70-летием - звания заслуженного профессора по кафедрам литургики и стилистики русского языка.

А. И. Георгиевский совмещал преподавательскую работу в академии с трудами в других учреждениях Московского Патриархата. С 1950 по 1953 год исполнял обязанности ответственного секретаря редакции «Журнала Московской Патриархии», редактировал Православный церковный календарь, сборник «Богослужебные указания». С 1954 по 1959 год - член Отдела внешних церковных сношений.

От Московских Духовных школ избирался членом Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1945 и 1971 годов.

Широко известны работы А. И. Георгиевского, изданные Московской Патриархией. В 1951 году вышла его книга «Чинопоследование Божественной литургии», получившая высокую оценку в церковном мiре и переведенная на иностранные языки. Много его статей, преимущественно литургического содержания, опубликовано в «Журнале Московской Патриархии», в сборнике «Богословские труды», в зарубежных церковных периодических изданиях.

Среди торжественных богослужений Православной Церкви самым величественным и радостным является богослужение Святой Пасхи. Само наименование праздника - «Пасха» (с древнееврейского - переход к жизни вечной) в соответствии с воспоминанием о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых вызывает у христианина священный радостный трепет. «Пасха! Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе…», - воспевал боговдохновенный поэт святой .

Торжественное богослужение Светлого Праздника богато высокохудожественными песнопениями и проникновенными священнодействиями и обычаями, в которых ясно выражены глубокие истины веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова.

Обратимся к последованию пасхальной службы и изложим ее и символическое значение священных обрядов и обычаев пасхального богослужения.

Богослужение кануна праздника - Великой Субботы наряду с воспоминанием о пребывании Господа во Гробе и Его сошествии во ад содержит мысли о Его Воскресении и потому является как бы предпразднством Светлого Христова Воскресения.

В этот субботний день, на вечерне, соединенной с литургией святого , после входа с Евангелием и пения «Свете Тихий…», читаются перед Плащаницей пятнадцать паримий . После 6-й паримии при открытых царских вратах поется стих «Славно бо прославися» и в заключение чтения паримий - «Господа пойте и превозносите Его во веки». В этих паримиях содержатся важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о вечном спасении людей через Крестные страдания Господа Иисуса Христа и о последовавшем за уничижением Господа Его славном Воскресении.

Пение за литургией вместо «Трисвятаго» «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» напоминает молящимся о времени преддверия Праздника Пасхи, когда в Древней Церкви совершалось крещение оглашенных. Словами о Крещении во Христа начинается в эти предпразднственные часы и чтение Апостола (), которое повествует о жизни христианской, о том, что верующие во Христа должны уподобиться Ему в жизни, раз и навсегда умерши греху, как и Сам Иисус Христос умер за грехи людей и воскрес для того, чтобы вечно жить и царствовать над смертью.

Перед чтением Евангелия, во время пения, вместо «Аллилуия», стиха 81-го псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», содержащего пророчество о силе Воскресшего Господа, и пения других стихов этого псалма священнослужители переоблачаются из темных облачений в светлые (белые), чтобы принять в свои сердца и сердца молящихся радостное евангельское благовестие о Воскресении Христовом () в светлых облачениях, подобно первым свидетелям и вестникам Воскресения Христова - святым ангелам, явившимся во Гробе Господа, вид которых «был, как молния, и одежда бела, как снег». Темные одежды снимаются также с престола, жертвенника и аналоев, чтобы ко времени чтения Евангелия все было облачено в светлые одеяния.

Вместо «Херувимской» поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча…», в которой раскрывается таинственный смысл совершаемого великого входа около Плащаницы. Святая внушает верующим сомкнуть свои греховные уста, отложить все земное и помышлять о «Царе царствующих и Господе господствующих», давшем Себя «в снедь верным». Сам Он после добровольных Крестных страданий ради вечного спасения людей теперь «плотию субботствует».

Задостойник «О Тебе радуется…» заменяется пением ирмоса 9-й песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо, и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». В этом песнопении, так же как и в словах причастна: «Воста, яко спя, Господь и воскресе спасаяй нас», виден переход от состояния уничижения Господа к радости Его Востания из Гроба.

Согласно древнему обычаю, для подкрепления сил молящихся по отпусте литургии (так по Уставу) положено совершать освящение хлебов и вина и раздавать хлеб остающимся в храме до наступления пасхального торжества.

