Многофункциональная присадка к бензину. Моющие присадки

Ассортимент присадок к топливу насчитывает более 20 основных типов, а количество композиций, используемых на практике, исчисляется сотнями. Большинство из них предназначено для улучшения процессов горения
топлива и тем самым способствует снижению токсичности продуктов сгорания. Принципиальный ассортимент присадок, прямо или косвенно улучшающих экологические характеристики топлива, представлен ниже:

Антиоксиданты, антидетонаторы и промоторы воспламенения вводят в топлива на нефтеперерабатывающих заводах для обеспечения нормируемых показателей качества продукции.
Антидетонаторы на основе тетраэтилсвинца и промоторы воспламенения, содержащие алкилнитраты, ядовиты и в розницу не продаются.
Применение моющих присадок к бензинам и дизельным топливам предполагает несколько вариантов. Присадки могут как добавляться в топливо непосредственно его производителями, так и поступать отдельно в розничную продажу в мелкой фасовке. К нам в Россию топливо поступает в основном без добавления присадок, а это значит, ответственность за их регулярное и правильное применение ложится на потребителя.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БЕНЗИНА
Зачем вообще нужны моющие присадки в топливо? Может, лучше обходиться без них? Дело в том, что бензин содержит определенное количество веществ, образующих смолы при хранении. Даже самые высококачественные из них могут содержать от нескольких десятков до сотен миллиграммов смолистых веществ на один литр бензина. А поскольку изготавливаются бензины на множестве предприятий, из разнообразного сырья и часто по упрощенной технологии, то количество это может быть довольно большим. Дизельные топлива содержат еще больше смол, чем бензин, а так как смолы состоят из веществ кислотной природы и очень плохо растворяются в топливах, они легко откладываются на металлических поверхностях: стенках топливного бака, стенках топливных магистралей и других деталях топливной системы. Попадая в камеру сгорания, они сгорают не полностью из-за малой испаряемости и преобразуются в твердые отложения - нагар. Отложения нагара на свечах и в камере сгорания, закоксовывание форсунок и потеря подвижности поршневых колец, засорение карбюратора, топливопроводов, топливных баков и выпускного коллектора обычно приводят к повышению дымности и токсичности отработанных газов, снижению мощности двигателя, увеличению раcхода топлива и масла и так далее. Нагар неизбежен, но количество его можно регулировать - поддерживать двигатель в состоянии, близком к новому. Пусть нагар будет, но небольшой. Здесь неоценимую услугу могут оказать именно моющие присадки к бензину – своеобразное средство оперативного регулирования качества топлива.
Присадки к топливу, хотя некоторые из них и называются «очистителями», предназначены для увеличения растворимости смол в бензине или дизельном топливе, чтобы не дать им осесть в топливной системе. Кроме того, бензин с присадкой должен растворять уже имеющиеся отложения, по возможности, переводить воду, имеющуюся в топливном баке, в мелкодисперсное состояние (раздробить на мелкие капли, не мешающие горению топлива).

ПРИСАДКИ В БЕНЗИН
Их рекомендуется применять через каждые 2000-10000 км пробега автомобиля. В зависимости от типа топливной системы выпускаются присадки для карбюраторных и инжекторных двигателей. Карбюраторные присадки помимо моющих должны обладать еще и антиоблединительными качествами - ведь атмосферная влага постоянно попадает в карбюратор, а инжекторы от этого избавлены. Кроме того, и те и другие присадки обладают связующими свойствами, то есть возможностью частично связывать попавшую в бензин воду. Но это не означает, что если в бензобаке содержится литр воды, то вся она окажется в связанном виде.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИСАДКИ В ТОПЛИВО
Для топлива существуют и универсальные присадки, например универсальная присадка в бензин, очиститель клапанов и комплексная присадка. Область их применения шире, чем просто присадок в топливо, и действие их направлено в основном на очистку всей топливной системы: камеры сгорания, топливопроводов, впускных клапанов и др. Отметим, что присадки очищают именно впускные клапаны. Если на этикетке какой-либо универсальной присадки в топливо написано, что она очищает также и выпускные клапана, то в эффективности этого средства можно усомниться. Присадки интенсифицируют процесс сгорания топливно-воздушной смеси и предотвращают возможное образование нагара на выпускных клапанах, но формально их не очищает. Необходимо отметить, что эти присадки безопасны для каталитического нейтрализатора выхлопных газов.

ПРИСАДКИ В ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО
Дизельное топливо еще более нуждается в дополнительных присадках, чем бензин. Отечественные промышленные технологии изготовления дизельного топлива давно требуют модернизации. Основные проблемы, возникающие у автомобилей, работающих на солярке, - образование сажи в системе выпуска газов и большой расход горючего. Используя различные присадки, оптимизирующие процесс сгорания дизельного топлива, можно улучшить и характеристики самого топлива, и работу самого двигателя. Чистить двигатель, то есть смывать отложения, которые остались от сгорания некачественной солярки, следует регулярно. Существует специальный очиститель дизельных форсунок. Есть присадка для снижения содержания сажи в выхлопе. Но, естественно, никакие присадки не создадут чуда - старый, разбитый, спроектированный наспех и собранный как попало движок невозможно преобразить в последнее достижение мировой инженерной мысли.
Основное преимущество дизеля - экономичность может быть сведена на нет при использовании отечественного дизтоплива без присадок.

ПРИСАДКИ ДЛЯ ОЧИСТКИ
СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Среди них можно выделить те, которые добавляются в топливный бак, и те, которые нужно заливать непосредственно в систему впрыска, то есть не смешивая с дизтопливом. Формально их уже нельзя считать присадками. Понятно, что эффективность очистки именно системы впрыска у последних выше. Первый тип присадок, который обеспечивает очистку всей топливной системы и предотвращает образование отложений в камере сгорания и системе впрыска, рекомендуется применять примерно через каждые 2000 км.
Второй тип присадок используют, сняв топливный шланг и опустив его в банку с присадкой, после чего заводят двигатель. Такие присадки добавлять в бак не рекомендуется, так как они могут повредить его внутренний окрашенный слой. Но зато действие их на систему впрыска, в частности на форсунки, можно назвать ударным. Они снимают не только нагар, но и лаковые отложения, что бывает трудно сделать даже ультразвуком. Кстати сказать, BMW выпускает именно такой продукт в фирменной упаковке, хотя ее отношение к присадкам часто бывает негативным.
Присадки для уменьшения дымности дизельного двигателя и присадки для смазки плунжерных пар топливного насоса высокого давления в ряду присадок в дизельное топливо стоят особняком. Первые снижают дымность выхлопа за счет улучшения процесса сгорания топлива и модификации его цетанового числа. Применение вторых может стать актуальным при переходе на низкосерное дизельное топливо, ведь, как известно, смазка узлов топливного насоса осуществляется дизтопливом, и пониженное содержание серы может привести к увеличенному износу плунжерных пар.

