Уважаемый Анатолий Александрович!
Ваше обращение по вопросу сокращения штатной численности военных представительств Минобороны России рассмотрено.
В ходе проводимой работы по формированию перспективного облика Вооруженных Сил Российской Федерации особое внимание уделяется содержанию всех структур Минобороны России в оптимальном составе. При этом основной акцент делается на повышении интенсивности функциональной нагрузки, возлагаемой на каждое должностное лицо органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Такой подход применяется и в отношении военных представительств.
В настоящее время в Минобороны России на рассмотрении находится ряд обращений руководителей предприятий военно-промышленного комплекса, связанных с вопросами содержания военных представительств. Данные вопросы решаются с учетом всех факторов, влияющих на деятельность военных представительств. По итогам этой работы структура военных представительств при необходимости будет скорректирована.
Вместе с тем необходимо отметить, что согласно Положению о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 811, администрация организаций военно-промышленного комплекса не имеет права вмешиваться в служебную деятельность военных представительств.
Определение организационно-штатной структуры военных представительств не относится к компетенции руководителей организаций военно-промышленного комплекса. Со своей стороны руководители организаций должны обеспечивать своевременное предъявление военной продукции для испытаний и приемки, соблюдение технологических процессов производства военной продукции, а также обязаны проводить работы по повышению ее качества и надежности.
С уважением, |
А. Сердюков |
Из обращения СПП СПб в Министерство обороны
В Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга обратились руководители предприятий ОПК, которые обеспокоены очередной реорганизацией Военных представительств МО РФ. Поступившие в ВП предприятий директивы (прилагается) уже сегодня оказывают негативное влияние на ход выполнения Гособоронзаказа.
По многим предприятиям не сформирован «Гособоронзаказ 2011», не объявлены конкурсы, не проведены аукционы, не заключены контракты, хотя на незавершенное производство затрачены значительные финансовые ресурсы предприятий.
Прежде чем проводить ликвидацию ВП на предприятиях ОПК необходимо внести изменения в действующую нормативно-правовую базу создания ВВТ.
Если этого не будет сделано, то последует значительное увеличение сроков рассмотрения и согласования технических, договорных и ценовых документов, что негативно скажется на подготовке и проведении конкурсных процедур, открытии финансирования, сопровождении и приемки изделий и окончательных расчётах за поставленную продукцию.
Организация нормативно-правового и методического обеспечения деятельности военных представительств Министерства обороны, а также руководство военными представительствами , подчиненными начальнику вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителю Министра обороны Российской Федерации, были возложены на новообразованное Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (условное наименование Управления - войсковая часть 52859, адрес для переписки: 119160, г. Москва) .
Задачи и функции Управления были определены Положением об Управлении военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, утверждённым приказом начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителем Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2005 года № 5.
Техническое руководство военными представительствами продолжало осуществляться Управлениями заказов и поставок по принадлежности продукции. Деятельность Управления военных представительств по взаимодействию с Управлениями заказов и поставок, координировалось начальником Управления начальника вооружения – заместителем начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Недавно в переписке с одним "блоггером-многотысячником" пообещал написать статью об оборонной промышленности. Но на большую статью духа не хватило, а маленький кусочек провалялся на винчестере больше двух месяцев. Выкладываю его, чтобы не пропал совсем. Просто так. Те, кому я это писал, сюда не попадут и не прочитают мою злобную ругань, а большинству народа это неинтересно.
Как министр обороны и президент разрушают военную промышленность
Очередные "реформы" в МО.
Сокращение Военных Представительств на предприятиях
Сначала про взаимоотношения ВПК и МО
Это скучно. Это неинтересно. Куда увлекательнее пообсуждать на военно-историческом форуме действия армий и фронтов, блестнуть знанием ТТХ новейшей ракеты! А промышленность? Плохая у нас промышленность, особенно военная. В этом все военные эксперты, аналитики и обозреватели солидарны с Главным Мебельщиком страны - маршалом Табуреткиным. Плохо абсолютно всё: устаревшие технологии, долгий срок изготовления, много брака, тупые инженеры запенсионного возраста, отсталые технические решения, неудовлетворительные ТТХ выпускаемой военной техники. А особенно - цены. Ну, в ценах наш главный мебельщик большой специалист. А поскольку ему поручено уничтожить обороноспособность страны, то деньги теперь - главный инструмент уничтожения. Откуда я знаю, что сердюкову поручено уничтожить оборону страны? А это видно по результату его деятельности: неплохо получается. Ещё совсем немного осталось.