Далее священным приготовлением к встрече Светлого Дня Пасхи является благоговейное слушание до предпразднственной полунощницы чтения книги Деяний апостольских, в которой засвидетельствована истина Воскресения Христова.

Богослужение Светлого Праздника начинается последованием полунощницы, на которой поется канон Великой Субботы «Волною морскою…». Однако скорбь от переживания Страстей Христовых при пении этого канона в Субботу на утрени здесь постепенно ослабляется и переходит в радостное ожидание Воскресения Христова.

Во время пения «Не рыдай Мене, Мати…» открываются царские врата, через которые священнослужители исходят из алтаря к Плащанице, совершают каждение ее и при пении слов: «Востану бо и прославлюся…» - вносят Плащаницу на своих главах в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются, и полагают ее на престоле, где Плащаница остается до отдания Святой Пасхи в знак сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.

В полночь, в ожидании наступления священной минуты Воскресения Христова, священнослужители в алтаре в полном праздничном светлом облачении, с Евангелием, иконой Воскресения и с зажженными свечами стоят в молитвенной сосредоточенности. Настоятель, держа в левой руке пасхальный трисвещник с Крестом, а в правой - кадило, наполненное фимиамом (благоуханием), совершает с диаконом, держащим в руке пасхальную свечу, каждение Престола. В это время все молящиеся зажигают свечи и с благоговением слушают пение священнослужителей, доносящееся из закрытого алтаря, который знаменует Небо: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас, на земли, сподоби чистым сердцем Тебе славити». Священнослужители во второй раз поют эти слова тоже в алтаре, но уже с отдернутой завесой царских врат - в знак того, что великие судьбы человечества открываются на Небесах прежде, чем являются на земле.

Открываются царские врата, и священнослужители исходят из алтаря с пением в третий раз: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех», а хор от лица молящихся продолжает: «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Начинается трезвон.

Крестный ход выходит из храма через западные двери и, подобно святым женам-мироносицам, ходившим с ароматами «зело рано ко Гробу», обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе…» и останавливается перед закрытыми западными дверьми храма, как бы у дверей гроба, где святые жены-мироносицы получили первую весть о Воскресении Христовом. Трезвон в это время прекращается. Настоятель, покадив иконы, сослужителей и всех молящихся, становится лицом на восток, держа в левой руке Крест с трисвещником, трижды начертывает знамение Креста кадилом пред закрытыми церковными дверьми и начинает Светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней!..» - и, подобно ангелу, возвестившему святым женам-мироносицам о Воскресении Христовом, вместе с духовенством поет трижды всерадостный тропарь Святой Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

В этом тропаре содержится основная мысль Праздника, что Христос воскрес, Своею смертию попрал смерть и тем положил начало новой, вечной жизни.

Вслед за настоятелем хор трижды повторяет: «Христос воскресе…»

Священнослужители пением стихов псалма пророка Давида: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» - трогательно выражают крепкую веру ветхозаветных праведников в Воскресение грядущего Спасителя и их надежду, что Воскресение будет победой над адом и приведет их к вечной радостной жизни. Хор от имени верующих на каждый стих священнослужителей пением «Христос воскресе…» как бы отвечает ветхозаветным праведникам, что пророчества исполнились, Христос воскрес, смерть уничтожена и праведникам дана жизнь вечная.

Далее, можно сказать, ветхозаветные праведники исповедуют исполнение своих ожиданий через пение священнослужителями «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», на что певцы и верующие с еще большим воодушевлением отвечают: «И сущим во гробех живот даровав». Открываются двери храма, который оглашается пением «Христос воскресе…». Священнослужители входят в алтарь в открытые царские врата, которые не закрываются во все дни Светлой седмицы - в знак того, что с Воскресением Господа Царство Небесное открыто для всех верующих.

Диакон с амвона произносит великую ектению, держа возжженную свечу, как и во время всех других ектений. Молящиеся также стоят со свечами - в знак пламенеющей любви к Воскресшему Господу.

За великой ектенией непосредственно поется пасхальный канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе…». Это величественное и торжественное песнопение в честь Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых и Его Божественного величия принадлежит святому и, согласно с высокими мыслями о Пасхе святых отцов и учителей Церкви, служит источником всех наших светлых духовных радостей о Воскресшем Господе, беспредельной преданности и любви к Нему.