ЛИТЬ ИЛИ НЕ ЛИТЬ?
В среде автолюбителей о пользе и бесполезности (или даже вреде) чистящих присадок в топливо идут ожесточенные споры. При этом очень часто негативное действие присадки вызвано неправильной ее эксплуатацией. Примеров этому – легион. Вот случай, описанный на одном из автомобильных форумов.
«Присадка заливается в бак, дебют обычно происходит при ухудшении тяги, «интеллектуальный владелец» получает в «гараже от мужиков» в высшей степени ценный совет о том, что «есть такая фигня, которую заливают с бензином, и мотор сразу работает как часы». Наш владелец покупает то, что ему советует продавец, обычно это происходит в соответствии с наличием у продавца. Товарищ на всякий случай покупает 2 пузырька, оба эти пузырька заливаются в бак, как известно, кашу маслом не испортишь, далее следует плавное ухудшение работы двигателя, остановка, посещение автосервиса, замена форсунок, дозатора распределителя, пусковой форсунки. Не будем описывать чувства восхищенного автовладельца, отметим только, что беременность можно вылечить большим количеством слабительного, но обычно положительный эффект может наступить в этой связи только в графе: «побочные эффекты». Что произошло во чреве «лошади» после заливки присадки? Как известно, существуют «хорошие» и «плохие» производители. Присадки, выпущенные «плохими» производителями, по составу мало отличаются от присадок, выпущенных «хорошими» производителями. Разница наблюдается в основном в точном соблюдении рецептуры снадобья. Если мы заливаем очиститель инжектора, произведенный какой-нибудь «авторитетной фирмой» (Wynn’s, Liquimoly, ICS, Pingo), мы можем быть уверены, что получим то же самое, что получали в прошлый раз и будем получать 1000 раз после. Если мы пользуем присадку «левого свойства», ее действие будет очень резким, тем более, если концентрация превышена более чем на 20%. То есть вместо плавного, послойного, «бережного» смывания грязи, наша присадка начинает смывать грязь кусками. Процесс начинается в бензобаке. Т.к. процесс идет очень быстро из-за повышения концентрации, «отбитые» куски грязи и поднятая со дна бака муть мгновенно забивают топливный фильтр. Если насос дает хорошее давление, а топливный фильтр приобретался по остаточному принципу финансирования, возможен надрыв фильтрующего элемента, и все содержимое фильтра попадает в то, что в народе называется «инжектор». Естественно, это частный случай, но, думаю, каждый автомобилист вспомнит человека, который рассказывал ему похожую историю».

НЕ ОТРАВИТЕ ЛЮБИМИЦУ!
Как выбрать моющую присадку в топливо, чтобы она не оказалась последним, что примет внутрь мотор вашей любимой машины? Вот несколько советов:
При выборе присадки следует обратить внимание на следующие моменты:
Предпочтение отдайте присадкам того производителя, который выпускает разные продукты для топливных систем с карбюраторами и отдельно (!) для систем с инжекторами.
Дополнительные баллы при выборе придаст производителю наличие в ассортименте отдельных присадок для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском GDi.
Для первого применения (первых двух баков топлива) лучше использовать половинную концентрацию присадки от рекомендованной производителем. Затем максимальную (в период одного-двух баков топлива). После этого можно вновь перейти на половинную концентрацию (для удержания установившегося минимального уровня отложений и загрязнений).

Для содержания в чистоте топливной системы, присадку нужно заливать регулярно, то есть раз в 5-6 полновесных заправок. Имеются утверждения, что применение чистящих присадок неблаготворно сказывается на свечах, поэтому в случае применения свечей длительной эксплуатации лучше воспользоваться услугами фирм, производящих чистку топливной системы на специальных установках.

По материалам сайта www.potrebitel.ru

В европейских спецификациях отсутствуют прямые требования по обязательному введению моющих присадок, но несмотря на отсутствие законодательного регулирования в Европе свыше 90% топлив, реализуемых в странах ЕС, содержат моющие присадки. И это неслучайно. Снижение содержания серы в топливе приводит к существенному уменьшению токсических составляющих отработавших газов дизелей, таких как твердые частицы, SO2 и не сгоревшие углеводороды, но попрежнему остается проблема выбросов углекислого газа. Эффект по снижению выбросов CO2 может быть получен только применением топлив, обеспечивающих чистоту основных деталей двигателя и препятствующих образованию отложений.

Моющие присадки очищают от нагара и поддерживают в чистоте распылители форсунок, вследствие чего обеспечивается равномерность распыла и подачи топлива в камеру сгорания. В результате снижается расход топлива и токсичность отработавших газов. Кроме того, с увеличением производства реактивного топлива изменился фракционный состав дизельного топлива.

На рис. 3 представлено влияние отбора реактивного топлива от потенциального содержания его в нефти на состав дизельного топлива: а - без отбора керосина, т.е. реактивное топливо на НПЗ не вырабатывается и все его фракции входят в состав топлива дизельного. В этом случае дизельное топливо имеет широкий фракционный состав 180-360°С, что благоприятно для работы дизельного двигателя. При отборе реактивного топлива в объеме 10% от потенциального содержания его в нефти (см. рис. 3,б), что наиболее типично для НПЗ, дизельное топливо будет иметь более узкий фракционный состав (180-320°С).

Значительное уменьшение диапазона температур эффективного испарения топлива приводит к ухудшению смесеобразования и, как следствие, к закоксованности распылителей форсунок, снижению их пропускной способности, а также к отложениям на деталях двигателя и топливной аппаратуры, увеличению эмиссии токсичных продуктов сгорания.

При полном (100%ном отборе) реактивного топлива(см. рис. 3, в) дизельное топливо не содержит легких фракций, выкипающих до 240°С. Для обеспечения требований стандарта по фракционному составу, вязкости необходимо снизить и конец его кипения. В этом случае дизельное топливо будет представлять собой узкую 50 градусную фракцию 240-290°С, использование которой в двигателе крайне затруднительно.

