Консультация для родителей "роль семьи в формировании здорового образа жизни". Консультация для воспитателей "Формирование привычки ЗОЖ дошкольника в семье" Обмен опытом и традициями зож в семье

«Здоровая семья - сильная Россия » - эта пословица имеет глубокий смысл. Семья играет огромную роль в воспитании осознанного отношения детей к здоровью .

Формирование отношения ребенка к здоровью начинается в семье . Стремление малыша быть здоровым зависит от того , какой образ жизни ведут родители , потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей.

В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих . Все это требует от родителей формирования такого стиля жизни , который способствует сохранению своего здоровья .

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования .

Очень часто родители обращают внимание на здоровье ребенка тогда , когда ему уже необходима помощь медиков или психологов. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и создать благоприятные условия развития в семье с раннего возраста .

Ребенку необходимо показать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека , роль ребенка в семье , освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи .

Но рассказы нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни . А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя.

В жизни есть важное правило : "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести!".

Режим дня дошкольника - одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т . д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Другая проблема, связанная со здоровьем детей - это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка , семья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности :

Знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др. ;

Потребность строго соблюдать режим дня;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни ;

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни :

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

Снижение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми ;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи . Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только при однозначном отношении к ним у родителей и педагогов . Только при соблюдении этого условия ребенок воспримет бережное отношение к своему здоровью как непреложную истину, единственно правильный стиль жизнедеятельности .

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

Сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

На здоровье ребѐнка влияет огромное количество факторов: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, условия пребывания в образовательных учреждениях. Последний фактор имеет важнейшее значение, на его долю приходится 25% всевозможных причин ухудшения здоровья ребѐнка. Каждый 5-й подросток к 14 годам имеет нарушение зрения, каждый 8-й – осанки, каждый 3-й – органов дыхания. Проведѐнная на территории области Всероссийская диспансеризация детского населения определила основные классы патологии у детей:

Заболевания костно-мышечной системы

Болезни органов пищеварения

Болезни глаз.

Избежать множества заболеваний, уменьшить влияние вредных факторов на формирование здоровья помогает ЗОЖ, основам которого учит не только школа, но и семья. У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании образа жизни и здоровья ребенка. Именно в семье ребенок учится ходить, произносить первые слова, именно семья формирует навыки здорового образа жизни и отношение к своему здоровью, заботиться о его физическом и психическом развитии.

Здоровье-это состояние физического, духовного, социального благополучия.

Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья.

Здоровый образ жизни предполагает: рациональное питание, регулярные занятия физкультурой. сочетание труда и отдыха, хорошее настроение. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни. Здоровье зависит от многих факторов: состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие страны, устойчивое развитие семьи, культуры педагогов и родителей. Определяющее влияние на культуру здоровья ребёнка оказывает семья: её образ жизни, привычки и традиции. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им.

Семья – это среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребёнка зависит от следующих факторов:

  • Социально – культурного. (определяющего образовательным уровнем родителей и их ценностными установками на укрепление и сохранения своего здоровья и здоровья своих близких).
  • Социально-экономического.
  • Технико-гигиенического (условия проживания, особенности образа жизни)

На первый план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей. К этим средствам относятся: деятельность, общение, отношения.

Деятельность – основной фактор развития человека и она должна быть направлена на пользу человека.

Общение как атрибут деятельности повышает её воспитательный эффект. Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, т.к. отношения-критерии развития семьи.

1 механизм : Поощряя определённое поведение ребёнка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил, родители внедряют в сознание ребёнка систему ценностных установок и норм культуры здоровья

2 механизм: Является индификация - подражание своим родителям. Ориентация на родительский пример.

Хочется констатировать, что родители не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни (Зарядка по утру: детей заставляем делать, а сами?)

Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. Дети должны осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй. Формы могут быть разными - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр.

Формирование ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребёнок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребёнка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.

Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно.


Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
- уменьшение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.

Если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни.

У детей спросили: « Что такое здоровье?»