Прошу прощения у читателей - я не могу толерантно и корректно говорить о проблеме, которая мне близка.
"Президент Дмитрий Медведев позволил Министерству обороны в случае завышения цен отечественными предприятиями, производящими военную технику, размещать заказы у других компаний или закупать вооружение за границей."
(http://www.newsru.com/russia/12jul2011/goz.html, 12.07.2011)
Счастливый обладатель айфона узнал из интернета о проблеме и распорядился её "разрулить" за 10 дней. Заключить тысячи договоров с предприятиями на 100 млрд рублей за 10 дней. А ведь у него когда-то было юридическое образование! Ну, что за козла нам назначили президентом!
О закупке за границей - отдельный разговор. Никто нам не продаст современное вооружение. Именно нам и именно современное. Мы для всего "цивилизованного мира" - потенциальный враг. А в случае начала военного конфликта или при обострении международной обстановки нам не продадут вообще ничего. Даже сникерс. Ни за какие деньги. Это не рынок. Это политика. Посмотрите, что сделали "цивилизованные" с Ливией.
И цены - тоже очень большая проблема. Сейчас я не говорю о том, почему цены на военную продукцию выше, чем на продукцию гражданского назначения. Во всём мире так.
Речь идёт о конфликте двух сторон: министр обороны и ВПК. Обычные, вроде бы, рыночные отношения: покупатель хочет купить подешевле, но продавец подешевле продать не может. Но отношения, на самом деле, не совсем рыночные. И даже совсем не рыночные. И покупатель, и продавец подчиняются одному и тому же нанопрезиденту некогда великой страны. И этот нанопрезидент однозначно и демонстративно поддерживает позицию одной из якобы рыночных сторон. И угрожает другой стороне: "Не снизите цену, будем покупать за границей!" Т.е. для одной стороны - свободный рынок, а для другой - бессудная диктатура? Сразу уточню, что здесь армия - не сторона конфликта, а такая же жертва, как ВПК. Айфоня поддерживает мебельщика и его "реформы", а не армию.
Военное Представительство
Ну, ладно, Айфоня не знает, как работает промышленность, - он же никогда никем, кроме своей секретарши, не руководил. И Мебельщик тоже не знает, но у него управленческий опыт намного больше - он руководил мебельным магазином. Поэтому и назначен на более ответственную работу - уничтожать армию. Как бы им разъяснить элементарное?
В нашей стране на каждом предприятии Военно-Промышленного Комплекса имеется так называемое Военное Представительство Министерства обороны РФ. Так повелось ещё со времени правления Петра Первого. Наверно, можно добиваться качества по-другому, но раньше качество советского вооружения было не хуже, чем у пиндосов, поэтому нужно улучшать свою систему, а не копировать худшую чужую.
На нашем предприятии действует 563-е ВП МО РФ. Сотрудники ВП входят в штат МО, получают зарплату в МО и не подчиняются руководству нашего предприятия. Общая численность ВП - 14 человек, из них - два офицера МО, а остальные - вольнонаёмные служащие (инженеры, экономисты, контролёры и др.) В их обязанности входит контроль качества выпускаемой продукции и расходования средств Заказчика (МО).
Здесь термин "качество" употребляется в очень широком значении. Проверяется всё. Проверяется разрабатываемая конструкторская документация (любую схему электронного узла или чертёж детали необходимо согласовать с ВП, иначе документ просто не примут в архив). Проверяются все покупные детали и материалы на соответствие паспортным или договорным характеристикам. Проверяются все изготавливаемые детали и узлы на всех этапах производства (это дополнительно к проверке контролёрами ОТК). Проверяется и подвергается испытаниям выпускаемая продукция. С ВП согласуется вся переписка с МО. С ВП согласуется вся переписка со смежниками, касающаяся качества, сроков, стоимости, соответствия стандартам и т.п. Проверяются или согласуются все финансовые документы, контракты, договоры, акты и пр.