В большинстве случаев моющие присадки вырабатывают на основе с укцинимида низкомолекулярного полиизобутилена. Эффективность их действия зависит от углеводородного состава топлива. Поэтому во всех случаях необходимо подбирать оптимальную присадку и ее концентрацию для каждого конкретного топлива.

На заводах ОАО «ЛУКОЙЛПермнефтеоргсинтез», ОАО«ЛУКОЙЛНижегороднефтеоргсинтез» и ОАО «ЛУКОЙЛУтатнефтепереработка» к применению допущена присадка Keropur DP 4510 фирмы BASF.

Моющие присадки можно вводить в топливо на всех стадиях его производства, хранения и применения. При первом использовании моющих присадок необходимо промыть всю топливную систему, начиная с емкостей, в которых храится топливо. Иначе присадка будет вымывать накопившуюся грязь, что может привести к забивке фильтров и остановке двигателя.

Как показали проведенные исследования, моющие присадки могут оказывать отрицательное влияние на седиментационную устойчивость дизельного топлива, содержащего депрессорнодиспергирующую присадку (табл. 11). С этой проблемой столкнулись при испытании дизельного топлива Евро производства ОАО «ЛУКОЙЛПермнефтеоргсинтез». Образец, содержащий депрессорно-диспергирующую присадку фирмы Clariant и моющую присадку фирмы BASF, расслоился при испытании в холодильной камере. В то же время пакет присадок фирмы BASF при хранении не расслаивался. Улучшить стабильность этого топлива возможно либо снизив концентрацию моющей присадки, либо добавив в топливо диспергатор парафинов. Это еще раз подверждает, что при подборе пакета присадок должны быть исследованы все вопросы, которые могут встретиться в условиях эксплуатации.

За рубежом на терминалах для улучшения потребительских свойств в состав топлива добавляют различные присадки или пакет присадок, которые фирма выбрала для своего «бренда». Бренд предлагаемых присадок зависит от маркетинговой стратегии фирмы, реализующей топливо на рынке. В Германии на заправках Shell и Arai Ultmate можно заправиться дизельным топливом Premium. В состав этого топлива, наряду с обязательными для производства дизельного топлива, входят моющая и антикоррозионная присадки, деэмульгатор, а также добавка Dehazers - для предотвращения помутнения топлива при попадании в него воды.

НК «ЛУКОЙЛ» изготавливает и реализует на своих заправках дизельное топливо ЭКТО, содержащее не только противоизносную, цетаноповышающую, депрессорнодиспергирующую, но и моющую присадку.В состав пакетов присадок могут входить антикоррозионные, деэмульгирующие, антипенные присадки. Предлагаются даже экзотические добавки - отдушки дизельного топлива.

Антикоррозионные присадки - необходимость их добавки обусловлена тем, что при гидрообессеривании из топлива вместе с сернистыми соединениями и ароматическими углеводородами удаляются поверхностноактивные вещества, что приводит к снижению способности топлива вытеснять влагу с поверхности металла и образовывать защитную пленку.

Предлагаемые на сегодняшний день присадки в топливо насчитывает свыше 20 основных типов, а количество используемых на практике композиций, исчисляется сотнями. В большинстве из них используются вещества, предназначенные для улучшения процессов сгорания топлива. И тем самым они способствуют снижению токсичности продуктов горения.

Основной ассортимент присадок, призванных прямо или косвенно улучшить характеристику топлива, представлен продуктами, использование которых возможно на заводах изготовителях или самостоятельно.

Виды и использование присадок

Антидетонаторы, антиоксиданты и промоторы воспламенения вводятся в топливо на нефтеперерабатывающем заводе, чтобы обеспечить нормируемые показатели качества продукции. Антидетонаторы изготовлены на основе тетраэтилсвинца, а в промоторах воспламенения содержатся алкилнитраты, поэтому они чрезвычайно ядовиты и их не продают в розницу.

Моющие и дизельному топливу применяют в нескольких вариантах. Присадки могут добавлять в топливо либо непосредственно его производители, либо они могут поступать в розничную продажу отдельно в мелкой расфасовке. в основном реализуется без добавленных присадок, а это означает, что ответственность за регулярность и правильность их применения лежит на потребителе.

Как выбрать безопасную присадку

Начать следует с того, что бензин без присадок, во-первых, не бывает в продаже (он быстро теряет свои свойства). К тому же, абсолютно все присадки, существующие на сегодняшний день, являются ядовитыми, хотя и в разной степени. На нефтеперерабатывающем заводе их добавляют в бензин в комплексе и в необходимой пропорции. Поэтому, добавив присадку в качественное топливо, можно навредить автомобилю, превысив концентрацию «полезного» вещества, можно сделать его вредным.

Если в бак залили некачественное топливо, его нужно слить, не пытаясь присадками его улучшить.

Эксперты едины в этом мнении и многочисленные тесты, проведенные рядом специалистов, как профессионалов, так и любителей, подтверждают это. Как бы ни душило зеленое земноводное, но лучше обойтись меньшими тратами. Даже при правильном использовании присадок хорошего качества, двигатель однозначно отреагирует на плохое топливо. Это как приправа к испорченному мясу — вкус и запах приятный, но организм не замедлит с однозначным ответом на такое к нему отношение.


В редком случае, если нет в продаже нужного топлива, можно повысить на 1,2-1,7 единицы октановое число, добавив присадку. Однако, тесты, опубликованные в СМИ, говорят о том, что эффект возможен лишь от присадок, содержащих железо и аминный антидетонатор.

Автомобиль относительно безболезненно воспринимает лишь моющие присадки, продающиеся под брендами известных производителей.

Классификация их выглядит следующим образом:

  • очистители топливной системы;
  • очистители камеры сгорания.

В составе этих присадок в топливо обычно входят: , ингибиторы коррозии, и моющие компоненты (чаще всего это ПАВ). Такой состав способен «разрыхлить» нагар и отложения, а мелкие частички уходят с потоком топливной смеси в цилиндр и там благополучно сгорают.

Но специалистами не рекомендуется использовать их на старых автомобилях. Желание сделать, как лучше может обернуться традиционным как всегда. За время долгой эксплуатации автомобиля в нем обычно скапливается слишком много нерастворимых отложений.

Под воздействием активной формулы комплексного очистителя с поверхности бака и трубопровода вся грязь и твердые отложения отслаиваются. В результате возникает опасность того, что вся грязь попадет вместе с горючим в топливную систему автомобиля. В результате возможно засорение шторок фильтрующих элементов и выход из строя топливной аппаратуры.