  • Это самое лучшее в жизни. Здоровье для человека -самое главное.
  • Это жизнь, добро, счастье.
  • Здоровье-это не значит только питаться фруктами и делать зарядку. Ещё надо быть добрым. Если ты злой, то это отражается на твоём организме и на других людях.
  • Человек не полностью здоров, если его душа неспокойна.
  • Моральное здоровье более важно.
  • Здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся и не болеют.
  • Само здоровье зависит от человека. Правильное питание, доброта, физические занятия. а главное чистота души.
  • Быть здоровым, спортивным становиться престижно
  • Чтобы быть здоровым, надо иметь здоровые мысли: не думать ни о ком плохо и не желать никому зла.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от родителей зависит, каким вырастет ребенок. Школа - что-то скорректирует, но она лепит из того, что уже замешано. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения. По исследованиям ученых здоровье человека на
50% - его образ жизни,

на 20% - наследственность,

еще 20 % - окружающая среда и

только 10% - здравоохранение

Семья – это целый мир со своими правилами, отношениями к жизни, здоровью, воспитанию. Образовательные, оздоровительные программы могут только помочь дополнить, обогатить знаниями, но заменить семейное воспитание, пример родителей они не могут. Начинать надо с себя – взрослого, и пусть будут здоровы наши дети.

Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!" .

Использованная литература

  1. Абоскалова Н.П. Здоровью надо учить/ Методическое пособие для учителей. Новосибирск: ООО Издательская компания «Лада», 2000.
  2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с.
  3. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 45 с.
  4. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2006. №30. С.15-18.
  5. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.
  6. Классное руководство и воспитание школьников № 4, февраль.- М., 2007
  7. Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. С.45-53.

Наша семья и здоровый образ жизни

Семья – это особая ячейка общества, где люди живут по своим правилам. Наша семья предпочитает вести здоровый образ жизни или другими словами просто жить и радоваться жизни, но так, чтобы своими привычками не вредить своему здоровью.

Мне 44 года и не знаю таких проблем как: одышка, повышенное артериальное давление, лишний вес. Мои параметра 90/60/90 при весе 50 килограмм, наверно мечта каждой женщины. Считаю, что немаловажное значение имеет здоровый образ жизни нашей семьи. Нет, мы не сидим на постоянных голодных диетах и в целом ни в чем себе не отказываем. Просто придерживаемся правильного питания, предпочитаем подвижный образ жизни и не увлекаемся вредными привычками, то есть не злоупотребляем алкоголем и курением.

Как мы питаемся

Есть одна фраза о том, что человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть. Вот примерно по такому правилу мы и живем. На столе есть всегда мясо (но не жирное), крупы, макароны, овощи, молочные продукты, морепродукты, рыба фрукты и десерты. То есть в питании содержится почти все необходимое.

Теперь немного подробней про питание

Большой вред человеку приносят фаст-фуд. Это гамбургеры, пирожки, сосиски, пельмени и все с майонезом, острыми приправами и притом с различными вредными составляющими. Есть золотое правило, пусть на столе будет не большое количество еды с огромным содержанием сои, химикатов и тому подобным, а немного, но хорошей натуральной. Пусть будет небольшой кусок хорошего отварного мяса с легким овощным салатом, чем несколько килограммов копченостей сомнительного происхождения.

Производители в свои продукты добавляют различные ароматизаторы, вкусовые добавки, а это все только увеличивает аппетит и поэтому люди непроизвольно съедают еды несколько больше нужного количества. Кроме того вся такая и без того жирная калорийная пища сдабривается дополнительно фабричным майонезом, который также калориен и с химическими добавками.

В нашей семье этого нет. Мы давно отказались от всех полуфабрикатов. Готовим сами. Многие говорят, что на это нужно много времени и дорого. Это неверно. Если посчитать со стоимостью полуфабрикатов, то килограмм мяса купить раз в месяц будет не дорого. Конечно, его не надо сразу все съесть. К мясу добавляем овощи, зелень в большом количестве. Вот чего-чего, а фруктов и овощей должно быть на столе в изобилии, на них экономить не стоит. Лучше вместо килограмма сосисок купить несколько килограммов яблок и перекусывать ими, чем увлекаться бутербродами.

По поводу приготовления здоровой пищи

Как мы готовим? Очень просто. Мы не жарим, а предпочитаем варить либо в обычной кастрюле, либо на пару в мультиварке, иногда применяем тушение. Это намного быстрей, чем жарить. В кипящую воду положить овощи или мясо быстрей и удобней, нежели стоить у плиты и тщательно обжаривать со всех сторон. А порезать салат из овощей займет всего несколько минут.

