в) В. Докучаев;
г) К. Тимирязев;
д) К. Мебиус.
(Ответ: б.)
2. Ученый, который ввел в науку понятие «экосистема » :
а) А. Тенсли;
б) В. Докучаев;
в) К. Мебиус;
г) В. Иогансен.
(Ответ: а. )
3.Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.
Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют. Они представлены в основном видами, относящимися кмиру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют. Они представлены видами, относящимися ки. Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют. Они представлены в основном видами, относящимися кмиру.
(Ответы (последовательно ): консументами, животному, редуцентами , грибам и бактериям, продуцентами, растительному.)
4. Все живые существа на Земле существуют благодаря органическому веществу, в основном вырабатываемому:
а) грибами;
б) бактериями;
в) животными;
г) растениями.
(Ответ: г.)
5. Вставьте пропущенные слова.
Сообщество организмов разных видов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих более или менее однородный участок, называют. В его состав входят: растения, животныеи. Совокупность организмов и компонентов неживой природы, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс, называют, или.
(Ответы (последовательно ): биоценозом, грибы и бактерии, экосистемой, или биогеоценозом .)
6. Из перечисленных организмов к продуцентам относится :
а) корова;
б) белый гриб;
в) клевер луговой;
г) человек.
(Ответ: в. )
7. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка: серая крыса, слон, тигр, дизентерийная амеба, скорпион, паук, волк, кролик, мышь, саранча, ястреб, морская свинка, крокодил, гусь, лисица, окунь, антилопа, кобра, степная черепаха, виноградная улитка, дельфин, колорадский жук, бычий цепень, кенгуру, божья коровка, белый медведь, медоносная пчела, кровососущий комар, стрекоза, яблоневая плодожорка, тля, серая акула.
(Ответ: серая крыса, тигр, дизентерийная амеба, скорпион, паук, волк, ястреб, крокодил, лисица, окунь, кобра, дельфин, бычий цепень, божья коровка, белый медведь, кровососущий комар, стрекоза, серая акула.)
8. Из перечисленных названий организмов выберите продуцентов, консументов и редуцентов: медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.
(Ответ: продуценты - дуб, шиповник, баобаб, капуста, кактус; консументы - медведь, бык, белка, скумбрия, жаба, ленточный червь; редуценты - подосиновик, гнилостные бактерии, пеницилл, дрожжи.)
9. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается :
(Ответ: в. )
10. Объясните, почему существование жизни на Земле было бы невозможно без бактерий и грибов.
(Ответ: грибы и бактерии являются основными редуцентами в экосистемах Земли. Они разлагают мертвые органические вещества до неорганических, которые затем потребляют зеленые растения. Тем самым грибы и бактерии поддерживают круговорот элементов в природе, а следовательно, и саму жизнь.)
11. Объясните, почему в прудах-охладителях при тепловых электростанциях экономически выгодно содержать растительноядных рыб.
(Ответ: эти пруды сильно зарастают водной растительностью, в результате вода в них застаивается, что нарушает охлаждение отработанных вод. Рыбы съедают всю растительность и хорошо растут.)
12. Назовите организмы, которые являются продуцентами, но не принадлежат к Царству растений.
(Ответ: фотосинтезирующие простейшие-жгутиконосцы (например, эвглена зеленая), хемосинтезирующие бактерии, цианобактерии .
13. Организмы, не являющиеся абсолютно необходимыми в поддержании замкнутого круговорота биогенных элементов (азота , углерода , кислорода и др.):
а) продуценты;
б) консументы;
в) редуценты.
Биология - термин, которым называют целую систему наук. Она в целом изучает живые существа, а также их взаимодействие с окружающим миром. Биология исследует совершенно все аспекты жизни любого живого организма, включая эволюцию, формы поведения, его происхождение, размножение и рост.
Когда появился термин "биология"? Как отдельная наука она начала зарождаться только в начале XIX века. А кто ввел термин "биология"? Об этом вы узнаете далее.
Античность и зарождение первых биологических дисциплин
Прежде чем узнать, когда появился термин "биология", следует немного поговорить об зарождении этой дисциплины как таковой. Считается, что именно древнегреческий философ Аристотель первым заложил основы биологических дисциплин - фундамент таких наук, как зоология и ботаника. Археологи нашли массу материальных артефактов, на которых записаны труды Аристотеля о животных. Он первым привел связи между определенными видами животных. Именно Аристотель заметил, что все парнокопытные животные жуют жвачку.
