Инновационные технологии и методики в образовательной деятельности. Инновационные педагогические технологии в образовании. Методика личностно-ориентированного развития

Одним из главных приоритетов и ценностей в нашей стране всегда считалось получение качественного образования. В настоящее время наблюдается широкий потенциал человеческих возможностей и желаний. Так, образование не стоит на месте, а модернизирует свои достижения, ориентируясь на личностный подход в процессе учебной деятельности. Инновационные технологии в образовании становятся вполне обыденной частью учебного процесса.

В образовании инновационные технологии – это новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и методы », «инновации », «мультимедийные учебные материалы » и многие другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами, проекторами, то есть информационными ресурсами.

В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или традиционные инновационные технологии в образовании - примеры приведены ниже.

Инновационные педагогические технологии: примеры

Но не только внедрение информационно-коммуникационных технологий определяет продвижение образовательного процесса. Данные технологии обуславливают также продуктивную работу и успех в производственной деятельности.

Положительные стороны инновационных технологий в образовательном процессе

Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:

  • Во-первых , пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности , особенно по проектированию.
  • Во-вторых , отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем .
  • В-третьих , для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.
  • В-четвертых , информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры.

Инновационная деятельность педагога

На плечи учителя, а особенно классного руководителя , возложено большое количество учебно-воспитательной работы. Инновационная деятельность учителя позволяет вести воспитательный процесс более качественно и разносторонне.

Неоценимую помощь оказывают технологии при документационной работе, подготовке уроков-презентаций , при организации родительских собраний и сотрудничестве с семьей, занимает особое место, так как наградной материал (дипломы победителей, грамоты и другое) является результатом эффективной работы. С этой целью в учреждениях ведется мониторинг по диагностике и внесение в общий план работы корректировок, важных для качественного усвоения учениками учебной программы.

Для учащихся педагоги организуют индивидуальные занятия по раннему обучению иностранному языку , вводится предпрофильная подготовка для выпускников.

Став многочисленными, инновационные технологии обучения позволяют руководителю учреждения иметь возможность выбора. Теперь директор сам вправе решать, проведя общий анализ и оценку, какая инновационная технология поможет учреждению достичь плодотворной и успешной работы в педагогической деятельности.

Таким образом, складывается целая система научного поиска, передача опыта учителей и даже целых педагогических коллективов, которые способствуют тому, что инновационная деятельность в образовании распространяется и расширяется.

Инновации в школьном образовании - видео

Хамидуллина Динара Ильдаровна, ГБОУ НПО ПЛ № 3 г. Стерлитамака РБ, преподаватель математики

Современные инновационные образовательные технологии

В настоящее время методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федеральных государственных образовательных стандартов, построенных на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс инновационных образовательных технологий.

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «педагогическая технология».

Педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить результативно?»

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

определение целей обучения (почему и для чего);

отбор и структура содержания (что);

оптимальная организация учебного процесса (как);

методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

а так же учет необходимого реального уровня квалификации педагога (кто);

и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Таким образом, «педагогическая технология» – это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

    Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций , адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

    Современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

    Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему.

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения; технология решения задач; исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технологии модульного обучения; лекционно -семинарско -зачетная система обучения; использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

В других источниках выделяют:

    Традиционные технологии : относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого обучающегося на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений педагога и обучающегося на паритетное и многое другое.

    Классно-урочная технология обучения - обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков.

    Интерактивные технологии или г рупповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу) . Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.

    Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.

    (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения . Приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

    Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение обучающимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому обучающемуся самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата). Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем.

    Технология мастерских. Создание условий, способствующих осмыслению обучающимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности.

    Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или Технология решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ). Обучение обучающихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).

    ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии ). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.

    Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора обучающимися образовательного маршрута.

    Технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение обучающихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей обучающихся.

    Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности

    Коммуникативные технологии

    Технология портфолио

    Развитие критического мышления

    Модульное обучение

    Дистанционное обучение

    Тестовые технологии

    Технология выявления и поддержки одаренных детей

    Технологии дополнительного образования и др.

Каждому педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Тем более это нашло отражение в должностных инструкциях, в аттестационных материалах. Использование инновационных образовательных технологий является одним из критериев оценки профессиональной деятельности мастера п/о и преподавателя.

Поэтому нам необходимо более интенсивное внедрение для наших условий технологий. Безусловно, для применения некоторых из них у нас недостаточно времени, средств или даже знаний, так как современные технологии используют новейшие достижения науки, техники, психологии и т.п. Но элементы технологий вполне доступны.

Большинство технологий были рассмотрены неоднократно на предыдущих педагогических советах, обучающих семинарах (приложение 2). Поэтому рассмотрим менее известные нам технологии.