Примерное меню в нашей семье

Завтрак:

  • Либо овсяная каша с сухофруктами, либо нежирный творог с фруктами, либо овощное пюре.
  • Чай и желательно с травами (специально летом на даче собираю все травы: мяту, листья смородины, малины, березовые, земляничные и другие), либо отвар шиповника. Иногда вместо чая – цикорий (вполне можно и с нежирным молоком). Вместо сахара в чай добавляю мед.

Также мед добавляется в творог или в кашу. Очень вкусно. И после такой еды нет изжоги, отрыжки и тяжести в желудке.

  • Утром можно побаловать себя и кусочком сыра или сваренным вкрутую яйцом. Кстати утром можно есть все что угодно и сколько угодно.

Обед:

  • Любой суп с курицей или мясом, или рыбой. Только бульон использую вторичный. В холодную воду кладу мясо или курицу, после того как закипит и поварится минут 10 бульон выливаю и снова наливаю воду и теперь после закипания снова кладу мясо. Все вредное и жирное выброшено с первым бульоном, а то, что осталось – только на пользу. Заправить суп можно овощами, зеленью. Только овощи: морковь, лук, помидоры не обжариваю, просто добавляю за 5 минут до готовности. И быстро и нет лишних калорий в супе, а значит и проблем с лишним весом и желудочно-кишечных заболеваний.
  • На второе – любой гарнир. Это может быть отварной рис, греча или любая каша, сваренная на воде, или просто отварные или тушеные овощи (их лучше отварить в мультиварке). К гарниру - немного отварного мяса, курицу или рыбу. Я их обычно достаю из бульона, сваренного для супа. Если на гарнир была каша или рис, то тогда всегда салатик из любых овощей или зелени. Майонеза или кетчупа – никогда нет.. Салат заправляю либо оливковым, либо растительным маслом с соком лимона, и с яблочным уксусом.
  • На десерт – компот или морс.

Полдник:

  • Яблочко, запеченное в микроволновке (для этого надо пару минут), или просто любые фрукты, а также нежирный йогурт или домашние сухарики, печеньки. Почему домашние? Потому что в них я кладу либо мед, либо немного сахара и только немного сливочного масла. В домашней выпечке нет суррогатов и ничего лишнего. Испечь не долго. Было бы желание.

Ужин:

  • Овощи с рыбой, либо салат из отварных овощей, вполне подойдет кусочек отварного мяса. Иногда готовлю голубцы (только из нежирного мяса и в начинку добавляю овощей). Вообще стараюсь, чтобы овощей было больше в питании.

Любим мы и пельмени с варениками. Только домашние. Почему бы нет? Ведь самое главное, чтобы они были нежирными и без химии. На ужин вареники из свежей капустой и приправленные оливковым маслом – очень неплохо. В нашей семье любят вареники с грибами, рыбой. Важно не объедаться и не на ночь.

Как видно из меню, мы ни в чем себе не отказываем. На столе всегда изобилие. Просто не едим все подряд и в большом количестве.

А теперь о спорте

Часто многие болезни возникают у людей от сидячего и малоподвижного образа жизни. Поэтому надо больше двигаться. Работа моя – около компьютера. Чтобы не было проблем стараюсь раз в день просто устраивать пешие прогулки по улице. Хотя здорово мне в этом помогает моя маленькая дочь. С ней хочешь, не хочешь, а всегда один-два раза в день будешь гулять.

Нравится нам с семьей ходить в бассейн, кататься на коньках, лыжах, велосипедах просто ходить в походы на природу. Это не только спорт, это общение и просто заряд бодрости на длительное время. Кстати в походе не отказываемся и от шашлыков. Почему бы нет? Просто готовим их сами по своему рецепту.

Еще меня спасает моя любовь с юных лет к шейпингу и фитнесу. Говорят, чтобы втянуться в это дело достаточно не пропускать 20 тренировок. Мне эти занятия просто необходимы. Если не заниматься, сразу чувствую, что становлюсь неуклюжей, неповоротливой. В свои 44 года могу спокойно сесть на шпагат и встать на мостик. Что такое остеохондроз я уже знаю, и только помогает мне моя гимнастика. Для этого не надо много времени, порой бывает достаточно всего полчаса и снова в норме и прекрасное настроение.