Не менее важным научным деятелем в области биологии считается Диоскорид, который за всю свою жизнь составил большой список лекарственных растений и описал их действие (всего порядка шестиста растений).
Другой античный философ, Теофраст, написал огромный труд под названием «Исследования о растениях». В нем он развил мысли Аристотеля, но исключительно о растениях и их свойствах.
Средние века
Кто ввел термин "биология" и когда это произошло? Об этом говорить еще слишком рано, так как после упадка Западной римской империи многие знания, в том числе и о медицине, биологии были утрачены. Арабы в период раннего средневековья захватывают обширную территорию и в их руки попадают труды Аристотеля - после они будут переведены на арабский язык.
В VIII веке огромных успехов достигают арабские исследователи в области ботаники и анатомии. В зоологии больших успехов добился арабский писатель - Аль Джахис, который первым уже выдвинул теорию об эволюции, также им была предложена теория пищевых цепей.
Аль-Данавари стал основателем ботаники арабского мира. Как и Аристотель, Аль Данавари описал приблизительно шестьсот видов растений, а также их развитие и фазы роста каждого из них.
Невероятно большой вклад в развитие биологии и в особенности медицины внес арабский врач Авиаценна. Им была написана известная книга «Канон врачебной науки», которая оставалась на вооружении европейских врачей до XVIII века включительно. Именно Авиаценна подарил человечеству фармакологию и описал первые клинические исследования, что в дальнейшем серьезно повлияло на изучение анатомии человека и способы борьбы с болезнями.
Ибн Зухр изучил природу такой болезни, как чесотка, и проводил хирургические операции, а также первые клинических опыты на животных. В средневековой Европе медицина и изучение таких наук, как ботаника, зоология, не было распространено, прежде всего, благодаря влиянию католической церкви.
Эпоха Возрождения и интерес к медицине, биологии
В эпоху Возрождения значение термина "биология" еще было не известно. Но позиция церкви значительно ослабела, и ученые, в большинстве своем в Италии, начали проявлять интерес к ботанике, зоологии, анатомии и медицине - они стали изучать труды научных деятелей Античности.
Уже в XVI веке нидерландский ученый Везалий заложил основы современной анатомии. Для написания своих трудов он собственноручно вскрывал человеческие тела и исследовал строение внутренних органов.
Исследователи вернулись к плотному изучению растений, то есть к ботанике, так как поняли, что многие травы имеют довольно сильные лечебные свойства и помогают в излечении болезней.
В XVI веке описание животных и образа их жизни превратилось в целое научное направление по исследованию всего известного животного мира.
Не менее важный вклад в развитие биологии сделали Леонардо да Винчи, Парацельс, которые продолжали изучать анатомию и фармакологию.
В XVII веке ученый Каспар Баугин описал все известные на тот момент в Европе растения - более шести тысяч видов. Ульям Гарвей, проводя вскрытие животных, сделал ряд важных открытий, которые касаются кровообращения.
В XVII веке зародилась новая биологическая дисциплина, связанная с изобретением микроскопа. Благодаря его открытию, люди узнали о существовании микроскопических одноклеточных организмов, что вызвало резонанс в обществе. Тогда же впервые были изучены сперматозоиды человека.
Какой ученый употребил термин "биология"?
В начале XIX века биологические дисциплины переросли в полноценную науку, которая была признана научным обществом.
Так какой ученый предложил использовать термин "биология"? Когда это произошло?
Термин "биология" был предложен немецким анатомом и физиологом Фридрихом Бурдахом, который специализировался на исследовании головного мозга человека. Произошло данное событие в 1800 году.
Также, стоит сказать, что биология - термин, который предложили еще два ученых, которые не знали о предложении Бурдаха. В 1802 году Готфрид Тревиранус и Жан Батист Ламарк параллельно заявили об этом. Определение термина "биология" стало известно всем ученым, работающим в этом направлении.
Биология в XIX веке
Теперь, когда известно, кто предложил термин "биология", стоит поговорить о ее дальнейшем развитии. Одним из ключевых трудов XIX века стала публикация работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов». В это же время ученые обнаружили принципиальные отличия между неживым и живым мирами. Врачи и ученые продолжали экспериментировать на животных, что дало огромный толчок в понимании работы внутренних органов.
Биология в XX веке
Фармацевтику и другие дисциплины в корне изменило открытие Менделеева - им была создана так называемая периодическая таблица Менделеева. После открытия Менделеева ученые открыли хромосомы как носители генетической информации.