Интерактивная технология обучения

или групповая технология обучения

Интерактивные технологии или групповые технологии обучения – это обучение, основанное на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, деловая игра, «мозговой штурм» и т.д.

Эти формы обучения важны для обучающихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения. Развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся происходит как в общении микрогрупп, так и в диалоге между группами.

Такая форма обучения психологически привлекательна для обучающихся, она помогает выработать навыки сотрудничества, коллективного творчества. Обучающиеся не являются наблюдателями, а сами решают трудные вопросы. Каждая группа находит интересные аргументы в защиту своей точки зрения.

Организация групповых взаимодействий в учебной деятельности может быть различной, но включает следующие этапы:

    индивидуальная работа;

    работа в парах;

    принятие групповых решений.

Группы организуются по усмотрению преподавателя или же «по желанию». Учитывается, что слабому обучающемуся нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный собеседник. Можно поместить обучающихся с противоположными взглядами, чтобы обсуждение проблемы было живым и интересным. Есть в группах и «должности»: наблюдатель, мудрец, хранитель знаний и т.д., при этом каждый из обучающихся может побывать в той или иной роли.

Через работу в постоянных и временных микрогруппах уменьшается дистанция между обучающимися. Они находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела, которым занята группа.

Только нестандартная постановка проблемы вынуждает искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения.

Периодически составляется рабочая карта урока. В ней записаны:

    вопрос, над которым работает группа;

    состав участников;

    самооценка каждого участника с точки зрения группы.

Для самооценки и оценки даются точные критерии в карте, чтобы не возникало существенных разногласий. Ребята с желанием подключаются к оцениванию устных и письменных ответов одногруппников, т.е. берут на себя роль эксперта.

Т.е. использование интерактивной технологии обучения влияет на ф ормирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала .

Кейс-метод

В контексте интерактивного обучения разработана технология, которая получила название получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Обучающиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт обучающихся.

Обучение на основе кейс- метода - это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, - обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах - выработке навыков принятия решений. Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни.

При обучении кейс- метода формируются: Аналитические навыки. Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их. Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс - ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у педагога и обучающихся.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Исследовательская технология

Метод проектов

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Метод со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.

Цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций. Рефлексивные умения; Поисковые (исследовательские) умения; Умения и навыки работы в сотрудничестве; Менеджерские умения и навыки; Коммуникативные умения; Презентационные умения и навыки.

Применение проектных технологий в обучении позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге обучающегося и педагога, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Классификация проектов по доминирующей деятельности обучающихся : Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни группы, лицея, города.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития обучающегося. Этот способ позволяет обучающимся интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Информационные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.

Вопрос об использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе уже рассматривался на педагогическом совете. Материалы по данному вопросу находятся в методическом кабинете.

Технология развития критического мышления

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реалии-зацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: обучающегося, педагога, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку обучающихся включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио . Это способ фиксирования, накопления и оценки работ , результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающегося, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

    диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

    целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

    мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

    содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

    развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания);

    обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

    корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для педагога – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Известны несколько типов портфолио . Наиболее популярны следующие:

    портфолио достижений

    портфолио – отчет

    портфолио – самооценка

    портфолио – планирование моей работы

(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

    обучающийся вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио;

    обучающийся собирает материал;

    в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. / Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г ./ «психологическое зеркало самого себя».

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.

Обучающийся должен научиться :

    отбирать и оценивать информацию

    точно определять цели, которые он хотел бы достичь

    планировать свою деятельность

    давать оценки и самооценки

    отслеживать собственные ошибки и исправлять их

Внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.

Приложение 1

Селевко Герман Константинович

«Современные образовательные технологии»

I. Современное традиционное обучение (ТО)

II. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
1. Педагогика сотрудничества.

2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

III. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
1. Игровые технологии

2. Проблемное обучение

3. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов).

4 Технологии уровневой дифференциации
5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
.

6. Технология программированного обучения
7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

8. Групповые технологии.
9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

IV. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов).

2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов).

3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев)

4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).

V. Частнопредметные педагогические технологии.
1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев).
.

2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)

3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин).
4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

VI. Альтернативные технологии.
1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер).

2. Технология свободного труда (С.Френе)
3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок).

4. Технология мастерских.

VII.. Природосообразные технологии.
1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир).

2 Технология саморазвития (М. Монтессори)

VIII Технологии развивающего обучения.
1. Общие основы технологий развивающего обучения.

2. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

3. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

4.Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов).
5 Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
.

6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

IX. Педагогические технологии авторских школ.
1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде).

2. Модель «Русская школа».

4. Школа-парк (М.А.Балабан).

5. Агрошкола А.А.Католикова.
6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).