Моя физкультура

Я не занимаюсь до «победного», то есть до тех пор, пока не упаду. Мне хватает раза три в неделю по 30-40 минут. Чаще занимаюсь прямо дома. Включаю любимую музыку, беру гантели, скакалку, обруч и вперед. Сначала разминка, потом упражнения на пресс, силовые упражнения, растяжка и потом просто танцевальные движения, и кручу обруч. Все просто. Но самочувствие отличное на длительное время.

Вредные привычки

Нет, мы не ханжи. Бокал хорошего вина в праздники – почему бы нет? Но по праздникам и поэтому хорошее, элитное вино и в меру. Без этого тоже нельзя. В кругу близких и родных людей обязательно нужно поднять бокал и сказать хорошие теплые слова. Только одно условие – к хорошему вину должна быть хорошая закуска. Натощак выпивать не стоит.

А что касается курения, то этого нет. Это мы полностью отрицаем. Это уже вред здоровью. Оно сказывается на здоровье, на внешнем виде, да и просто пустая трата денег. Если честно, то мы даже не понимаем, зачем люди курят? Ничего приятного мы в нем не видим. Других не осуждаем, но нам это не надо.

Вот так примерно и живем. Ничего не обычного. Все просто. Любим жизнь, своих детей, близких и радуемся тому, что есть.

Кашеварова Ирина Борисовна. Пермский край, г. Пермь

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровый образ жизни
формируется
в семье.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье, Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: "В здоровом теле - здоровый дух". Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем.

Здоровый образ жизни - это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важнейших создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, где кто-то из родителей пьет, где царит культ насилия и грубости.

Второе условие успешности формирования здорового образа жизни - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение - великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.

Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в специальной литературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны специальные комплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены.

В наше непростое время трудно давать советы по организации правильного питания, но, на наш взгляд, восполнить недостаток витаминов в зимний и весенний периоды по силам каждой семье. Достаточно вспомнить о чудо-травах, которые растут рядом с нами. Липа, листья и цветы земляники, иван-чай, чабрец, душица, мята, зверобой, листья брусники, сухие лепестки роз. Надо только не полениться и не нарушать правила сбора и сушки. Очень полезны ранней весной салаты из одуванчиков, клубней топинамбура, щи из молодой крапивы.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд - один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.

Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семье. Грязь, несвежий воздух, не заправленные постели, непродуманный интерьер, - к сожалению, это достаточно широко распространенные явления во многих семьях. Между тем в доме необходимо создать и поддерживать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветрить комнаты, по возможности подобрать в тон к обоям шторы и т.п. Украсят интерьер живые цветы или композиции из сухих трав. Комнатные растения помогают к тому же поддерживать в доме необходимый уровень влажности воздуха. Пусть дети ухаживают за ними.

Ничто так не влияет па обстановку в семье, как подготовка к семейным праздникам. Совместное приготовление подарков (в тайне от виновника торжества) сближает старших и младших членов семьи. Когда же отшумят праздники, интересно почитать и обсудить с мамой и папой книги. Очень полезны для формирования детской души произведения о природе и бережном к ней отношении: В. Бианки, Б. Рябинина,
М. Пришвина, Н. Сладкова и др. В последнее время появились новые издания, расширяющие кругозор детей: серия книг "Окно в мир", детский экологический журнал "Свирель" и др.

А сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела, ждет детей вне дома! Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует его позитивное отношение к природной среде. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников и деревьев и уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц; уход за содержащимися дома животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление прийти на помощь, гордость за добрый поступок.

Особую значимость имеют прогулки детей с родителями на речку, в лес или в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными (зимой - лыжными) или автомобильными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представления детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу. Прогулки дают ребенку значительный объем информации. Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему его миру.

Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем - залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

Как заинтересовать ребенка
занятиями физкультурой

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой - он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим тренировки должны проходить в виде игры - тогда ребенок все время будет находиться в прекрасном настроении. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет, что он уже сам покажет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Некоторые полные дети не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отставали в двигательном развитии. Кроме похвалы, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой.

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей

1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.

2. Соблюдайте режим дня.

3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

4. Любите своего ребёнка, он – ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.

5. Обнимать ребёнка следует не менее четырёх раз в день, а лучше – 8 раз.

6. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

7. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.

8. Личный пример по ЗОЖ – лучше всякой морали.

9. Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух, вода.

10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

11. Лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями.


Консультация для родителей

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!" .

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

Знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

Умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

Понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

Умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

Знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

Знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

Знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

Уменьшение заболеваемости;

Формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.