Каждую песнь канона начинают петь священнослужители в алтаре. Во время пения каждой песни канона священник с трисвещником и Крестом, как знамением победы Христа над смертью, в предшествии диакона со свечой кадит святые иконы и молящихся, приветствуя их пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!», чтобы в эту спасительную и светозарную ночь никто не остался в сомнении, когда из Гроба воссиял всем безначальный Свет. На приветствие священника молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!»

Есть обычай, согласно которому священнослужители перед выходом на каждение переоблачаются в знак радости о Воскресшем Господе.

Каждения и приветствия, совершаемые священнослужителями, напоминают о многократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам и о радости их при виде Спасителя.

В песнопении ипакои : «Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от Гроба, слышаху от ангела…» - повествуется о том, как жены-мироносицы узнали о Воскресении Господа.

В кондаке праздника: «Аще и во гроб снизшел еси, Бессмертне…» - кратко излагается само событие Воскресения Христова, а в икосе: «Еже прежде солнца…» - свидетельствуется о переживаниях святых жен-мироносиц в Святую ночь.

После 8-й песни канона, заканчивающейся прославлением Святой Троицы, диакон, держа свечу и кадило, возглашает на солее перед иконой Богоматери припев 9-й песни: «Величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца» - и совершает, во образ ангела, каждение, приветствуя молящихся: «Христос воскресе!» А хор в это время поет ирмос и самую ангельскую пасхальную песнь Богородице: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый. Людие, веселитеся!»

Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув, яко мертв…» - изъясняет, что Господь Иисус Христос Своим тридневным Воскресением упразднил смерть. Поэтому смерть называется у христиан сном или упокоением.

Во время пения стихир Пасхи: «Воскресения день! И просветимся торжеством…» - при словах: «…и друг друга обымем! Рцем: братие!..» - священнослужители в подражание ученикам Христовым () радостно приветствуют друг друга. «Христос воскресе!» - восклицает один, обращаясь к другому, исповедуя истину Воскресения Христова, а другой в утверждение веры в Воскресшего Господа отвечает: «Воистину воскресе!» - и тем выражает надежду на наше будущее воскресение из мертвых.

После христосования священнослужителей пасхальные приветствия становятся всеобщими. Они сопровождаются взаимным троекратным целованием друг друга в духе любви Христовой как выражение примирения, любви и истинной радости о вечном спасении. Кроме того, при приветствии в знак Воскресения Господа из Гроба принято дарить друг другу красные яйца, ибо яйцо служит для христиан символом воскресения: из-под мертвой скорлупы яйца рождается жизнь, которая была сокрыта, как в гробе. Красный цвет яйца напоминает верующим, что новая, вечная христианская жизнь приобретена бесценною Пречистою Кровию Господа Иисуса Христа.

Начало дарения красных яиц, как и пасхальные приветствия, восходит к апостольским временам.

Церковное Предание повествует, что святая Мария Магдалина, явившись по Вознесении Господнем в Рим к императору Тиверию, вручила ему красное яйцо со словами: «Христос воскресе!» - и таким образом начала проповедь о Христе Распятом и Воскресшем.

По примеру равноапостольной Марии Магдалины первые христиане при пасхальном приветствии, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Спасителя, также дарили друг другу красные яйца. Этот обычай свято соблюдается в Православной Церкви.

В конце Светлой утрени Святая словами замечательного по глубине мысли и силе чувства Огласительного Слова на Святую Пасху святого призывает всех насладиться настоящим светлым торжеством веры и войти в радость Господа Воскресшего.

К Огласительному Cлову Святая Церковь присоединяет пение тропаря великому вселенскому учителю святому у в благодарственное прославление его памяти за святительские труды его.

В заключительной части Светлой утрени, в праздничном отпусте: «Христос, воскресый из мертвых…», который священник произносит с Крестом в руках, осеняя им на три стороны молящихся, и в приветствии: «Христос воскресе!» - Святая Церковь вновь кратко, но торжественно прославляет тридневного от гроба Христа Жизнодавца.

По многолетнах поется первый час, который, как и другие пасхальные часы, состоит из песнопений, прославляющих Святую Пасху.

Непосредственно за Светлой утреней совершаются пасхальные часы и литургия по чину святого .

По начальном литургийном возгласе: «Благословено Царство…» - священнослужители поют: «Христос воскресе…» - и стихи: «Да воскреснет Бог…», возвещая этим радостным песнопением, что литургия, совершаемая во славу Пресвятой Троицы и в воспоминание Крестной смерти и Воскресения из мертвых Христа Спасителя, ныне особенно прославляет само событие Воскресения Христова.