Модель «Русская школа»

Сторонники культурно-образовательного подхода стараются максимально насытить содержание образования русским этнографическим и историческим материалом. Ими широко используются русские народные песни и музыка, хоровое пение, былины, сказания, а также родиноведческий материал. Приоритетное место в учебных планах отводится таким предметам, как родной язык, русская история, отечественная литература, география России, русское искусство.

Школа-парк

Организационно школа-парк - это набор, или парк, открытых разновозрастных студий . Под студией понимается свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения. При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны - образовательными потребностями учеников. Таким образом, состав студий не является постоянным, он меняется, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг.

Вальдорфские школы

Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделён на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).

Приложение 2

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение – дидактическая система сочетания разных методов и методических приемов обучения, применяя которые педагог, систематически создавая и используя проблемные ситуации, обеспечивает прочное и осознанное усвоение знаний и умений обучающимися.

Проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние обучающегося, возникающее в результате осознания им противоречия между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить его с помощью имеющихся у него знаний и способов деятельности.

При проблемном обучении всегда имеют место постановка и решение проблемы – познавательной задачи, выдвигаемой в форме вопроса, задания, задачи.

Разрешаемая проблема существует объективно, независимо от того, стала ли ситуация проблемной для обучающегося, осознал ли он это противоречие. Когда обучающийся осознает и воспримет противоречие, ситуация станет для него проблемной.

Проблемное обучение осуществляется практически с применением всех методов обучения и, прежде всего, в процессе эвристической беседы. Проблемное обучение и эвристическая беседа соотносятся как целое и часть.

Требования к проблемным ситуациям и проблемам

    Создание проблемной ситуации должно, как правило, предшествовать объяснению или самостоятельному изучению обучающимися нового, учебного материала.

    Познавательная задача составляется с учетом того, что проблема должна основываться на знаниях и умениях, которыми обучающийся владеет. Она должна быть достаточной для понимания сути вопроса или задания, конечной цели и путей решения.

    Проблема должна быть интересной для обучающихся, стимулировать мотивацию их активной познавательной деятельности.

    Решение проблемы должно вызывать определенную познавательную трудность, требующую активной мыслительной деятельности обучающихся.

    Содержание проблемы по трудности и сложности должно быть доступным для обучающихся, соответствовать их познавательным возможностям.

    Для усвоения сложной системы знаний и действий проблемные ситуации и соответствующие проблемы должны применяться в определенной системе:

      • сложное проблемное задание расчленяется на более мелкие и частные;

        каждой проблеме выделяется один неизвестный элемент;

        в материал, сообщаемый преподавателем и усваиваемый обучающимися самостоятельно, должен быть дифференцирован.

Проблемное обучение используется чаще всего как фрагмент урока.

Игровая технология

Использование дидактических игр

Увеличение нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроке, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органичном единстве. Дидактические игры можно использовать как средство обучения, воспитания и развития. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим направлениям:

    Дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

    Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    Учебный материал используется в качестве средства игры;

    В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая деятельность обучающегося обычно эмоциональна, сопровождается чувством удовлетворения. Играя, обучающиеся размышляют, переживают ситуации, и на этом фоне, способы достижения результата легче и прочнее ими запоминаются. Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока, при изучении новой темы, при закреплении, на обобщающих уроках.

Таким образом, включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Деловые игры

Деловые (ролевые, управленческие) игры – имитация принятия решений и выполнение действий в разных искусственно созданных или непосредственно практических ситуациях путем проигрывания соответствующих ролей (индивидуальных или групповых) по заданным или выработанным самими участниками правилам.

Признаки деловых игр и требования к ним:

    Наличие проблемы и задачи, предлагаемой для решения. Распределение между участниками ролей или ролевых функций. Наличие между играющими взаимодействий, повторяющих (имитирующих) реальные связи и отношения.

    Многозвенность и логичность цепочки решений, вытекающих одно из другого в процессе игры.

    Наличие конфликтных ситуаций вследствие различия интересов участников или условий информационной деятельности. Правдоподобие имитируемой ситуации или ситуаций, взятых из реальной действительности.

    Наличие системы оценок результатов игровой деятельности, соревновательности или состязательности играющих.

Педагогика сотрудничества

«Педагогика сотрудничества» – гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучающихся и педагогов, основанная на осознании общности целей и путей их достижения. Педагог и обучающиеся в учебно-воспитательном процессе – равноправные партнеры, при этом педагог является авторитетным учителем-наставником, старшим товарищем, а обучающиеся получают достаточную самостоятельность как приобретении знаний и опыта, гак и в формировании собственной жизненной позиции.