Что вредно автомобилю

Набор присадок на разных рынках, специализирующихся торговлей запчастями примерно одинаков рынков, и среди них имеется немало торговых точек, торгующих вредными для систем автомобиля средствами. К сожалению, согласно существующему законодательству этот товар не подлежит сертификации.

Естественно, ни на одной этикетке состав не писан большими буквами, на упаковке видно только торговое название. Единственное решение - внимательно читать состав. Например, предлагается присадка до 30% (таблетка, добавляемая в бензин), основное действующее вещество, нафталин, является вредным для топливной системы. Однако жидкость снабжена лишь мелкой надписью «этил». И ведь не скажешь, что это неправда – этил там действительно есть.


Интересно наблюдать за реакцией продавцов, которым пытаешься объяснить, что предлагаемый ими товар наносит вред двигателю. Они готовы драться за свои убеждения, что эта химия абсолютно безопасна. Один из доводов в свою пользу в том. Что товар имеет сертификат ISO. Но ведь никто и не собирается оспаривать, что тот же нафталин действительно соответствует всем нормативам, так же как и технический спирт с синей этикеткой. Однако это нисколько не делает его менее агрессивным в отношении деталей двигателя.

А источник химикатов для приготовления присадок у мошенников вообще не имеет ничего общего с технологичным процессом производства. В сети интернет, можно найти сотни предложений различных реактивов. Причем при оптовом заказе продавцы еще и доставят товар в любое место. Для чего используются химические компоненты, даже не спрашивается.

Присадки в бензин

Карбюраторные присадки кроме моющих функций обладают и антиоблединительными качествами.

Поскольку наличие в атмосфере влаги постоянно воздействует на карбюратор, скапливаясь на его рабочих поверхностях. Инжекторы избавлены от этой проблемы. Кроме того, присадки обоих видов имеют связующие свойства, то есть обладают возможностью связывать, пусть и частично, воду, попавшую в бензин. Это не означает, конечно же, что если в бензобак долить литр воды, то она вся будет в связанном виде. Однако это позволяет довольно надежно защититься от образовавшегося конденсата.

Универсальные присадки

Существуют для топлива и универсальные присадки, к примеру, универсальная присадка для бензина, комплексная присадка и очиститель клапанов. Область применения таких средств шире, чем просто присадка в топливо, и действие составляющих их реагентов направлено в большей части на очистку топливной системы.

Очистке подвергаются камеры сгорания, топливные трубопроводы, впускные клапаны и другие подобные части автомобиля. Стоит отметить, что присадками очищаются только впускные клапаны. Если какое-либо средство будет иметь на этикетку надпись, что оно способно очистить и выпускные клапана, то эффективность и надежность такого средства вызывает сильное сомнение.


Присадки способны интенсифицировать процесс горения топливно-воздушной смеси и предотвращать образование на выпускных клапанах нагара, но они не очищают их. Необходимо также отметить, что универсальные присадки безопасны для нейтрализатора выхлопного газа.

Присадки для дизельного топлива

Дизельное топливо нуждается в присадках даже больше, чем бензин. Отечественная промышленность имеет технологию получения дизельного топлива, давно требующую модернизации. Основные проблемы, которые возникают у автомобилей, работающих на отечественной солярке это образование в системе выпуска газа сажи и увеличение расхода горючего. Используя имеющиеся на рынке присадки, можно оптимизировать процесс горения дизельного топлива, улучшить как характеристику самого топлива, так и работу двигателя.

Необходимо регулярно чистить двигатель, то есть смывать скопившиеся отложения, оставшиеся от сгорания солярки.

Выпускается специальный очиститель для дизельных форсунок. Есть в продаже присадка, позволяющая снизить содержание сажи в выхлопе. Но, никакие присадки не могут сделать чуда и из старого, разбитого, спроектированного наспех и плохо собранного двигателя невозможно получить те же ходовые показатели, как из представителя последних достижений мировой инженерии.

Основное преимущество дизельных двигателей в их экономичности. Но оно может быть сведено к нулю в результате использования отечественного дизтоплива, не снабженного присадками.

Присадки для очистки впрыска дизелей

Среди присадок, позволяющих очистить систему впрыска можно выделить два вида:

  • добавляемые в топливный бак;
  • не смешивающиеся с топливом.

Последние из списка, это те, которые заливают сразу в систему впрыска. Первый тип присадки очищает сразу всю топливную систему и препятствует образованию отложений в системе впрыска и камере сгорания. Рекомендуется применять примерно через 2000 км.

Второй вид присадок в топливо используется особым способом. Снимают топливный шланг, опускают его в емкость с присадкой и заводят двигатель. Такую присадку не рекомендуется добавлять в бак, так как она может повредить окрашенный внутренний слой. Но зато ее эффективность по очистке системы впрыска, в особенности форсунок, можно считать ударным. Они очищают не только от нагара, но и лаковых отложений, что бывает особенно трудно сделать.


Особняком в ряду присадок для дизельного топлива стоят присадки, уменьшающие дымность двигателя и присадки, смазывающие плунжерные пары в топливном насосе высокого давления. Первые уменьшают дымность выхлопа, улучшая процесс горения топлива и изменяя его цетановое число. Применение вторых видов присадок можно рекомендовать при переходе на низко серное топливо.

  1. Метилтретбутиловый эфир (МТБЭ)
  • Плюсы: высокое собственное октановое число (более 110 единиц), что полезно для двигателя: содержащийся кислород обеспечивает большую полноту сгорания и снижает выброс СО и СН.
  • Минусы: высокое содержание МТБЭ (более 15%) ведет к снижению мощности и увеличению выброса окислов азота (NOx).

Кроме этого, бензин с МТБЭ агрессивно воздействует на уплотнители топливной системы и повышает скорость процесса коррозии.

  1. Монометиланилин (ММА)
  • Плюсы: В концентрации до 1,3% безвреден, снижает детонацию.
  • Минусы: Повышенное содержание в двигателе образовывает нагар, часто «зависают» клапаны.
  1. Моющие присадки
  • Плюсы: сбалансированный пакет, содержащий ингибиторы коррозии, деэмульгаторы (поглотители воды) и моющие компоненты уносятся в потоке топливовоздушной смеси и благополучно сгорают в цилиндре.
  • Минусы: передозировка (свыше10%) приводит к сбою в работе двигателя, он не заводиться


Видео про присадки в топливо

Заключение!

Расскажите здесь всем читателям, как вы используете присадки в топливо на своем автомобиле. Личный опыт и собственные ощущения намного лучше самой подробной инструкции.