При каждении во время пения этих стихов священник, с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, приветствует молящихся: «Христос воскресе!»

Впении пасхальных антифонов: «Воскликните Господеви, вся земля!..» (), «Боже, ущедри ны и благослови ны…» (), а также в произнесении входного стиха: «В церквах благословите Бога…» - Святая Церковь призывает всю вселенную воздать славу Воскресшему Господу.

За пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» читается Апостол из книги Деяний (1, 1-8), содержащей ясное свидетельство о неоднократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам.

Далее наступает торжественное чтение Евангелия, благовествующего о возвышенном учении евангелиста Иоанна Богослова о Лице Господа нашего Иисуса Христа, о Его Божестве (): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог…» Евангелие читается на различных языках: еврейском, греческом и римском , на которых была сделана надпись на Кресте Христовом, а также и на новых языках мiра, благовествующих истину веры Христовой в знак радости о Божественной славе Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца.

По древней практике Русской Церкви, Евангелие на литургии первого Дня Пасхи читается на разных языках - в знак того, что Воскресение Христово проповедуется всем народам мiра.

Чтение Евангелия сопровождается звоном колокола и заканчивается кратким трезвоном, как бы возвещающим всему миру о славе Воплотившегося Бога Слова.

Вся служба Божественной литургии проходит под знаком высокой светлой пасхальной радости.

К особенностям службы следует отнести пение ирмоса 9-й песни канона: «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» - с припевом: «Ангел вопияше Благодатней…» - и многократное радостное повторение в течение службы тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых», который поется вместо «Благословен Грядый…», «Видехом Свет истинный…», «Да исполнятся уста наша…», «Буди Имя Господне…», «Благословлю Господа…» и во время причащения мирян.

По заамвонной молитве на аналое, перед образом Воскресения Христова, полагается особо приготовленный хлеб, именуемый по-гречески артосом, совершается каждение, освящение артоса молитвой и окропление его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа.

Обычай освящать артос сохраняется в Церкви от святых апостолов, которые по Вознесении Господа от земли на Небо, каждый раз собираясь на общую трапезу, в воспоминание о явлениях и действиях Воскресшего Учителя оставляли первое место незанятым и полагали перед ним хлеб - в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует и благословляет их трапезу.

В молитве на освящении артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недуга и болезни, о даровании здравия вкушающим святой артос .

Артос остается в храме на аналое в течение всей Светлой седмицы в воспоминание тех чудесных явлений Воскресшего Господа, свидетелями и очевидцами которых были апостолы, а также в знак невидимого присутствия среди верующих Воскресшего Господа.

В заключение пасхальной литургии священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет первую половину тропаря «Христос воскресе…», а хор заканчивает: «И сущим во гробех…»

Далее священник произносит праздничный отпуст с Крестом в руках, как и на пасхальной утрени: «Христос, воскресый из мертвых…», и заканчивает литургию осенением Крестом молящихся с восклицанием (трижды): «Христос воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину воскресе!»

Хор поет (трижды): «Христос воскресе…» (быстрым напевом) - и заканчивает: «И нам дарова живот вечный; покланяемся Его тридневному Воскресению».

Под торжественный колокольный звон верующие, полные светлых пасхальных радостей, подходят ко Святому Кресту и в духовном восторге приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

В Великую Субботу, на утрени и вечерне с литургией святого , пред святой Плащаницей произносятся ектении, читаются входные молитвы к литургии, паримии, Апостол и Евангелие, совершаются малый – с Евангелием и великий – с Дарами вход, читается заамвонная молитва. Только причащение народа бывает, как обычно, на солее чести ради Святых Христовых Таин. На солее совершается и освящение хлебов и вина.

Латинском.

В субботу Светлой седмицы артос раздробляется и раздается для вкушения верующим. Верующие, получив артос, хранят его и вкушают с величайшим благоговением.

Журнал Московской Патриархии, No 4-5 за 1996 год.

Праздничная Пасхальная служба может разниться в отдельных приходах временем начала, также как и будние богослужения могут начинаться в различное время. Однако от повседневного это богослужение отличается особой торжественностью.