Основы «педагогики сотрудничества»

    Стимулирование и направление ««педагогом познавательных и жизненных интересов обучающихся;

    Исключение принуждения как негуманного и не дающего положительного результата средства в учебно-воспитательном процессе; замена принуждения желанием;

    Уважительное отношение педагога к личности обучающегося; признание его права на ошибку;

    Высокая ответственность педагога за свои суждения, оценки, рекомендации, требования, поступки;

    Высокая ответственность обучающихся за свою учебную работу, поведение, отношения в коллективе.

Многомерная технология В.Э. Штейнберга

Помочь в значительном усилении технологической и инструментальной оснащенности деятельности педагога и процесса усвоения знаний обучающихся может использование многомерной дидактической технологии (МДТ) или технологии дидактических многомерных инструментов (ДМИ), разработанной, используемой и описанной доктором педагогических наук В. Э.Штейнбергом (Россия). Именно многомерная дидактическая технология и с помощью дидактических многомерных инструментов позволяет представить знания в свернутой и развернутой форме и управлять деятельностью обучающихся по их усвоению, переработке и использованию.

Основная идея МДТ – и идея многомерности окружающего мира, человека, образовательного учреждения, образовательного процесса, познавательной деятельности. Именно многомерная дидактическая технология позволяет преодолеть стереотип одномерности при использовании традиционных форм представления учебного материала (текст, речь, схемы и т. д.) и включить обучающихся в активную познавательную деятельность по усвоению и переработке знаний как для понимания и запоминания учебной информации, так для развития мышления, памяти и эффективных способов интеллектуальной деятельности.

В основу МДТ положен ряд принципов:

1. Принцип многомерности (многоаспектности), целостности и системности структурной организации окружающего мира.

2. Принцип расщепления - объединения элементов в систему, в том числе:

· расщепление образовательного пространства на внешний и внутренний планы учебной деятельности и их объединение в систему;

· расщепление многомерного пространства знаний на смысловые группы и их объединение в систему;

· расщепление информации на понятийные и образные компоненты и их объединение в системных образах - моделях.

3. Принцип биканальности деятельности, на основе которого преодолевается одноканальность мышления, благодаря тому, что:

Канал подачи - восприятия информации разделяется на вербальный и визуальный каналы;

Канал взаимодействия «учитель - ученик» - на информационный и коммуникативный каналы;

Канал проектирования - на прямой канал конструирования учебных моделей и обратный канал сравнительно - оценочной деятельности с использованием технологических моделей.

4. Принцип координации и полидиалога внешнего и внутреннего планов:

· координация содержания и формы взаимодействия внешнего и внутреннего планов деятельности;

· координация межполушарного вербально - образного диалога во внутреннем плане и координации межпланового диалога.

5. Принцип триадности представления (функциональной полноты) смысловых групп:

· триада « объекты мира»: природа, общество, человек;

· триада «сферы освоения мира»: наука, искусство, мораль;

· триада « базовые виды деятельности»: познание, переживание, оценка;

· триада « описание»: строение, функционирование, развитие.

6. Принцип универсальности, т. е. всепредметность инструментов, пригодность к использованию на уроках разных типов, по разным предметам, в профессионально- творческой и управленческой деятельности.

7. Принцип программируемости и повторяемости основных операций , выполняемых при многомерном представлении и анализе знаний: формирование смысловых групп и « грануляция» знаний, координация и ранжирование, смысловое связывание, переформулирование.

8. Принцип аутодиалогичности, реализующий в диалогах различного вида: внутренний межполушарный диалог взаимного переотражения информации из образной в вербальную форму, внешний диалог между мыслеобразом и его отражением во внешнем плане.

9. Принцип опорности мышления - опоры на модели эталонного или обобщенного характера по отношению к проектируемому объекту, опоры на модели при выполнении различных видов деятельности (подготовительная, обучающая, познавательная, поисковая) и т. д.

10. Принцип совместности свойств образа и модели инструментов, в соответствии с которым реализуется целостный, образно- символический характер определенного знания, что позволяет совмещать многомерное представление знаний и ориентацию деятельности.

11. Принцип совместности образного и понятийного отражения , в соответствии с которым в процессе познавательной деятельности объединяются языки обоих полушарий головного мозга, благодаря чему повышается степень эффективности оперирования информацией и ее усвоения.

12. Принцип квазифрактальности развертывания многомерных моделей представления значений на повторении ограниченного числа операций.

Главная цель введения МДТ - снизить трудоемкость и повысить эффективность деятельности преподавателя и деятельности обучающегося за счет использования многомерных дидактических инструментов.

Наиболее эффективным и перспективным для использования в образовательном процессе инструментом многомерной дидактической технологии являются логико-смысловые модели (ЛСМ) знания (темы, явления, события и т.д.) в виде координатно - матричных каркасов опорно - узлового типа для наглядного, логичного и последовательного представления и усвоения учебной информации.

Логико - смысловая модель - это инструмент представления знаний на естественном языке в виде образа – модели.