Varsovia — дорогой гибридный седан из Польши

Разработкой дизайна автомобиля занималось дизайн-бюро Kadler, расположенное в пригороде Варшавы. По словам дизайнеров, источником вдохновения для них стали… русалки! Что и объясняет необычные рифленые бока и переднюю часть автомобиля, которые, по мнению дизайнеров, похожи на чешую русалки. Еще более необычным выглядит салон, в котором отсутствует кресло переднего пассажира, а вместо...

В Москве скоро начнут штрафовать за парковку на газонах

Как рассказали в пресс-службе МАДИ, в настоящее время завершается сертификация обновленного приложения «Мобильный инспектор», которым пользуются пешие сотрудники инспекции. После обновления станет возможным наказывать нарушителей, паркующихся на газонах, сообщает m24.ru. Информация, которую инспекторы МАДИ зафиксируют в автоматическом режиме, будет направляться в собственную информационную систему, где...

Пьяная езда: ГИБДД хочет ввести тест на идиота

Речь идет о специальном «медицинском сопровождении», похожее на практикуемый в Германии Idiotentest («тест на идиота»). Об этом в эфире радиостанции «Вести ФМ» рассказал замначальника ГИБДД МВД РФ Владимир Кузин. В Германии если водитель набирает определенное число штрафных баллов за допущенные правонарушения или нетрезвую езду, его направляют на специальное медико-психологическое исследование (MPU), ...

Российский дизайнер, рисовавший Chiron, покинул Bugatti

В Bugatti Александр Селипанов (которого даже боссы концерна обычно называли Сашей) занимал должность главного дизайнера по экстерьерам. Внешность концептуального Bugatti Vision Gran Turismo и серийного гиперкара Chiron - творения Селипанова. Известно, что россиянин, закончивший американский Art Center College of Design по направление транспортного дизайна, проработал...

Обновлённый Amarok: первые намёки от Volkswagen

Напомним, премьера пикапа Volkswagen Amarok состоялась зимой 2009-2010 годов, а потому многие прогнозировали немолодой модели скорую смену поколений. Однако, вопреки этим прогнозам, Amarok ждёт лишь обновление, о чём свидетельствуют снимки закамуфлированной машины, сделанные во время дорожных тестов. Не противоречат этой информации и тизеры, распространённые пресс-службой «Фольксвагена»: ...

Как поясняется в официальном сообщении ЦБ РФ, в обоих случаях решение было принято принято в связи с добровольным отказом субъекта страхового дела от осуществления предусмотренной лицензиями деятельности и вступает в силу со дня его опубликования в «Вестнике Банка России». Таким образом, в России продолжает сокращаться количество страховщиков ОСАГО. В начале августа 2016 ...

Электромобили: в России их всего несколько сотен

Наибольшая доля (36,6%) приходится на электрохэтчбек Mitsubishi i-MiEV, которых зарегистрировано 237 единиц. Напомним, что японский электромобиль на российском рынке продатся официально, а потому успех вполне закономерен. На втором и третьем месте - Tesla Model S и Nissan Leaf, которые разошлись почти одинаковым тиражом - 152 и 145 экземпляров, ...

Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima

Мощный сюжет Название «Шевроле» является самой историей становления американских автомобилей. Имя «Малибу» так и манит своими пляжами, на которых снимались многочисленные кинофильмы и телесериалы. Тем ни менее, с первых минут в автомобиле «Шевроле Малибу» ощущается проза жизни. Довольно простые приборы...

Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan

Еще каких-то 2-3 год назад считалось априори, что у доступного автомобиля должна быть механическая коробка передач. Их уделом считалась пятиступенчатая механика. Однако в настоящее время все резко изменилось. Сначала установили автомат на «Логан», немного позднее – на украинский «Шанс», а...

Что снаружи Глазастый и экстравагантный «Нисан-Джук» не старается даже выглядеть солидным вседорожником, поскольку от этого автомобиля так и тянет мальчишеским задором. Эта машина никого не может оставить равнодушным. Она или нравится, или нет. Согласно свидетельству он является легковым универсалом, однако...

Самые лучшие машины 2017 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан

Давайте рассмотрим передовые новинки российского автомобильного рынка, чтобы определить лучший автомобиль 2017 года. Чтобы это сделать, рассмотрим сорок девять моделей, которые распределяются по тринадцати классам. Итак, мы предлагаем только лучшие машины, поэтому ошибиться покупателю при выборе новой машины невозможно. Лучший...

Быстрые автомобили являются примером того, что автопроизводители постоянно совершенствуют системы своих автомобилей и периодически ведут разработки по созданию совершенного и самого быстрого транспортного средства для движения. Многие технологии, которые разрабатываются для создания супер скоростного автомобиля, позже переходят в серийное производство...

КАК выбрать и купить автомобиль, Покупка и продажа.

Как выбрать и купить автомобиль Выбор автомобилей, как новых, так и подержанных, на рынке огромен. И не потеряться в этом изобилии поможет здравый смысл и практичный подход к выбору машины. Не поддавайтесь первому желанию купить понравившийся автомобиль, внимательно изучите все...

Рейтинг 2017: видеорегистраторы с радар детектором

Требования, которые предъявляются к дополнительному оборудованию в салоне автомобиля, растут стремительными темпами. Вплоть до того, что в салоне элементарно не хватает места для размещения всей необходимой аппаратуры. Если раньше обзору мешали только видеорегистраторы и ароматизаторы воздуха, то сегодня перечень девайсов, ...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К БЕНЗИНУ

Н.С. Родионов, канд. хим. наук, доцент, С.В. Назаров, канд. техн. наук, А.В. Игнатенко, Р.В. Пидченко

Анализ ситуации в области разработки и применения присадок к топливам показывает, что она находится в прямой зависимости от потребностей производства топлив, которые должны соответствовать современным мировым требованиям по уровню качества. Из более сорока известных типов присадок на первый план выдвинулись промоторы воспламенения и противоизносные присадки, необходимые для выработки малосернистых дизельных топлив по Евро-4 и выше, многофункциональные моющие присадки для автомобильных бензинов по Евро-3 и более высоким категориям.

В Европе разработки моющих присадок к бензинам проводятся менее активно, чем в США, так как в европейских странах наиболее предпочтительным автомобильным топливом считается дизельное, а в США – бензин .