Если бы "эффективные менеджеры" в правительстве знали об этом, то вопросы о ценах вообще не поднимались бы даже до уровня нанопрезидента (1 м 62 см от пола). Не нравится цена танка? Так ведь все накладные согласованы с твоими представителями! До копеечки. Не нравится цена танковой пушки? Так эту цену подписал твой представитель на пушечном заводе! Всё ещё не нравится? Замени своих представителей - это не наше дело, а твоё, козёл! Твои представители не справляются с большим объёмом документов? Так увеличь штат в два раза! Сомневаешься в финансовой отчётности? У нас вся бухгалтерия прозрачна. Присылай на наш завод 10000 бухгалтеров и 10000 полицейских - пусть всё проверят. Найдут нарушения - посади виновных на 100 лет. Заводу и стране от этого только лучше будет.
"Реформы"
А что делает Табуреткин? Правильно! Сокращает штат Военного Представительства на заводе. В два раза.
Чтобы читатель не подумал, что это сделано в целях экономии, сообщу, что у вольнонаёмных сотрудников Военного Представительства зарплаты от 12 до 19 тыс. руб. Прошу учесть, что предприятие находится в Москве, а не на берегу Чёрного моря. Сколько получают два офицера, я не знаю. Не думаю, что намного больше.
Таким образом Табуреткин, уволив 7 человек, сэкономил примерно столько, сколько получает одна смазливая менеджерка в центральном аппарате МО. Экономия? Формально - да. От этой экономии цена на продукцию нашего предприятия снизится? Ну, конечно, нет. Но о цене отдельный разговор. Потом.
Цена не снизится. А что же снизится? Снизится качество.
Теперь у ВП не будет возможности контролировать все детали и узлы на всех этапах производства (наверно, кроме испытаний готовой продукции). А наш директор завода не дурак: если деталь не проверяется контролёром ВП, то зачем её (деталь) проверять контролёру ОТК? Уволить контролёра ОТК! Не по злобе, а потому что денег на зарплату не хватает, приходится сокращать даже рабочих основного производства. А рабочий - дурак? Он делал деталь целый день, и оказалось, что один параметр из 50-ти чуть-чуть не входит в допуск. Совсем чуточку. Наверно, никто не заметит. Вы, наверно, думаете, что он побежит жаловаться на себя? Нет - он сдаст деталь на дальнейшую обработку - ведь всё обойдётся, не так ли?
А потом по телевизору нам сообщат, что упала уже десятая ракета "Булава", и виновата бракованная деталь. Не деталь виновата, а министр обороны. И не виноват, а добросовестно отрабатывает деньги, получаемые из другого министерства обороны. Мне так кажется. Впрочем, может быть, и не получает. А презик некогда великой страны ждёт ещё один айфон в подарок от заморских друзей - вот уж как он будет рад новой модели!
Какая-то заметка на эту же тему.
"Не рыночные, а диктаторские отношения". Эксперт рассказал, почему ВПК выступает за запрет закупок иностранной военной техники. Ольга Самофалова, Андрей Чекменев
http://www.vz.ru/economy/2011/7/21/508723.html
Вое́нные представи́тельства (ВП) , иногда Представи́тельства зака́зчика (ПЗ) - воинские подразделения при военных ведомствах нескольких государств мира обладающих собственной оборонной промышленностью, создаваемые для контроля качества и приёмки военной продукции на предприятиях , в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности, осуществляющих в интересах обороны стран разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию продукции военного назначения, как непосредственно, так и в порядке кооперации.
Под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция и документация, а также работы, выполняемые в интересах обороны.
В России
Система военных представительств в Российской Федерации состоит из самих военных представительств (ВП МО РФ) и органов их контроля, таких как: Управление военных представительств (УВП МО РФ) и служб уполномоченного по качеству вооружения и военной техники (СУ по КВВТ УВП МО РФ).
Деятельность военных представительств и органов их контроля регламентируется Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, другими актами законодательства Российской Федерации, воинскими уставами, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации. Руководство деятельностью ВП МО РФ осуществляется Минобороны России через его заказывающие управления.
ВП МО РФ и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации , как вид учреждения имеют действительные наименования, печать с изображением эмблемы Вооружённых Сил Российской Федерации , бланки и штампы. Комплектование штатных должностей ВП МО РФ военнослужащими и гражданским персоналом Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.