Несмотря на все изменения в современном мире, остается одним из главных и самых любимых праздников для большей части россиян. Пасхальные службы церкви начинают за неделю до Пасхи. В это время прихожане чаще ходят в храм. Есть традиция, по которой двери храмов перестают замыкать за несколько дней до Пасхи, чтобы любой верующий человек имел возможность посетить Обитель Божию во столько, во сколько ему будет удобнее.

Проходят Пасхальные службы всю Светлую седмицу (до субботы включительно). Особым днем становится суббота накануне самого праздника. Именно в этот день завершается Великий пост, и прихожане уже могут идти в церковь, чтобы священнослужители освятили святой водой куличи, яйца и другую еду к праздничному столу. В эту же субботу есть возможность помянуть своих умерших родственников и поставить свечки за упокой.

Вечером субботнего дня начинается ночное бдение, во время которого миряне идут на Всенощную.

Что и как нужно делать в доме Божием

Чтобы не вносить смятение в торжественность общего служения и ощущать себя уверенно, существуют некоторые условности, соблюдение которых необходимо. Следующие правила помогут уяснить, как вести себя на пасхальной службе.

Правила поведения

Описание

Внешний вид Женщинам нужно надеть длинный наряд и покрыть голову.Следует избегать глубоких выкатов и прозрачных тканей. От использования косметики лучше отказаться. Мужчинам при входе в храм следует обнажить голову.
Как войти и выйти из храма? На входе надо три раза осенить себя крестным знамением и поклониться.Уходя, три раза осенить себя крестным знамением и поклониться возле двери церкви и за её калиткой.
Соблюдайте тишину Следует воздержаться от громких разговоров и пользования сотовым. Детям пояснить, что нужно вести себя смирно.
Во время службы Нужно стоять лицом к алтарю.Когда батюшка осеняет мирян крестным знамением - поклониться.Осеняться крестом, слыша «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».Принимая благословение, сложить руки крестообразно и поцеловать благословляющую руку.
Вопросы Если требуется задать вопрос священнику, для начала нужно обратиться: «Батюшка, благословите!» и только после этого задать интересующий вопрос.

Церковь - обитель Божия, а посему следует помнить, сколько бы человек там ни находился, его пребывание должно быть овеяно благоговением и любовью.

Этапы и время начала Всенощной

Ночная Пасхальная служба является наиболее величественной и высокоторжественной из всех видов богослужений. Существует поверье, что Пасхальная ночь - самая тихая ночь в году. Белые с золотом и серебром одеяния священников, хоровые песнопения, перекатистый перезвон колоколов создают особую обстановку. Берет за душу и сакральное для всякого православного восклицание «Христос Воскресе!».

Пасхальная ночь знаменуется праздничным богослужением, которое состоит из нескольких этапов. Первый: вынесение Плащаницы. Оно происходит в Страстную пятницу в три часа пополудни - во столько, во сколько Иисус Христос умер на кресте. До момента выноса верующим запрещено в этот день веселиться, есть пищу и купаться. После возложения Плащаницы в храме постящимся будет разрешено употребление малой толики хлеба и воды. Затем происходит следующее:

  • пение стихиры в алтаре;
  • крестный ход;
  • утреня;
  • заутреня и вынос артоса (это праздничный хлеб, который потом разламывается и раздается прихожанам);
  • литургия.

Каждый этап служения важен и ни при каких условиях не игнорируется, поскольку имеет особый символизм, относящийся к истории воскрешения Господа. Ночное Пасхальное богослужение происходит непосредственно перед двенадцатью часами ночи. Начало Пасхальной службы носит название «Полунощница Пасхальная». После неё Плащаницу под пение «Восстану бо и прославлюся…» вносят в алтарь и возлагают на Великий престол, где она и будет оставаться Вознесения.

Перед двенадцатью часами раздаются три протяжных удара колокола - Благовеста, который после усиливает зычность мерных ударов, возвещая, что праздник Пасхи начался. Далее церковники три раза, вначале тихо, а далее громче поют «Воскресение Твое, Христе Спасе…».

Заутреня и крестный ход

В двенадцать часов ночи следует заутреня и крестный ход. Под звуки трезвона священники с распятьем, хоругвями, ликами Святых, благовониями и церковными светильниками шествуют процессией из алтаря к выходу. За несомыми светильником, запрестольным распятьем на кресте и иконой Богоматери парами шествуют хоругвеносцы, певцы, свещеносцы, диаконы и священнослужители. Завершающая пара церковников несет Евангелие и икону Воскрешения Господня. Замыкающим в праздничной процессии шествует настоятель. Миряне несут полыхающие свечи.