Смысловой компонент знаний представляют ключевые слова, размещенные на каркасе и образующие связанную систему. При этом одна часть ключевых слов располагается в узлах на координатах и представляет связи и отношения между элементами того же объекта. В целом каждый элемент содержательно связанной системы ключевых слов получает точную адресацию в виде индекса «координата - узел».

Разработка и построение ЛСМ облегчает преподавателю подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, позволяют алгоритмизировать учебно- познавательную деятельность обучающихся, делают оперативной обратную связь.

Возможность представить большие массивы учебного материала в виде наглядной и компактной логико - смысловой модели, где логическая структура определяется содержанием и порядком расстановки координат и узлов, дает двойной результат: во - первых, освобождается время для отработки умений и навыков обучающихся, а во - вторых, постоянное использование ЛСМ в процессе обучения формирует у обучающихся логическое представление об изученной теме, разделе или курсе в целом.

При использовании МДТ происходит переход от традиционного обучения к личностно ориентированному, развивается проектно - технологическая компетентность как педагога, так и обучающихся, достигается качественно иной уровень процесса преподавания и усвоения знаний.

1

В статье рассматриваются инновационные образовательные технологии, в основе которых лежат активные методы обучения, которые помогают формировать творческий подход у студентов к пониманию профессиональной деятельности, развивают у них самостоятельность мышления, умения принимать оптимальные решения в условиях определенной ситуации. Рассматривается возможность использования инновационных технологий на примере организации самостоятельной работы студентов вузов. Самостоятельная работа – это сотворчество всех субъектов образовательного процесса – студента, преподавателя и студентов между собой и должна способствовать развитию образовательной траектории студента. В связи с этим выделены совокупность условий, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы студентов. Показаны технологии организации самостоятельной работы студентов: рейтинговая система обучения студентов, кейс-технологии, проектное обучение. Особое место в подготовке студента к практикоориентированной профессиональной деятельности занимает их самостоятельная работа с применением разнообразных инновационных методов.

педагогическая инновация

инновационные образовательные технологии

самостоятельная работа студентов вуза

кейс-технологии

проектное обучение.

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: ИЦПКПС, 2004. – 84 с.

2. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Вестник высшей школы. – 2004. – № 9. – С. 21-25.

3. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч.2. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 185 с.

4. Петухова Т.П. Конструирование компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной работы студентов // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 6. – С. 6–10.

5. Плотникова Е.Б. Педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 3. – С. 108-110.

6. Романов П.Ю. Технология воспитания педагога-исследователя в системе непрерывного образования // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. – 2001. – С. 290-294.

7. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: дис. … д-ра пед. наук. – Магнитогорск, 2002. – 408с.

Современная система высшего профессионального образования - это результат заметных перемен, происшедших за последние годы. Она проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Рыночная экономика предъявляет все новые и новые требования к выпускникам вузов. Современный работодатель нуждается не просто в молодом специалисте, а в профессионале, обладающем специальными познаниями в области избранной профессиональной деятельности. К сожалению, в настоящее время существует значительное расхождение между направленностью профессиональной подготовки и содержанием будущей деятельности выпускника вуза.

В соответствии с этим одним из актуальных направлений деятельности вузов становится осуществление инновационного подхода к организации образовательного процесса.

Инновации, инновационное образование, инновационные технологии, инновационная деятельность становится предметом активного обсуждения в педагогической науке. Анализ научной литературы свидетельствует, что в самом общем смысле инновация - это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствован-ного технологического процесса. Под инновацией понимают не просто создание, распространение новшеств, а изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Педагогическая инновация - нововве-дение в педагогическую деятельность, изменение в со-держании и технологии обучения и воспитания, имею-щие целью повышение их эффективности.

В современной литературе, посвященной инновационному образованию, отмечается сложность и многоаспектность данного феномена. Показателями инновационного образования являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

В ряду характерных свойств инновационного образования выступает профессионализм . Понятие профессионализма становится интегральным качеством выпускника и под профессионализмом понимают: определенный уровень мастерства решения профессиональных задач; способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности; творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений; высокий интеллектуально-личностный уровень развития; наличие ключевых квалификаций и компетенций.

Инновационная деятельность педагога понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Инновационная образовательная технология - образовательная технология, базирующаяся на использовании инновационных методов образования. В педагогической науке условно выделяется три типа инновационных образовательных технологий: радикальная, подразумевающая перестройку процесса обучения или его значительной части, комбинированная, соединяющая ряд известных элементов, технологий или методов, а также модифицирующая, призванная улучшить классические методики без их существенного изменения. Если проанализировать их содержательную сторону, мы может утверждать, что в основе данных технологий лежат активные методы обучения, которые помогают формировать творческий подход у студентов к пониманию профессиональной деятельности, развивать у них самостоятельность мышления, умения принимать оптимальные решения в условиях определенной ситуации.