Генетика зародилась уже в 1920-х годах. Приблизительно в этот же период началось изучение витаминов и их применение. В конце 1960-х годов был расшифрован код ДНК, что привело к зарождению такой биологической дисциплины, как Она в данный момент занимается активным изучением генов человека и животных, а также ищет пути их изменения благодаря проведению штучных мутаций.
Развитие биологии в XXI веке
В XXI веке остались нерешенными многие проблемы. Одной из наиболее важных является проблема происхождения жизни на Земле. Также исследователи не пришли к единому мнению в вопросе о том, как возник триплетный код.
Очень активно биологи и генетики работают над вопросом старения. Ученые пытаются понять, почему организмы стареют, и что вызывает процесс старения. Эту проблему называют одной из величайших загадок человечества, решение которой навсегда изменит мир.
Не менее активно исследователи, а в особенности ботаники, работают над проблемой зарождения жизни на других планетах. Подобные исследования будут играть большую роль в освоении космоса и других планет.
Принципы биологии
В общей сложности, существует всего пять фундаментальных принципов. Они объединяют абсолютно все биологические дисциплины в одну-единственную науку о живых организмах, название которой - биология. Термин включает в себя следующие принципы:
- Эволюция - естественный процесс развития любого живого организма, во время которого происходит изменение генетического кода организма.
- Энергия - незаменимый атрибут любого живого организма. Если говорить кратко, то приток энергии, причем только постоянный, обеспечивает выживание организма.
- Клеточная теория (клетка - основная единица живого существа). Все клетки организма берут свое начало с одной единственной яйцеклетки. Их размножение происходит благодаря делению одной клетки на две.
- Теория гена (маленькая часть ДНК-молекулы, которая отвечает за хранение и передачу генетической информации от одного поколения к другому).
- Гомеостаз - процесс саморегуляции организма и его восстановления до нормам баланса.
Биологические дисциплины
В данный момент биология - термин, который включает в себя несколько десятков дисциплин, каждая из которых имеет узкую специализацию, но ко всем ним применимы выше указанные принципы этой науки.
Среди наиболее популярных дисциплин можно выделить:
- Анатомию - дисциплину, которая изучает строение многоклеточных организмов, строение, а также функции внутренних органов.
- Ботанику - дисциплину, которая занимается изучением сугубо растений, как многоклеточных, так и одноклеточных.
- Вирусологию - важный раздел микробиологии, который занимается изучением и борьбой с опасными для человека, а также для животных вирусами. В данный момент вирусология - это оружие для борьбы с вирусами, а значит, и спасения миллионов людей.
- Генетику и генетическую инженерию - науки, которые изучают закономерности наследственности и изменчивости организмов. Последняя занимается манипуляцией генами, что дает возможность видоизменять организмы и даже создавать новые.
- Зоологию - науку, которая занимается изучением животного мира или, проще говоря, фауны.
- Экологию - науку, которая изучает взаимодействие любого живого организма с другими организмами, а также их взаимодействие и окружающим миром.
Теперь вам известно, какой ученый предложил термин "биология", какой путь развития прошла эта наука. Надеемся, информация была полезной.
И профессионально занимающийся научной или научно-педагогической деятельностью. Профессия ученого возникает в Европе вместе с университетами в Средние века и относится прежде всего к университетским профессорам, обучающим студентов гуманитарным наукам и математике. Становление эмпирического естествознания в Великобритании и Франции 17-18 вв. приводит к различию в обозначении различных типов наук (Science - эмпирическое и Humanities - гуманитарные науки). Соответственно в английском и французском языках меняется и специалистов: Scientist - естествоиспытатель и Scholar - гуманитарий. В дальнейшем словом “Scientist” обозначаются и специалисты ряда социальных дисциплин, эмпирически исследующие свои объекты, а не описывающие их тексты, как это свойственно гуманитарным наукам. В ряде других европейских языков, в т. ч. и русском, подобного разделения не произошло. К Просвещения относится и корпоративное оформление научной профессии, создание сначала национальных, а затем и международных научных сообществ с характерной для них системой социального управления и статусной иерархией.