Внутри каждого типа присадок происходят структурные изменения. Если моющие присадки, разрабатывавшиеся в 1950-1970-е годы, предназначались преимущественно для предотвращения образования отложений на заслонке карбюратора, то в следующее двадцатилетие они уступили место присадкам, очищающим впускные клапаны инжекторных двигателей. Сейчас же растёт количество разработок, в которых объектом являются присадки, удаляющие нагар из камеры сгорания двигателей с прямым впрыском бензина. При этом основное количество патентов на присадки, отмывающие карбюратор, принадлежит России и, как правило, в композициях с аминосодержащими антидетонаторами. Присадки, отмывающие впускные клапаны инжекторных двигателей, представлены композициями, содержащими хорошо известные полибутен- и полиэфирамины.

При эксплуатации двигателей внутреннего сгорания наблюдается образование твердых частиц и смолистых веществ в топливном баке, топливопроводах, впускной системе, на впускных клапанах и в карбюраторе двигателя. Особенно сильно образование отложений в высокофорсированных двигателях с замкнутой системой вентиляции картера.

Известны различные присадки к бензинам, в некоторой степени решающие указанную проблему. Наибольшее распространение получили амины. В частности, известно использование в качестве антиокислительных присадок аминофенолов и некоторых аминов, например, n-фенилендиамина .

Недостатки таких присадок: ограниченность сырьевой базы, дороговизна получения и невысокая эффективность. Последняя объясняется однофункциональным действием указанных соединений, заключающимся в диспергировании частиц вследствие адсорбции на них поверхностно-активных веществ присадки либо возникновения моющего эффекта, проявляющегося в смешении образовавшихся на деталях двигателя отложений.

Известна присадка«Автомаг» [ТУ 38.401-58-33-92], . В состав присадки входят, мас.%: продукт конденсации диэтилентриамина с синтетическими жирными кислотами (СЖК) 5,0, алифатический спирт С 3 -С 4 (н-бутанол) 30,0, полиоксиэтилированный алкилфенол (неонол) 5,0, углеводородная фракция 180-350°С (денормализат) 60,0.

Недостатками указанной присадки являются невысокая эффективность, так как она эффективна для устаревших карбюраторных двигателей и практически непригодна для современных двигателей с непосредственным впрыском топлива из-за низкой способности по устранению смолистых отложений на впускных клапанах и инжекторах, ограниченность отечественной сырьевой базы композиций, используемых для получения указанных присадок, сложность и дороговизна их получения.

Известна добавка к автомобильным бензинам, содержащая, % мас.: 6,5-70 N-MA, 0,2-27 третичного бутилового спирта, не более 6,0 моющей присадки, 0,1-25 эфиров уксусной кислоты и сивушного масла и до 100 МТБЭ. В качестве моющей присадки используют присадку, содержащую продукт конденсации полиамина общей формулы NH 2 -(CH 2) 2 -(NH-CH 2 -CH 2)n-NH 2 , где n=0-4, с С 7 -С 20 жирными кислотами. Добавка предназначена для использования в автомобильных бензинах в концентрации до 20% мас. .

Недостатком добавки является наличие моющей присадки с низкой термостабильностью, не обеспечивающей возможность ее применения при эксплуатации инжекторных двигателей внутреннего сгорания. Существенным недостатком добавки также является склонность к изменению цвета при хранении от светло-желтого до темно-коричневого (цвет по АСТМД 1500 от 0,5 до 8,0), а также к повышению количества отложений на впускных клапанах, особенно при использовании добавки в составе бензинов, содержащих продукты крекинга.

Намисоздана многофункциональная присадка к автомобильным бензинам, которая, обладая антиокислительными, антикоррозионными и другими свойствами, обеспечивает высокую эффективность моющего действия и тем самым улучшает эксплуатационные и экологические характеристики топлива, снижая содержания токсичных веществ в отработавших газах автомобилей.

Присадка к автомобильным бензинам, содержит, мас.%:

тетраборат гексаметилендиаммония 8,0-10,0;

стеариновая кислота 35,0-40,0;

углеводородная фракция 180-350°С до 100.

Подобранная композиция компонентов позволяет получить высокоэффективную присадку.

Синтез тетрабората гексаметилендиаммония

Ингредиент тетраборат гексаметилендиаммония синтезируется при комнатной температуре. Для этого в 500 мл дистиллированной воды добавляют 70 гексаметилендиамина, затем маленькими порциями при интенсивном помешивании растворяют 50 г борной кислоты. Полученный раствор должен иметь реакцию среды рН 10-11. Кристаллизация соединения, брутто-формула которого C 6 H 28 B 4 N 2 , происходит при комнатной температуре.

Твердую фазу отфильтровывают после полного перевода вещества в

кристаллическое состояние. Фильтруют через воронку Бюхнера под вакуумом, промывая несколькими порциями дистиллированной воды. Просушивают синтезированное вещество при комнатной температуре.

Технология получения присадки

В углеводородную фракцию 180-350°С добавляют при интенсивном

перемешивании стеариновую кислоту, а затем тетраборат гексаметилендиаммония. Композицию нагревают до 60-70°С и при данной температуре перемешивают в течение 1,5-2 часов. Затем смесь фильтруют и охлаждают.

Полученная таким образом присадка представляет собой однородную массу, хорошо растворяется в бензине и не выпадает в осадок.

Моющая эффективность приготовленных образцов присадки определяется межведомственным лабораторно-моторным методом оценки моющих свойств бензинов и присадок.

Эффективность моющего действия присадок по указанному методу оценивается последующим параметрам:

По среднему уровню загрязнения контрольной поверхности при заданном режиме чередования процессов накопления и смыва отложений, так называемый интегральный показатель моющих свойств (A с, %);

По влиянию присадки на среднюю скорость загрязнения контрольной поверхности в режиме накопления отложений (V н, %/мин);

По показателям способности присадки смывать накопившиеся отложения: эффективность смыва (Э, %) и расчетное время очистки контрольной поверхности в режиме смыва от образовавшихся в режиме накопления отложений (Т, мин).

Интегральный показатель A с является комплексным показателем для сравнения присадок. Остальные показатели позволяют оценивать, на какие процессы (V н, Э или Т) присадка оказывает наибольшее влияние. Чем меньше значения A с, V н и Т и больше значение Э, тем большей эффективностью моющего действия обладает присадка.

Антикоррозионную эффективность приготовленных образцов присадки оценивали по ГОСТ 18597.