В теории и практике современного высшего образования представлены такие технологии, как разработка и использование лекционных мультимедийных средств, электронных и обучающих средств; использование специализированных программ, компьютерное тестирование, использование ресурсов Интернет, деловые и ролевые игры, проблемные, исследовательские методы, кейс-метод, учебные и личностные тренинги, модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса, метод проектов.

Продуктивно используется при помощи новых технологий потенциал проблемного обучения, проектных методов, обучающих диалогов, исследовательских методик и разработки студентами эссе, имитационных игр, информационного поиска и других подходов.

Рассмотрим возможности использования инновационных технологий на примере организации самостоятельной работы студентов вузов.

Существующая образовательная среда в вузе недостаточно активизирует и использует внутренние ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал.

Самостоятельная работа - это сотворчество всех субъектов образовательного процесса - студента, преподавателя и студентов между собой. Самостоятельная работа должна быть ориентирована на студента, способствовать развитию его собственной образовательной траектории. В связи с этим появляется проблема ее асинхронной организации в условиях уровневой системы высшего профессионального образования.

Выполнение самостоятельной работы в индивидуальном режиме и темпе в современной научной литературе получила название асинхронной самостоятельной работы . Содержательная сторона асинхронной самостоятельной работы студента характеризуется следующими особенностями:

Устойчивой внутренней мотивацией учения;

Компетентностно-ориентированным характером индивидуального самообразовательного маршрута;

Активизацией субъектной позиции образовательного выбора;

Продуктивной поисково-познавательной деятельностью студента;

Самостоятельностью принятия решений;

Самоорганизацией деятельности в пространстве и времени университетского образования;

Полисубъектным характером образовательного взаимодействия;

Студентоцентрируемостью.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер.

В связи с этим можно выделить совокупность условий, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы студентов:

  1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
  2. Четкая постановка познавательных задач.
  3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентами способов ее выполнения.
  4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
  5. Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные).
  6. Критерии оценки, отчетности и т. д.
  7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты. семинар и т. д.).

С целью уровневого развития компетентности студентов при организации самостоятельной работы необходимо учитывать следующие уровни сложности задач и заданий:

Репродуктивный (типовые задания исполнительского характера) направлен на закрепление и практическое применение базовых понятий, фактов, операций, алгоритмов, изученных в рамках конкретной темы;

Реконструктивный с элементами эвристики (комплексные, достаточно формализованные задания) направлен на анализ задания, его декомпозицию, актуализацию необходимых знаний, умений, алгоритмов, изученных в рамках нескольких тем, и системное их применение в новой ситуации;

Творческий (межпредметные проекты) направлен на нахождение новых идей, самостоятельное освоение новой профессионально-ориентированной технологии, характеризуется актуализацией методологических знаний, проектированием своей самостоятельной деятельности, готовит студентов к принятию стратегических решений.

Сущностной характеристикой самостоятельной работы является субъектная позиция обучаемого.

В соответствии с этим следует предъявлять следующие требования к содержанию и форме заданий по самостоятельной работе студентов:

Задания направлены на формирование компетенций и иметь проблемный характер;

Задания дифференцированного и вариативного характера;

Задания по выбору студентов;

Задания с интегративной основой (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций.

В современной теории и практике высшего образования ведется инновационный поиск технологий организации самостоятельной работы студентов. В качестве одной их таких технологий рассматривается рейтинговая система обучения студентов.

В практику входят инновационные средства организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием кейс-технологий. Название данных технологий происходит от английского слова «case» - папка, чемодан, портфель, также «case» можно перевести и как «случай, ситуация». Процесс обучения с использованием кейс-технологий представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Сущность кейс-технологий состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде профессиональных проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Наиболее распространёнными методами кейс-технологий являются ситуационный анализ и его разновидности: анализ конкретных ситуаций; ситуационные задачи и упражнения; case-study или метод учебных конкретных ситуаций.

Особое место в профессионально-творческом саморазвитии студентовзанимает технология проектного обучения . В ходе реализации данной технологии сту-денты совместно с преподавателем проектируют какую-либо профессио-нально опосредованную проблемно-смысловую ситуацию, связанную с со-держанием изучаемого предмета или будущей деятельностью, а затем само-стоятельно разрешают заложенные в ней противоречия. Важным достоинст-вом данной технологии является ее направленность на формирование ценно-стно-смыслового мышления студента, его способности находить ответы на важные профессионально-смысловые вопросы нравственного, эти-ческого, эстетического характера.