Общественный к науке и ученым возрастает в . 19 в. в связи с общей верой в научно-технический как путь к всеобщему благоденствию. И хотя эта впоследствии была существенно поколеблена, научная профессия сохраняет высокий на протяжении всего 20 в. Однако если 1-я пол. века прошла под знаком восторженного преклонения общественного мнения перед всесилием мудрых ученых, то во 2-й пол. столетия в центр внимания стали попадать многочисленные угрозы, непосредственно связанные с бесконтрольным поведением ученых. Первым эту тревогу высказало само . Были созданы десятки общественных организаций ученых, проведены открытые обсуждения проблем ответственности ученых за ядерную, генетическую, экологическую безопасность человечества. В уставы профессиональных научных обществ вводятся положения об ответственности ученых за нарушение профессиональных этических норм, объявляются моратории на опасных по своим последствиям исследований. Появляются специальные отрасли науки (напр., и др.), изучающие эту проблематику. См. также статью Наука.
Э. М. Мирский
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
Синонимы :
Смотреть что такое "УЧЕНЫЙ" в других словарях:
Профессия * Врач * Историк * Менеджер * Офицер * Персонал * Солдат * Торговец * Ученик * Ученый * Учитель * Финансист * Юрист Ученый Многие ученые похожи на кассира в банкирском доме: на руках у него много денег, но деньги принадлежат не ему.… … Сводная энциклопедия афоризмов
Грамотей, начетчик, начитанный, профессор, доктор, магистр; авторитет; человек (служитель) науки; филолог, естествоиспытатель, математик, лингвист, ориенталист, химик и проч. ; (ирон.) гелертер; научный. .. корчить из себя ученого... Словарь… … Словарь синонимов
ученый - УЧЕНЫЙ человек, получивший специальное образование и профессионально занимающийся научной или научно педагогической деятельностью и имеющий благодаря этому постоянный легальный источник дохода и соответствующий социальный статус.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Ученый - физическое лицо (гражданин страны, иностранец или лицо без гражданства), имеющий ученую степень и (или) научное звание, осуществляющий профессиональную научную или научно техническую деятельность с целью проведения научных исследований и опытно… … Официальная терминология
ученый - учёный ая, ое; учён, учёна 1) О человеке: получивший специальные знания в какой л. области, выученный, наученный чему л. В это время мне предложили место ученого лесничего в Лисинском учебном лесничестве (Шелгунов). 2) О животном:… … Популярный словарь русского языка
ученый - большой ученый великий ученый выдающийся ученый крупный ученый маститый ученый настоящий ученый подлинный ученый … Словарь русской идиоматики
ученый - ▲ специалист научный ученый специалист в какой л. области науки (видный #). естествовед. природовед. биолог. натуралист. естествоиспытатель. ученые черви (ирон). книжный червь … Идеографический словарь русского языка
Учёный I м. Тот, кто является высококвалифицированным специалистом в какой либо области науки. II прил. 1. Обладающий обширными и глубокими познаниями в какой либо области науки. 2. Относящийся к науке, связанный с нею; научный. отт. Отличающийся … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Михаил Ломоносов Учёный представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества. В широком… … Википедия
Регулярно по субботам мы публикуем для вас ответы на различные викторины в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторины очень интересные и достаточно популярные, мы же просто помогаем вам проверить свои знания. И у нас очередной вопрос в викторине - Какой учёный ввёл в науку понятие «электрический ток»?
- Георг Ом
- Алессандро Вольта
- Андре-Мари Ампер
- Луиджи Гальвани
Правильный ответ: Андре-Мари Ампер
Андре-Мари Ампер (фр. Andre Marie Ampere; 22 января 1775 - 10 июня 1836) - знаменитый французский физик, математик и естествоиспытатель, член Парижской Академии наук (1814). Член многих академий наук, в частности иностранный почётный член Петербургской Академии наук (1830). Джеймс Максвелл назвал Ампера «Ньютоном электричества».
В 1822 Ампером был открыт магнитный эффект соленоида (катушки с током), откуда следовала идея эквивалентности соленоида постоянному магниту. Также им было предложено усиливать магнитное поле с помощью железного сердечника, помещаемого внутрь соленоида. Идеи Ампера были изложены им в работах «Свод электродинамических наблюдений» (фр. «Recueil d’observations electrodynamiques», Париж, 1822), «Краткий курс теории электродинамических явлений» (фр. «Precis de la theorie des phenomenes electrodynamiques», Париж, 1824), «Теория электродинамических явлений» (фр. «Theorie des phenomenes electrodynamiques»). В 1829 Ампер изобрел такие устройства как коммутатор и электромагнитный телеграф.
В механике ему принадлежит формулировка термина «кинематика».
В 1830 году ввел в научный оборот термин «кибернетика».