В случаях, когда в организациях не создаются ВП МО РФ, Минобороны России направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции, а также контроль мобилизационной подготовки этих организаций. На указанных представителей распространяются все права и обязанности, предусмотренные Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, в части выполнения порученных им работ.
ВП МО РФ вправе контролировать качество военной продукции и её соответствие технической документации на любом этапе разработки и производства этой продукции. Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливается Департаментом Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа и доводится до руководителей организаций и ВП МО РФ. ВП МО РФ на основании утверждённой номенклатуры определяют перечни изделий, сборочных единиц и операций технологического процесса , подлежащих обязательному контролю качества и приемке, которые доводятся до руководителей организаций и могут уточняться ВП МО РФ в зависимости от результатов эксплуатации и контроля качества военной продукции.
ВП МО РФ принимают участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве и поставке военной продукции. Руководители ВП МО РФ включаются в состав постоянно действующих в организациях технических комиссий по защите государственной тайны.
ВП МО РФ может выполнять функции независимой инспекции в вопросах, напрямую не связанных с выполнением заказов Минобороны России. В этом случае Министерство обороны получает 1 % от общей стоимости контракта.
ВП МО РФ также контролирует работу по мобилизационному планированию ведущуюся на предприятиях.
Учебные заведения
- Отдел УВП МО РФ учебного военного центра при МАИ - основан приказом ректора № 509 от 17 ноября 2009 года в городе Москве ;
- действуют курсы переподготовки и повышения квалификации офицерского состава военных представительств при Военном университете Министерства обороны Российской Федерации ;
- Учебный Военный Центр при Балтийском Государственном Техническом Университете имени Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова (город Санкт-Петербург). Выпускники - военные представители по ВУС 710100 «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества»;
- Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете - осуществляет обучение студентов по ВУС 710100 «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества».
В США
Система военного контроля качества вооружения в США включает в себя достаточно обширную структуру насчитывающую в своём штатном составе порядка 160 тысяч должностей военнослужащих и гражданского персонала, при том количество гражданского персонала в шесть раз превышает число военных .
В Министерстве обороны США (МО США) нет должностей, однозначно соответствующих статусу военного представителя. Головным ведомством Пентагона , отвечающим за обеспечение качества вооружения и военной техники (ВВТ), является Агентство управления оборонными контрактами (DCMA) . Это агентство тесно взаимодействует с управлениями руководителей программ приобретения МО и министерств видов ВС (аналоги военных представительств) , непосредственно занимающихся обеспечением качества ВВТ на местах, число которых измеряется не одной сотней единиц.
В начале 1960-х годов Министерство обороны США провело оценку системы управления контрактами и приняло меры по её модернизации. Было установлено, что структуры Пентагона, осуществлявшие управление контрактами, дублировали функции друг друга и были децентрализованы. Поэтому было принято решение о передаче основной части административных функций Управлению тыла МО, к которому постепенно стала переходить вся ответственность в этой сфере.
Однако соответствующие службы видов ВС продолжали управлять крупными программами приобретения ВВТ, включая обеспечение и контроль качества вооружений. В соответствии с нормами МО к крупным программам закупок вооружений относятся такие программы, ежегодные расходы по которым на собственно разработку какой-то конкретной системы оружия превышают 365 млн. долларов , а стоимость произведенных образцов – 2 млрд. долларов.
Тем не менее проблемы с качеством военной продукции полностью ликвидировать так и не удалось. В связи с этим в 1989 году по приказу МО была еще раз проведена проверка эффективности функционирования системы управления контрактами на разработку и закупку вооружений, в ходе которой были выявлены многие недостатки, включая общие подходы к контролю и обеспечению качества ВВТ и внедрению соответствующих стандартов. По результатам данной проверки в начале 1990 года в рамках Управления тылом МО было создано Командование управления военными контрактами (DCMC). Десять лет спустя это командование было выведено из состава Управления тыла и стало самостоятельным подразделением МО, подчиненным заместителю министра обороны по приобретению, технологиям и материально-техническому обеспечению (under secretary of defense for acquisition, technology and logistics). Оно было переименовано в Агентство управления оборонными контрактами (DCMA). DCMA было передано право управления всеми контрактами, реализуемыми по заказам военного ведомства.