Три раза вся процессия обходит храм. Читается «Воскресение Твое, Христе Спасе…». В это же время над храмом Божиим разносится трезвон, возвещающий благую весть: ». Священники трижды приветствуют мирян: «Христос Воскресе!».

Останавливается все шествие в притворе. Звон колоколов стихает, и под пение «Христос воскресе из мертвых…» священник окропляет присутствующих святой водой. После читается «Да воскреснет Бог…», а миряне восклицают: «Христос воскресе». Как только прозвучит: «Христос воскресе из мертвых…», батюшка символически описывает кадилом на дверях крест, и они открываются.

Исход из храма и замыкание его входных врат символичны.

Христиане покидают свод Обители Бога, как и Адам с Евой покинули райский сад. Однако Господь наш, пролив свою кровь, вновь отворил для человечества врата рая. И когда на утрени снова открываются двери храма - для верующих символично отверзаются врата в жизнь вечную.

Продолжение заутрени и завершение ночного бдения

Продолжается утренняя служба, как только вся процессия снова находится в храме, где во множестве горят свечи и лампады. Оглашается великая ектения, пропевается канон и произносится малая ектения, поется светилен «Плотию уснув…», пропеваются стихиры на Хвалитех и стихиры Пасхи. По окончании оглашается Слово Иоанна Златоуста, символично напоминающее о смысле и значимости Воскресения Господня для всех верующих.

Завершает заутреню «Друг друга объимем…». После этого миряне целуют крест в руках священнослужителя и христосуются (троекратные символичные поцелуи) со священником. Идет по времени заутреня в среднем 90 минут. По её окончании православные приветствуют друг друга Благой Вестью «Христос воскресе», христосуются и обмениваются писанками. Следующим этапом является Литургия, на которой поется тропар, …», ипакой, кондак, отпуст и благословляются православные миряне. Верующие, соблюдавшие пост, идут на исповедь с причастием.

В Божьих храмах, где служба на Пасху проводится одномоментно несколькими священниками, Евангелие читается на нескольких языках. Это тоже несет определённый символизм: именно так блюдется заповедь Спасителя нести Слово Божие в мир. Этот этап длится в среднем 120 минут. После Литургии миряне идут домой, разговляются и отмечают день Пасхи в кругу семьи и близких людей.

Всенощная Пасхальная служба своей благоговейной атмосферой призвана вводить верующих в таинство общения с Господом.

Пасхальное богослужение

Праздничное пасхальное богослужение в церкви своими корнями уходит в глубокую христианскую древность. На протяжении многих веков в него вливались новые обряды и песнопения.

Пасхальное ночное богослужение проводится с субботы на воскресенье. Начинается служба около 23 часов и продолжается вплоть до утра. Верующие начинают собираться в храме еще задолго до службы, для них это торжественное и волнительное событие. Служба во всех храмах начинается с пасхальной полунощницы, во время чтения которой диакон и священник уносят плащаницу.

Плащаница представляет собой ткань (плат) из бархата или драпа с золотым шитьем или аппликацией с изображением процедуры положения во гроб Спасителя: над гробом обернутого в пелены тела Христа склонились Богородица, Иоанн Богослов, ученики Христа и жены-мироносицы. По краям плащаницы вышиваются или наносятся типографским способом золотые слова тропаря Великой Субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».

Плащаница – это своеобразный символ тех пелен, в которые было завернуто тело Христа после снятия со Креста. В каждом храме есть своя плащаница. До пасхального богослужения плащаница выносится в Великую Субботу из алтаря и до воскресного богослужения находится в храме на символическом Гробе Господнем. Чтобы провести параллель с процедурой помазания тела мертвого Иисуса благовониями, плащаница смазывается ароматическими маслами. Верующие могут молиться перед плащаницей, разрешено целовать раны на теле изображенного Спасителя.

Во время пасхальной полунощницы священник с диаконом после каждения плащаницы относят ее в алтарь, в это время поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати». Плащаница размещается на престоле, там она хранится сорок дней, вплоть до Вознесения Господня (символизируя период, после которого Спаситель вознесся на небеса).

Начинается пасхальная заутреня. Священнослужители облачаются в светлые одеяния. Храм празднично убран, горят сотни свечей, храм будто залит светом. Верующие радостны, сердца наполняются надеждой и верой.