Склонность бензина, содержащего присадку, к образованию эмульсии при контакте с водой оценивали по методу DIN 51415 с использованием буферного раствора, приготовленного по ГОСТ 27154-86 «Топливо для реактивных двигателей. Метод испытания на взаимодействие с водой (буферным раствором) с последующей оценкой состояния фаз топливо-вода и состояния поверхности их раздела. Результаты взаимодействия оцениваются в баллах. Четкое разделение фаз, чистая прозрачная поверхность раздела, отсутствие эмульсии внутри каждого слоя соответствует 1 баллу.

Результаты испытаний образцов разработанной присадки приведены в таблице. Как видно из представленных данных, добавление разработаннойприсадки в автомобильные бензины в концентрации 0,01-0,03 мас.% значительно улучшают их моющие и антикоррозионные свойства.

Введениеприсадки в концентрации до 0,06 мас.% не оказывают отрицательного влияния на другие физико-химические и эксплуатационные свойства моторных топлив.

Кроме автомобильных бензинов, разработанная присадка может быть использована для улучшения моющих и антикоррозионных свойств и других моторных топлив, например, дизельных.

Использование разработанной присадки позволит получать экологически чистые моторные топлива, обладающие высокими моющими и антикоррозионными свойствами.

Результаты испытаний образцов предлагаемой присадки

Эффективность действия присадок

Автомаг

Пример 1

Концентрация 0,06 мас. %

Пример 2

Концентрация 0,01 мас. %

Пример 3

Концентрация 0,03 мас. %

Моющие свойства:

V H , % / мин

Э, %

Е, мин

Ас

0,57

69

31

3,0

0,29

67,9

24,8

1,9

0,15

73,7

20,3

1,75

0,09

79

18,7

1,45

Антикоррозионные свойства: изменение массы стальной пластины, г на м²

1,15

Эмульгируемость

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

ЛИТЕРАТУРА

1. А.М.Данилов. Применение присадок в топливах. Справочноеиздание. - М.: Химия, 2000.

2. Патент РФ № 2155793, 2000.

Для уменьшения образования углеродистых отложений и осадков в двигателях и механизмах широкое применение нашли моющие (детергентные) и диспергирующие присадки.

Моющие присадки

Соединения, обладающие детергентпым действием, содержат в своей молекуле полярные группы, которые препятствуют оседанию смолистых и углеродистых веществ на металлических поверхностях и предупреждают тем самым образование лаков и отложений. Кроме того, детергенты могут вступать в химическое взаимодействие с промежуточными продуктами окисления кяслотного характера, проявляя при этом нейтрализующее действие. В качестве детергентных присадок используют соли сульфокислот, алкилсалициловых, фосфиновых, фосфоновых и другнх кислот, а также алкилфеноляты различного строения.

Сульфонатные присадки (9.2)

Сульфонатные присадки являются основным типом детер- гентно-диспергирующих присадок, их вводят в большинство моторных масел, вырабатываемых промышленностью. Они являются продуктами нейтрализации сульфокислот металлическими основаниями или оксидами

RSO 3H +MOH (или МО) -* RSO 3M +HA

где R - радикал углеводорода молекулярной массой >350, что должно обеспечить растворимость сульфонатных присадок в смазочных маслах. Основным показателем сульфонатных присадок, характеризующих их свойства, является содержание активного вещества - сульфоната металлов (не менее 28%).

Сульфонаты выпускают на основе нефтяного и синтетического сырья. Нефтяные сульфонаты вначале были побочными продуктами обработки нефтяных фракций серной кислотой в производстве белых масел. Когда потребность в моющих присадках возросла, сульфонаты стали целевыми продуктами.

В качестве нефтяного сырья применяют как дистиллятные, так и остаточные фракции масел селективной очистки или смеси этих фракций. Синтетические сульфонаты в течение многих лет получали из остатков перегонки додецилбензола, а в последние годы используют высококипящие алкилбензолы, алкилнафта- лины и полиолефины, специально приготовленные. Сульфирующими агентами являются олеум, серная кислота, газообразный триоксид серы, триоксид серы в растворителях.

Большинство сульфонатных присадок представляют собой соли бария, кальция или магния. При современной тенденции к применению масел с более низким содержанием золы магний становится все более популярным, хотя с точки зрения экономики предпочитают использовать кальций. В зависимости от содержания металла различают нейтральные, средне- и высокощелочные сульфонатные присадки. Нейтральные сульфонаты представляют собой коллоидный раствор сульфоната в минеральном масле. Средне- и высокощелочные сульфонаты содержат дисперсию карбонатов, оксидов и гидроксидов металлов, стабилизированную коллоидной структурой сульфоната. Сред- нещелочные сульфонаты кальция имеют щелочное число 70... 150 мг КОН/г, высокощелочные-«300 мг КОН/г; содержание металла в них соответственно в 5 и 10 раз выше стехио- метрического.

Присадка ПМС (ТУ 38 101334-73) - многозольный сульфо- нат кальция, полученный на основе сульфокислот масляных фракций. Сырьем для изготовления служит базовое масло ДС-14 из смесей различных сернистых нефтей. Придает маслам моющие свойства; применяют в моторных маслах различного назначения в концентрации 2,2... 18,0%.

Присадка С-150 (ТУ 38 101685-84) - коллоидная дисперсия карбоната кальция в масле И-20А, стабилизированная сульфонатом кальция. Изготавливают высшей и первой категории качества. Улучшает моющие и нейтрализующие свойства моторных масел; добавляется в концентрации от 1,5 до 5,0%.

Присадка С-300 (ТУ 38101444-76) - высокощелочная сульфонатная присадка, представляющая собой коллоидный 20-25%-й раствор карбоната кальция в масле-разбавителе, содержащем 28-30% сульфоната кальция. Используют в моторных маслах для смазывания судовых дизелей в концентрации до 22%.

Присадка ПМСя (бариевая) (ТУ 38 101574-75) является 40-45%-м раствором сульфоната бария в масле-разбавителе. Исходным сырьем служат маслорастворимые сульфокислоты,

Присадка ПМСя (кальциевая) (ОСТ 3801413-86) - кальциевая соль нефтяных сульфокислот; имеет щелочное число 65-80 мг КОН/г и содержит 23-25% сульфоната бария. Сырьем для получения присадки являются сульфокислоты, получаемые в качестве побочных продуктов при производстве белых масел. Используют в моторных маслах различного назначения в концентрации* 1,5-5,0%.

Присадки СБ-3 (ГОСТ 10534-78) и СБ-Зу (ОСТ 3801287- 82) являются нейтральными сульфонатами бария. Получают сульфированием базового дистиллятного масла селективной очистки газообразным триоксидом серы с последующим отстоем кислого гудрона н нейтрализацией полученного сульфированного масла гидроксидом бария. Применяют для улучшения моющих свойств моторных масел в концентрации 2-3%.