Управление качеством ВВТ, ответственность за которое возложена на Директорат обеспечения качества (QAD), является только одной из многочисленных функций агентства. Кроме этого специалисты данной структуры формулируют общие подходы к управлению контрактами, которые находят отражение в многочисленных директивах, меморандумах, наставлениях и руководствах, выпускаемых в его стенах. Сотрудники агентства принимают самое непосредственное участие в отборе компаний для выполнения заказов и в подготовке контрактов, оценивают риски их выполнения, контролируют подразделения подрядчика, обеспечивающие выполнение работ по заданиям МО, следят за расходами компаний, реализующих военные контракты, и решают ещё целый ряд других задач на всех фазах жизненного цикла систем ВВТ.
В настоящее время в DCMA, штаб-квартира которого расположена в форте Ли штата
Знак отличия
Эмблема управления
ВОЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО Министерства обороны(англ. military representation) - представительство Министерства обороны, создаваемое для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации. Под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.
ВП и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил, имеют действительные наименования, печать с изображением Государственного герба, бланки и штампы. Комплектование штатных должностей ВП военнослужащими и гражданским персоналом осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.
В Российской Федерации деятельность ВП МО и органов их контроля регламентируется Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, воинскими уставами, приказами и директивами Министра обороны РФ. Руководство деятельностью ВП МО осуществляется Минобороны РФ через управление военных представительств. Военные представительства сохранены почти во всех армиях республик бывшего Советского Союза. Аналогичные структуры имеются в армиях стран НАТО.
В случаях, когда в организациях не создаются ВП, Минобороны направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции, а также контроль мобилизационной подготовки этих организаций. На указанных представителей распространяются все права и обязанности, предусмотренные Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, в части выполнения порученных им работ.
ВП вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки и производства этой продукции. Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливается заказывающими управлениями Минобороны РФ и доводится до руководителей организаций и ВП. ВП на основании утвержденной номенклатуры определяют перечни изделий, сборочных единиц и операций технологического процесса, подлежащих обязательному контролю качества и приемке, которые доводятся до руководителей организаций и могут уточняться ВП в зависимости от результатов эксплуатации и контроля качества военной продукции.
ВП принимают участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве и поставке военной продукции. Руководители ВП включаются в состав постоянно действующих в организациях технических комиссий по защите гос-ной тайны.
На военнослужащих и гражданский персонал ВП, осуществляющих контроль качества и приемку военной продукции в организациях с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством РФ для работников этих организаций.
История
Еще при первом царе династии Романовых - Михаиле Федоровиче проверка поставляемой военной продукции осуществлялась наиболее квалифицированными заводскими мастерами - оружейными "дозорщиками". Однако вскоре выяснилось, что такая организация контроля качества не обеспечивает в должной мере соответствие технических характеристик продукции требованиям заказчика. Ведь русские мастера середины XVII века достигли значительных успехов в изготовлении артиллерийских орудий. Но разительное отличие пищалей одинаковых калибров по весу, размерам и другим конструктивным особенностям существенно снижало эффективность их боевого применения. Выход из создавшегося положения был найден в назначении приемщиками вооружения представителей органов центрального военного управления - Пушкарского и Оружейного приказов.
Содержание немногих дошедших до нас документов того времени проливает свет на первые шаги отечественных военпредов. По указу царя от 25 июня (по старому стилю) 1645 года на Тульском заводе "пищального и железного дела", принадлежавшем голландскому купцу Андрею Виниусу, была введена военная приемка артиллерийских орудий. Ответственность за ее организацию и проведение по изложенным в указе методикам возлагалась на тульского воеводу князя Якова Черкасского.
Этим указом царя предписывалось осуществлять приемку военной продукции "как прежде", что свидетельствует о существовании военных контролеров и в более ранний период. Однако соответствующих первичных документов в настоящее время не существует.
Прежде всего пищальные приемщики проводили испытания заводских изделий путем их "прострела" на полигоне. Мишенью служил специальный осыпанный землей сруб. Затем проверялось соответствие типов, размеров и веса орудий своего рода техническому заданию (росписи Пушкарского приказа) и заводской технической документации (мастерской сказке). Оказалось, что все пищали различны по весу и размерам.