Вот как описал атмосферу праздника в храме иеродиакон Евфимий:

Пасха священная

Вот они – святые дни

Светлыя седмицы!

Все какия у людей

Радостныя лица.

Все так весело глядят,

Все как будто братья,

С поцелуями спешат

Вас принять в объятья.

И слова: Христос воскрес!

С наших уст не сходят,

И везде колокола

Эту весть разносят.

Божий храм народа полн,

Слышны песнопенья,

Как прилив на море волн,

В славу Воскресенья.

Взглянешь на небо – и там

Солнышко играет,

А в воздушной синеве

Пташка распевает.

Вся природа в эти дни,

Сняв зимы оковы,

Вновь цветной убор весны

Одевать готова…

Всюду ныне радость, мир,

Все так полно ласки,

Всюду людям светлый пир

В дни священной Пасхи.

Во всех местах храма, и особенно перед Царскими Вратами, совершается курение фимиама, то есть сжигаются благовонные вещества. Это символизирует благодать, распространяющуюся из Гроба Христова на всех верующих.

О скором наступлении полуночи предупреждает колокольный звон. Этот благовест говорит верующим о торжественном моменте, когда наступит Воскресение Христово.

Ровно в полночь раздается пение, сначала тихое, затем громкое, стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Торжественно открываются Царские Врата. Оттуда выходят священники, начинается крестный ход вокруг храма со святынями, верующие присоединяются к нему. Колокола продолжают звонить, пение стихиры продолжается. Крестный ход рано утром вокруг храма символизирует то, как святые жены-мироносицы и апостолы направлялись в вертоград (виноградник) Иосифов, где размещалась погребальная пещера. Кроме того, крестный ход вне храма символизирует, что Христос был погребен за пределами Иерусалима.

В притворе участники крестного хода останавливаются. Двери в храм закрыты. Это означает, что Гроб Господень был задвинут камнем, закрыт.

Колокол перестает звонить. После каждения настоятелем храма духовенством и хором поется торжественный пасхальный тропарь:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Вослед звучат слова молитвы:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Хор поет:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Чтобы войти в церковь, священнослужитель творит крестное знамение при помощи креста и трехсвечника. Двери отворяются. Участники процессии торжественно, радостно входят в светлый храм.

Далее поется Канон святого Иоанна Дамаскина, передающий смысл и значение праздника. Во время пения песен канона священнослужители ходят по храму с крестом и кадилом, поздравляя всех присутствующих с праздником: «Христос воскресе!» Прихожане отвечают традиционно: «Воистину воскресе!»

Заканчивается утреня. Теперь все прихожане должны поприветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!», при этом обычай предписывает целовать друг друга три раза и обмениваться крашеными и освященными яйцами. Священнослужители в алтаре также христосуются между собой. Один из священников выходит с крестом к прихожанам и произносит трогательное приветствие. Он осеняет присутствующих крестом и после уходит в алтарь.

После целования поется Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху. Именно это произведение Православная Церковь считает самым точным, передающим смысл праздника. Хотя оно невелико по объему, имеет огромное значение для укрепления силы духа и веры прихожан. Слово призывает отметить праздник всех, даже тех, кто не соблюдал пост. Полный его текст был приведен выше.

По окончании утрени поются пасхальные часы. Это короткое богослужение, которое читается в Пасхальную неделю утром и вечером вместо молитв. В это время Царские Врата остаются открытыми. Они не будут закрываться всю неделю. Это означает, что Иисус своей искупительной жертвой открыл для людей двери в Царство Небесное. Когда поются часы, диакон производит каждение сначала алтаря, а потом всего храма.

После звучит литургия, прославляющая Пресвятую Троицу и памятующая о смерти и воскресении Спасителя. Читается Евангелие от Иоанна. Как правило, если службу совершают несколько священников, они читают фрагменты Евангелия на разных языках: на идише, латыни, греческом, русском, церковно-славянском, английском, немецком и пр. Набор языков в данном случае не важен. Важен просто факт многоязычия. Это делается для того, чтобы показать, насколько Воскресение Христа важно для всех людей мира и что учение Его открыто для всех. Чтение Евангелия сопровождается колокольным перезвоном-перебором (бьют по всем колоколам, от маленьких до больших).

Когда литургия подходит к концу, происходит освящение пасхального хлеба – артоса, части которого затем раздаются прихожанам. После литургии можно освятить куличи, пасхи и яйца.