Все типы проектов (учебный, учебно-исследовательский, научно-ис-следовательский) нацелены на развитие личностных качеств у студентов, фор-мирование опыта творческой деятельности, осмысление различных профес-сионально-педагогических, мировоззренческих, морально-этических и дру-гих важных проблем. Специфика проектного обучения заключается в том, что образовательный процесс организуется в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента. Технология проектного обучения имеет развивающую целевую установку, проектирует содержание образования изоморфно будущей профессиональной деятельности, строится на субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса, представляет учебный материал в виде системы познавательных и практиче-ских задач, мотивационно обеспечивает профессионально-педагогическую подготовку, основываясь на субъективном опыте будущих специалистов.

Таким образом, в условиях реформирования высшего профессионального образования процесс подготовки будущего педагога должен быть интегрирован как некоторая стратегия, которая реализуется на основе ряда принципов: фундаментализация педагогического образования; открытость, вариантность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки будущего преподавателя; ориентация на творческую деятельность; сотрудничество и сотворчество в совместной деятельности студента и преподавателя. Основой этой стратегии выступает более широкое применение инновационных технологий в сочетании с традиционными. Особое место в подготовке студента к практикоориентированной профессиональной деятельности занимает их самостоятельная работа с применением разнообразных инновационных методов.

Библиографическая ссылка

Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Веденеева О.А., Тураев Р.Р., Мелехова Ю.Б. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25294 (дата обращения: 19.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”.

Бернард Шоу.

В январском Послании Главы государства народу «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» отмечено: « К 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году - она уже должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране». Поэтому внедрение современных информационных технологий, соответствующих международным образовательным стандартам, а также обеспечение всех необходимых условий для плодотворной работы учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения являются стратегическими приоритетами в сфере образования. Ведь информационные технологии помогают преподавателям вывести учебный процесс на качественно новый уровень.

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет. Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Способы инновационного обучения – модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов, социальное партнерство и т.д.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

Упражнения, носящие творческий характер;

Групповые задания;

Образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

Уроки-экскурсии;

Уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

Занятия, направленные на творческое развитие

уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

Использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.

Поэтому инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Главной задачей ТиПО на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки учащихся к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в ТиПО. К таким методам принадлежит проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике. Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы с соцпартнерами, а также в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы. Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в ТиПО предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение. Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

В связи с этим система образования должна нацеливаться на формирование нового типа специалиста, который умел бы самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать необходимую информацию и эффективно использовать ее в нужный момент. Этого можно добиться с переходом на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалавр - магистр - доктор).

Сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учащихся своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого учащегося?» Какой современный преподаватель не мечтает о том, чтобы учащиеся на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Инновационные технологии:

    игровые

    проектные

    технология проблемного обучения

    технология дифференцированного обучения

    технология учебно-исследовательской деятельности на уроке

Воспитательные инновационные технологии:

    здоровьесберегающие технологии

    технология групповой деятельности

    технология КТД (коллективные творческие дела).

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

Соответствие концепции гуманизации образования;

Использование личностно-ориентированного обучения;

Поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

Соответствие социокультурной потребности современного общества

самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:

Развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

Формирование личностных качеств учащихся;

Выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

Развитие различных типов мышления;

Формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

Оптимизация учебно-воспитательного процесса;

Создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

Выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

Включение учащихся в креативную деятельность;

Тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

Развивающее обучение;

Проблемное обучение;

Развитее критического мышления;

Дифференцированный подход к обучению;

Создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

Креативность (ориентация на творчество) ;

Усвоение знаний в системе;

Нетрадиционные формы уроков;

Использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

Ассоциативный ряд;

Опорный конспект;

Мозговая атака;

Групповая дискуссия;

Эссе;

Ключевые термины;

Видеофильмы;

Дидактическая игра;

Лингвистические карты;

Исследование текста;

Работа с тестами;

Нетрадиционные формы домашнего задания и т.д.

ИННОВАЦИИ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД!!!

Сущность и разновидности инновационных образовательных технологий

Определение 1

Инновационная образовательная технология – это методика организации учебно-воспитательной деятельности, предполагающая применение каких-то новых или качественное усовершенствование существующих приемов и средств для повышения эффективности образовательного процесса и создание условий учебно-воспитательной деятельности, максимально отвечающих текущим тенденциям социально-экономического развития общества.

Инновационная деятельность в образовании предполагает комплексные мероприятия, ориентированные на появление новшеств в образовательной сфере. Этими новшествами могут быть методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса, ресурсы, применяемые в процессе воспитания и обучения, научные теории и концепции.

Инновации развиваются благодаря применению научно-исследовательских направлений деятельности, нацеленных на получение нового научного знания, какого-то открытия, изобретения. Кроме того, появление инноваций может быть итогом проведения проектных работ, в ходе которых развивается инструментально-технологическое знание, отражающее возможности реализации практических действий, на базе, имеющихся научных теорий и концепций. Таким образом создаются инновационные проекты, которые в последствие приводят к появлению новых технологий.