Царским указом, кроме того, были определены критерии для приемки военной продукции. Устанавливались допустимые отклонения от заданных веса и размера орудий (три пуда и два вершка соответственно). Впредь приемщикам было велено вести подробную постатейную отчетность о результатах их деятельности: "...сколько каких пищалей ядром в приеме будет порознь, и что в какой пищали весу, и в какову меру длиною, и что на прострелку зелья и ядер выйдет, и где те пищали устроят и во что сарай [склад] станет..."
Император Петр I тоже приложил руку к этому важнейшему для обороноспособности страны делу. Необходимость института военных представителей для государства и целесообразность его содержания на предприятиях промышленности убедительно подтвердилась и в эпоху Петра Великого. В то время основу русской армии составляла артиллерия - "масса бессистемных орудий с прислугой полустрелецкого характера, с управлением, чуждым азбуке артиллерийского дела". Артиллерия, собранная с разных заводов, "скучивалась как попало, передвигалась на подставных, действовала зря, блюлась потомственно одним сословием, ведалась заочно другим".
Для "внутреннего спокойствия и внешней безопасности посредством хорошо устроенного войска" требовалась четко отлаженная система надзора за производством и обеспечением армии и флота качественным оружием и боеприпасами. Начало артиллерийскому образованию в России и подготовке специалистов для приемки "пищалей, фузей и ружей" положил Петр I. Его военные преобразования были предопределены неудачами русских войск в конце XVII века и необходимостью борьбы за выход к Балтийскому морю.
В связи с этим системное преобразование армии было начато с переустройства системы управления процессами производства и поставок оружия.
Указом от 19 мая 1700 года Петр I вводит должность генерал-фельдцейхмейстера и назначает генерала от артиллерии царевича Александра Имеретинского "ведать всякие дела" в Пушкарском приказе и "тщится, чтоб пушки, мортиры и все, что к артиллерии принадлежит, учтены б были исправны и добрым мастерством". В перечень "всяких дел" были включены обязанности руководства работами по организации надзора за созданием, производством и приемкой пороха, свинца, оружия для реорганизуемой армии.
Изготавливать пушки начали только по чертежам, утвержденным Александром Имеретинским. По его указанию приемку и поставку оружия в армию стали осуществлять с учетом результатов испытаний по методикам, изложенным в указах царя. Оружейные приемщики на предприятиях, как и прежде, состоя на царской службе, обладали полной независимостью от заводской администрации. Определенное представление о содержании их деятельности в период Северной войны, в 1700-1721 годах, дают документальные материалы, хранящиеся в фондах архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, в Российском государственном архиве древних актов.
В архивах сохранились доклады старшин приемщиков ружей (альдермалов) о проведении входного контроля исходного сырья (меди, селитры, серы и т.д.) и результатах испытаний, о поставках оружия и пороха в окраинные города России и Запорожское войско.
Увеличение количества заводов, выпускающих военную продукцию, и возникающие в связи с этим проблемы обеспечения специалистами, оборудованием, сырьем и материалами потребовали дальнейшего развития системы военного контроля, введения централизованного руководства деятельностью альдермалов на заводах. В 1719 году учреждается Канцелярия и Артиллерийская экспедиция Военной коллегии. Первыми органами контроля за деятельностью военных представителей являлись специалисты Канцелярии генерал-фельдцейхмейстера.
Указом царя от 11 января 1723 года предписано "оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей" и контролировать, "как альдермалы клейма ставят". При плохом качестве "ружей и фузей" указом Петра предписывалось наказывать чиновников канцелярии (дьяков и подьячих), хозяина ружейной фабрики и старшин альдермалов. Известно, что один из начальников приемщиков ружей - старшина альдермалов Фрол Фукс за низкое качество ружей был сослан в Азов.
В 1728 году на базе Канцелярии создается Штаб генерал-фельдцейхмейстера, а 24 января 1812 года на базе Артиллерийской экспедиции - Артиллерийский департамент, ведающий "вопросами производства артиллерийского вооружения и снабжения им армии".
Параллельно с образованием системы военного контроля артиллерийского вооружения, как свидетельствуют исторические источники, складывалась и система контроля по наблюдению за проектированием и постройкой кораблей.