Присадка НСК (ТУ 38 401539-86) представляет собой раствор нейтрального сульфоната кальция в масле. Получают на основе глубокоочищенных масляных фракций из западносибирских нефтей. Вырабатывают с активным веществом НСК-2 и содержанием 38-45% сульфоната кальция. Присадка предназначена для улучшения моющих свойств моторных масел групп Г и Д, рекомендуемая концентрация - 8... 13%.

Алкилфенольные присадки

В большую группу моющих присадок входят соли алкилфе- нолов, алкилфенолсульфидов и продуктов конденсации алкил- фенолов с альдегидами. Чтобы присадки этой группы были растворимыми в маслах, их олеофильная часть должна содержать не менее 8 атомов углерода.

Наиболее распространены алкилфеноляты кальция и бария, их получают взаимодействием замещенных фенолов и оксидов (или гидроксидов) металлов. Присадки с повышенной щелочностью получают введением в их состав карбоната щелочноземельного металла, при этом образуется система из ал- килфенолята и дисперсии карбоната металла.

Алкилфенольные присадки - самые массовые присадки, что обусловлено широким спектром их эксплуатационных свойств и доступностью исходного сырья. Разнообразие эксплуатационных свойств присадок достигается введением в их состав различных функциональных групп. При введении серы снижается агрессивность смазочных масел по отношению к металлам подшипников, а наличие метиленовых групп способствует повышению стойкости к окислению; присадки с повышенной щелочностью (высокощелочные) способствуют повышению нейтрализующих свойств.

Помимо моющего действия алкилфенольные присадки могут обладать антиокислительным, антикоррозионным и противоиз- иосным действием.

Присадка ЦИАТИМ-339 (ТУ 38101917-82) является ди- сульфидалкилфенолятом бария, полученным взаимодействием алкилфенола с монохлоридом серы и дальнейшей нейтрализацией гидроксидом бария. Улучшает моющие и антикоррозионные свойства моторных масел; применяют в концентрации 3-6%.

Присадка ВНИИНП-360 (ГОСТ 9899-78) - продукт взаимодействия двух соединений - алкилфенолята бария (ВНИИНП-350) и диалкилфенилдитиофосфата цинка (ВНИИНП-354) в соотношении 2,5:1,0. Обладает моющими, антикоррозионными н противоизносными свойствами; вводят во многие моторные масла различного назначения в концентрации 3,5-6,0%.

Разработана присадка ВНИИНП-360А, улучшенного качества, которая превосходит присадку ВНИИНП-360 по содержанию бария, цинка, серы и по щелочности, что позволило повысить ее эксплуатационные свойства.

Присадка ВНИИНП-370 (ГОСТ 12262-76) относится к ал- килфенольным присадкам формальдегид ной конденсации. Представляет собой раствор в минеральном масле кальциевой соли продуктов алкилфенолоформальдегндной конденсации. Обладает моющими и антикоррозионными свойствами, применяют в моторных маслах для дизелей в концентрации 5-15%.

Присадка ВНИИНП-371 (ТУ 38101944-85) представляет собой масляный раствор бариевой соли продуктов конденсации алкилфенола с формальдегидом. Используют в трансмиссионном масле ТСз-9гип в концентрации 2%.

Присадки БФКу (ОСТ 38 01306-83) и ИХП-101 являются бариевыми солями продуктов конденсации алкилфенолов с формальдегидом в кислой среде. Применяют в моторных маслах в концентрации от 6 до 10%. При получении присадки ИХП-101 достигается большая глубина нейтрализации, чем прн изготовлении присадки БФКу, поэтому содержание активных элементов в присадке ИХП-101 выше. Выпускают присадку ИХП-104 в виде 50%-го концентрата в минеральном масле.

Алкилсалицилатные присадки

Алкнлсалицилатные присадки, обладая высокими моющими свойствами, придают маслам и антиокислнтельные свойства; оин стойки к пресной и морской воде. Вырабатывают эти присадки в небольших объемах из-за сложности технологии и высокой стоимости. Онн обеспечивают высокие детергентные и антиокислительные свойства масел при повышенных температурах, поэтому нх используют в маслах для карбюраторных двигателей и форсированных дизелей. Алкнлсалицилатные присадки представляют собой соли алкнлсалициловых кислот; исходным сырьем для их производства служит алкилфенол, получаемый ал- килированием фенола а-олефинамн.

Присадка АСК (ОСТ 3801243-81) - 50%-й концентрат ал- килсалицилата кальция в минеральном масле. Основные стадии производства присадки: получение алкилфенолята натрия, карбокснлированне, получение алкнлсалициловых кислот и нейтрализация гидроксидом кальция с последующим отделением механических примесей и отгоном растворителя. Присадка в концентрации >0,5% обеспечивает моторным маслам высокие антиокислительные свойства.

Присадка MACK (ОСТ 3801100-76) является 50%-м раствором алкилсалицилата кальция в масле, содержит дополнительно карбонат и гидрокснд кальция. При получении присадки алкилсалнциловые кислоты подвергаются обработке газообразным диоксидом углерода в присутствии промотора и избыточного (против стехиометрии) количества гидроксида кальция. Присадка обладает моющим, нейтрализующим и ан- тнокислительным действием. Применяют в моторных маслах различного назначения в концентрации 3,8-14%.

Присадка АСБ (ТУ 38 101422-77) - 50%-й раствор алкилсалицилата бария в масле с 20-25%-м избытком щелочи. При получении присадки алкилсалнциловые кислоты нейтрализуют гидроксидом бария. Применяют в композиции с другими присадками для улучшения детергентиых свойств моторных масел М-14ГБ и М-10ДК.

Допущены к применению присадки Детерсол-50 (ТУ 38 1011091-87) и Детерсол-140 (ТУ 38 1011090-88)-аналоги присадок АСК и MACK соответственно.

Соли фосфорных кислот

За последние годы среди моющих присадок на основе фосфора важное промышленное значение приобрели и бариевые и кальциевые соли, получаемые из продуктов взаимодействия сульфидов фосфора с углеводородами, главным образом полй- олефинами. При этом получают как нейтральные, так и продукты высокой щелочности. Присадки тиофосфонатного типа отличаются от указанных выше моющих и антнокислительных присадок высоким уровнем эксплуатационных свойств в широком интервале температур.