Инновации развиваются также и в процессе образовательной деятельности. В процессе обучения происходит развитие теоретических и практических знаний учащихся, которые затем могут быть применены в различных областях практической жизнедеятельности, связанных с созданием инноваций.

Инновационные образовательные технологии базируются на трех основных компонентах:

  1. Современное, грамотно выстроенное содержание, фундамент которого составляют компетенции в профессиональной деятельности, отвечающие текущим реалиям предпринимательской деятельности. содержание включает в свой состав разнообразные мультимедийные материалы, передающиеся благодаря современным средствам связи.
  2. Применение современных, инновационных методов в обучении. Такие методы должны быть ориентированы на развитие компетенций будущей профессиональной, привлечение учащихся к активному познанию и практической деятельности, проявлению инициативности в процессе познания. Исключается пассивное усвоение учебных программ.
  3. Наличие современной инфраструктуры в учебно-воспитательном процессе. Она должна основываться на информационных, технологических, организационных и коммуникационных компонентах, которые помогают применять новые формы и методы обучения, в частности дистанционное обучение.

Инновационные технологии в образовании используются на основе применения определенных подходов в обучении т.е. принципов, которые включают требования и целевые установки, являющиеся фундамент для развития новых технологий.

Все инновации в педагогической сфере основываются на их четком соответствии текущему этапу социально-экономического развития общества. В настоящее время, они должны быть ориентированы на развитие самостоятельности учащихся, формировании их способностей к самообучению и саморазвитию, осознанном, а не механическом усвоении учебных программ.

Инновационные технологии в образовательной сфере непрерывно развиваются и расширяется их спектр. Можно выделить следующие основные группы технологий:

  1. Информационно-коммуникационные технологии или ИКТ в области предметного обучения. Применение данные технологий связано с развитием информационного общества и активным внедрением информационных средств во все сферы жизнедеятельности. Такие технологии направлены на информатизацию сознания учащихся. В образовательные программы включаются новые предметы, которые ориентированы на изучение информатики, информационных процессов и ИКТ. Процесс преподавания, также, активно информатизируется, чтобы помочь повысить информационную культуру педагогического состава и учащихся;
  2. Личностно-ориентированные технологии. Данные технологии направлены на постановку личности на приоритетную позицию в обучении и воспитании. Весь учебно-воспитательный процесс ориентируется именно на развитие личности, учета ее индивидуальности и особенностей развития.
  3. Информационно-аналитическое снабжение учебно-воспитательного процесса. Использование этой группы технологий, ориентировано на исследование развития каждого учащегося, класса, параллели, учебного заведения, их адекватного оценивания;
  4. Мониторинг интеллектуального развития. Технологии базируются на применении графиков, системы тестирования, новых методик оценивания, позволяющих отследить динамику развития отдельных учащихся и качество обучения в целом;
  5. Воспитательные технологии. Процесс обучения не может быть оторван от воспитания. Поэтому внедряются новые методики, позволяющие развить личность, ее основные качества;
  6. Дидактические технологии. Они являются основным фактором развития образовательного заведения. Такие технологии основываются на комплексе приемов и средств, включающих использование традиционных и инновационных технологий: самостоятельная работа с учебной литературой, применение аудиовизуальных, мультимедийных средств, дифференцированные способы обучения.

Рисунок 1. Инновационные образовательные технологии. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основные технологии личностно-ориентированного обучения

Данные технологии ставят во главу учебно-воспитательного процесса личность ребенка. В расчет берутся его индивидуальные качества, и педагог направляет свое мастерство на организацию обучения, согласно специфике потребностей учащегося.

Среди технологий личностно-направленного обучения можно выделить следующие:

  • Технология разноуровневого обучения. Согласно этой технологии предполагается построение учебного процесса в зависимости от способностей к усвоению материала каждым учащимся т.е. каждому ученику отводится время на усвоение программы, которое требуется именно ему и отвечает его возможностям. Так, продуктивно усваивается базисное ядро учебной программы.
  • Технология коллективного взаимообучения. Такая технология предполагает объединение учащихся в группы, состоящие минимум из двух человек, которые имеют психологическую совместимость. Они могут иметь разный уровень интеллектуального развития, но выполняют задания, помогая друг другу и, тем самым, развивая друг друга. Это формирует логическое мышление, чувство ответственности, адекватную самооценку, помогает раскрепощению учащихся.
  • Технология сотрудничества. Данная технология предполагает объединение учащихся в небольшие коллективы и обучение в них. Обучение должно проходить совместно, с осознание успехов и неудач друг друга. Обучение строится на базе постановки единой цели и задач, обязательного несения ответственности каждым учащимся и обеспечении равных условий для эффективного усвоения познавательной информации.