Начиная с 1695 года в центрах судостроения (Воронеже и других городах) выделялись специальные лица (стольники), которые были близки к государю и разделяли его труды и заботу о флоте. В дальнейшем делами кораблестроения и вопросами надзора за постройкой судов стали заниматься специально созданные учреждения: с 1700 года - Адмиралтейский приказ, или Приказ адмиралтейских дел; с 1707 года - Адмиралтейская канцелярия.
В декабре 1717 года было учреждено девять коллегий, в том числе Адмиралтейская коллегия. В состав Адмиралтейской коллегии входили 11 контор, одна из которых (Адмиралтейская) занималась наблюдением за правильностью работ и свидетельствований счетов используемых материалов, вторая (Обер-сарвайерская), в ведении которой находились все корабельные мастера, в том числе и дозорщики за работами, непосредственно отвечала за постройку судов.
Заложенные при создании системы военных представительств принципы оценки качества оружия, испытаний и приемки продукции, методология и критерии контроля производства были сохранены и при последующих реформах армии.В XIX веке инициатором военных реформ в России стал военный министр Дмитрий Милютин, обосновавший 15 января 1862 года в своем докладе к царю необходимость реформы системы центрального военного управления и создания военных округов. В результате этих преобразований должности офицеров военных представительств 24 декабря 1862 года были введены в штаты вновь созданного Главного артиллерийского управления (ГАУ). Именно с этого дня впервые появилось официальное упоминание термина "военный представитель". Тогда же был разработан полный комплекс документов, подробно регламентировавших весь процесс деятельности военпредов. Таким образом система военного контроля и своевременной поставки военной продукции получила в Российской империи соответствующее законодательное оформление.
Из исторических документов известны имена военных приемщиков, контролирующих качество оружия для русской армии в XIX веке. Среди них Иван Бобарыков - приемщик от ГАУ при Петербургском патронном заводе до 12 января 1870 года, управляющий Верх-Исетским заводом Александр Семевский, а также начальник литейной мастерской по отливке орудий штабс-капитан Александр Энгельгард.
1 января 1866 года образовано Главное управление кораблестроения и снабжения, ведавшее делами постройки и вооружения кораблей, заготовками материалов и учетом затрат для их постройки.
Постоянно развивающаяся система контроля качества вооружения и военной техники полностью оправдала свое предназначение в предвоенный период и внесла весомый вклад в победу нашего оружия в Великой Отечественной войне.
Весьма интересен такой исторический факт, как работа за рубежом офицеров военных представительств, осуществлявших приемку самолетов с заводов США по ленд-лизу в 1943-1945 годах, поставки которых составляли 16% от поставок фронту наших истребителей и 38% от выпуска промышленности США.
Реформы системы военных представительств
Действовавшая система военного контроля за разработкой и производством военной продукции складывалась на протяжении столетий и приобрела свой окончательный вид в советский период. Вплоть до XXI века в каждом виде и в большинстве родов войск Вооруженных сил страны имелись «свои» военные представительства, «свои» отделы (в ВВС – служба) контроля и кадры военных представителей. ВП каждого вида и рода войск были подчинены тому или иному тематическому отделу заказывающих управлений. Каждое военное представительство возглавлял старший военпред (с конца 1986 года – начальник), а несколько военных представительств подчинялись районному инженеру (с конца 1986 года – уполномоченному).Первый удар на систему военного контроля обрушился в конце 1997 года, когда вышла директива Генерального штаба, упразднявшая такое важное звено управления, как аппараты уполномоченных.
Второй удар по системе военного контроля последовал в начале 2000-х годов. С января 2005 года расформированы органы контроля военных представительств Минобороны России и на их базе создано Управление военных представительств. С апреля 2005 года начальнику вооружения Вооруженных сил - заместителю министра обороны Российской Федерации переподчинены военные представительства, осуществляющие контроль качества и приемку разрабатываемых и изготавливаемых образцов вооружения и военной техники.
За три столетия своего существования, с петровских времен, военная приемка показала свою эффективность. В советские годы только в ВП ВВС было по штату более 10 000 офицеров и около 11 000 гражданских специалистов. Сегодня во всех родах и видах Вооруженных сил РФ числится около 7500 военпредов. В соответствии с реформой останется всего 1500 офицеров.
Источники
- 1. Постановление Правительства РФ от 11 августа 1995 г. N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации"
- 2. Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Инструкции по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации" от 18.6.2000 г. № 320